Что включает подготовка к утреннику
Цель проведения утренника ко Дню Победы едина для дошколят всех групп и заключается в воспитании уважения и гордости за героизм и мужество народа, воевавшего против фашизма.
Чтобы разработать праздничное мероприятие, педагогу нужно:
- определить задачи его проведения с учётом возраста воспитанников;
- выбрать форму организации утренника;
- наполнить форму содержанием, то есть придумать сюжет, распределив роли и слова между детьми;
- подобрать музыку и декорации под сюжетную задумку;
- оформить зал, где будет проводиться мероприятие.
Задачи определяют выбор формы и характер содержания утренника.
Для любой возрастной группы сценарий может быть реализован в форме поздравительной открытки или праздничного концерта для ветерана: на праздник приглашается участник боевых действий, в честь которого дети поют, декламируют и играют.
Кроме воспитания патриотических чувств, утренник ко Дню Победы, как и другие подобные мероприятия, является способом продемонстрировать творческий потенциал ребят
Таблица: задачи и подходящие формы реализации сценария
Группа | Задачи | Форма реализации сценария |
Вторая младшая |
| Литературно-музыкальная композиция с исполнением одной военной песни (обычно под «плюс»), декламацией стихотворений (задействуются неплохо говорящие дети), одним-двумя танцами, дидактическими и подвижными играми по теме (могут подключаться родители). Роль ведущего выполняет педагог. Утренник идёт 30 минут. |
Средняя |
| Литературно-музыкальная композиция, также с декламацией, танцами (например, одним общим и двумя по группам) и исполнением одной-двух песен. При этом в сценарий можно включить костюмированную инсценировку стихотворения или отрывка из прозы. Сюжет утренника имеет более сложную композицию: есть ситуация-завязка, развитие действия, кульминация (например, театрализация), развязка. Роли ведущих остаются детям (одной или двум парам). Мероприятие рассчитано на 40 минут. |
Старшая |
| Акцент в литературно-музыкальной композиции делается на литературную составляющую, куда включаются рассказы детей о родственниках, участвовавших в ВОВ. Сценарий может быть основан на театрализованной постановке по теме со стихотворениями (в декламации задействуется 2/3 группы) и танцами (одним-двумя общими и двумя групповыми). Длительность мероприятия — 60 минут. |
Подготовительная |
В первой младшей группе утренник ко Дню Победы не проводится. Но педагог накануне рассказывает о существовании такого важного для каждого человека в городе, стране праздника. Это может быть сделано в форме экскурсии к памятнику погибшим в ВОВ, презентации с 3–4 слайдами, на которых представлены фотографии солдат, боевых машин, Парада Победы 1945 года. Показ должен происходить под соответствующую музыку.
Обычно подготовка утренника ко Дню Победы начинается за месяц до мероприятия
Голубош И.В. воспитатель
Возрастная группа: средний дошкольный возраст. 4 – 5 лет. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Участники проекта: В реализации проекта участвуют дети среднего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры. Сроки реализации проекта: Краткосрочный Проект реализуется с 20.03.2019г. по 20.05.2020г. Видпроекта: Познавательный,творческий, социально — значимый По степени участия: Групповой Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Актуальность
В 2021 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Создание проекта «Поклонимся великим тем годам» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. Цель
Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Задачи Образовательные:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами — героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны; Развивающие:
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма; Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта определение проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
- этап: Основной (практический) — реализация проекта 3.этап Заключительный (обобщающий) Экскурсия: к обелиску, возложение цветов павшим героям ВОВ, создание альбомов на военную тематику. Проведение музыкального праздника «Этот славный День Победы»
Продукт
- Методический материал о Великой Отечественно войне, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне
- Альбомы на военную тематику: «Военная техника» «Они сражались за Родину» «Города – герои»
- «Выставка рисунков на военную тематику» 4.Участие в Акциях
- Музыкальный праздник «Этот славный День Победы»
Проблема проекта: Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Основные формы реализации проекта Экскурсии; НОД; беседы; просмотр презентаций и видео роликов о войне; мини-выставки;составление рассказов;физкультурные досуги;консультации для родителей.
