«Организация проведения гимнастики после сна в ДОУ»

Удивительные люди – воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.


При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Значение и польза

Каждый ребенок индивидуален, и если один с легкостью пробуждается после обеденного сна, то для другого это может стать настоящим испытанием. Поэтому во многих детских садах воспитатели применяют комплекс гимнастики, который помогает малышам быстрее вернуться в активный режим. Главная цель таких мероприятий – привыкание ребенка к навыкам выполнения зарядки, которая в будущем сформирует привычку ежедневных занятий полезными упражнениями.

Для того чтобы воспитаннику было легче принимать новые для себя вещи, гимнастика проводится в группе детей. Когда с ребенком находятся рядом другие дети, ему легче вникать в суть заданий, а если что-то оказалось непонятным – всегда можно подучиться этому на примере друзей. Кроме формирования командного духа, зарядка очень полезна для здоровья, так как оказывает влияние на все системы организма:

  • повышает иммунитет;
  • формирует устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • стимулирует нервную и дыхательную системы;
  • ускоряет обменные процессы;
  • ускоряет кровообращение;
  • оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы;
  • тренирует мышцы, приводя их в тонус;
  • предотвращает появление плоскостопия и искривления осанки;
  • развивает мелкую моторику и координацию движений;
  • повышает когнитивные способности;
  • улучшает настроение.

Внимание! Гимнастика после дневного сна должна проводиться за час до еды или спустя некоторое время после приема пищи. В качестве локации должно быть выбрано проветриваемое помещение без сквозняков.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна – как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Организация гимнастики

Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.

В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:

  • возраст;
  • физические способности детей;
  • распределение нагрузки;
  • комплексность упражнений;
  • длительность;
  • место проведения.

Возраст

С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».

В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.


В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки

Распределение нагрузки

Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:

№ этапаЧто делатьОписание упражненияДлительность (мин.)
1Потягивания рук и ногВыполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати3
2ХодьбаПереход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате3
3Активные телодвиженияДвижения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.)5–7
4Дыхательные упражненияВ меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики3–4

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат.
(Дети потягиваются лёжа в постели)
Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки?
(Поднимают руки, по очереди трясут ими)
Где у вас ножки?
(Поднимают ноги, по очереди делают махи)
С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся
Потирают кулаками глаза).
И солнышко встало.
(Поднимают руки над головой, тянутся).
Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде!
(Делают упражнение «Велосипед»)
Ехали, ехали… — На мельницу приехали!
(Делают упражнение «Мельница»)
Дальше поехали Ехали, ехали… — К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку!
(Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол)
Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна…
(Прыгают на правой ноге)
А вот ножка другая, Шустрая какая!
(Прыгают на левой ноге)
Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо!
(Делают приседания с вытянутыми вперёд руками)
Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек.
(На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики)
По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо!
(2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам)
А теперь мы поднялись,
(Сходятся в центре зала)
Дружно за руки взялись.
(Образуют круг)
Потянулись,
(Потягиваются),
Улыбнулись.
(Улыбаются друг другу).
Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Правила проведения

Поскольку работа проводится с детьми, необходимо строго придерживаться таких правил. Регулярно проветривать помещение, в котором занимаются дети. В теплое время года зарядку проводят на свежем воздухе. Для упражнений, которые проводятся на полу, необходимо обзавестись специальными гимнастическими ковриками.

Одежда и обувь для упражнений должна быть практичная и удобная. Полное отсутствие синтетических тканей, вместо них рекомендованы натуральные, свободный крой. Упражнения проводить ежедневно в одинаковое время. Это выработает системный подход и научит детей ответственности и порядку. Соблюдать последовательность гимнастических упражнений.

Чтобы занятия не казались монотонными и не утомляли ребенка, периодически нужно дополнять имеющийся комплекс чем-то новым. Детская зарядка не рассчитана на силовую подготовку. Поэтому нужно выбирать движения, направленные на развитие гибкости, координации и повышение тонуса. Нужно постоянно следить за состоянием ребенка, не допуская задержек дыхания. Завершить гимнастику стоит до того, как ребенок устанет.

Осторожно! Не допускаются резкие отрывистые движения, а также быстрые поднятия с кровати. Это чревато головокружением, потемнением в глазах и растяжением отдохнувших мышц.

Закаливание

Закаливания производятся в том случае, если они разработаны и закреплены программой ДОУ. При этом методики должны быть индивидуально ориентированы на каждого учащегося с учетом характеристик здоровья каждого ребенка. Если детей в группе много и индивидуальная программа не представляется возможной, рекомендована следующая умеренная методика закаливания.

Часть активных упражнений летом проводится на улице, в более холодный сезон дети проводят гимнастику в прохладной комнате (18–20 оС) без обуви, находясь в майках и трусиках. Проводится оздоровительная ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, чередуясь с шагами в тазики с водой. Завершить комплекс гимнастики можно умыванием лица, рук, шеи, груди.


Закаливания тренируют защитные силы организма, которые сделают ребенка менее восприимчивым к меняющимся факторам окружающей среды

Летом допустимы обливания водой комнатной температуры. Детям также будут полезны дозированные солнечные ванны в теплый период с 9:00 до 11:00. Время при этом должно постепенно увеличиваться с 3 до 20 мин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]