ФГОС ДО «Тематические дни в образовательном процессе».


23174_do_tematicheskie_dni.docx

ФГОС ДО « Тематические дни в образовательном процессе». О том как интересно организо вать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроекти ровать целостную модель органи зации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельны е мероприятия. Другими словами, создать систему, после довательность в планировании образовательного процесса. Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ’ ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каж дое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания до школьников и составляет свою основную образовательную про грамму. Принцип комплексно- темати ческого планирования с учетом интеграции образовательных об ластей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогу лок. Попытаемся разобраться в этих понятиях. Во всех авторских ва риативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели. Подбор тем придает систем ность образовательному процес су и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире. Творческий подход к моделиро ванию образовательного процесса предполагает, что педагог самосто ятельно( по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать со держание работы, включить регио нальный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО. Если заглянуть в историю, те матический принцип организа ции образовательного процесса в работе с дошкольниками предла гался многими специалистами. Бельгийский педагог- психолог, врач Ж. О. Декроли( 1871- — 1932) в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью со здать связь между науками заста вить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все рас ходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разрабо таны «центры интересов», сущ ность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой. В современной практике учи теля- логопеды активно исполь зуют тематический принцип пла нирования и организации работы с дошкольниками, подбирая раз нообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Темати ческие дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей. Отвечая на вопрос «Что же та кое тематический день в детском саду? », можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что- нибудь мастерят, рисуют, фанта зируют. В этот день в групповой комнате что- то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мул ьтфильмов, сказок, иногда приезжа ет кукольный театр. Для воспитателя тематический день — педагогические творче ство, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана- конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режим ных моментов. Чтобы этот день за помнился детям, воспитатель при думывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия. В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режим ные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совер шенно не объединяться с содер жанием непосредственно образо вательной деятельности и суще ствовать сами по себе. Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педа гогом под образовательные задачи и объединенная с праздником и ли событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности( игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразитель ная, музыкальная и двигательная) . Игра( сюжетно- ролевая, ре жиссерская, драматизация, с пра вилами и др. ) — также одна из форм реализации содержания. Рассматривая игру в качестве сво бодной самостоятельной деятельности детей, воспитатель проду мывает, как может быть реализо вана большая часть содержания тематического дня. Так, в старших группах появляются игры- путе шествия, например во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «давайте еще придумаем. . . » насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они становятся не исполнителями, а активными участниками в моде лировании такой игры. При организации тематиче ского дня содержание образова тельных областей естественным образом интегрируется. Это дает возможность воспитателю ин тегрировать образовательную деятельность, избежать неоправ дан ного д робления детской дея тельности по образовательным областям. Во время проведения таких дней воспитатель прояв ляет свое творчество, учитывает особенности, уровень знаний и умений детей своей группы. Тематический день — это по гружение детей в тему, что дает возможность осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог. Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкрет ного возраста. Например, в пер вый день лета( 1 июня) отмеча ется Всемирный день молока( по предложению продовольствен ной и сельскохозяйственной ор ганизац ии ОО Н с 2001 г. ) . Цель праздника — популяризация молока и молочных продуктов, информирование населения о деятельности, связанной с молоч ным производством. В этот день в ДОО можно устроить веселые представления на молочную тему со сказочны ми героями, игры и спортивные соревнования. Рассказы о пользе молока, о блюдах, которые можно приготовить с его использовани ем, угощение детей молоком сде лают этот тематический день не только веселым, но и вкусным. Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, но содержание и формы организаций каждый пе дагог подбирает свои, ориентиру ясь на общие мероприятия( раз влечен ие, спектакль, соревнова ние и д р. ) . Единая тема в разных возраст ных группах обеспечивает дости жение единства образовательных целей и преемственности в разви тии от возраста к возрасту. При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать несколько важ ных условий: уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планиро вания( что мы с детьми уже про шли, какие результаты получены) ; уметь выделять цель и зада чи, соотнося их с образовательной программой, возрастным соста вом группы детей, приоритетны ми направлениями всего образова тельного процесса в ДОО; четко представлять результа ты работы, которые должны быть достигнуты( что нового дети узнают, чему научатся, какие ка чества личности у них будут фор мироваться) ; выбирать оптимальные формы, средства, методы, помо гающие добиться поставленных целей, а значит, получить плани руемый результат. План- сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образо вания дошкольников и интеграцию образовательных областей. Хочется напомнить, что прин цип интеграции образовательных областей лежит в ос нове всей работы воспитателя, и, по нашему убеждению, совсем не обязательно после спланированной работы по стоянно указывать в скобках, к ка ким образовательным областям та или иная деятельность относится. С введением ФГОС ДО и сле дуя логике, можно утверждать, что если образовательный процесс в детском саду развертывается в комплексно- тематической модели и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в режимных моментах по разра ботанному сценарию дня в каждой группе и во всем детском саду. В нашем д етском саду тематиче ские дни включены в образовательную программу. И сделано это достаточно творчески, не загоняя воспитателя еще в одну «ловушку » —- обязательность! Копилка интересных сценариев тематических дней создается творческими усилиями вс его педагогического коллекти ва. Каждый сценарий активно обсу ждается как до, так и после проведения тематического дня, и только удачный сохраняется в методическом кабинете детского сада. Такой опыт работы может в будущем пригодиться другим воспитателям. Это делает модель н ашего образовательного процесса разнообразной и находит отражение в образовательной программе детского сада. В комплексно- тематическом планировании соблюдаются тре бования к условиям реализации программы дошкольного образо вания, одним из которых является «использование в образовательной деятельности форм и методов ра боты с детьми, с оответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям( недопустимость как искусственного ускорения, так искусственного замедления разви тия детей) »( ФГОС ДО) . Наш п едагогический коллектив самостоятельно решает, как часто будут планироваться тематиче ские недели, тематические дни, тематические прогулки. Мы уве рены, что здесь не может быть жесткого регламентирования. Принцип комплексно- тематиче ского планирования и включение в модель организации образоват ель ного процесса разрабатывается и ши роко обсуждается на педсоветах.

