Проект «Труд в детском саду»
Актуальность. Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный
Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.
Задачи: — развивать у детей интерес и любовь к труду;
— поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
— воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде,
готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;
— привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.
Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
— принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;
— принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
— принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
— принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
— принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
— принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Прогнозируемые результаты:
— повысится интерес к труду;
— дети получат необходимые знания о разных профессиях;
— будут знать о значимости труда;
— будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
— научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
— у детей сформируются навыки совместной деятельности;
— установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
— для детей труд станет потребностью.
Этапы работы над проектом.
1. Подбор и изучение литературы.
2. Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.
3. Реализация проекта.
Литература:
«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т.В.Потакова, М.: «Творческий центр»,2003г.
«Дошкольникам о технике», И.И.Кобитина, М.:»Просвещение»,1991г.
«Дошкольное воспитание» №1,2006г.
«Любить труд на родной земле», Н.Н.Кокарева, А.К.Бондаренко, М.:»Просвещение»,1987г.
«Малокомплектный детский сад» под ред. М.А.Васильевой,М.: «Просвещение», 1988г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.Буре, М.:»Просвещение», 1987г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л.В.Куцакова, М.:»Мозаика-Синтез»,2007г.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В.Алешина, М.,2005г.
«Родной край», Р.И.Жуковская, М.:»Просвещение»,1987г.
«Учите детей трудиться», Р.С.Буре, Г.Н.Тодина, М.:»Просвещение»,1983г.
Первая младшая группа.
Задачи:
1. Формировать у детей предпосылки положительного отношения к трудовому процессу.
2. Формировать умение самостоятельно обслуживать себя.
3. Приучать убирать игрушки на место после игры.
4. Вместе с взрослыми ухаживать за животными и растениями: кормить птиц, поливать расте ния, протирать крупные листья влажной тряпочкой и т. д.
5. Привлекать к выполнению простейших трудовых действий.
6. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
| Наблюдения | Сроки |
| — за трудом младшего воспитателя | январь, февраль |
| — за трудом медсестры | март |
| — за трудом повара | май |
| Дидактические игры | |
| — «Научим куклу мыть посуду» | январь |
| — «Как котик катался на машине» | февраль |
| — «Лечим куклу Катю» | март |
| — «Автобус» | март |
| — «Накормим куклу» | апрель |
| — «Угостим друзей» | май |
| — «День рождения куклы» | май |
| — «Постираем кукле платье» | июнь |
| — «Оденем куклу на прогулку» | июль |
| Сюжетно-ролевые игры | |
| — «Устроим кукле комнату» | январь |
| — «Строители» | февраль |
| — «Уложим куклу спать» | март |
| — «Кукла заболела» | март |
| — «Семья» | апрель |
| — «Автобус» | май |
| — «Угощение друзей» | июнь |
| — «Девочка чумазая» | июль |
| Художественная литература | |
| — «Водичка-водичка…» | январь |
| — «Репка» (сказка) | февраль |
| — «Ладушки-ладушки…» | март |
| — «Маша не плачет» С.Капутикян | апрель |
| — «Теремок» (сказка) обр. Булатова | май |
| — «Больная кукла» В.Берестов | июнь |
| — «Песня машиниста» А.Введенский | июль |
| Рассматривание картин | |
| — «Перед прогулкой» | январь |
| — «Дети на прогулке зимой» | февраль |
| — «Кашу надо есть обязательно» | март |
| — «Игра с куклой» | апрель |
| — «Кормление цыплят» | май |
| — «Большая стирка» | июнь |
| — «Расти, расти, цветочек» | июль |
Вторая младшая группа.
Задачи:
1. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление к общению и совместной деятельности.
2. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
3. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.
4. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить к занятиям кисти, карандаши, доски для лепки и др.)
