Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Семья — это первый воспитательный институт, который встречает ребенка в современном обществе и сопровождает на протяжении всей жизни. Именно этот первый этап становления личности закладывает основы нравственности, раскрывает внутренний мир. И как раз в это время ребенок начинает контактировать с общественностью, а первый его выход в общество конечно детский сад. И очень важно, нам воспитателям наладить взаимодействие с родителями воспитанников. У нас разные методы, приемы, но цель, гармоничное развитие ребенку, у нас одна. Взаимодействие с семьей — это сложный процесс, где показателями эффективности являются взаимопонимание, взаимопознание. В современном дошкольном образовательном учреждении работа с родителями ведется по следующим направлениям:
‒ Внутри организации (информирование родителей о работе сада, изучение особенностей семейного воспитания).
‒ За пределами сада (школы для будущих родителей, лекции для родителей).
Чтобы рассказать родителям о работе детского учреждения организуются дни открытых дверей, открытые мероприятия, оформляются стенды о жизни в детском саду. Во время открытых дверей проводятся экскурсии по саду или круглый стол с привлечением специалистов детского сада. Открытые мероприятия организуются с целью ознакомления родителей с непосредственной образовательной деятельностью. Происходит наблюдение за межличностными отношениями в группе, ознакомление с бытовыми условиями группы. Нельзя проходить мимо использования интернет ресурсов в век информационных технологий, ведь современные родители молоды и являются активными интернет пользователями. Современные сады создают свои сайты, где информируют о своей деятельности.
Работа с родителями проходит в виде индивидуальных и коллективных работ. Коллективная работа предполагает сотрудничество по вопросам, касающимся большинства родителей. Здесь подходят групповые и общие собрания. Тематика групповых собраний отличается от общих. На первых происходит объединение по возрастным признакам, а вторые включают вопросы общего развития, взаимопонимания. Индивидуальные нужны для более основательного изучения семьи, это и беседы, и консультации и т. д.
К формам работы с семьей за пределами детского сада относят тематические выставки, информационные бюллетени. Выставки организуются в доме культуры, кинотеатре, где обобщают темы по опыту семейной педагогики, пропагандируют общественное дошкольное воспитание. Информационные бюллетени, с согласия предпринимателей размещаются в торговых точках, где дают рекомендации покупателям:
‒ какие игрушки рекомендуются в определенном возрасте:
‒ какая одежда походит для определенных занятий;
Все эти мероприятия направленны на усиление сотрудничества с родителями, для выявления общих проблем и налаживания отношений для совместного сотрудничества.
В нашем обществе уделяется большое внимание формированию всестороннего развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всей воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда необходимость взаимодействия родителей и воспитателей. Вместе мы развиваем у ребенка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена полезным трудом и добрыми поступками.
Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, используются разные формы организации:
‒ беседы;
‒ консультации по определенным темам;
‒ общие родительские собрания;
‒ групповые родительские собрания;
‒ вечера вопросов и ответов;
‒ конференции (важнейшими задачами которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания).
Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие которые неохотно идут на контакт. Особенно трудно убедить некоторых из них в необходимости воспитания у детей самостоятельности. Родители не могут, смирится с мыслью, что в год ребенок уже кое-что способен делать сам. В беседе с родителями говорили о том, как положительно влияет на развитие детей своевременно сформированные навыки.
Так же при наблюдениях за поведением детей в группе мы даем родителям более конкретные советы, как договорится о единых требованиях к ребенку и т. д. Таким образом, выясняем, все ли возможности делаются в семье для нормального воспитания ребенка, какая помощь нужна родителям.
При проведении беседы соблюдаем сдержанность, тактичность, используем такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить»; «Можно сделать так, а вы как думаете?», А как вы поступите?
Так же мы стараемся выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и тогда можно обстоятельно поговорить о том, что волнует родителей.
Рассказываем родителям о хороших поступках их детей, отмечаем какие навыки ему нужно прививать. Не обо всем можно говорить при ребенке. Например, вопросы в его отсутствие: Слушается ли он, не капризен ли?; Приучен ли к порядку? Как ведет себя со сверстниками? Каков подход к нему со стороны взрослых, каким наиболее податлив, какой тон благоприятно влияет на него: мягкий или строгий?
Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о своих детях. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю.
Живо и интересно проходят у нас консультации для родителей, подкрепляемые примерами из жизни группы. Родители с доверием принимают наши советы, интересуются, делятся своими сомнениями. Просто, доходчиво строим с ними не простую беседу.
При проведении собраний не торопимся давать ответы на все вопросы пап и мам, а предлагаем выступить более опытным родителям, тем, у кого есть чему поучиться. И происходит предметный поучительный разговор, обогативший присутствующих ценным опытом. Используем в работе и метод анкетирования, который помогает лучше узнать семью, выработать соответствующие рекомендации.
Нередко мы организуем, общие консультации для родителей в зависимости от темы консультации договариваемся, кто из родителей должен быть на ней обязательно. При подготовке их, используем тематику: «Домашние обязанности детей», «Книги у ребенка дома», «Детские капризы и упрямство, их причины», «Развитие правильной речи у ребенка».
К подобным консультациям подбираем необходимую литературу, организуем выставки пособий, игрушек, оборудования.
Есть и неблагополучные семьи. Беседы в семье начинаем с разговора о положительных качествах ребенка, отмечаем и недостатки, указываем их причины, даем рекомендации, высказываем предложения. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы.
Работа с родителями ведется систематически и планово коллективно и индивидуально. По мере необходимости организуются субботники. Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы. Материалы в «Уголок родителя» оформляются по мере надобности и систематически заменяются.
