Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».
Сюжет «В гости к девочке Залине».
Цель:
формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи:
— приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
— выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
— обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия); развивать диалогическую речь детей; — обогащать социально — игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
—
развивать интерес к игре;
—
учить объединятся в группы в игре;
— знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к труду взрослых; способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал:
«Семья» — атрибуты для оборудования комнаты; посуда; мебель; сумка; кошелек; деньги; предметы заместители. «Магазин» — одежда продавца; касса; овощи, фрукты, сладости и т.д. «Водитель» — руль; билеты.
Предварительная работа:
— беседа о родном городе, о республике в которой проживают дети;
— рассматривание национальной одежды; посуды; — рассматривание картинок о семье; — чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; — настольная игра «Семья»; — беседы о профессиях людей; — дидактическая игра «Кто, где работает? »; — изготовление атрибутов для игры; — беседы о культуре поведения в общественных местах; — сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».
Содержание организованной деятельности детей
I.
Организационный момент:
— Ребята, хочу вам сообщить, что мне сегодня принесли очень красивое платье. Но это женский национальный костюм кабардинок. Дети рассматривают костюм. Какие женские имена кабардинцев вы знаете? Дети называют.
А вы знаете, что сегодня девочка Залина пригласила нас в гости. Может все вместе отправимся к ней в гости.
II. Основной ход игры:
Воспитатель:
Кто хочет примерить костюм. Аня, я предлагаю тебе быть мамой, а Камилле дочкой, а папой у нас будет Тимур. Вы будете у нас кабардинская семья, и мы к вам отправимся в гости. Но нам еще нужна еще одна семья. Дети выбирают маму, папу, дочку и сына. Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться в гости? Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель:
Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель. Дети выбирают водителя. Я предлагаю по пути заехать в магазин за гостинцами для друзей. Значит нам нужен продавец. Предлагаю семье Залины идти готовиться встречать гостей. Водитель готовит автобус. А другая семья собирается в гости. Девочки наряжаются. Папа читает газету. Сын играет с машинкой.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку. Мама:
Аккуратно садимся в автобус.
Водитель:
Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Магнит».
Водитель:
Осторожно, двери открываются, остановка «Магнит».
Мама:
Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса. Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы для Залины.
Мама:
Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети:
Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама:
молодцы, правильно. Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом. — Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для друзей.
Продавец:
Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте. Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе. Мама обращается к продавцу: Посчитайте ,пожалуйста сколько ,мы вам должны.
Продавец:
Спасибо за покупку, с вас 250 рублей. Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Переходят через дорогу на остановку. Опять садятся в автобус.
Водитель:
Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Дружба».
Водитель:
Осторожно, двери открываются, остановка «Дружба».
Подходят к дому. Звонят в дверь. Дверь открывает папа. — Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Папа с папой, пожимают друг другу руку. Все заходят в дом, их встречает мама. Все здороваются и приветствуют друг друга.
Мама Залины:
Проходите, проходите. Вы, наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю чайник (мама, выходит, якобы, поставить чайник). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Дети:
возьмите, пожалуйста, мы вам принесли, гостинцы к чаю.
Мама Залины:
Спасибо, большое. Я испекла наше национальное блюдо лакумы. Затем они все дружно пьют чай с лакумами, пирожными.
Мамы:
дети могут пойти поиграть в игры, а мы пока приготовим обед. А папы пойдут в магазин за продуктами. Вот вам список продуктов.
Мама:
Детки, а что вы хотите на обед?
Дети:
я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама:
Хорошо. Дети выходят из – за стола и начинают игру с игрушками. Папы уходят в магазин. А мамы приступают к приготовлению обеда. Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
КАФЕ
Авторы:
- Ченцова О.Н.
- Хохлова Г.Т.
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область
Задачи:
- закреплять знания о профессии повара – кондитера, официанта, назначении кафе
- развивать умения строить сюжет игры, ведения игрового диалога, исполнения роли в соответствии с сюжетом
- развивать воображение, речь, коммуникативные способности
- формировать чувство коллективизма.
Роли: официант, повар – кондитер, охранник
Игровые действия:
- Выбор меню
- Прием заказа
- Обслуживание
- Оплата заказа
Предметно – игровая среда:
- Посуда, подносы
- Меню
- Муляжи продуктов питания
- Калькулятор
- Кассовый аппарат
- Телефон и рация для охранника
ФОТОАТЕЛЬЕ
Задачи:
— расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Роли: администратор, фотограф
Игровые действия:
- Выбор фотографии
- Прием заказа
- Работа с администратором (благодарность)
- Оплата заказа
- Фотопозирование
Предметно – игровая среда:
- Фотоаппараты
- Каталоги фотографий
- Мольберт (панно)
- Компьютер
- Конверты
- Фотографии
- Квитанции
СЕМЬЯ
Задачи:
- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи
- совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку
— формировать ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Роли: мама, папа, сын
Предварительная работа: беседы, экскурсии в фотоателье, кафе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Подготовка к игре: совместное изготовление атрибутов.
