Проект «Правильное питание – залог здоровья»
Авторы:
Федюнина Вера Владимировна, воспитатель
Иваненко Елена Алексеевна, воспитатель
МА ДОУ Голышмановский ЦРР-детский сад №4 «Ёлочка»
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Солнышко», родители воспитанников
Введение
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша.
Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», чтоб оградить наших детей от часто рекламируемых чипсов, шоколадок, гамбургеров и газировки.
Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Оно обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Проблема заключается в том, что дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья
Актуальность: В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.
Цель проекта: формирование навыков здорового питания у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Формирование у дошкольников основ рационального питания.
2. Ознакомление детей с полезными продуктами.
3. Формирование представлений дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье.
4. Совершенствование у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья.
5. Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.
6. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.
Гипотеза: реализация проекта окажет позитивное влияние на развитие познавательной активности детей нашей группы, в части ознакомления их с принципами здорового питания.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
— подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
— подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки);
— работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
— оповещение родителей о предстоящем проекте;
— анкетирование родителей о правильном питании.
2. Основной
В ходе реализации проекта была проведена следующая работа:
Познавательное развитие
— Игровые ситуации: «Помоги разложить овощи и фрукты по разным корзинам», «Угадай, что это?», «Соленая или свежая?» (развитие осязания и вкусовых рецепторов);
— Беседы: «Какие витамины содержатся в овощах и фруктах», «Здоровый образ жизни», «Что можно приготовить из овощей и фруктов»
— Проведение опыта «Угадай на вкус»;
— Дидактические игры: «Полезное и вредное», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Какой овощ, угадай?».
Социально-коммуникативное развитие
— Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья» (знакомство детей с витаминами), «Найди витаминам дом» (распределить витамины по овощам и фруктам),
«Загадки с грядки»(силуэтное изображение овощей и фруктов),
«Веселые поварята» (варим борщ и компот),
«Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь,
«Узнай по вкусу», «Узнай блюдо», пазлы «Овощи и фрукты»,«Подбери по цвету», «Найди пару»
Речевое развитие
— «Какой сок?», «Какое варенье?», «Какой джем?» (Согласование окончаний имён прилагательных и существительных)
— «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов)
«Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах)
— «Один –много» (окончание существительных)
— «Найди по описанию» (развитие связной речи)
— «Что где растет? (употребление предлогов)
— Разучивание стихотворений: Ю. Тувим«Овощи», разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок
— Чтение худ. литературы: Сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей»,«Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев«Мешок яблок», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»,Л. Зильберг«Полезные продукт».
Художественно-эстетическое развитие
— Аппликация «Заготовки на зиму»
— Лепка «Овощи в тарелке»
— Пластилинография «Фруктовый сад»
— Коллективная работа «Витамины в овощах и фруктах»
— Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей
Физическое развитие
— Подвижные игры: «Огуречик,огуречик»,«Огородник», «Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,.«Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»).
— Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, Осень».
— Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски-две редиски, «Фрукты»,«У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород»
3. Заключительный
Итоговое развлечение: театрализованное представление музыкальная сказка по мотивам мультфильма «Бременские музыканты», «В некотором государстве».
Заключение
Итак, реализация данного проекта позволила расширить и обогатить знания детей о правильном питании, его пользе.
Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получили практические навыки по приготовлению некоторых полезных блюд, научились правильно накрывать на стол;
Они умеют различать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают значение витаминов для здоровья организма.
Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.
В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания.
Наша гипотеза подтвердилась: реализация проекта оказала позитивное влияние на развитие познавательной активности детей нашей группы, в части ознакомления их с принципами здорового питания.
Список использованной литературы
1. Андреев Ю.А. Новые Три кита здоровья — М.: Феникс. 2014. — 350с.
2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Правильное питание дошкольников».-М, — 2011г.
3. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» //Дошкольное воспитание .- № 11, 2004г.
4. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» //Дошкольное воспитание .-№ 6, 2002г.
5. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. — Минск, 2021. — 242с.
6. Унзорг Р. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. — М.: «Кристина и Ко», 2012. — 234 с.
7. Ресурсы сети Интернет.
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007681- 0007682
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Соблюдаем режим
Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие
. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов. Кроме того, очень
важно соблюдать пищевой режим
. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.
Оптимальным режимом
считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин. Ребенок, посещающий
детский сад
, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел. Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.
Желания и безопасность
Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш. Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился. А что делать, если ребенок не желает
есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо.
Не заставляйте
ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.