Сказки о звуках и буквах.материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему


Сказки о звуках и буквах.материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сказка о звуках и буквах.

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она невидимая и очень большая. На этой планете живут звуки — невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое солнышко. И звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их — гласными звуками.

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было голоса, им всегда мешали губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

— Согласны? – улыбнулось солнышко.

– Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки — невидимки, мы их слышим и произносим, но не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней вотцарил мир, тепло и согласие.

Жил-был звук «a». Он любил петь, широко открывая рот: «a__». Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a». Иногда — очень громко: «a, a, a». Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__». Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa». А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Жил да был звук «у». У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у». Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__». Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__». Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__». Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__». Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ». Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__». Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Жил-был звук «и». Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и». Иногда звук «и» играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и». Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Жил-был звук «о». Очень звук «о» любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о». Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ». В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…» Очень многим нравился звук «о». Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Жил да был звук «э». Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э». Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__». Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__» Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Жил-был звук «ы». Известен был звук «ы» своим низким голосом. Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы». Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы». Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы». Иногда — пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__». Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка о звуках и буквах.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый,

У — угрюмый,

О — очень любил всему удивляться,

И — игривый, улыбчивый,

Э — медлительный, рассудительный,

Ы — самый упрямый

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко: А-а-о-о-у-и

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: — Как же так — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет. — У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У. — О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О. — И люди в домах живут, — тихонько заметил И. — Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы. Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить. А да И нашли по три палочки.А сделал шалаш с перекладиной.И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.О увидел колесо, оно ему и подошло.Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы. С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное: — й, й, й, й. Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит — й, й, й. Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может. Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву. — й, й й. Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать — й — й — й. Слушал-слушал А, да и говорит: — А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. И-краткий согласился, и они запели: — йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому. — Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали — йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О. — Пожалуйста! — йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому. Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ». Опечалены были только И да Ы: — Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники. — Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы. Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э. Подумали-подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А. Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У. Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О. Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э. Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Так с тех пор и повелось в русском языке: • шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э». • все остальные звуки — согласные, • мягкие согласные обозначаются зелеными кружками, • твердые согласные — синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Литература: Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)

Приложение 1

УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Произносительный аппарат:

1- твердое нёбо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — надгортанник; 12 —голосовая щель;

13 — щитовидный хрящ;14 — перстневидный хрящ;15 — носоглот­ка; 16 — мягкое нёбо;17 — язычок; 18 — гортань; 19 — черпаловидный хрящ; 20 — пищевод; 21 — трахея

  • Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
  • Борис Заходер «Кит и кот»
  • Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
  • Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
  • Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
  • Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»

Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!» Художник Никола О’Бирн Перевод с английского Марии Пак Издательство «Лабиринт Пресс», 2017

Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком. Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!

Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.

Борис Заходер «Кит и кот» Художник Евгений Мешков Издательство «Речь», 2017

Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.

Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.

Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”» Художник Виктор Чижиков Издательство «Лабиринт», 2019

Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).

В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.

Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.

При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.

Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».

Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках» Иллюстрации автора Издательство «Детская литература», 2018

Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.

Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.

Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».

Михаил Раскатов «Пропавшая буква» Художник Евгений Медведев Издательство «КомпасГид», 2017

В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.

Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».

Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.

Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.

Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».

Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».

Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков» Художник Рафаил Вольский Издательство «ИД Мещерякова», 2016

В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.

Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.

Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.

Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.

Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».

Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.

Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.

Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]