Взаимодействия с родителями
- Оформление информационных стендов в средней группе ДОУ: «Мы память бережно храним»
- Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
- Разработать памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?»
- Оформить папку – передвижку « Прочтите детям»
- Создание в группе уголка «Никто не забыт и нечто не забыто»,
- Участие в акциях
Предполагаемый результат проекта
Воспитанники: 1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
- Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
- Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
- Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение старших групп методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Родители: Активные и заинтересованные участники проекта; Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность. Педагоги: Осуществляют инновационную деятельность, Повышают профессиональный уровень.
Работа с детьми
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности: — физкультурный досуг «Мы будущие защитники Родины» Игра-забава «Попади в цель». Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу — огонь!», «Соколиный бой», «Дракон», «Салют», «Поймай диверсантов», «Переправа», «Летчики — на аэродром! «Самолёты» | Физкультурный досуг « Аты баты шли солдаты», день здоровья, подвижные игры, эстафеты, игры забавы. марафон. |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: « Защитники Родины», «Перевяжи раненого». «Служба спасения». «Выложи фигуру» (выложить из счетных палочек танк, ракету, самолет и т.д.), «Отгадай, какую военную технику я задумал(а)?» (по типу игры «Да — нет»). Игра«Защищаем Родину», «Солдаты». Знакомство с государственной символикой. Акция: «Георгиевская ленточка», «Мы память бережно храним» | совместная образовательная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
3. | «Познавательное развитие» | Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:«Война и мир», «День Победы» «Что такое героизм», «На привале» (беседы о военных профессиях), Рассматривание иллюстраций о войне Просмотр презентаций: «Великая Отечественная Война», «Не забудем их подвиг великий!». «Детство отняла война». Просмотр мультфильмов с обсуждением: «Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм), «Солдатская лампа» (ТО «Экран»), «Воспоминание» («Союзмультфильм»), «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»), «Василек» («Союзмультфильм»), Логическая игра «По какой дорожке должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей части?». Логическая игра «Найди отличия» (сравнение двух картинок: найти сходство и различие). Дидактическая игра «Путешествие ВО времени» (оружие от прошлого до наших дней). | Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. |
«Речевое развитие» | Креативное задание «Отгадайте, кем хотят стать эти мальчики?» Отгадывание загадок о военной технике, оружии. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др. Разучивание стихов ко Дню победы: С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»; В. Косовипкий «Будущий мужчина» Составление рассказов: по набору игрушек военной тематики, военные профессии, Экскурсия в Музей Победы в ДОУ Посещение библиотеки Беседа об армии в мирное время. Разучивание пословиц и поговорок об армии. Конкурс чтецов «Строки опалённые войной». | Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. | |
4. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование на тему «Военная техника», «Мир без войны» (коллективная работа), «Самолёты летят», «Салют», «Танк» Лепка на тему «Танк», «Самолёт» Ручной труд «самолет», « танк»«Голубь мира» Изготовление семейных праздничных открыток к Дню Победы Рассматривание репродукций картин: «Илья Муромец» (худ. К. Рерих); «Витязь на распутье», «Богатыри», «Парад Победы» (М.И. Самсонов); «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г» (К. Юон); Рассматривание и обсуждение плакатов: «Воин Красной Армии, спаси!» (худ. В. Корецкий); «Родина-мать зовет!» (И.М. Тоидзе) «Письмо с фронта» (А. Лактионов); Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь Победы!», «Мы голосуем за мир!», «Никто не забыт, ни что не забыто», «Богатыри земли русской». Музыкальная гостиная «Знакомство с песнями военных лет». Музыкально ритмические упражнения под музыку: «Самолет» (В. Тиличеева), «Марш деревянных солдатиков» (П. Чайковский). Слушание отрывок из пьесы «Богатырские ворота» (муз. произведение «Картинки с выставки») М. Мусоргского Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мой дедушка», «Моя Родина», К. Ушинский «Наше Отечество». Разучивание: Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мы шагаем как солдаты», В. Степанов «Наша армия». Изготовление «Книги Памяти». Изготовление поздравительных открыток для ветеранов. | Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. |
Обобщающе — результативный этап: Подведение итогов. Презентация проекта: Музыкальный праздник «Этот славный День Победы!» с родителями воспитанников;
Ресурсы Информационные ресурсы Презентации: «Великая Отечественная Война», «Не забудем их подвиг великий!». «Парад победы», Мультфильмы: «Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм), «Солдатская лампа» (ТО «Экран»), «Воспоминание» («Союзмультфильм»), «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»), «Василек» («Союзмультфильм»), «Великая отечественная война» (Студия «На облачке»), «Скрипка пионера» («Союзмультфильм»).
