Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста


Паспорт уголка конструирования в средней группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирский детский сад № 30 « Снегирёк»

Паспорт

уголка конструирования средней группы № 5 « Радуга»

Составили: Майданюк О.Н.

Г. Новосибирск 2021 г.

Место проведения

.
Средняя группа № 5 «Радуга».
Цели уголка
конструирования:
— Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;

— Совершенствование конструкторских умений и навыков;

— Развитие творческого потенциала детей;

— Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.

Основные задачи:

— Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

— Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

— Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Пояснительная записка

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего — это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного материала жилые дома, школы, театры, дворцы и т.д. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.

Типы и виды конструирования в детском саду:

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «сердитый волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Рассмотрим специфику работы
с детьми среднего возраста 4-5 лет.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала ( коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Особенности оформления уголка по конструктивной деятельности в нашей группе.

Чтобы занятия конструированием и моделированием в нашем уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, при его организации мы учли такие моменты:

1. Безопасность – каждый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, постоянно просматривается в процессе обработки и мытья, так как на деталях бывают заусеницы, сколы и тому подобное, образовавшиеся в процессе пользования. Некачественные детали строительного материала убираем .

Для самостоятельного творчества ребятам предлагаем материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога.

С детьми обязательно проводим беседы о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, ножницами, клеем и т.д. приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье.

2. Доступность и удобство для детей. Расположен уголок в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к нему, имеют возможность брать весь материал и пользоваться им. Соблюдаем правило: более тяжёлый и крупный строительный материла храним ниже, чем маленький и лёгкий.

3. Храним конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить.

4. Наполнен уголок материалами в соответствии с возрастом детей и с требованиями программы к этому виду деятельности .

Учитывая это, уголок конструирования нами наполнен следующими игровыми материалами:

Строительный набор

– это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.

Конструкторы типа «Лего»

— такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

Магнитный конструктор

состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Мягкие конструкторы

– материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Сюжетные наборы — «Зоопарк», «Город», «Дом», «Транспорт» и т. д.
. Такие конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков, мебели, животных.

Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма»,

«
Цветные счетные палочки Кюизенера», «Кубики Никитина».
Это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей. С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.

Конструкторы-мозаики —

предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.

Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками —

способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Плоскостные конструкторы — «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева —

представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение), представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры:

«Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; « Найди тень»; «Чей хвост»; « «Весёлая логика»; « Что к чему?»; «Игра — обучалка со счетными палочками» и т. д.. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.

Набор мелких игрушек,

включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.

Материалы для конструирования из бумаги:

прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.

Природный материал:

Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.

Бросовый материал:

мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги
.
Вспомогательные материалы

.

Пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.

Наглядные пособия, литература

.

Схемы построек из конструкторов — «Лего», «Мягкие конструкторы», блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Конструкторы-мозаики», для строительного набора.

Альбом — «Образцы поделок из бумаги в технике оригами». Альбом со схемами к игре « Танграм», игре со счётными палочками.

Книги с образцами по лепке из пластилина, глине, по конструированию из природного материала, технике рисования.

Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Конструирование в детском саду по ФГОС

Развитие воображения и детского творчества посредством использования различных видов конструирования.
Целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать. 2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание. 3. Развивать художественно-творческие способности детей. 4. Развивать эстетического восприятия художественного вкуса. 5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек. 6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала. 7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов. 8. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа. Конструирование — это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Виды конструирования в детском саду: В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: Конструирование из строительных материалов: Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада. Я использую на прогулке – это песочные наборы, в зимнее время — это лопатки и ведра для строительства крепостей, горок.


В группе используем готовые настольные игры для конструирования и строительства: различные мозаики, шнуровки, маленькие деревянные кубики, бумажный конструктор, танграм и. д. Игры на полу: модульные кубики, большие деревянные, пластмассовые кубики, наборы: «Ферма», «Железная дорога» и т. д., они используются как самостоятельный вид материала для конструирования, могут использоваться совместно друг с другом (кубики и конструктор)


Конструирование из бумаги, картона, коробок (бросовый материал): Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить материал (бумага, коробки, пенопласт, пластмассовые ложки, вилки, тарелки и. д.). В работе активно использую оригами (конструирование из бумаги)- поделка может использоваться как самостоятельная игрушка, так и в качестве праздничного подарка (открытка на новый год, 8 марта и т. д.)


Весь процесс требует умения измерять, верно складывать бумагу, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Так же в работе с детьми использую бросовый материал, например ложки, тарелки, коробочки и т. д. Соединяя с помощью клея или пластилина детали между собой (возможно соединение различных материалов между собой), дети получают интересные игрушки. Конструирование из природного материала: Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего и песок, и снег, и вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку с помощью форм (песочниц) — пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.


Я, используя в своей работе природный материал, знакомлю детей с его свойствами, они учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян и т. д., можно создать целые композиции. Создавая лесных животных и деревья, мы погружаем детей в мир игры. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат детской деятельности предназначается в основном для практического применения.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Конструирование для старших дошкольников Кукла Кувадка своими руками для детей Конспект занятия по конструированию на тему «Гжель». Подготовительная группа

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Положение о смотре центров конструирования в ДОО

Утверждаю Заведующий МАДОУ № ____ ___________/______________

Педсовет № 1 от 24.08. 2021г.