5. Развивать умение доводить начатое дело до конца.
| Наблюдения | Сроки |
| — за трудом шофера | сентябрь |
| — за трудом врача | ноябрь |
| — за трудом повара | январь |
| — за трудом музыкального руководителя | март |
| — за трудом дворника | май |
| Сюжетно-ролевые игры | |
| — «Больница» | октябрь |
| — «Доктор окулист» | ноябрь |
| — «Детский сад» | декабрь |
| — «Построим детскую площадку для кукол» | январь |
| — «Магазин игрушек» | февраль |
| — «Зоологический сад» | март |
| — «Уроки Айболита» | апрель |
| — «Мы дом построим сами» | май |
| Художественная литература | |
| — Б.Заходер «Шофер» | сентябрь |
| — Н.Павлова «На машине» | октябрь |
| — А.Кардашова «Наш доктор» | ноябрь |
| — А.Кузнецова «Кто умеет?» | декабрь |
| — Е.Благинина «Научу одеваться я братца» | январь |
| — Д.Табе «Работа» | февраль |
| — А.и П.Барто «Девочка чумазая» | март |
| — Д.Табе «Моя мама» | март |
| — Е.Блошкина «Вот какая мама» | апрель |
| — Ю.Тувим «Письмо» | май |
| — К.Чуковский «Мойдодыр» | июнь |
| Продуктивная деятельность: аппликация | |
| — «Расставь тарелки» | сентябрь |
| — Тарелка с фруктами» | октябрь |
| — Нагрузим машину овощами» | ноябрь |
| — «Лопатка и метелка» | январь |
| — «Чашки большие и маленькие» | март |
| — «Мы делаем коврик» | апрель |
| — «Построим дом» | май |
| Рисование | |
| -«Тарелки большие и маленькие» | сентябрь |
| — «Поможем няне накрыть стол» | октябрь |
| — «Ремонт машины» | декабрь |
| — «Что нужно дворнику для работы» | февраль |
| — «Посадим деревья на нашей улице» | апрель |
| Лепка | |
| — «Конфеты для гостей» | октябрь |
| — «Фрукты и овощи» | декабрь |
| — «Булочки, баранки, пирожки» | февраль |
| — «Посуда» | апрель |
| — «Домики для гномиков» | май |
| Рассматривание картин | |
| — «Играем с песком» | сентябрь |
| — «Зимой на прогулке» | декабрь |
| — «Едем в автобусе» | февраль |
| — «Помогаем товарищу» | март |
| — «Мы – строители» | апрель |
| Беседы | |
| — «Как мы убирали участок» | сентябрь |
| — «Где работает мама (папа)?» | октябрь |
| — по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух» | ноябрь |
| — по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | декабрь |
| — «Почему ты помогаешь маме?» | февраль |
| — «Бабушкины помощники» | март |
| — рассказ о труде младшего воспитателя | апрель |
| — рассказ о труде строителей | май |
| Дидактические игры | |
| — «Что где растет?» | октябрь |
| — «Чья вещь?» | ноябрь |
| — «Магазин игрушек» | декабрь |
| — «Кому что надо» | февраль |
| — «Найди то, о чем расскажу» | март |
| — «Ты спроси, а я отвечу» | апрель |
| — «Кто что ест?» | май |
Средняя группа
Задачи:
1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, формировать умение принимать помощь своих товарищей.
2. Воспитывать умение достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя.
4. Углублять знания детей о труде взрослых.
5. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.
6. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе, по примеру сверстников: выполнять обязанности дежурного по столовой, по уголку природы.
7. Способствовать возникновению доброжелательных, дружеских отношений.
| Наблюдения | сроки |
| — за трудом водителя | сентябрь |
| — за трудом кондуктора | октябрь |
| — за трудом пекаря | ноябрь |
| — за трудом продавца | декабрь |
| — за трудом врача | февраль |
| — за трудом людей по благоустройству города | апрель |
| — за трудом прачки | май |
| Беседы | |
| — о труде людей транспортных профессий (водитель, летчик и др.) | сентябрь |
| — о труде хлеборобов | октябрь |
| — о труде пекаря, повара | ноябрь |
| — «Кем ты будешь работать, когда вырастешь?» | декабрь |
| — о труде медсестры | январь |
| — «Что значит бережно относиться к труду людей?» | февраль |
| — «Где и кем работают твои родители» | март |
| — о труде животноводов | апрель |
| — о труде строителей | май |
