«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»

Помните ли вы во что играли в детстве? Почти все вспоминаемые вами игры — ролевые. Именно такой тип игры максимально задействует как интеллектуальные, так и эмоциональные качества ребенка, развивая богатство фантазии. При этом не стоит забывать о том, что игровая деятельность для детей вообще и для малышей в частности является ведущей. Весь мир, все сложные отношения между предметами и людьми познаются детьми именно через призму игр. Вот почему так важны ролевые игры для детей – это не что иное, как обучающая программа, которая помогает детям примерить на себя значимые для них социальные роли и понять суть взаимодействия между участниками выбранной сюжетной линии.

Несложно догадаться, что одному ребенку играть спектакль для одного актера довольно скучно и полноценные сюжетно ролевые игры для детей предполагают товарища, а еще лучше – нескольких. Тем лучше – значит, ваши двое детей с удовольствием подхватят любую идею, превратив ее в захватывающее действие! Поэтому в разделе творчество и игры для двоих детей мы выделили тему ролевых игр в отдельную статью.

Игры ролевые дошкольников – ключ к пониманию мира

Если задуматься, то сюжетно ролевые игры можно представить себе как театральное действие, где дети придумывают сюжет и режиссируют действия, после чего примеряют выдуманные роли и воплощают постановку в жизнь с помощью своей фантазии и подручного антуража. Развитие сюжетно ролевой игры происходит плавно, имея точки начала, собственно развитие сюжета и кульминацию, которая знаменует собой конец игры.

Чаще всего сам план ролевой игры малышам предлагают их родители, воспитатели или другие значимые взрослые, на плечи которых и ложится организация сюжетно ролевой игры. Но, единожды показав игру, можно расслабиться, теперь дети будут уже играть в нее самостоятельно, дополняя и изменяя ее по своему вкусу и желанию. Дети, перевоплощаясь в выдуманных героев, стремятся постичь как сам механизм взаимодействия персонажей игры, так и их мотивы, и суть манипуляций с какими либо предметами. Весло – гребет, стетоскоп – позволяет прослушать легкие, корона – позволяет идентифицировать принцессу или короля. Врач – лечит, мама – заботится. Все в голове ребенка встает на свои места, и суть непонятных ранее вещей становится кристально ясной.

Цель ролевой игры

Самые продуманные и логичные, самые увлекающие и восхитительные игры – ролевые, сказал бы вам каждый ребенок, если бы знал что такое ролевые игры. Сама по себе такая игра не имеет конечной цели, даже если принцесса уже спасена, а клад добыт, игра может продолжаться новыми приключениями.

Если же размышлять о том, какова на самом деле цель ролевой игры, то стоит обратить внимание на то, что вообще дает детям сюжетно-ролевая игра. Именно из этого вытекает основная цель сюжетно ролевой игры – освоение детьми навыков межличностного общения и обучение их взаимодействию в данном контексте ситуации или при совместной профессиональной деятельности, которая обыгрывается в игре.

Роль родителей

Несмотря на то, что многие дети и сами прекрасно придумывают сюжеты и играют, все же именно взрослые, а в идеале родители, могут не только стать ближе к своим отпрыскам, начиная с полугода, но и узнать, что на самом деле у них в голове, что их волнует. Хорошо таким способом выявлять проблемы дома, достаточно предложить им поиграть в семью. Любое насилие или проблемы будут отображены во время игры (папа кричит, мама ругается, плачет и др.). Даже фантастические сюжеты постановок будут иметь под собой реальные события.

Взрослый должен активно играть с детьми, но не исправлять их, а просто наблюдать, играть по их правилам. При этом не должно быть никакой критики или повышеных тонов. Если есть необходимость что-то исправить, то оптимальным будет разбирать каждую игру по окончании и тогда уже рассказывать, как верно сделать. Взрослый в этом случае играет роль опытного друга-одногодки, никак не взрослого наставника.