Работу с родителями, о которых идет речь проводить трудно. Некоторые из них настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, искренне, хотим помочь им в воспитании детей.
Литература:
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.:— 1993.
- Алйксашина И. Ю. Взаимосвязь психолого-педагогических и предметно-методических знаний как условие развития профессиональных потребностей учителя в психолого-педагогических знаниях. — М.: Изд-во АПН СССР. — 1989.
- Блонский П. П. Возрастные особенности детей// Избр. Пед. соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
- Бронзова И. Л. Использование психологических знаний в организации критериев оценки педагогических ситуаций// Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях.— М.: Изд. АПН СССР, 1989.
- Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье.- М.: Учпедгиз., 1953.
Взаимодействие с семьями воспитанников. План работы на 2019-2020 учебный годметодическая разработка
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
План работы на 2019-20120 учебный год
Работа с родителями строится на взаимопонимании и доверии. План работы с родителями составляется на год.
Формы взаимодействия с родителями
В зависимости от решаемых задач используем различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Информационные — буклеты, справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников, публикации, выступления в СМИ, памятки для родителей; наглядная психолого — педагогическая пропаганда (ширмочки, папки – передвижки).
2. Организационные — родительские собрания, анкетирование.
3. Просветительские — консультирование; тематические встречи, семинары, беседы, круглые столы.
4. Организационно-деятельностные — совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей, совместные детско — родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в благоустройстве детского сада; помощь в подготовке буклетов для родителей, , видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды.
5. Участие родителей в педагогическом процессе — занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных акциях.
Ежедневно:
1. Информирование родителей о детях, об их достижениях и успехах.
2. Беседы с родителями о самочувствии, о детской гигиене, об основах безопасности жизнедеятельности детей.
Ежемесячно:
1. Привлечение родителей к организации и созданию предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к подготовке и участию в праздниках и развлечениях.
Перспективный план работы с родителями на 2019– 2021 учебный год
Месяц | Мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | 1. День открытых дверей. Экскурсия по детскому саду, по группе. 2. Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» 3. Рекомендации для родителей «Что должен знать ребёнок 4-5 лет». 4. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 5. Консультация для родителей «Зачем ребенку этикет». 6. Памятка для родителей «Правила поведения за столом» 7. Консультация «Всё о детском питании». 8.Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения. 9. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». |
|
Октябрь | 1. Консультация «Играйте вместе с детьми». 2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Одежда детей в группе и на прогулке». 3. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». 4. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». 5. «Осенняя фантазия». Рисунки и поделки: совместное творчество родителей и детей. 6. Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». 7. Консультация для родителей. «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев» 8. Памятка для родителей «Создание благоприятной атмосферы в семье» |
|
Ноябрь | 1. Консультация «Как отвечать на детские вопросы?». 2. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Чем занять ребенка дома? Игры и упражнения на развитие связной речи детей». 3. Родительское собрание. Тема: «Главные направления в развитии речи детей дошкольного возраста». 4. Консультация «Всё о развитии детской речи». 5. Памятка для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика». 6.Рекомендации для родителей «Дидактические игры для речевого развития» 7. Выставка творческих работ «Умелые мамины руки», «Моя мама — рукодельница» 8. Развлечение «Поиграем вместе с мамой», посвященное Дню Матери |
|
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». 3. Педагогический всеобуч «Здоровье ребёнка в наших руках». 4. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка». 5. Памятка для родителей «Кодекс здоровья». 6. Памятка для родителей «Простуды или ОРВИ у малышей». 7. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». 8. Конкурс творческих работ на тему: «Новогодняя игрушка». 9. Подготовка и проведение «Новогоднего утренника» 10.«Правила безопасности во время новогодних праздников» |
|
Январь | 1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». 2. Памятка для родителей. Тема: «Мобильная связь – друг или враг» 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4. Памятка для родителей. Тема: «Советы родителям». 5. Памятка для родителей. Тема: «Чтоб улыбка сияла». 6. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». 7. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». 8. Консультация «Все о детской обуви». |
|
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: «Наша Армия родная». 2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 3.Стенгазета «Мой папа для меня пример» 4.Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома. Домашние эксперименты». 5. Памятка для родителей «Стили воспитания». 6. Консультация «Азбука дорожного движения: памятка пешеходу». 7. Поделки родителей и детей «Наши увлечения». 8. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье». |
|
Март | 1. Выставка детских работ «Мамочка милая, мама моя…». 2. «Утренник, посвященный международному женскому дню – 8 Марта» 3. Консультация для родителей «Ребенок и книга» 4. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». 5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. 6. Конкурс плакатов «Безопасная дорога». 7. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». 8. Консультация «Азбука дорожного движения». |
|
Апрель | 1 Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». 2. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 3.Консультация «Искусство, которое мы называем изобразительным». 4. Педагогический всеобуч «Ребенок и рисование». 5. Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта». 6. Консультация «Пожарная безопасность. Советы доброго доктора». 7. Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 8. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?». 9. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников». |
|
Май | 1. Итоговое родительское собрание. 2. Выставка рисунков: «День Победы» 3. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». 4. Памятка для родителей «Правила пожарной безопасности в лесу». 5. Консультация «Как сделать путешествие в поезде интересным? Поиграйте с малышом!». 6. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». 7. Консультация «Компьютер: за и против». 8. Памятка для родителей «Ребенок и компьютер. 10 советов родителям. 9.Юбилей Победы. Участие семей в городских мероприятиях. 10. Подготовка ко Дню защиты детей. Благотворительная ярмарка |
|