Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Как анализировать такую гимнастику
Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей, анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:
- название дошкольного учреждения и группы,
- имя педагога,
- дата проведения гимнастики,
- возраст детишек,
- количество малышей в группе.
Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
2 | Упражнения в постели | (Перечислить конкретно и описать) | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
3 | Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам) | (Перечислить конкретно и описать) | 1–2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
4 | Подвижная игра | (Перечислить конкретно и описать) | 2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.
Временной план
Для сохранения положительного настроя бодрящая гимнастика должна вписываться в рамки определённого хронометража. Для деток 1,5–3 лет распределение времени на каждый этап работы будет таким:
- упражнения в кроватках — 2–3 минуты,
- упражнения возле кроваток (в том числе ходьба по массажным коврикам) – 1–2 минуты,
- подвижная игра — 2 минуты.
Маленькие дети трудно пробуждаются, поэтому на упражнения в кроватках отводится больше времени. При этом увеличение количества минут происходит за счёт замедления темпа выполнения заданий, а не повышения количества нагрузок.
Пример: конспект бодрящей гимнастики в первой младшей группе (фрагмент), автор Ольга Буракова, воспитатель ДОУ «Кантемировский детский сад №1»