Учебно-методические ресурсы: Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону : Феникс, 2008. — 282 с. — (Сердце отдаю детям). Воспитание нравственных чувств у средних дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., — М., 1980. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., — 2008. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. — Москва : Сфера, 2006. — 192 с. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. — М., 2005. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., — М., 2005. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. — Воронеж : Учитель, 2005. — 205 с. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва : Линка-Пресс, 2003. — 200 с. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., — М., 2007. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. — Москва : ИЭОПГКО, 2007. — 144 с. — (Обретенное поколение). С любовью к России : методические рекомендации. — Москва : Воспитание дошкольника, 2007. — 128 с. Социально-педагогический проект «Недаром помнит вся Россия» : методический материал. — Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. — (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
Разработка сценария утренника
Разрабатывая сценарий утренника, важно выбрать небанальную сюжетную канву, то есть литературную составляющую, а также подходящее музыкально-танцевальное сопровождение.
Песни и танцы для утренника
Праздничное мероприятие должно обязательно иметь музыкально-хореографическое оформление. Именно оно придаёт утреннику торжественность. Самые популярные военные песни для утренника можно найти здесь или в такой подборке.
Тексты для младшей и средней групп стоит брать не целиком, а один куплет-припев. Музыкальное сопровождение, а также полезные аудиоматериалы (объявление Ю.Левитана о начале войны, о капитуляции Германии и др.) можно найти здесь.
Учитывая возраст ребят второй младшей группы, танцы и разучивание песен планируются заранее, за месяц до утренника. Репетиции обычно организуются на музыкальном занятии. Если речевое развитие ребят позволяет, песня может исполняться под «минус» или аккомпанемент музыкального руководителя.
В средней группе исполнение песен и танцев может быть не только общим, но и групповым (например, танец девочек-медсестёр под «Вальс фронтовой медсестры»). В старшей группе возможна постановка парного танца-вальса «Случайный вальс» (на 3–4 пары). В среднем и старшем дошкольном возрасте танцевальные номера должны ставиться хореографом детского сада или, если такой штатной единицы нет, с привлечением родителей, профессионально занимающихся этим видом искусства. На подготовку номеров следует отвести 3–4 занятия.
Видео: песня «Прадедушка» в исполнении воспитанников второй младшей группы
Видео: музыкально-танцевальный номер воспитанников младшей группы
Видео: танцевальные номера для утренника в средней группе
Идеи для младших групп
Учитывая возраст ребят, перед мероприятием уместно провести ознакомительное занятие, посвящённое Дню Победы, на котором детям можно показать презентацию со слайдами по теме и рассказать о том, почему празднуется День Победы.
Для второй младшей группы среди актуальных сюжетных идей для сценария можно назвать:
- Парад Победы (дети — представители разных родов войск, каждая группа в стихотворной форме представляет свой отряд, предлагает поиграть в игру и поёт песню);
- встречу солдат-героев, которые после войны возобновляют мирную жизнь (дети в роли солдат декламируют, поют);
- военно-полевой концерт (малыши в солдатских пилотках, рассказывают 3–4 стихотворения или исполняют песню, а потом для них поют и декламируют стихотворения старшие ребята);
- военно-патриотические игры (педагог говорит вступительное слово, а затем дети и родители играют в тематические игры);
- рассказ воевавшим героям о том, как живут их потомки (это позволяет «облегчить» содержание стихотворений и песен для малышей).