| Сюжетно-ролевые игры | |
| — «Большая стирка» | сентябрь |
| — «Водитель автобуса» | октябрь |
| — «Строители» | ноябрь |
| — «Летчики» | декабрь |
| — «Пароход» | январь |
| — «Ремонт квартиры» | февраль |
| — «Пожарные на учении» | март |
| — «Почтовое отделение» | апрель |
| — «Больница» (стационар) | май |
| Художественная литература | |
| — В.Берестов «Кто чему учиться?» | сентябрь |
| — К.Чуковский «Федорино горе» | сентябрь |
| — «Колосок» (сказка) | октябрь |
| — А.Седугин «Разговор машин» | октябрь |
| — О.Дриз «Разноцветный мальчик» | ноябрь |
| — Ю.Тувим «Каменщик строит жилища» | ноябрь |
| — обр. Соколова-Микитова «Зимовье» | декабрь |
| — А.Членов «Как Алешка жил на Севере» | декабрь |
| — Н.Найденова «Ольга Павловна» | январь |
| — К.Чуковский «Айболит» | январь |
| — С.Михалков «А что у вас?» | февраль |
| — С.Баруздин «Мамина работа» | март |
| — С.Маршак «Пожар» | март |
| — Н.Носов «Заплатка» | апрель |
| — «Жихарка» в обр. Карнауховой | апрель |
| — «Петушок и бобовое зернышко» (сказка) | май |
| — Я.Дягутите «Руки человека» | май |
| Целевые прогулки | |
| — по близлежащей улице | сентябрь |
| — к проезжей части улицы | октябрь |
| — на кухню детского сада | ноябрь |
| — в продовольственный магазин | декабрь |
| — в медицинский кабинет | февраль |
| — на прачечную | март |
| — на строительную площадку | май |
| Дидактические игры | |
| — «Кому что нужно для работы?» | сентябрь |
| — «Для чего нужен предмет?» | октябрь |
| — «Отгадай и назови» | ноябрь |
| — «Найди о чем расскажу» | декабрь |
| — «Так бывает или нет?» | январь |
| — «Продайте то, что опишу» (инструменты) | февраль |
| — «Кто что делает» | март |
| — «Из чего готовят кашу?» | апрель |
| — «Вершки-корешки» | май |
| Продуктивная деятельность: рисование | |
| — «Как у нашего крыльца посадили деревца» | сентябрь |
| — «Мой папа — шофер» | октябрь |
| — «Как мы снеговика лепили» | декабрь |
| — «Кошкин дом» | январь |
| — Покормим птиц» | февраль |
| — «Летят самолеты» | март |
| — «Дом, в котором ты живешь» | май |
| лепка | |
| — «Собираем урожай» | октябрь |
| — «Чашки для кукол» | ноябрь |
| — «Покормим птичек» | декабрь |
| — «Снеговики» | январь |
| — «Как мы трудились на участке» | февраль |
| — «Поможем Айболиту вылечить медвежонка» | март |
| — по сказке «Федорино горе» | апрель |
| аппликация | |
| — «Книжки – малышам» | сентябрь |
| — «Мы – строители» (коллективная) | ноябрь |
| — «Домик для собачки» | декабрь |
| — «Мы скворечник смастерим» | март |
| — «Автобусы на нашей улице» (коллективная) | апрель |
| — «Грузовики везут груз» | май |
| конструирование | |
| — «Город мастеров» (мебель) | сентябрь |
| — «Теремок» | октябрь |
| — «Гараж для машин» | ноябрь |
| — «Выставка машин» (коллективная) | декабрь |
| — «Будка для собаки» | февраль |
| — «Мост через реку» | март |
| — «Двухэтажный дом» (коллективная) | апрель |
| Рассматривание картин | |
| — «Пассажирский транспорт» | сентябрь |
| — «Откуда хлеб пришел?» | октябрь |
| — «Уборка урожая» | ноябрь |
| — «Дети кормят рыбок» | декабрь |
| — «Как мы снеговика лепили» | январь |
| — «На ферме» | февраль |
| — «Мамины помощники» | март |
| — «Мой папа – строитель» | апрель |
| — «На стройке дома» | май |
Старшая группа
Задачи:
- Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
- Систематизировать знания детей о труде взрослых в разное время года.
3. Бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
4. Показывать результаты труда, его общественную значимость.
5. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца, развивать творчество, инициативу.
6. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
7. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности:
— помогать взрослым, поддерживать порядок в группе, на участке детского сада;
— самостоятельно убирать постель;
— выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.
