Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения


Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

 Семья — это первый воспитательный институт, который встречает ребенка в современном обществе и сопровождает на протяжении всей жизни. Именно этот первый этап становления личности закладывает основы нравственности, раскрывает внутренний мир. И как раз в это время ребенок начинает контактировать с общественностью, а первый его выход в общество конечно детский сад. И очень важно, нам воспитателям наладить взаимодействие с родителями воспитанников. У нас разные методы, приемы, но цель, гармоничное развитие ребенку, у нас одна. Взаимодействие с семьей — это сложный процесс, где показателями эффективности являются взаимопонимание, взаимопознание. В современном дошкольном образовательном учреждении работа с родителями ведется по следующим направлениям:

‒ Внутри организации (информирование родителей о работе сада, изучение особенностей семейного воспитания).

‒ За пределами сада (школы для будущих родителей, лекции для родителей).

Чтобы рассказать родителям о работе детского учреждения организуются дни открытых дверей, открытые мероприятия, оформляются стенды о жизни в детском саду. Во время открытых дверей проводятся экскурсии по саду или круглый стол с привлечением специалистов детского сада. Открытые мероприятия организуются с целью ознакомления родителей с непосредственной образовательной деятельностью. Происходит наблюдение за межличностными отношениями в группе, ознакомление с бытовыми условиями группы. Нельзя проходить мимо использования интернет ресурсов в век информационных технологий, ведь современные родители молоды и являются активными интернет пользователями. Современные сады создают свои сайты, где информируют о своей деятельности.

Работа с родителями проходит в виде индивидуальных и коллективных работ. Коллективная работа предполагает сотрудничество по вопросам, касающимся большинства родителей. Здесь подходят групповые и общие собрания. Тематика групповых собраний отличается от общих. На первых происходит объединение по возрастным признакам, а вторые включают вопросы общего развития, взаимопонимания. Индивидуальные нужны для более основательного изучения семьи, это и беседы, и консультации и т. д.

К формам работы с семьей за пределами детского сада относят тематические выставки, информационные бюллетени. Выставки организуются в доме культуры, кинотеатре, где обобщают темы по опыту семейной педагогики, пропагандируют общественное дошкольное воспитание. Информационные бюллетени, с согласия предпринимателей размещаются в торговых точках, где дают рекомендации покупателям:

‒ какие игрушки рекомендуются в определенном возрасте:

‒ какая одежда походит для определенных занятий;

Все эти мероприятия направленны на усиление сотрудничества с родителями, для выявления общих проблем и налаживания отношений для совместного сотрудничества.

В нашем обществе уделяется большое внимание формированию всестороннего развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всей воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда необходимость взаимодействия родителей и воспитателей. Вместе мы развиваем у ребенка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена полезным трудом и добрыми поступками.

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, используются разные формы организации:

‒ беседы;

‒ консультации по определенным темам;

‒ общие родительские собрания;

‒ групповые родительские собрания;

‒ вечера вопросов и ответов;

‒ конференции (важнейшими задачами которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания).

Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие которые неохотно идут на контакт. Особенно трудно убедить некоторых из них в необходимости воспитания у детей самостоятельности. Родители не могут, смирится с мыслью, что в год ребенок уже кое-что способен делать сам. В беседе с родителями говорили о том, как положительно влияет на развитие детей своевременно сформированные навыки.

Так же при наблюдениях за поведением детей в группе мы даем родителям более конкретные советы, как договорится о единых требованиях к ребенку и т. д. Таким образом, выясняем, все ли возможности делаются в семье для нормального воспитания ребенка, какая помощь нужна родителям.

При проведении беседы соблюдаем сдержанность, тактичность, используем такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить»; «Можно сделать так, а вы как думаете?», А как вы поступите?

Так же мы стараемся выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и тогда можно обстоятельно поговорить о том, что волнует родителей.

Рассказываем родителям о хороших поступках их детей, отмечаем какие навыки ему нужно прививать. Не обо всем можно говорить при ребенке. Например, вопросы в его отсутствие: Слушается ли он, не капризен ли?; Приучен ли к порядку? Как ведет себя со сверстниками? Каков подход к нему со стороны взрослых, каким наиболее податлив, какой тон благоприятно влияет на него: мягкий или строгий?

Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о своих детях. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю.

Живо и интересно проходят у нас консультации для родителей, подкрепляемые примерами из жизни группы. Родители с доверием принимают наши советы, интересуются, делятся своими сомнениями. Просто, доходчиво строим с ними не простую беседу.

При проведении собраний не торопимся давать ответы на все вопросы пап и мам, а предлагаем выступить более опытным родителям, тем, у кого есть чему поучиться. И происходит предметный поучительный разговор, обогативший присутствующих ценным опытом. Используем в работе и метод анкетирования, который помогает лучше узнать семью, выработать соответствующие рекомендации.

Нередко мы организуем, общие консультации для родителей в зависимости от темы консультации договариваемся, кто из родителей должен быть на ней обязательно. При подготовке их, используем тематику: «Домашние обязанности детей», «Книги у ребенка дома», «Детские капризы и упрямство, их причины», «Развитие правильной речи у ребенка».

К подобным консультациям подбираем необходимую литературу, организуем выставки пособий, игрушек, оборудования.

Есть и неблагополучные семьи. Беседы в семье начинаем с разговора о положительных качествах ребенка, отмечаем и недостатки, указываем их причины, даем рекомендации, высказываем предложения. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы.

Работа с родителями ведется систематически и планово коллективно и индивидуально. По мере необходимости организуются субботники. Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы. Материалы в «Уголок родителя» оформляются по мере надобности и систематически заменяются.

Работу с родителями, о которых идет речь проводить трудно. Некоторые из них настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, искренне, хотим помочь им в воспитании детей.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.:— 1993.
  2. Алйксашина И. Ю. Взаимосвязь психолого-педагогических и предметно-методических знаний как условие развития профессиональных потребностей учителя в психолого-педагогических знаниях. — М.: Изд-во АПН СССР. — 1989.
  3. Блонский П. П. Возрастные особенности детей// Избр. Пед. соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  5. Бронзова И. Л. Использование психологических знаний в организации критериев оценки педагогических ситуаций// Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях.— М.: Изд. АПН СССР, 1989.
  6. Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье.- М.: Учпедгиз., 1953.

Взаимодействие с семьями воспитанников. План работы на 2019-2020 учебный годметодическая разработка

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

План работы на 2019-20120 учебный год

Работа с родителями строится на взаимопонимании и доверии. План работы с родителями составляется на год.

Формы взаимодействия с родителями

В зависимости от решаемых задач используем различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Информационные — буклеты, справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников, публикации, выступления в СМИ, памятки для родителей; наглядная психолого — педагогическая пропаганда (ширмочки, папки – передвижки).

2. Организационные — родительские собрания, анкетирование.

3. Просветительские — консультирование; тематические встречи, семинары, беседы, круглые столы.

4. Организационно-деятельностные — совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей, совместные детско — родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в благоустройстве детского сада; помощь в подготовке буклетов для родителей, , видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды.

5. Участие родителей в педагогическом процессе — занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных акциях.

Ежедневно:

1. Информирование родителей о детях, об их достижениях и успехах.

2. Беседы с родителями о самочувствии, о детской гигиене, об основах безопасности жизнедеятельности детей.

Ежемесячно:

1. Привлечение родителей к организации и созданию предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к подготовке и участию в праздниках и развлечениях.

Перспективный план работы с родителями на 2019– 2021 учебный год

Месяц Мероприятия Цель проведения мероприятия
Сентябрь 1. День открытых дверей. Экскурсия по детскому саду, по группе.

2. Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни»

3. Рекомендации для родителей «Что должен знать ребёнок 4-5 лет».

4. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

5. Консультация для родителей «Зачем ребенку этикет».

6. Памятка для родителей «Правила поведения за столом»

7. Консультация «Всё о детском питании».

8.Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения.

9. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

  • Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
  • Знакомство родителей с целевые ориентиры для детей среднего возраста общеобразовательной программы МАДОУ «Сказка» по всем образовательным областям
  • Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
  • Создание условий для Осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.
  • Способствовать формированию коллектива группы.
Октябрь 1. Консультация «Играйте вместе с детьми».