Ход игры
С целью развития игры воспитатель раскрывает нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь, коллективный характер труда.
Педагог побуждает детей творчески воспроизвести обстановку фотоателье, кафе, поездки в автомобиле. Распределяются роли. Воспитатель предлагает «семье» изобразить в игре один из выходных дней своей семьи.
Воспитатель
Сегодня мы будем играть в игру «Выходной нашей семьи».
Давайте распределим роли. Кто кем хочет быть? (Дети выбирают роли).
Воспитатель
Ранним осеним утром семья семена и Вероники решили… (Дети ведут диалог).
«Мама», «папа» и «сын» садятся в автомобиль и едут в фотоателье. Там их встречает «администратор», с которым они оформляют заказ, просмотрев образцы фотографий. «Администратор» сопровождает «семью» к «фотографу», где проходит фотосъёмка.
«Администратор» выдает квитанцию и провожает клиентов. «Семья» отправляется в «кафе». Их встречает охранник, сопровождает в зал. «Официант» предлагает пройти за столик, приносит меню. «Семья» делает заказ. «Официант» обслуживает клиентов. После приема пищи «семья» получает счет, оплачивает, благодарит за хорошее обслуживание работников кафе и возвращается в фотоателье за фотографиями.
«Администратор» выдает фотографии. «Семья» рассматривает снимки, благодарит работников фотоателье и возвращается домой на своём автомобиле.
Итог: вернувшись домой, «члены семьи» делятся впечатлениями о проведенном вместе выходном дне.
Воспитатель
Понравилась вам игра?
А где больше понравилось в фотоателье или кафе?
Будем еще играть в эту игру?
А кто кем хочет быть в следующий раз?
Следующая > |
Картотека сюжетно — ролевой игры «Семья»картотека (старшая группа)
Картотека сюжетно-ролевой игры «Семья»
Харальцова М.А.
Задачи:
- Формировать умение строить игру по предварительно составленному, коллективно по плану – сюжету.
- Учить справедливо, распределять роли в играх.
- Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения, умение считаться интересами сверстников.
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
- Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
- Развивать диалогическую речь в ходе игры.
- Продолжать учить детей находить выход из проблемных ситуаций.
- Продолжать развивать сформировавшиеся виды детской игры, усложняя и совершенствуя способность к отождествлению.
1 НЕДЕЛЯ «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты. Расширять представление детей о трудовой деятельности их родителей. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Игровая ситуация «Мама папа, я – дружная семья»
Проблемная ситуация: Взрослый (мама, ребенок (папа, дедушка, бабушка, сын, дочь).Взрослый предлагает поиграть в семью, я буду мама – готовить обед, а вы будете мне помогать. В дальнейшем главную роль, отдает ребенку.
Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка, дом, живет, семья.
*Рассматривание иллюстраций «Семья».
Цель: назвать изображенных людей и их действия и соотносить действия с действиями дома родителей и т. д.
Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, печет, стирает, дом, пироги.
*Чтение стихотворения: «Веселые чижи» Д. Хармс
* Рассказывание из личного опыта «моя любимая игрушка»
Атрибуты: игровой , фартук, фотографии.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре. Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация «Собираемся в детский сад»
Проблемная ситуация: мама (ребенок) собирает ребенка в детский сад, ребенок (взрослый или кукла).
Беседа «Как мы проводим выходной день»;
Составление рассказа из личного опыта.
Чтение стихотворения: Детский сад» О. Высотская
Словарь: кроватки, дом, стол, стулья, платья, бантики, туфельки.
Атрибуты: игровой , плита, кухонный уголок, стол, посуда.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация «Поможем маме постирать белье».
Проблемная ситуация: пришла кукла Маша в грязном платье, что делать? как быть? Взрослый предлагает постирать белье, по мере развития сюжета предлагает высушить, погладить, одеть кукле другую одежду.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»: Е. Благинина «Алёнушка»
Д. Игра «Купание сыночка»
Цель: формировать умение детей купать кукол, последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребенку, выражать ласку, понимать ее состояние (веселая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)
Изготовление предметов-заместителей.
Атрибуты: игровой , кукла, кукольная одежда, ванночка, полотенце.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация: «Поможем маме сварить обед»
Проблемная ситуация: Предлагает накормить мальчиков (или кукол) вкусным обедом, но взрослый совсем не помнит с чего начинать. Спрашивает детей, видели они, как готовят их мамы обед. И предлагает тоже приготовить.
Рисование «Компот в банке».
Чтение «Мама сварила обед»
Беседа (рассказ из личного опыта): «Когда я была маленькой…»
Атрибуты: игровой , кукла, посуда, скатерть, овощи и фрукты.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
2 НЕДЕЛЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ В СЕМЬЕ».
Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, использовать игрушки — заместители по назначению. Закреплять умение выполнять ряд последовательных действий. Воспитывать умение следить за порядком, после игры ставить все игрушки на место, делиться ими друг с другом.
3 НЕДЕЛЯ «В ОТПУСК С МОЕЙ СЕМЬЕЙ».