| Наблюдения | Сроки |
| -за трудом столяра | сентябрь |
| -за трудом библиотекаря | октябрь |
| -за трудом строителей | ноябрь |
| -за трудом повара | декабрь |
| -за трудом людей по благоустройству города | январь |
| -за трудом дворника | февраль |
| -за трудом медицинской сестры | март |
| -за трудом пожарных | май |
| Беседы | |
| -о труде хлеборобов | сентябрь |
| -о библиотеке и библиотекарях | октябрь |
| -о труде лесничего | ноябрь |
| -о труде нефтяников | декабрь |
| -«Кто благоустраивает наш город?» | январь |
| -о труде пожарных | февраль |
| -о труде врача | март |
| -о военных, космонавтах | апрель |
| -о труде людей транспортных профессий (летчик, капитан и др) | май |
| Целевые прогулки, экскурсии | |
| -в мастерскую столяра | сентябрь |
| -в детскую библиотеку | октябрь |
| -по близлежащей улице | ноябрь |
| -на строительную площадку | январь |
| -в пожарную часть | февраль |
| -в медицинский кабинет | март |
| -к проезжей части улицы | май |
| Сюжетно-ролевые игры | |
| -«Детский сад: музыкальный руководитель» | сентябрь |
| -«Библиотека» | октябрь |
| -«Больница» | ноябрь |
| -«Нефтяники» | декабрь |
| -«Салон красоты» | январь |
| -«Летчики». «Пограничники» | февраль |
| -«Мамы всякие нужны…» | март |
| -«В городском транспорте» | апрель |
| -«Строители» | май |
| Дидактические игры | |
| -«Угадайте, что я делаю» | сентябрь |
| -«Что сначала, что потом?» | октябрь |
| -«Назови профессию» | ноябрь |
| -«Ты спроси, а я отвечу» | декабрь |
| -«Выбираем работу» | январь |
| -«Кому что нужно?» | февраль |
| -«Продайте то, что опишу» | март |
| -«Отгадай и назови» | апрель |
| -«Зачем (для чего) нужно это делать?» | май |
| Продуктивная деятельность: рисование | |
| -«Уборка урожая» | сентябрь |
| -«Как мы ходили в библиотеку» | октябрь |
| -«Кто в лесу главный?» | ноябрь |
| -«Я б в нефтяники пошел…» | декабрь |
| -«Снегоуборочная машина» | январь |
| -«Пожар» | февраль |
| -«Добрый доктор Айболит» | март |
| -«Полет на луну» | апрель |
| -«По морям, по волнам…» | май |
| лепка | |
| -«Что выросло в саду» | сентябрь |
| -«Теремок» | октябрь |
| -«Кто в лесу главный?» (коллективная работа) | ноябрь |
| -«Памятник первооткрывателям нефти» | декабрь |
| -«Мы на прогулке» (коллективная работа) | январь |
| -«Пожарная машина» | февраль |
| -«Айболит лечит зверей» (коллективная работа) | март |
| -«Ракета» (барельефная лепка) | апрель |
| -«Кораблик на волнах» (барельефная лепка) | май |
| аппликация | |
| -«Что растет в саду?» | сентябрь |
| -«Улица нашего города» (коллективная) | октябрь |
| -«Как мы сажали деревья» | ноябрь |
| -«Что нам стоит дом построить» | декабрь |
| -«Птицы на кормушке» | январь |
| -«Машины едут на пожар» (коллективная) | февраль |
| -«Мама на работе» | март |
| -«Летят самолеты» | апрель |
| -«Аллея героев» (коллективная) | май |
| ручной труд | |
| -«Тележка для сбора урожая» | сентябрь |
| -«Подставка для журналов» | октябрь |
| -«Сказочный домик» | ноябрь |
| -«Елочные украшения» | декабрь |
| -«Карусель» | январь |
| -«Высотное здание» | февраль |
| -«Автобус» | март |
| -«Ракета» | апрель |
| -«Военная техника» | май |
| Конструирование | |
| -«Машины» | сентябрь |
| -«Спец. Транспорт» | октябрь |
| -«Гараж с двумя въездами» | ноябрь |
| -«Мосты» | декабрь |
| -«Детский сад» | январь |
| -«Улица» | февраль |
| -«Самолет» | март |
| -«Ракета» | апрель |
| -«Аэродром» | май |
| Рассматривание картин | |
| -«Ребенок в детском саду» | сентябрь |
| -«Семья», «Наш огород» | октябрь |
| -«Врач прилетел» | ноябрь |
| -«В магазине» | декабрь |
| -«Наш уголок природы», «Мы дежурим» | январь |
| -«Защитники» | февраль |
| -«Мамины помощники» | март |
| -«Птицеферма» | апрель |
| -«На строительстве жилого дома» | май |
| Художественная литература | |
| А.Барто «Урок в саду» | сентябрь |
| А. Бродский «Мой брат» | сентябрь |
| З.Александрова «Мой мишка» | октябрь |
| В.Зайцев «Я одеться сам могу» | октябрь |
| Б.Заходер «Переплетчица», «Сапоги», «Портниха» | ноябрь |
| Я.Дагутите «Каравай» | ноябрь |
| Э.Мошковская «Уши» | декабрь |
| Н.Сынгаевский «Помощница» | декабрь |
| В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» | январь |
| А.Кардашова «Наш доктор» | январь |
| Я.Тайц «Послушный дождик» | февраль |
| Г.Ладонщиков «Наши друзья», «Помощники весны» | февраль |
| Г.Люшкин «Мастерица» | март |
| П.Образцов «Лечу куклу» | март |
| Н.Носов «Огурцы» | апрель |
| Н.Носов «Мишкина каша» | апрель |
| «Мышь и воробей» (удмуртская сказка) | май |
| «Два Мороза» | май |
Подготовительная к школе группа
Задачи:
1. Воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы своих родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к труду.