План-конспект тематического дня в детском саду

Светлана Леонтьева

План-конспект тематического дня в детском саду

План-конспект тематического дня в детском саду

«День космических путешествий — День космонавтики»

.

Воспитатель: Леонтьева Светлана Владимировна

План-конспект тематического дня в детском саду «День космических путешествий-День космонавтики»

.

Сценарий организации тематического дня в детском саду «День космических путешествий»

«День космонавтики»

Цель: Дать представление детям о празднике «День космонавтики»

и элементарные представления о космосе.

Задачи: Познакомить детей с праздником «День космонавтики»

и

с первооткрывателями космоса;

Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира;

Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

Побуждать к речевому общению между собой, обращаться к взрослым с вопросами, суждениями и высказываниями.

Утро: При встрече детей в группе, педагог напоминает детям, что сегодня у нас необычный день. Мы сегодня с вами отправимся в необычное, путешествие, а чтобы понять куда, предлагает детям рассмотреть иллюстрации и открытки с изображением космоса, репродукций картин А. Леонова «Вселенная»

, Б. Бакшеева
«Голубая весна»
.Так же предлагает детям дидактические игры:
«Найди лишнее»
,
«Найди дорогу на Землю по плану»
.

Педагог спрашивает детей, догадались, чему будет посвящено наше путешествие? Конечно, наше путешествие связанно с космосом, потому, что сегодня «День космонавтики»

.Но для того чтобы наше путешествие было запоминающимся мы с вами оформим выставку для родителей из ваших работ:
«Космос»
.

Если вы готовы к путешествию, то отправляемся. Педагог просит детей закрыть глаза, включает Космическую симфонию, постепенно музыка затихает, дети открывают глаза. Педагог говорит им о том, что они прибыли на первую остановку «Ловкие космонавты»

.

Утренняя гимнастика

На остановке, педагог проводит утреннюю зарядку. Использование ОРУ и подвижная игра «Самолёты —на посадку!»

