Конспекты НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста


НОД по познавательному развитию «Все увидим, все узнаем»

Конспект НОД по познавательному развитию «Все увидим, все узнаем»

Тема

: «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»

Цель

: создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.

Задачи:

создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона; создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель; создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления; создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.

Оборудование:

пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация.
Активизация словаря:
искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества.
Ход непосредственно образовательной деятельности: Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Воспитатель:
Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками. Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.

Также интересное занятие в старшей группе:
Конспект НОД образовательная область «Познание» в детском саду (старшая группа) «Ознакомление детей со свойствами дерева и металла»
Воспитатель:

Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?

Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.

Воспитатель:

Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета. Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.

Воспитатель:

Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (
Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)
Воспитатель:

Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким? Дети отгадывают.

Воспитатель:

Сейчас проверим, кто был прав. Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.

Воспитатель:

Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный. Закрепляют признаки хором.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй.
(Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)
Воспитатель:

Что это? Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь посмотрим, угадали мы или нет. Ребенок достает из мешка губку.

Воспитатель:

Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.
Дети
: Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.

Воспитатель:

Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы? Ответы детей.

Воспитатель:

Мяч из какого материала сделан?
(Из резины).
Мяч какой?
(Резиновый.)
Из чего сделан кубик?
(Из пластмассы.)
Кубик какой?
(Пластмассовый.)
Мочалка из чего сделана?
(Из поролона.)
Мочалка какая?
(Поролоновая.)
Воспитатель:

Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют
искусственными материалами
, или синтетическими.
Резина
– это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.

Воспитатель:

Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины? Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы? Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «
пластмасса
» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

Поролона

в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.

Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение»

В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли. Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок. Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим. Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть. Руки надо растереть, чтобы больше не болеть. И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть. Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми».
Дидактическая игра «Рассели гостей»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).
Воспитатель:
К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона. Дети расселяют гостей.
Воспитатель:
Молодцы! Всех расселили правильно.

Экспериментальная деятельность Воспитатель:

А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.
Дети:
Из резины.

Воспитатель:

Попробуйте их надуть. Дети надувают шары.

Воспитатель:

Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме? Ответы детей.

Воспитатель:

Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?
Дети:
Он сдуется.

Воспитатель:

Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду. Дети наливают воду.

Воспитатель:

Что происходит? Вода не выливается?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона? Дети экспериментируют.

Воспитатель:

Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.

Воспитатель:

Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.

Нужно помнить!

Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и
никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!
Воспитатель:

А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана.
Дети:
Да!

Воспитатель:

С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать?
Дети:
Да!

Воспитатель:

Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.
Дети:
Ура! Извержение вулкана!

Воспитатель:

Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось? Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]