Консультация для родителей » Занимательная математика дома»


Консультация для родителей » Занимательная математика дома»

Консультация для родителей.

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»

Маковская Елена Вячеславовна

воспитатель КГУ СШ № 1 г. Тайынша СКО Республика Казахстан

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время)

: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, развивает у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ; получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в школе, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые, спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Занимательные игры способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость.

Поупражняйте дома ребёнка в счёте в игре «Кто больше?».

Перед играющими две кучки пуговиц, или можно взять бусинки. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки по одной пуговице или бусинки ; потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с закрытыми глазами и т.д.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.

Для игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке 3 бусинки (показывает). Сколько в левой?». Если ребёнок угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете, допускайте намеренно ошибки).

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?».

Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребёнок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился непрерывный ряд, если ребёнок дал правильный ответ, потом поменяйтесь с ним ролями. Занимательные игры способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т.д.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т.д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.

По дороге в школу или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше)

. Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий
(шарфики, полотенца, например)
, высокий-низкий
(шкаф, стол, стул, диван)
; толще-тоньше
(колбаса, сосиска, палка)
. Используйте игрушки разной величины
(матрешки, куклы, машины)
, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя)

. Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например, на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых)

, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов
(сколько у тебя пуговиц на кофточке)
.

Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость. Найти её без сосредоточенности и обдумывания невозможно. Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:

Четыре гусенка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей, Сколько всего в воде малышей? (Шесть) Семь веселых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться – Сколько свинок у корытца? (Пять) Пять цветочков у Наташи И еще два дал ей Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять? (Семь)

«Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона, одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.

-Более сложной интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части ,т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Предлагаю попробовать поиграть в игру «Танграмм».Но сначала загадка:

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

«Гусь»

.

В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.

Увлекательная игра «Колумбово яйцо».

Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо» предназначена для детей 3-8 лет Овал из 10 частей: среди них 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры(большие и маленькие),имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.

При этом нужно придерживаться простых правил.

1. части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу. 2. в составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.

«Монгольская игра»

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Игровая задача Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

1.Познакомить детей с игрой, рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть все детали, образцы изображений.

2.Составлять геометрические фигуры по образцу контуру. В состав каждой фигурки должны входить все одиннадцать частей, при этом они не должны перекрываться.

3.Придумывать свои фигуры по такому же принципу.

4.Для детей. Собирать геометрические фигуры.

Геометрические головоломки, самые простые из своего класса логических игр. По мере взросления ребенка можно приобретать более сложные логические игры.

Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте новые варианты фигур-силуэтов.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для воспитателей на тему: «Математика – интересная страна»

(из опыта работы)

Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад № 244 Бельская Н.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №244 общеразвивающего вида Советского района города Уфы Республики Башкортостан

Летит выше звёзд математика наша Уходит в моря, строит здания, пашет Сажает деревья, турбины куёт До самого неба рукой достаёт.

Ю.Яковлев

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», — об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда.

Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривает как сложное методологическое направление, реализующее основную задачу – подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.

Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать математические понятия, способствовать повышению интереса к математике веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе. Раскрывая удивительный мир окружающих чисел и фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю, учит детей приобретать знания. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов. Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Поэтому немалую роль играет форма подачи, вызывающая эмоциональную окраску, непринуждённость, заинтересованность, познавательный интерес, перерастающий в познавательную активность ребёнка. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс. На занятиях математики мы с детьми отправляемся в удивительное, сказочное Королевство «Математика», путешествуем по островам, открываем новые страны. Здесь нам помогает большое разнообразие дидактических игр ( «Геометрическое лото», «Укрась коврик», «Логические таблицы»), игры со словом ( «Кто знает – пусть дальше считает», «Назови следующий день недели», «Что бывает круглым…»), игры с геометрическим материалом ( «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»), игры-головоломки, логические задачи, пословицы, поговорки, крылатые слова, весёлые стихи про цифры (С. Маршак, З.Александрова, П.Башмаков, В.Степанов, В.Бакалдин), задачи в стихах, загадки, считалки. Очень любят дети игры со счётными палочками. С помощью палочек создают не только знакомые предметы, но и фантазируют что-то своё необычное, оригинальное. Родители помогли нам оформить математический коврик (с одной стороны цифры, с другой – геометрические фигуры) На волшебном математическом коврике мы отправляемся в путешествие в лес, в город математических загадок, в мир чисел. В гости к Незнайке. Для закрепления знаний о последовательности дней недели изготовили пособие «Цветик-семицветик», из цветных крышек пособие «Собери сутки», для счётной деятельности пеналы с геометрическими фигурами.

Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру ( «Домики трёх поросят», «Снежная семья», «Украшение ленты»), на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, морковки, овощи, фрукты, на аппликации создают геометрические узоры, вырезают круг из квадрата, овал из прямоугольника ( «Мишка», «Неваляшка», «Строим дом»). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читаем сказки М.И. Стожаровой. Привлекательный сюжет сказок можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно-познавательные ситуации. Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Так, в «Сказке о том, как круг и квадрат отправились в поход», дети подбирают предметы похожие на ту или иную геометрическую фигуру, в сказке «Яблоко» — дети делят круг на две и четыре равные части.

Одним из видов познавательной деятельности являются математические конкурсы, праздники, развлечения, викторины (конкурс «Догонялки», вечер «Бабушка-загадушка», развлечение «Теремок»). Они требуют от участников не только знаний, но и находчивости, смекалки, вызывают неподдельный интерес у детей разного возраста.

На прогулке с детьми считаем листики, камушки, шишки ( «Разложи листья разной величины»), сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка».

Большая работа проводится и с родителями. Мы приглашаем родителей на открытые занятия по ФЭМП ( «У нас в гостях Буратино», «1,2, 3, 4, 5 – научились мы считать», «Удивительное путешествие в страну Числяндию»), проводим совместные развлечения-конкурсы ( «Конкурс продавцов», «Ну-ка, звёздочка, зажгись!», «Математическая викторина»), вечер открытых дверей «Математическая игротека» (совместные игры детей и родителей с использованием дидактических игр), внесли традицию группы «Игра на выходной!» (дети по желанию на выходной берут домой по одной игре), вносим информацию на стенд ( «Учите, играя», «Страна математики», «Воспитывать радость познания», «Играйте вместе с нами»).

Путешествуя по сказочной стране «Математика», наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]