2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Одежда детей в группе и на прогулке».

3. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».

4. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

5. «Осенняя фантазия». Рисунки и поделки: совместное творчество родителей и детей.

6. Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

7. Консультация для родителей. «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»

8. Памятка для родителей

«Создание благоприятной атмосферы в семье»

  • Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
  • Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
  • Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
  • Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.
  • Приобщение родителей к познанию и пониманию внутреннего мира ребенка.
Ноябрь 1. Консультация «Как отвечать на детские вопросы?».

2. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Чем занять ребенка дома? Игры и упражнения на развитие связной речи детей».

3. Родительское собрание. Тема: «Главные направления в развитии речи детей дошкольного возраста».

4. Консультация «Всё о развитии детской речи».

5. Памятка для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика».

6.Рекомендации для родителей «Дидактические игры для речевого развития»

7. Выставка творческих работ «Умелые мамины руки», «Моя мама — рукодельница»

8. Развлечение «Поиграем вместе с мамой», посвященное Дню Матери

  • Обогащение педагогических знаний родителей.
  • Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме: «Речевое развитие»
  • Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие связной речи детей»
  • Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
  • Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
  • Активизация родителей в работу группы по проведению совместных мероприятий.
Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. Педагогический всеобуч «Здоровье ребёнка в наших руках».

4. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка».

5. Памятка для родителей «Кодекс здоровья».

6. Памятка для родителей «Простуды или ОРВИ у малышей».

7. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье».

8. Конкурс творческих работ на тему: «Новогодняя игрушка».

9. Подготовка и проведение «Новогоднего утренника»

10.«Правила безопасности во время новогодних праздников»

  • Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
  • Создание условий для Осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.
  • Информирование родителей о состоянии здоровья воспитанников.
  • Активизация родителей в работу группы по проведению совместных мероприятий, тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
Январь 1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

2. Памятка для родителей. Тема: «Мобильная связь – друг или враг»

3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

4. Памятка для родителей. Тема: «Советы родителям».

5. Памятка для родителей. Тема: «Чтоб улыбка сияла».

6. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».

7. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

8. Консультация «Все о детской обуви».

  • Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.
  • Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей.
  • Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Февраль 1. Выставка детских рисунков, тема: «Наша Армия родная».

2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

3.Стенгазета «Мой папа для меня пример»

4.Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома. Домашние эксперименты».

5. Памятка для родителей «Стили воспитания».

6. Консультация «Азбука дорожного движения: памятка пешеходу».

7. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».

8. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

  • Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки.
  • Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
  • Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.
  • Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
  • Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья».
Март 1. Выставка детских работ «Мамочка милая, мама моя…».

2. «Утренник, посвященный международному женскому дню – 8 Марта»

3. Консультация для родителей «Ребенок и книга»

4. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

6. Конкурс плакатов «Безопасная дорога».

7. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

8. Консультация «Азбука дорожного движения».

  • Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.
  • Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей
  • Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «Ознакомление с художественной литературой»
  • Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
Апрель 1 Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

2. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

3.Консультация «Искусство, которое мы называем изобразительным».

4. Педагогический всеобуч «Ребенок и рисование».

5. Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта».

6. Консультация «Пожарная безопасность. Советы доброго доктора».

7. Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

8. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?».

9. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

  • Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
  • Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении».
  • Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.
  • Активизация педагогических знаний родителей.
  • Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома.
  • Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.
  • Получение сведений о знаниях родителей по теме: «Откуда опасность?», анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме собрания.
  • Способствовать формированию коллектива группы. Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
Май 1. Итоговое родительское собрание.

2. Выставка рисунков: «День Победы»

3. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

4. Памятка для родителей «Правила пожарной безопасности в лесу».

5. Консультация «Как сделать путешествие в поезде интересным? Поиграйте с малышом!».

6. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».

7. Консультация «Компьютер: за и против».

8. Памятка для родителей «Ребенок и компьютер. 10 советов родителям.

9.Юбилей Победы. Участие семей в городских мероприятиях.

10. Подготовка ко Дню защиты детей. Благотворительная ярмарка

  • Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
  • Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
  • Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам пожарной безопасности.
  • Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]