В младшей группе сценарий основывается на декламации, пении и танцах
Материалы для сценария в младшей группе
В сюжет для малышей обязательно включаются стихотворения, игры, физкультминутки, а также песни и танцы.
Стихотворения
Среди наиболее подходящих под уровень развития речи детей 3–4 лет стихотворений:
- Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат;
- Мы идём с флажками, Песни распевая. Все ребята любят Девятое Мая!
- Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут.
- Роса на кустах зажигается ярких, Листву согревает дыханье весны. Гуляют с внучатами в солнечных парках Герои давно отгремевшей войны.
Если ребята уже умеют работать в мини-группах, то можно одно стихотворение разделить на троих:
- День Победы! День Победы! На парад мы все идём. День Победы! День Победы! Красные флажки несём. – 1 ребёнок;
- День Победы! День Победы! Отмечает вся страна! День Победы! День Победы! Ведь она у нас одна! – 2 ребёнок;
- Мы несём флажки с цветами В самый мирный день в году. Никогда не знайте, дети, Про войну и про беду! – 3 ребёнок.
В подборку стихотворений о солдатах, восстанавливающих мирную жизнь после войны можно включить строчки, в которых дети представляют себя в образах представителей мирных профессий:
- Кто с лопатой, кто с ведром — Во дворе мы строим дом. Вместе с нами строит кран, Великан — подъёмный кран.
- Я занят, очень занят, — Ношусь по этажам. Весёлые открытки Несу на праздник вам. Взгляните на открытки: Таких в киосках нет. На них сверкает солнце И солнечный букет. Дарю, дарю открытки Я всем своим друзьям, Звоню во все квартиры, Ношусь по этажам. — Постой! — кричат ребята. – Откуда ты их взял? — Откуда? Да из дома! Я сам нарисовал.
Для утренника во второй младшей группе подбирается 4–5 стихотворений-четверостиший для детей и 3–4 для ведущего.
Физкультминутки
В сценарий включается 1–2 физкультминутки для смены вида деятельности ребят. Например, после вступительного слова педагога, перед тем как дети будут читать стихотворения и петь. Или после декламации, перед игровым блоком.
- Мы идём с флажками (имитируют ходьбу), Песни распевая. Все ребята любят Девятое Мая! Флажки свои Поднимем вверх (поднимают флажки вверх), Поздравим всех, Поздравим всех!
- Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом (показывают), Левой — раз, левой –раз — Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки (показывают) – Дружно, веселей! Застучали наши ножки (топают) – Громче и быстрей! По коленочкам ударим (хлопают ладошками по коленям) – Тише, тише, тише. Ручки, ручки, поднимаем (поднимают руки) – Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки (показывают «фонарики»), Снова опустились (опускаются). Мы на месте покружились (кружатся) И остановились. Снова выстроились в ряд (строятся в шеренгу), Словно вышли на парад, Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора.
- Майский праздник — День Победы (Дети встают, маршируют на месте) Отмечает вся страна Надевают наши деды (Наклоны с имитацией одевания орденов) Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога (Дети идут друг за другом, маршируют) На торжественный парад, И задумчиво с порога (Останавливаются, подносят руку к лицу, глядят вдаль) Вслед им бабушки глядят.
- Вокруг всё было тихо. (Встать прямо, руки опустить) И вдруг — салют! Салют! ( Поднять руки вверх) Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо). и там, и тут! Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх 2-З раза) Над праздничной Москвой Взвивается всё выше Огней фонтан живой. На улицу, на улицу (Лёгкий бег на месте). Все радостно бегут, Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо) На праздничный салют!