Положение о смотре «Центры конструирования»

в МАДОУ №_____________ на 2017-2018 учебный год

Цель:

Создание условий в ДОУ для развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности и художественно-творческих способностей детей.

Задачи смотра:

  • Пополнить и обновить обеспечение центров конструирования.
  • Способствовать улучшению уровня оснащения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  • Содействовать развитию творческого потенциала педагогов ДОУ.
  • Повышать профессиональное мастерство педагогов по вопросам развития у дошкольников навыков конструирования.
  • Содействовать укреплению связи ДОУ с семьёй.

Участники смотра:

в смотре принимают участие педагоги и родители всех групп детского сада, квалифицированные специалисты, старший воспитатель.

Комиссия
смотра:

  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________

Организация и порядок проведения смотра:

Смотр проводится 12-13.03.2018г.

Критерии оценки:

0 — критерий отсутствует; 0,5-присутствует частично; 1-присутствует в полном объеме. Максимальное количество баллов – 5.

Итоги смотра центров конструирования учитываются в картах активности педагогов при распределении стимулирующих выплат.

№п/п Показатели смотра в группах

(для воспитателей)

Учитывается Максимальное количество баллов
1 Создание условий для организации конструктивной деятельности в группе 1
1.1 Соответствие содержания возрасту
1.2 Открытость и доступность для детей
1.3 Хранение детских работ (лесенка, полочка, стеллаж)
2 Разнообразие материалов 1
2.1 Наборы кубиков 4-12шт(младший возраст); напольный строительный материал; настольный строительный материал (пластмассовые конструкторы: младший возраст- с крупными деталями, старший возраст- с мелкими деталями); конструкторы с металлическими деталями — старший возраст; тематические наборы («Город», «Поезд» и т.д.) -средний возраст; мягкие конструкторы на ковролиновой основе-младший возраст.
2.2 Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д.
2.3 Ящик с аксессуарами для строительства (фигурки людей, животные, маленькие машинки, лодки, самолётики т .д.)
2.4 Материалы для конструирования из бумаги, природного материала, бросового материала.
3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
3.1 Безопасность оборудования и материалов
3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
3.3 Соответствие эстетическим требованиям
3.4 Рациональное размещение
4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей 1
5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
5.1 Участие родителей в пополнении оборудования и материалов для конструктивной деятельности детей
5.2 Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
Общее количество баллов 5
№п/п Показатели смотра для методического кабинета (старший воспитатель,

педагог дополнительного образования по ИЗО)

Учитывается Максимальное количество баллов
1 Создание условий для организации конструктивной деятельности в ДОУ 1
Наличие методических пособий по теме, систематизация
2 Разнообразие материалов для конструктивной деятельности в методическом кабинете 1
2.1 Наборы строительных материалов разных видов
2.2 Материалы для конструирования, легоконстрирования
2.3 Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д.
3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
3.1 Безопасность оборудования и материалов
3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
3.3 Соответствие эстетическим требованиям
3.4 Рациональное размещение
4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей в ДОУ 1
5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
Общее количество баллов 5
№п/п Показатели смотра

для квалифицированных специалистов

Учитывается Максимальное количество баллов
1 Создание условий для организации конструктивной деятельности на занятиях 1
Наличие методических материалов с элементами конструирования
2 Наличие материалов для конструирования в кабинетах 1
Наборы материалов для конструирования, схемы, образцы, альбомы с иллюстрациями
3 Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов 1
3.1 Безопасность оборудования и материалов
3.2 Соответствие гигиеническим требованиям
3.3 Соответствие эстетическим требованиям
3.4 Рациональное размещение
4 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей 1
5 Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей 1
Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности
Общее количество баллов 5

«Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста»

Автор: Куликова Светлана Владимировна, Воронцова Ирина Александровна

Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает– создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и отвечает интересам детей.

Конструирование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у ребенка формируются основы волевого поведения и таким образом, занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

В конструировании совершенствуется не только направление на достижение определенной цели, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным, создается предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возраста производить более глубокий зрительный анализ модели, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процесс мышления.

Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

В процессе обучения конструированию у него создаются условия для развития творческих умений, вырабатываются обобщенные способы действий, умение обследовать предметы. Ребенок учится планировать работу, учится контролировать свои действия, исправлять совершенные им ошибки. Таким образом, процесс конструирования становится организованным.

Так же, ребенок запоминает правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнает об особенностях геометрических тел.

Конструирование способствует развитию речи ребенка, так как в процессе работы он делится своими замыслами, мотивирует их.

Немаловажную роль в формировании моральных качеств личности ребенка играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, ответственность, инициатива. Так же, воспитывает волю, сдержанность, умение слушать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, согласовывать с другими детьми действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Целенаправленное и систематическое обучение ребенка конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учится, раскрывает ему, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]