5. Формировать потребность трудиться.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения; беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.
8. Воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
| Наблюдения | Сроки |
| — за трудом кастелянши, завхоза | сентябрь |
| — за работой сантехника детского сада | октябрь |
| — за работой постового полицейского | ноябрь |
| — за трудом взрослых на почте | декабрь |
| — за трудом продавца, кассира | январь |
| — за трудом контролера в кинотеатре | февраль |
| — за трудом парикмахера | март |
| — за трудом электрика детского сада | апрель |
| — за трудом строителей | май |
| Беседы | |
| — рассказ завхоза о своей работе | сентябрь |
| — с сантехником о его труде | октябрь |
| — о труде регулировщика дорожного движения | ноябрь |
| — о труде почтальона | декабрь |
| — о труде продавца-консультанта, кассира | январь |
| — разговор с киномехаником | февраль |
| — о труде стилиста, визажиста | март |
| — о труде нефтяников | апрель |
| — о защитниках Родины | май |
| Экскурсии, целевые прогулки | |
| — на склад продуктов и инвентаря | сентябрь |
| — в библиотеку | октябрь |
| — к проезжей части (на пост полиции) | ноябрь |
| — на почту | декабрь |
| — в магазин бытовой техники | январь |
| — в кинотеатр | февраль |
| — в салон (парикмахерскую) | март |
| — в музей нефти | апрель |
| — к Вечному огню | май |
| Сюжетно-ролевые игры | |
| — Детский сад | сентябрь |
| — На перекрестке | октябрь |
| — Почтовое отделение | ноябрь |
| — Торговый дом | декабрь |
| — Театрализованное представление | январь |
| — Дамский салон | февраль |
| — Музыкальный театр | март |
| — Сервисный центр (автомобильный) | апрель |
| — День Победы | май |
| Дидактические игры | |
| — Угадай, что я делаю? | сентябрь |
| — Что сначала, что потом? | октябрь |
| — Назови профессию | ноябрь |
| — Угадай профессию | декабрь |
| — Кому без них не обойтись? | январь |
| — Кто трудится в поле? | февраль |
| — Найди предмет | март |
| — Отгадай и назови | апрель |
| — Ты спроси, а я отвечу | май |
| Продуктивная деятельность: рисование | |
| — Собираем урожай | сентябрь |
| — Кем буду? | октябрь |
| — В гостях у мастеров Дымково | ноябрь |
| — Почтальон Печкин | декабрь |
| — Как мы ходили в кинотеатр | январь |
| — Мой папа на работе | февраль |
| — Кем работает мама | март |
| — Откуда хлеб на стол пришел? | апрель |
| — Салют над городом | май |
| Лепка | |
| — Дары осени | сентябрь |
| — Фабрика игрушек | октябрь |
| — Наша улица (коллективная) | ноябрь |
| — Чайный сервиз | декабрь |
| — Что мы лепили из снега? | январь |
| — Мы на прогулке (коллективная) | февраль |
| Как мы помогали дворнику | март |
| — Нефтяная вышка | апрель |
| — Военный парад на Красной площади (коллективная) | май |
| Аппликация | |
| — Машины на уборке урожая | сентябрь |
| — Корабль | октябрь |
| — Виды специального автотранспорта | ноябрь |
| — Фабрика новогодних игрушек | декабрь |
| — Дома на нашей улице (коллективная) | январь |
| — Военная техника | февраль |
| — Поезд | март |
| — Мы — строители | апрель |
| — Вечный огонь | май |
| Ручной труд | |
| — Тачка для груза (из картона) | сентябрь |
| — Автобус (из спичечных коробков) | октябрь |
| — Мебельная фабрика (из коробочек) | ноябрь |
| — Кораблики (из природного материала) | декабрь |
| — Вертолет, самолет (из пластиковых бутылок) | январь |