Загадки
В качестве способа закрепить знания детей по теме, после чтения стихотворений, исполнения песен в качестве игрового момента можно предложить разгадывание 3–4 загадок:
- Какая страна вам, ребята, родней? Я верю, сердца ваши отданы ей, И знаю, кого ни спроси я — Ответит он гордо – (Россия);
- Наш учёный, с другом Васей, плавал дома на матрасе, ловко обогнул диван Вася — храбрый … (капитан);
- Был столяр на дне рожденья у Володи в воскресенье. Папа Вовке автомат подарил, чтоб рос … (солдат);
- Саша гордо самолёт на верёвочке везёт, он готовится к полётам, значит, вырастит … (пилотом);
- Все солдаты ходят строем. Ордена раздал героям и обратно в бой послал Рома — храбрый … (генерал);
- Подготовлен самолёт. Он отправится в (полёт).
Игровой блок
В сценарий включается две-три игры. Как уже отмечалось, в игры можно подключать родителей.
Таблица: игры для сценария утренника ко Дню Победы во второй младшей группе
Название | Оборудование | Правила |
«Найди себе пару» |
|
|
«Салют» |
|
|
«Фейерверк» | Султанчики трёх цветов (белого, красного и синего) из расчёта по одному на каждого ребёнка. |
|
«Собери технику» (игра для пап) | Разрезанные картинки с изображением военной техники. |
|
Фотогалерея: материалы для игры-пазла «Сложи технику»
Картинки могут быть с подписями названий техники
Пазлы с техникой не стоит разрезать больше, чем на 8 частей
Собрав картинку, участник поднимает руку
Количество картинок подбирается под число игроков
В процессе игры педагог напоминает зрителям поддерживать игроков
Игру можно проводить в парах: папа и ребёнок
Примеры сценариев для младшей группы
В «Сценарий праздника 9 Мая для детей младшей группы» Ю. Батуриной представлено интересное композиционное решение: дети вначале читают стихотворения, затем играют и переходят к следующему блоку — танцевальному, где представлены групповые номера — для девочек «Танец куколок» и для мальчиков «Танец лошадок». Как способ дать детям передышку в сценарий введена игра для пап.
Гармоничное введение информационного блока в сценарий утренника, когда педагог объясняет, что такое День Победы и почему так важно о нём не забывать, представлено в работе Гусевой Ю.И. «Салют Победе!».
Пример сценария, основанного на играх и рассказе педагога о Дне Победы, представлен в разработке Е. Корчиной «9 мая — День Победы».
Игровая часть является основной в утреннике для младших дошкольников
Идеи для средней группы
В качестве идей для сценария в средней группе можно предложить:
- инсценировку (всё мероприятие носит характер театрализации, например, проводы солдат на войну, ведущий может привлекаться для приветственного слова и подведения итогов);
- встречу боевых товарищей, которые вспоминают дни войны;
- фестиваль подвижных игр (стихотворения о дружбе на войне чередуются с играми по теме);
- военно-полевой концерт (в композицию вплетаются стихотворения, песни, игры и инсценировки, посвящённые подвигам солдат и тех, кто трудился в тылу).
Материалы для средней группы
В средней группе в сценарий добавляется инсценировка, которая является центральным элементом сюжета.
Тексты для инсценировок
С точки зрения сценографии, для театрализации выгодно будет смотреться:
- стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины»;
- подборка стихотворений о войне для постановки «У костра» – дети в костюмах солдат собираются вокруг импровизированно костра, декламируют поэтические строки, в конце благодарят прадедушек и прабабушек за мирную жизнь сегодня (на основе этой инсценировки может быть выстроен весь утренник);
- песня «Прадедушка» с иллюстрацией текста движениями (к примеру, на слова «Он защищал жену свою и сына» мальчик, исполняющий роль Прадедушки, закрывает собой девочку, которая держит за руку «сына»).