.

Педагог говорит о том, чтобы продолжить наше путешествие нам надо узнать о космосе, предлагает рассказать историю космонавтики.

Утренняя беседа: «История космонавтики»

Цель: Содействовать усвоению знаний об изменениях в живой природе весной (прилёт птиц, появление первоцветов и насекомых)

; о взаимосвязях в природных явлениях; стимулировать развитие внимания, памяти и речи. Ну, теперь давайте продолжим наше путешествие. Педагог просит детей закрыть глаза, включает Космическую симфонию, постепенно музыка затихает, дети открывают глаза.

Наша вторая остановка называется «Завтрак космонавта»

. Поэтому мы как лучшие космонавты, моем руки и взяв свои космические ложки кушаем.

Утренние гигиенические процедуры. Завтрак.

Молодцы продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Космические знания»

.

Сотрудничество 1. Развитие речи «Этот загадочный космос!»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей; расширить представления о профессии космонавта; развивать речь, воображение.

Загадывание загадок: «Лунные загадки»
(о космосе, космонавтах)
.

(Цель: развитие логического мышления, памяти, пополнения активного словаря детей).

Физминутка: «Не опоздай на ракету»

.

Сотрудничество 2. Аппликация «Ракета»

Цель: Закрепить умение симметрично вырезать из бумаги, сложенной вдвое, в четверо. Знакомить детей со строением ракеты и ее назначением.

Пальчиковая гимнастика: «Космонавт»

.

— В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля- расстилается земля.

Молодцы мы много узнали нового на этои остановке, а теперь наше путешествие выходит за пределы группы, путешествие продолжим на улице.

Прогулка.

(Цель прогулки: оздоровительнаяB организация активного отдыха детей на свежем воздухе).

Подвижная игра: «Летает- не летает»

(Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего, развитие памяти, знания слов игры) .

Наблюдение. По тематике времени года.

Труд: на участке детского сада, в зависимости от времени года.

Подвижная игра: «Школа космонавтов»

Цель: совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание.

Мои космонавты мы вернулись на наш маршрут, вернулись в группу, путешествие продолжается. Педагог просит детей закрыть глаза, включает Космическую симфонию, постепенно музыка затихает, дети открывают глаза.

Эта остановка «Первый космонавт»

Возвращение с прогулки. Педагог, пока дежурные и младший воспитатель накрывают на стол, предлагает побеседовать на тему «Первый человек в космосе»

,
«Наши космонавты»(используя иллюстрации А. Леонова)
.

(Цель

: знакомство детей с первыми космонавтами с помощью картинок).

Ребята мы много узнали сегодня о космосе, поэтому нам пора возвращаться в нашу группу, где все полученные знания мы сможем применить в нашей группе, самостоятельно. И конечно все вместе оформить выставку для родителей.

Гигиенические процедуры и обед.Затем дети постепенно готовятся ко сну: посещают туалетную комнату, раздеваются и проходят в спальню.

Происходит постепенный подъем детей, под музыку нарастающего характера и дети выполняют элементы корригирующей и дыхательной гимнастики, в кроватях. Дети полдничают.

Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие»

(Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать к развертыванию сюжета данной игры)

Полдник. Самостоятельная деятельность детей.

Дидактическая игра: «Собери ракету по частям»

.

Цель: закреплять знания детей о строении ракеты и ее назначении).

Рисование на тему: «Космическое путешествие»

(Цель: учить отображать в рисунке свои впечатления, используя нетрадиционные методы рисования).

Прослушивание аудиозаписи: «Космическая симфония»

(Цель: развитие слухового восприятия, воспитания, эмоциональной отзывчивости, развитие интереса к классической музыке).

В раздевалке оформить выставку «Космос»

(на выставке работы по аппликации, рисунки на данную
тематику).
Воспитатель должен создать предметно-развивающую среду, спланировать и организовывать детей в течении дня, уметь организовать прогулку по теме. Знать уровень развития детей по данному направлению, определить формы и методы взаимодействия с семьёй.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]