Положительные стороны комплексных занятий
Сочетание разнообразных видов искусства приводит к их разностороннему воздействию на ребенка. При этом оно способствует познанию явлений и предметов со многих сторон при одновременном использовании всех органов чувств.
Комплексно-тематическое занятие проводится таким образом, что дети поочередно рисуют и поют, танцуют и читают стихи. А выполнение ими сюжетных композиций или декоративных работ на фоне звучащей лиричной музыки способствует созданию эмоционального настроения, которое позволяет более успешно выполнять задания воспитателя.
Комплексные занятия в детском саду позволяют малышам заниматься раскованно и без принуждения. К примеру, во время выполнения коллективного рисунка они непременно будут советоваться друг с другом о том, кто и какие детали будет изображать. Договариваться о своих действиях и ролях им нужно будет и в процессе инсценировки песни.
Роль искусства
На развитие творческих способностей ребенка оказывает свое влияние множество факторов, которые можно объединить в три группы. В первую из них включены индивидуальные особенности и природные задатки, которые оказывают непосредственное влияние на формирование творческой активности ребенка. Во второй группе находятся все существующие формы влияния социальной среды. Третья совокупность факторов определяет зависимость творческих проявлений малыша от структуры и характера его деятельности.
Почему так важны для детей младшего школьного возраста комплексные занятия? Подобное обучение играет особую роль в связи с тем, что для подачи материала в нем используются различные виды искусства. Сюда входят музыка и литература, народное творчество и скульптура, и, конечно, живопись. Искусство в тех или иных формах формирует человека, пробуждает в ребенке творческое начало и оказывает непосредственное влияние на его духовный мир.
Комплексные занятия дают малышам возможность развить свои образные представления и воображение, внимание и память, а также положительное эмоциональное отношение к предлагаемой воспитателем деятельности.
Каковы средства различных видов искусств? В литературе это слово, служащее для образных определений, эпитетов, ритма, метафор и сравнения. При проведении театрализованной деятельности ими являются средства драматизации в виде мимики и жестов, движений и поз, интонации и голоса. В изобразительных приемах средства, используемые в комплексном занятии для детей, представляют собой рисунки, выражающие объем и форму, пропорции и соотношения размеров предметов. Также малышей увлекают аппликацией. Она позволяет им развить понятие формы, композиции и цвета. Если комплексное занятие для детей проводится с использованием музыки, то средствами воспитания являются гармония и ритм, динамика и мелодия, интонация и т. д.
Знакомство с природой
Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.
В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.
Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.
В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.
При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.
Проведение комплексных занятий в различных группах детского сада
То, как проводятся занятия с детьми, прежде всего, зависит от их возраста. Немаловажным параметром при этом послужит и накопленный жизненный опыт малышей. Так, комплексные занятия в младшей группе (это дети 3-4 лет) проводятся с использованием живого наблюдения явления или предмета, к которому прилагается его яркая иллюстрация.
Малышам, достигшим 4-5-летнего возраста, предлагается красочная картинка, сопровождаемая небольшим литературным произведением. Комплексное занятие в старшей группе ДОУ (дети от 5 до 6 лет) проводится с использованием песни или музыкального произведения в качестве фона или самостоятельной части предлагаемой деятельности.
Дошкольникам от 6 до 7 лет предлагается знакомство с художественным произведением с одновременным рассмотрением 2-3 репродукций, изображающих сходный либо различный пейзаж. Также детям может быть предложено описание явления или предмета в двух или трех стихотворениях, в которых имеется сопоставление или сравнение. В качестве средства воспитания творческой личности используется и прослушивание музыкального произведения.