Приемы практического использования ИКТ в дошкольном образовании
Существует несколько приемов практического использования ИКТ в дошкольном образовании, они рассмотрены ниже.
Работа педагога с детьми по средствам ИТ-технологий
Использования на занятиях различных материалов иллюстративного характера
Для лучшего усвоения материала педагог может использовать доступные средства подачи информации с применением разнообразных ИТ-технологий. В это множество могут входить следующие:
- видео материалы;
- изображения;
- презентации;
- различные интерактивные средства подачи материала.
Использование презентаций
Существует большое количество сервисов для создания презентаций. Суть в том, что в данный момент создание хорошей презентации не требуется большое количество времени, а подобные презентации могут быть более информативными, нежели обычная лекция педагога. Также немаловажная справка: в презентации может быть не только звуковая подача информации, собственно в виде речи педагога, но и визуальная в виде текста. В презентацию имеется возможность включать всевозможные тематические изображения, которые могут помочь в восприятии материала.
Важно! В данное время сервисы по созданию презентаций дают возможности создания целых интерактивных проектов, с целью мини-игры с детьми, которая очень хорошо помогает в запоминании информации. Это не просто вываливание массы новой информации: этот способ наиболее сильно стимулирует детей к запоминанию информации.
Оформление тематических уголков и стендов в группе
Создание учебных стендов или уголков в ДОУ с использованием компонентов детской субкультуры также играет немаловажную роль в эффективном применении учебных материалов. Подобные стенды вызывают интерес у детей к получению новой информации, к познанию мира, ведь детский сад или другие дошкольные образовательные учреждения по своей сути помогают детям освоиться в обществе, раскрывать таланты чада.
Организация виртуальных тематических экскурсий в процессе занятий
Представление обучающей информации в виде виртуальных экскурсий может помогать усвоению различного исторического материала. Данный материал как правило нагружен датами и событиями, и далеко не всем детям интересен подобный материал, поданный в сухом виде. Создать эффект экскурсии помогают специальные фото и видео материалы. Самое главное не давать просто информацию, нужно подкреплять ее тематическим визуальным оформлением.
Консультация для родителей о воспитании у детей внимания и усидчивости
Информационные технологии как средство быстрого визуального и звукового ознакомления детей с предметами, явлениями, понятиями по тематике занятий
Дело в том, что даже обычная презентация содержит в себе краткий текст в виде изображения. И существуют разные типы восприятия информации, например, презентация с рассказом содержимого в этой самой презентации дает два из трех типов восприятия: визуальный и слуховой. Это несомненно помогает в понимании предмета и конкретно темы урока. Все это могут дать различные достижения науки. То же самое видео можно считать более содержательным, так как педагог в своей лекции может упустить какие-либо важные нюансы, а сухое и информативное видео позволяет избежать этого.
Интерактивная игра
Также, в видеоклипах может быть применено больше различных способов для привлечения внимания детей, а это немаловажный фактор, так как в данный момент существует проблема дефицита внимания у детей. Также при использовании различных способов создания видео могут быть применены различные функции, направленные на увеличении рассказанного материала за меньшее количество времени, например, видео с каким-либо экспериментом, который может длится долго.
Важно! Сегодня интернет наполнен различным обучающим контентом, который находится в свободном доступе. Обычно авторы данного контента создают его именно для цели обучения детей.
Области применения ИКТ для развития дошкольниковконсультация по теме
МДОУ «детский сад «Солнышко»
Области применения ИКТ для развития дошкольников
Подготовила: Наумова А.А.
Переславль-Залесский 2015г.
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Так что же такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой работы с дошкольниками с использованием информационных технологий. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.
Педагог должен быть способен сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
В чем заключается необходимость информационных технологий в системе дошкольного образования?
• Значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
• Обеспечивают личностно-ориентированный подход.
• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
• Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
• Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
• Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук.
• Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям: — ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, — овладеть практическими способами работы с информацией, — развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает: — положительную мотивацию обучения — активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: — Принцип равенства позиций — Принцип доверительности — Принцип обратной связи — Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить занятия: — на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность — привлекает большое количество дидактического материала — повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза — обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ: — расширяет возможность самостоятельной деятельности; — формирует навык исследовательской деятельности; — обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Области применения ИКТ в ДОУ:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, принтер, Интернет презентации).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.
3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.
5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и, в дальнейшем, только вносить необходимые изменения.
6. Создание и использование презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
7. Использование презентаций, созданных в программе Power Point, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе родительских собраний.
8. Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
9. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса) .
10. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
11. Использование электронной почты.
12. Создание сайта ДОУ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
— способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
— способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
— способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
Эффективные способы использования ИКТ в образовательном процессе
ИКТ оказывает помощь в стимулировании интереса детей к познанию новых материалов. В интернете сейчас имеется очень большое количество разнообразных образовательных материалов. По сути, ДОУ даже могут не создавать учебные материалы, а использовать существующие. Как правило, подобные сервисы имеют соответствие требованиям ФГОС, и создаются совместно с министерством образования или даже по заказу оного.
Воспитателям остается лишь наблюдать за правильным использованием ИТ-технологий, а также обучать детей использовать компьютер и интернет ресурсы.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании имеет ощутимые плюсы:
- Оно может дать детям стимул к познанию интернета, ведь в нем содержится огромное количество полезной информации. Главное — научить детей находить именно полезную информацию, и на это должны быть направлены различные обучающие программы.
- Поможет замотивировать детей к самообучению, ведь этот педагогический метод гораздо эффективнее, нежели обычное обучение, которое, словом, уже начинает устаревать, и общество очень быстро совершенствует его в силу различных достижений науки. Стимуляция подобного самообучения может помочь взять начальный уровень обучения в вузе, и дальнейшее поступление в него может быть более легким.
- Развивает коммуникативные навыки.
- Опыт использования информационных технологий доказывает, что они помогают в аттестации детей.
Тема для рисования «День защитника отечества» в средних группах ДОУ
Важно! Профессии, связанные с информационными технологиями на данный момент развиваются, на большинстве производств происходит автоматизация труда, и люди, готовые использовать компьютерные технологии как средство для решение поставленных задач, очень нужны работодателям.
В связи с автоматизацией, требуется большое количество кадров для обработки данных. Поэтому важно, начиная с ДОУ, знакомить подрастающее поколение с компьютерными технологиями.
Создание современной образовательной среды в ДОУ
В силу технического прогресса различные ИТ-технологии с каждым годом становятся дешевле, поэтому оборудовать ДОУ не очень много стоит. ИТ-оборудование будет способствовать более быстрому обучению детей. Кроме того, информационные технологии могут помочь самому учреждению в организации различных мероприятий, да и организации курсовой работы самого учреждения в целом.
Интерактивные технологии в ДОУ
Создать образовательную среду можно при помощи различных образовательных программ. Существует большое количество государственных концептов, направленных на подключение образовательных учреждений к интернету.
Интерактивная доска