Вариантом инсценировки в средней группе может быть сценка вокруг имитации вечного огня: дети читают стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины» и запускают на воздушных шариках бумажных голубей мира
Стихотворения
В стихотворный блок для средней группы включаются поэтические строки с ярко выраженным личным мнением рассказчика:
- Мой прадед Рассказывал мне о войне. Как в танке сражались, Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну. Победа пришла В Сорок пятом году! Вечернее небо, Победы салют. Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту — Детям своим расскажу, Как прадеды их Защищали страну!
- День Победы — светлый праздник, Я ему так рад, Потому что вместе с дедом Еду на парад! Я хочу в строю военном Вместе с ним пройти, Знамя красное Победы Вместе с ним нести! Пусть мой деда твёрдо знает — Буду я в строю, Защищать, как он, смогу я Родину свою!
- Я фильм смотрела о войне, И было очень страшно мне. Рвались снаряды, бой гремел, И люди погибали. А рядом дедушка сидел, И на груди медали. За то, что вместе со страной Сломил он силу злую… Медали глажу я рукой И дедушку целую.
- Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну!
Взаимодействие с детьми в процессе декламации можно выстроить с привлечением хоровых ответов ребят. Например, после завершения чтения стихотворения «Праздник мира в стране и цветов…» дети хором говорят: «Спасибо!»
Игры
Этот блок, в сравнении с младшей группой, расширяется до трёх или четырёх игр, если позволяет хронометраж мероприятия.
Таблица: примеры игр для утренника ко Дню Победы в средней группе
Название | Оборудование | Правила |
«Помоги раненому» |
|
|
«Погоны» |
|
|
«Кто больше соберёт колосков» (в контексте разговора о тружениках тыла, собиравших хлеб) | Бутафорские колоски |
|
«Найди пару» (в контексте разговора о тружениках тыла, которые шили одежду для солдат) | Кусочки ткани разного цвета и отрезки тесьмы таких же оттенков |
|
«Кавалеристы» |
|
|
Для игры «Погоны» можно распечатать парадные погоны маршала СССР
Примеры сценариев для средней группы
Разработка Алиевой Г.А. «Сценарий праздника «День Победы» в средней группе» любопытна сценографическим решением для иллюстрации стихотворения «Письмо сыну с фронта»: мальчик выходит с письмом, сложенным треугольником, и зачитывает текст от первого лица.
Интересные игры для обыгрывания сценария о тружениках тыла можно найти в разработке «Цвети, Земля».
Материалами, связывающими один элемент композиции с другим, могут выступать тематические видеоролики. С примером такого сценария можно ознакомиться в работе Агрофоновой Т.А. «Великий День Победы».
В сценарии «И только потому мы победили» представлено детальное описание постановки танца на тему. А в качестве примера составления кратких и познавательных рассказов педагога о героях войны (А. Матросове, Н. Гастелло) можно использовать сценарий «День Победы».
Педагог Мосявра С.В. в разработке «День Победы». Сценарий утренника для средней группы» предлагает вариант сочетания всех видов деятельности ребят — инсценировки, декламации, пения, танцев — в одном мероприятии.
Видео: утренник ко Дню Победы в средней группе
Идеи для старшей группы
В качестве идей сценариев для детей 5–6 лет, кроме тех, что обозначены для средней группы, можно также предложить:
- рассказ от имени ребят о событиях военных лет (например, в День Победы мальчик интересуется у нарядно одетых детей, куда они, такие красивые и с цветами, собрались);
- праздничный концерт, посвящённый ветеранам войны, с песнями и декламацией;
- интервью, которое берёт военный корреспондент у ребят, расспрашивая о воевавших родственниках.
Банк материалов
Для ребят старшего дошкольного возраста за основу для сценария можно брать материалы средней группы, но на новом, более сложном уровне.
Инсценировки
Для старших дошколят инсценировку можно чуть усложнить, добавив в неё больше личных переживаний исполнителей. Например, используя сюжет песни «Баллада о солдатской матери»: на сцену выходят ребята, одетые в солдатскую форму, ведущие говорят слова приветствия, а затем иллюстрируют слова песни действиями. Инсценировать также можно шествие «Бессмертный полк»: дети с портретами воевавших родственников рассказывают об их судьбах.
