Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной


Конструкт ОД : «Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе»

Конструкт

ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Черноскутовой Марины Владимировны

Возрастная группа:

вторая младшая (3-4);

Образовательная область:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»;

Вид ОД:

организация прогулки;

Тема:

«Наблюдение за сезонными изменениями в природе»;

Виды деятельности:

познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая, двигательная;

Форма организации:

фронтальная, индивидуальная;

Цель:

развитие познавательной активности в процессе наблюдения за сезонными изменениями.

Планируемые результаты:

Дети проявляют бережное отношение к природе;

Дети проявляют желание слушать педагога.

Дети имеют дружеские отношения, организуют сбор.

Дети демонстрируют умение замечать сезонные изменения в природе.

Дети демонстрируют наблюдательность, память, внимание, воображение.

Дети имеют представления о признаках осени.

ЗАДАЧИ

с учетом образовательной программы

ЗАДАЧИ

с учетом индивидуальных особенностей детей

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать у детей желание слушать педагога;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, организовывать сбор.

Развивающие задачи:

Развивать умение замечать сезонные изменения в природе.

развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, активизировать словарь.

Обучающие задачи:

Формировать представления детей о признаках осени.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.

Наблюдение и наблюдательность

Тема №3: Наблюдение и наблюдательность.

Цель занятия: познакомить с методом исследования — наблюдения. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов.

Задачи: Познавательные УУД: — учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; — познакомить обучающихся с понятием наблюдение, наблюдательность, их применением в собственном исследовании; — развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать; — познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: — ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; — направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.

Коммуникативные УУД: — создание благоприятной успешной ситуации на занятии; — умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника — формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи; — формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе; — умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД: — способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности. Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, лупы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

2. Актуализация опорных знаний — Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями. — Вспомните, кто такие исследователи. (Люди, занимающиеся научными исследованиями.) — А что такое исследование? (Научный труд.) — Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку. Посмотрите внимательно на карточки с символами — Как вы думаете, о чём они нам говорят? (Это изображение методов исследования.) — Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере, посмотреть по телевизору.) — Какой первый и главный метод использует исследователь? (Подумать самостоятельно) — Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. Как вы думаете, что означает этот знак «вопрос»? (Здесь должен быть новый метод исследования) — Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О новом методе исследования) — Правильно! А вот о каком, вы догадаетесь сами. — Какие есть предположения? (Наблюдение и наблюдательность.) — Что такое наблюдение? А наблюдательность? — Каким из известных методов вы можете воспользоваться на занятии, чтобы самим ответить на эти вопросы? (посмотреть в книгах – энциклопедиях, толковых словарях) — Давайте найдем значение этих слов в толковом словаре Ожегова. Наблюдательность развивается в процессе различных видов деятельности, которые для успешного их выполнения требуют умения целенаправленно воспринимать — смотреть, слушать, осязать — Какой синоним подходит к слову наблюдательный? — (Внимательный) — Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные (внимательные).

Упражнение № 1 «Найди отличие». Рассмотри картинки и найди, чем они отличаются друг от друга. Упражнение № 2 «Тень» Найди тень от картинки и проведи линию. Упражнение № 3 «Аквариум». Понаблюдай, определи, в каких 3 квадратах рыбки ни разу не повторяются. Упражнение № 4 «Пользоваться только осязанием»

Игра проводится с закрытыми глазами. а) Определить предмет, надев толстые варежки. б) Узнать предметы, двигая по ним короткой палочкой, спичкой. в) Получив в руки 10 монет, быстро определить их сумму. г) Из стопки книг выбрать ту из них, которую назовет ведущий. д) Зная, сколько страниц в книге, открыть ее на указанной странице. е) Ощупав толщину одного листа, нескольких и всех листов в книге, определить приблизительно, сколько в ней страниц.

Упражнение № 5 «Узнай, не видя» Собираются хорошо знающие друг друга дети (не более 10). Двое водящих с завязанными глазами соревнуются между собой, кто узнает большее число ребят, которые к ним подходят. Можно пользоваться каждый раз не более чем двумя любыми способами, например по рукопожатию, ощупав плечи, дотронувшись до головы, по шепоту, покашливанию. Тот, кто узнает таким образом товарища, получает одно очко.

Упражнение № 6 « Узнай по звуку» Играющие садятся спиной к ведущему. Последний производит разными предметами шумы и звуки. Тот, кто догадывается, чем ведущий их производит, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Ведущий может бросать разные предметы на пол: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; может ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, потирать руки, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто большее число раз укажет правильно, чем ведущий производил звуки, считается наиболее наблюдательным.

IV. Домашнее задание По желанию дома проведите эксперименты с домашними животными. Это могут быть кошки, собаки или волнистые попугайчики. Можете составить матрицу эксперимента. Узнайте: • Как животное относится к резким жестам, ласковым словам, грубым окликам? Можете нарисовать рисунок, и на следующем занятии мы обсудим ваши выводы.

Наблюдение №1 «Домик хомяка» Наблюдение №2 «Что ест?» «Как ест?» Наблюдение №3 «Как отдыхает?» Наблюдение №4 «Чем хомяк отличается от мышонка?» Наблюдение №5 «Как передвигается?»

V. Итог занятия. Рефлексия Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Какие методы исследования использовали? А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. А сейчас возьмите смайлики, которые лежат у вас на столе. На доске вы видите трёх человечков. Оцените свою работу.

Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]