Не ограничивайте малышей, позвольте им выразить свои фантазии и мысли. И вы сумеете заглянуть им в душу, открыть неожиданные таланты, наблюдая за ними, одобряя, но не критикуя, даже если он совершают нелепые ошибки. Как правильно, они обязательно научатся всему до поступления в школу, а пока их образ мышления и виденье мира позволяют развивать воображение и таланты.

Атрибуты для ролевых игр – отправная точка сюжета

Как для спектакля необходим реквизит, так и для вживания в роль и появления сюжета детям нужны необходимые атрибуты для ролевых игр. Сложно догадаться из какого предмета появятся сюжетно ролевые детские игры – две шали могут стать плащом рыцаря и платьем принцессы, коробку от холодильника дети смело объявляют космическим кораблем, а обычный мяч становится магическим шаром.

Такие атрибуты для сюжетно ролевых игр помогают детям войти в роль, а так же являются отправной точкой построения сценария игры. Если организация ролевых игр происходит с подачи взрослых, то они зачастую сами предлагают некоторые предметы, которые настраивают детей на соответствующую игру.

Роли детей в ролевых играх

Если ваши двое детей охотно осваивают сюжетно ролевые игры, вы, наверное, заметили, что они самостоятельно распределяют игровые роли. В этом нет ничего плохого, если оба малыша согласны. Но если один из детей постоянно оказывается злодеем или больным, и играет постоянно одну и туже роль — стоит посоветовать детям поменяться ролями, это может оказаться полезным для них. Возможно, мысль поменяться ролями просто не пришла малышам в голову. Если же ваше предложение отвергли – ничего страшного, пусть дети учатся договариваться и взаимодействовать.

Некоторые сценарии ролевых игр предполагают смену ролей, а некоторые – наоборот имеют продолжительный сюжет, при котором смена роли в ролевых играх может сломать всю игру. Детям – виднее.

Примеры сюжетно-ролевых игр для двух детей

В любом дошкольном учреждении есть картотека сюжетно ролевых игр, и эти вариации не единожды обыгрываются детьми в группе. Однако дома двое детей разного возраста часто не могут найти точку начала для игры. Для этого иногда родители могут предложить им какие-то готовые интересные варианты игры – ролевые постановки по родительскому сценарию быстро обретают самобытность и буквально через пару десятков минут теряют малейшую схожесть с первоначальным сценарием.

Здесь мы приведем некоторые примеры ролевых игр, как новые, так и те, которые популярны уже не первый год, и даже – не первый век. Тем не менее, готовые варианты ролевых игр всегда могут вас выручить или вдохновить на создание совершенно нового сюжета.

Вариант № 1: «Уютный домик»

Этот вариант всегда возглавляет сюжетно ролевые детские игры. Наверное, вы сами помните из своего детства наполовину раздвинутый и занавешенный покрывалом стол-книжку, под которым устраивался настоящий дом. К сожалению, столы-книжки почти вышли из моды, а вот память об этой игре – осталась.

Но ведь можно сделать домик для детей практически из любых подсобных материалов: можно купить готовую детскую палатку, можно сдвинуть стулья и надвинуть на них покрывала, можно достать большую картонную коробку, или занавесить самый обычный стол – любой вариант годится! Стоит создать импровизированное жилище для ваших малышей, как они сразу же начнут наводить в нем уют, устраивать освещение, и стащат туда все, что может оказаться полезным на их взгляд. Причем в домике уже могут развиваться совершенно любые сюжеты, он является скорее атрибутом игры.

Вариант № 2: «Большое плавание»

Замечательные ролевые игры – детские вариации на морскую тему. Вот и игра в корабль – одна из самых любимых детских развлечений, и не только у мальчиков. Берется тазик, коробка или ванночка в качестве самого плавсредства, сушилка для белья, призванная изображать паруса, игрушечные наборы для рыбалки, сабли и банданы.