Инсценировки в старшей группе усложняются тем, что для создания образов от детей требуется большая эмоциональная отдача
Стихотворения
Поэтические произведения для старшего дошкольного возраста можно найти здесь. Причём некоторые из этих произведений можно сделать отдельными сценическими зарисовками. Например, стихотворение С. Пивоварова «На радио» ребёнок может рассказывать, сидя за столом, на котором стоит радио. А для антуража под стихотворение Т. Шапиро «Я в солдатики играю» декламирующий может сидеть в окружении игрушечных солдатиков. Стихотворение «Димкин дед» С. Пивоварова ребёнок может рассказывать, показывая на фотографию своего родственника, участвовавшего в войне.
В стихотворный блок для старших дошкольников можно включать произведения, написанные самим ребятами или совместно с родителями, в том числе и посвящённые родственникам, участвовавшим в ВОВ.
Игры
В сценарий утренника для старшей группы игры включаются нечасто, так как бо́льшая часть времени отдаётся под литературные, музыкальные и хореографические номера. И тем не менее одну-две игры вплести в действие можно, в том числе и для снижения эмоционального напряжения, учитывая трагизм темы мероприятия.
Таблица: примеры игр для утренника ко Дню Победы в старшей группе
Название | Оборудование | Правила |
«Боевая тревога» | Флажки красного и синего цветов. |
|
«Доставь снаряды» |
|
|
«Кто быстрее соберёт автомат» | 2 разрезанные на элементы пазла картинки с автоматом |
|
Для игры «Кто быстрее соберёт автомат» нужно подобрать картинку с изображением оружия, которое использовалось советскими солдатами в годы ВОВ
Образцы сценариев утренника для старшей группы
Композицию утренника можно выстроить рассказом ребят (в стихотворной форме, песнями, танцами) о событиях ВОВ, а также о том, как война коснулась родного города. Всё мероприятие иллюстрируется слайдами презентации на мультимедийном экране. Пример такого сценария можно найти в работе Салиховой Е.Н. «Славный день Победы».
Интересное решение распределения ролей, когда ведущие являются персонажами инсценировки, можно увидеть в сценарии Складчиковой Н.П. «Сценарий утренника «День Победы».
Танцы могут тематически быть не связаны с темой войны. Например, в сценарии Ситниковой Н.П. «Никто не забыт, ничто не забыто!» весёлость одного из танцев объясняется тем, что к военным для поддержки боевого духа часто приезжали артисты.
Утренник, основанный на театрализации, когда «почтальон» доставляет «солдатам» письма из дома, представлен в сценарии М. Апрелевой «В минуты затишья».
Видео: утренник «9 Мая» в старшей группе
Видео: утренник-праздничный концерт ко Дню Победы в исполнении старших дошкольников
Кого пригласить на праздник
Безусловно, ни один детсадовский праздник не обходится без участия родителей. На торжество под названием «День Победы» в детском саду стоит пригласить дедушек и бабушек. Они искренне порадуются успехам внука или внучки, а праздник всколыхнет в их душе воспоминания о трудном военном или непростом послевоенном времени.
Ребята обычно очень старательно изготавливают пригласительные открытки по заданной тематике, а воспитатель подписывает их, уточняя время проведения данного мероприятия. Ни одна купленная открытка не заменит открытки, сделанной детскими руками, ведь они наполнены любовью и теплотой чистой души.
Декорации для утренника
Оформление праздника должно соответствовать материалам сценария. При этом в младшей групп декораций не должно быть слишком много, достаточно общего украшения зала: георгиевская лента на заднике сцены, надпись «9 Мая — День Победы», фото ветерана в орденах. Обязательно нужно позаботиться о подготовке реквизита для игр. Что касается костюмов, то это могут быть отдельные элементы, например, пилотки. В средней, старшей группе к общему оформлению сцены добавляются атрибуты для инсценировок: имитация костра, например, или бутафорский Вечный огонь, к которому дети по сценарию возлагают цветы. Этот ход реализуется в постановке Моисеевой Л.А. «Утренник 9 Мая в старшей группе». На заднике сцены можно организовать выставку изображений военной техники.