Цель: Формировать и воспитывать у детей положительное отношение к членам семьи, приучать к хорошим поступкам, обогатить знания детей о родственных связях. Учить детей объединять несложные сюжеты вместе, способствовать формированию игровых действий. Развивать умение играть дружно и делиться игрушками. Формировать доброжелательные взаимоотношения, умение считаться с интересами других людей.
4 НЕДЕЛЯ. «СЕМЬЯ»
Цель: Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации. Побуждать самостоятельному распределению ролей. Продолжать учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал. Формировать доброжелательные взаимоотношения. Закреплять умение выполнять ряд последовательных действий, поддерживать интерес к совместной игровой деятельности.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом. Семья» для детей подготовительной к школе группе
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОМ, СЕМЬЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Программное содержание:
- Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
- Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
- Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
- Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
- Развивать интерес к игре.
- Развивать диалогическую речь.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Роли:
Мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия:
Игровые проблемные ситуации: «Как будто мамы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Готовим ребёнку обед», «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать самодельные атрибуты.
Предварительная работа:
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья». Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду) ».
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Обсуждение значения пословиц о семье и дружбе.
Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о том, как мы проводим выходной день. Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал:
предметы домашнего обихода, куклы.
Куклы, игрушечная посуда, мебель, туалетный столик с зеркалом, полотенце, фен, халат для парикмахера, пустые флакончики из под шампуня, крема; набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, фартук для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы – заместители.
Ход игры:
Воспитатель:
Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте». Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребёнок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать?
Воспитатель:
Ой, стук в дверь. Да это же кукла Маша. Ребята, посмотрите какая Маша сегодня нарядная у нее сегодня день рождения. А почему же она грустная? Ребята, у нее нет мамы и папы. А ей так хочется отметить свой день рождения в семье. Давайте возьмем ее в свою семью.
А наша семья подготовит ей праздник. Мама пригласит гостей для Маши сходит в парикмахерскую, сделает себе праздничную прическу, бабушка испечет вкусный пирог, папа сходит в магазин за угощениями. А старшие брат и сестра помогут бабушке по дому, вымоют посуду и вместе накроют на стол. А дедушка поможет бабушке по дому, а если устанет? может отдохнуть почитать газету.
Воспитатель:
Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.
Воспитатель:
Ребята давайте выберем маму? Во что мама может быть одета? Посмотрите у нас есть бусы, очки, платок сумочка… Давайте мы наденем маме бусы, дадим ей красивую сумочку.
Во что может быть одет папа? Посмотрите, что у нас здесь еще есть? Согласна, папе мы можем предложить надеть галстук. Кто у нас хочет быть бабушкой, что мы подберем для нашей бабушки? Верно, она у нас старенькая мы наденем ей очки, платок и фартук. Ребята, кто хочет быть дедушкой. Во что мы можем одеть нашего дедушку? Посмотрите, что у нас еще осталось? Верно, мы дедушке предложим очки, теплую жилетку он ведь у нас старенький ему всегда холодно, потому что у него болит спина. Посмотрите, у нас есть еще газета, давайте мы предложим ее почитать дедушке. А кто будет братом и сестрой?
Воспитатель:
Ребята, а кто у нас будет продавцом? Посмотрите, у нас есть для продавца форма – фартук, чтобы продавец не испачкался когда продает товар. Еще нам нужно выбрать парикмахера, кто будет делать прически Маше, маме, а может гости тоже захотят сделать себе прическу.
Воспитатель:
А остальные ребята придут в гости к нашей кукле Маше. Ребята не забудьте в гости на день рождение нужно приходить с подарками. Что можно подарить Маше? Ребята, а что мы можем сделать своими руками? Молодцы, конечно, мы можем сделать для куклы открытки. А ещё в магазине нам можно купить какие – нибудь сладости, например конфеты или шоколадку.
Воспитатель:
Давайте мы пройдем в наш игровой уголок. Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?
Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждёт прихода посетителей. А гости отправляются в творческую мастерскую и готовят для именинницы подарки — открытки.
Семья сидит за столом и завтракает. После завтрака мама и Машенька собираются в парикмахерскую, папа в магазин за продуктами к праздничному столу. Как вы думаете, дети, что мама посоветует купить папе в магазине к празднику? Мама, папа и Машенька пошли по своим делам, а бабушка и старшие брат и сестра наводят в доме порядок.
Бабушка стирает белье, готовит праздничный ужин, печет пироги, а старшие дети накрывают на стол. Вот здесь у нас ребята магазин, сюда наш папа пришёл за покупками
Нам даёт товар и чек.
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный … (продавец).
Воспитатель:
А вот здесь у нас работает парикмахерская
У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый.
В парикмахерскую пришли мама и дочка Машенька.
Воспитатель:
Мама, тебе нравится прическа, которую сделала парикмахер? Может кто-то из гостей желает сделать себе прическу? Какие стали все красивые, давайте поспешим на день рождение, подарки готовы.
Воспитатель:
Какой замечательный день рождение у нас получился. Дети, вам понравилось играть?