| — Аэродром (коллективная) | февраль |
| — Швейная мастерская (из ткани) | март |
| — Космические аппараты (из бросового материала) | апрель |
| — Кремль (коллективная) | май |
| Конструирование | |
| — Здания | сентябрь |
| — Машины | октябрь |
| — Микрорайон города (коллективная) | ноябрь |
| — Водный транспорт | декабрь |
| — Мосты | январь |
| — Железнодорожный состав (коллективная) | февраль |
| — Терем-теремок | март |
| — Зоопарк | апрель |
| — Красная площадь (коллективная) | май |
| Рассматривание картин | |
| — И.Шишкин «Рожь» | сентябрь |
| — А.Пластов «Сенокос» | октябрь |
| — В.Васнецов «Богатыри» | ноябрь |
| — Зимняя подкормка диких животных | декабрь |
| — Как делают шерстяные вещи | январь |
| — Мы в классе; Дети готовят уроки | февраль |
| — На строительстве школы | март |
| — Работаем в саду | апрель |
| — На ферме; На пастбище | май |
| Художественная литература | |
| — В.Куприн «Отцовское поле» | сентябрь |
| — По Е.Пермяку «Как Маша стала большой» | сентябрь |
| — И.Муравейка «Я сам пахал» | сентябрь |
| — Я.Купала «Поле» | сентябрь |
| — В.Берестов «Лисица-медсестрица» | октябрь |
| — А.Усанова «Строители» | октябрь |
| -С.Могилевская «Наш первый разговор» | октябрь |
| — По В.Сутееву «Умелые руки» | октябрь |
| — Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» | ноябрь |
| — М.Майн «Пуговица» | ноябрь |
| — Р.Гамзатов «Мой дедушка» | ноябрь |
| — М.Ильин «Машины с нашей улицы» | ноябрь |
| — И.Драч «Врач» | декабрь |
| — И. Молярова «Песенка иголки» | декабрь |
| — Д.Родари «Чем пахнут ремесла» | декабрь |
| — Э.Мошковская «В порту» | декабрь |
| — С. Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник» | январь |
| — С.Баруздин «Кто построил этот дом?» | январь |
| — Л.Квитко «Бабушкины руки», «Дочка» | январь |
| — И.Токмакова «Кем быть?» | январь |
| — В.Глущенко «Грядка» | февраль |
| — О.Высотская «Птичий дом» | февраль |
| — Е.Пермяк «Мамина работа» | февраль |
| — С.Сахаров «Два радиста» | февраль |
| — Г.Лющин «Строители» | март |
| — С.Маршак «Почта» | март |
| — Е.Благинина «Не мешайте мне трудится» | март |
| — О.Донченко «Голубой винтик» | март |
| — А.Прокофьев «Хороши мои дела» | апрель |
| — К.Ушинский «Умей обождать» | апрель |
| — М.Родина «Мамины руки» | апрель |
| — Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | апрель |
| — Сказка «Колобок» | май |
| — Ш.Перро «Красная шапочка» | май |
| — М.Пожаров «Маляры», «Мы – военные» | май |
IV Итоговый
| Тема |
| 1. Фотоальбом «Я – сам» |
| 2. Доклад на педсовете «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» |
| 3. Развлечение «Мамины помощники» |
| 4. Консультация для родителей «Приобщайте ребенка к труду» |
| 5. Развлечение «Мы скворечник смастерили» |
| 6. Субботник по уборке территории детского сада с родителями |
| 7. Выставка рисунков на тему «Мой город» |
| 8. Трудовой десант (по уборке игрового участка) |
| 9.»Служба быта» (совместный труд по уборке помещения — открытое занятие) |
| 10. Высадка рассады цветов в цветники |
| 11. Презентация «Труд в детском саду» |
| 12. Выставка рисунков и фото «Как я тружусь дома» |
| 13. Акция «Посади дерево» (совместно с родителями) |
| 14. Презентация лучшей семьи «Помощники детского сада» |
| 15. Составление кроссвордов |
| 16. Праздник труда |
Автор: Киселева Наталья Константиновна
Дата изменения: 24.09.2018