Костюмы для детей 4–6 лет становятся более реалистичными, желательно, чтобы это была солдатская форма. В старшей группе перед входом в музыкальный зал может быть организована выставка проектов, посвящённых героям-родственникам воспитанников.
Зрительный зал можно оформить гвоздиками из фольги и тематическими фотографиями
Утренник, посвящённый Дню Победы, является обязательным мероприятием, которое организуется в детском саду. Составляя сценарий праздника, педагог руководствуется задачами патриотического воспитания дошкольников конкретного возраста, подбирая понятные и доступные для их воплощения форму и содержание. В этом случае, а также при условии ответственного подхода к репетиционному процессу утренник пройдёт на высоком уровне и понравится не только гостям, но и самим участникам.
Подготовка торжества
Это дело хлопотное, но оно того стоит. День Победы в детских садах призван вызывать у детей чувство гордости и восхищения своей страной и народом. Для этого нужно помнить, что каждый ребенок должен принять участие в подготовке самого праздника. Например, попросить детей нарисовать рисунки на темы «Мир», «Советский солдат», «Родина» и потом к 9 Мая устроить выставку работ.
На утренник нужно пригласить ветеранов или их родственников, для которых дети прочитают стихи или споют песни. Если гости согласятся посетить детский сад, сценарий «День Победы» должен включать в себя время для общения ветерана и воспитанников. В завершение встречи дети подарят им открытки, сделанные своими руками, и цветы.
Можно на одном из занятий, посвященных дате 9 мая 1945 года, показать ребятам тематический документальный фильм. Пусть дети увидят, как люди восприняли известие об окончании войны. Как они искренне, не скрывая слез, обнимали друг друга, с цветами в руках встречали победителей.
Хотелось бы заметить, что в дошкольном возрасте не нужно детям рассказывать о кровопролитных сражениях и о том, сколько было смертей и страданий. Это может травмировать нежную детскую психику. Пусть малыши воспринимают праздник, как радость.
День Победы в садике и дома
День Победы в детском саду – это масштабное массовое мероприятие, проводимое с образовательной и воспитательной целью.
Но не стоит забывать о том, что в каждой семье были свои герои Великой Отечественной Войны. И дети не должны разглядывать старые фотографии, как картинки, каждый ребенок должен знать о человеке, который боролся за мирное небо над его головой. Он должен с почетом и уважением относиться к этим людям.
Мероприятие «День Победы» в детских садах может рассказать детям о значимости этого события для страны и народа. Но пока еще есть возможность, ребенку нужно услышать рассказ бабушки или дедушки, прабабушки или прадедушки о героях, сражавшихся за свою Родину, которых они помнят лично. Может быть, в доме сохранились военные трофеи или письма — покажите их ребенку, предложите воспитательнице в детском саду сделать тематическую выставку к памятной дате.
Принципы и правила
Каждому воспитателю нужно помнить, что «День Победы» в детском саду — это лучшее время для формирования у ребенка таких человеческих качеств, как любовь и сострадание к ближнему, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Для достижения этого нужно помнить следующие принципы:
- Нельзя, оставаясь равнодушным самому, сделать настоящий праздник для детей.
- Работайте по организации праздника совместно с родителями, они могут помочь вам с массой новых идей.
- Создайте в группе особенную торжественную атмосферу. Пусть дети почувствуют всю серьезность события.
- Раскройте дошкольникам всю значимость этого праздника через занятия и выставки, посвященные Дню Победы.
- Посетите совместно с воспитанниками тематические экспозиции и музеи.
- Объясните детям смысл фразы «Никто не забыт – ничто не забыто».
Только сделав атмосферу праздника эмоционально насыщенной в плане познания, можно достучаться до сознания детей.