Как и зачем играть с детьми в сюжетно-ролевые игры


Чем ролевые игры полезны для развития ребенка?

Достоинства подобных занятий разнообразны. Они заключатся в следующем:

  • создание коммуникативного и речевого опыта;
  • дают возможность ребенку действовать в условиях, напоминающих реальные ситуации;
  • раскрытие шанса для исследований и экспериментирования;
  • помогают получить социальные навыки от общения с детьми и взрослыми;
  • примеряя к себе непривычную роль, малыш лучше будет понимать окружающих;
  • способствуют познанию различных культур, выражению мысли и чувств в максимально дружественной атмосфере;
  • дают возможность лучше учиться через развлекательную форму;
  • стимулируют воображение и творческие навыки.

Ролевые игры — одна из эффективных методик изучения языка. В ходе их малыш копирует услышанные фразы, а также может формировать собственные предложения. Эта техника способствует развитию лексики и опыта общения с иными людьми.

Особенности и содержание сюжетно-ролевых игр для детей

Такая форма развлечения базируется на наличии определенного сюжета. Смысл подобных мероприятий — представление сферы действительности, воспроизводимой детьми. Детские ролевые игры достаточно разнообразны. Они зависят от условий среды обитания крохотного человечка.

Малыши 2-3 лет

В этом возрасте сюжетно-ролевая игра лишь формируется. В силу малолетства и психологических особенностей, несовершенства речи, ребенок еще неспособен полноценно общаться с другими людьми. По этой причине компаньонами в игре часто у него выступают родители.

Первые сюжетно-ролевые мероприятия являются копированием поведения старших в семье. Малыш наблюдает, как мама ухаживает за домочадцами, серьезный папа работает, бабушка с дедушкой что-то делают на кухне и в мастерской, братья и сестры выполняют уроки. Со временем ребенок начинает самостоятельно играть в профессии. Чаще всего он перевоплощается в повара, доктора, продавца, воспитателя детсада.

Дети от 3-4 до 5 лет

Базой сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста считается придуманная ситуация. Она заключается в примерке ребенком роли взрослого, выполнении ее в воображаемой обстановке. Становясь доктором, малыш изображает врача, который принимает больного.

Развлекательная форма дает возможность крохе в подобной придуманной ситуации воспроизводить разнообразные привлекающие его ролевые мероприятия, функции, а также вливаться в разные события. Посредством игры малыш становится таким, каким ему хочется быть.

В ходе развлекательных действий кроха получает помощь в переработке полученных впечатлений из окружающей среды. На этом фоне ярко выражаются особенности мышления, воображения маленького человека, его эмоциональный фон, активность.

Старшие дошкольники и первоклассники

Цель организации подобных мероприятий для детей выпускной группы детсада — помощь в разностороннем развитии воспитанников в условиях воображаемой ситуации. Посредством игры закладываются важные личностные качества, к тому же улучшаются умственные способности. Ребята в таком возрасте становятся более инициативными.

Пятилетние дети уже могут договориться между собой о вариантах игры, ее сюжете. В воображаемом пространстве все задействованные участники учатся выполнять различные профессиональные компетенции.

Дети в игре

Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.

Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.

На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.

А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!

Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.

С уважением, Татьяна Сухих

До новой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:

Виды и примеры детских развлечений

Ролевые игры — это одна из важных составляющих развития малышей. Подобные мероприятия способствуют стимулированию лучшего воображения. Притворство либо художественная игра становятся значимой составляющей развития детей.

«Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные занятия

С помощью таких развлечений у ребенка можно сформировать в коллективе четкую социальную модель поведения. Например, привить девочкам материнский инстинкт, механизмы обращения с будущим новорожденным. К тому же мероприятие помогает развить коммуникативный опыт в полной мере.

В этой же категории эмоциональные игры, которые вызывают недоступные пока переживания: воспитание детей, взрослые семейные отношения. Стоит показать малышам собственный пример: взять на руки куклу, поцеловать ее, затем убаюкать. Дочка быстро научится повторять такие действия. Самым маленьким крохам полезно демонстрировать на пупсе части тела.

«Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные действия

Эти занятия достаточно часто сопровождаются применением специального реквизита: игрушечных касс, денег, докторских наборов. Помимо моделирования поведения и формирования реакции на разные форматы ситуаций, развивается представление о функционале дополнительного реквизита. Во время игры с малышом взрослым нужно показать приемы правильного счета денег. Например, научить, сколько будет пятьдесят и десять, какую «денежку» необходимо покупателю вернуть в качестве сдачи.

«Репетиция поведения»

Это мероприятие представляет собой моделирование происшедшей либо воображаемой ситуации, повторное переживание которой поможет приобрести некоторый опыт в игре. «Отрепетируйте» предстоящий день рождения малыша, вспоминая ошибки прошедшего праздника. Можно представить «мнимый зоопарк», вернувшись из реального мероприятия. Такое времяпровождение позволяет избавиться от психологического напряжения, оно нередко используется, чтобы вызвать «повторное переживание» как положительных, так и отрицательных эмоций. После этого проще проанализировать события, помочь крохе победить стресс (по ходу этой игры желательно задавать малышу наводящие вопросы).

Когда ребенок получил испуг от животного в зоопарке — тогда повторное переживание подобной ситуации с резиновым зверем поможет избавиться от страха. Для маленьких детей подойдет повторение определенных мероприятий: покачивание ребенка, вращение руля. Помогите крохе и покажите пример, сделав для закрепления его несколько раз.

Театр и маскарад

Одной из наиболее любимых игр для детей является сцена, переодевание. Объясняется это не только включением в развлечение взрослых, но и приближением любимого праздника (дня рождения, Нового года, Первомая). Костюмированное представление поможет в полной мере «влиться» в роль, а также получить восхищение от окружения, а еще ощущение «анонимности». Это позволит избавить кроху от фобий, комплексов, он раскрепостится, поскольку на нем маска и его никто не сможет узнать.

Ролевые игры важны в развитии детей — они составляют весомую часть обучения, воспитания. Подобные мероприятия помогают лучше усилить воображение, отработать различные навыки. Познание мира через развлечение очень нравится детям, поскольку общение позволяет им обмениваться идеями. Посредством таких игр малыш представляет себя в будущем.

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных группах

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных группах

Изучением особенностей сюжетно — ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание – действие – общение

. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности ребенка.

Итак, первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах

(об их свойствах, качествах, назначении),
событиях и явлениях реального мира
.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру

. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет

– главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры

– это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка роль

– это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Особенности сюжетно-ролевых игр:

  1. Соблюдение правил (правила вытекают из самой сути игры).
  2. Социальный мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений).
  3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).
  4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
  5. В сюжетно ролевой игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы).
  6. Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, завод..)
  3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты)
  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.
  5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом и за себя и за куклу.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой»

обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на
расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением
.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Методика применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбор игры.
  2. Педагогическая разработка плана игры.
  3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка
  4. Создание воображаемой ситуации.
  5. Распределение ролей.
  6. Начало игры.
  7. Сохранение игровой ситуации.
  8. Завершение игры.

Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню, Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются (воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет игрушечную посуду на воображаемую, на палочки вместо ложек…

Основными задачами руководства играми в младшей группе являются:

  1. Развитие обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
  2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
  3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играмималышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

У детей средней группы часто одновременно возникают несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к углублению содержания других.

Воспитатель должен использовать разнообразные приемы для организации совместной игры.

Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада

В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр.

Во всех группах воспитатель время о времени должен предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес.

Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.

В игре четко выделяются подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]