Пираты или моряки во время путешествия могут ловить магнитных рыбок, есть морские галеты или подручный корм, пытаться изображать сон в гамаке, грести веслами, тонуть по очереди и соответственно – спасать друг друга, искать сокровища и спасаться от пиратов, грабить корабли — если сами пираты.

Вариант № 3: «Праздник — праздник»

Еще одной игрой, в которую малыши часто играют — это организация праздника. От родителей чаще всего нужна пара подсказок, мотивирующая идея и руководство в самом начале игры.

Для организации дня рождения нужны: именинник – либо один из детей, либо кукла, либо кот, торт – или что-то, что будет выступать в этой роли, посудка, пластиковые или даже настоящие продукты. Детки наливают друг другу и куклам чай, дарят имениннику подарки, могут петь и танцевать. При удачном воплощении можно пару раз повторить.

Вариант № 4: «Космонавты»

Зачастую, придумывая различные ролевые игры, достаточно придумать отправную точку, от которой детская фантазия создаст уже свою собственную игру. Для космонавтов такой точкой может стать либо космический корабль, либо скафандры.

Из картонной коробки можно сделать космический корабль, дуршлаг на голове – верный признак инопланетянина, шлемы юных астронавтов можно смастерить из подручных средств. Дайте детям что-то похожее на нужную атрибутику – и они сами увлеченно будут покорять космос.

Вариант № 5: «Магазин»

Еще одна неустаревающая ролевая игра – игра в магазин. Пусть один из детей будет покупателем, а второй – продавцом, а после дети поменяются ролями. Продавать можно все что угодно, а для оплаты можно использовать фантики, мелкие железные деньги, старые визитки отца, или просто клочки бумаги. Заодно можно поучиться считать, узнать валюту (дети, насмотревшись Скруджа Макдака и свинки Пеппы, часто ведут торговлю в долларах).

«Продукты» можно раскладывать на витрине, складывать их в сумку или пакет, взвешивать, проверять «штрих код», рисовать ценники, и делать с ними еще много и много чего.

Вариант № 6: Классика жанра – «Больница»

Наверное, самая известная сюжетно ролевая игра – больница. Дети с удовольствием отрабатывают друг на друге новейшие способы лечения, привыкают к прививкам, дают сладкое конфетное лекарство и даже – стоят в очереди к врачу.

Если вы решили научить своих деток играть в ролевые игры — больница самый простой и доступный для восприятия вариант.

Гениальная по простоте и эффективности игра в больного и доктора. Часто используется специальный набор, но подойдут и подручные средства. Чаще всего пациентом становится младший ребенок, а врачует его старший, но бывает по-разному.

Вариант № 7: «Детский сад»

В детском саду дети играют в разные сюжетно ролевые игры, но только дома можно поиграть в игру… «детский сад». Дети охотно играют в садик, тем более хотя бы одному из них эта тема весьма близка. А вы посмотрите – что дети в садике делают, чем занимаются и как проводят день.

Старший ребенок может одевать малыша, отводить в садик (отведенное под сад место или к маме), кормить младшего, играть с ним, укладывать спать, то есть проецировать на себя в игровой форме обычную жизнь детского сада.

Вариант № 8: «Войнушка», «партизаны», «индейцы»…

Для мальчиков в большинстве своем ролевые игры – детские вариации на тему войны и борьбы. Это логично и обусловлено социально-генетическими предпосылками. Вооружившись пистолетами или мечами, или снарядив на войну несколько полков трансформеров, мальчишки самозабвенно ведут боевые войска к неминуемой победе.

Но стоит заметить, что любые боевые действия капитально увлекают малышей обоих полов. Стоит только вручить им оружие – и прощай, пацифизм! Соперник и враг будут настигнуты, убиты, реанимированы и вылечены. А арсенал игрушечного оружия поражает воображение.

Вариант № 9: «Семья» – «дочки-матери»

Одна из популярных и самых известных это сюжетно ролевая игра «семья». Проецирование на себя ролей матери и отца увлекает малышей в неизведанный мир взрослых. Они пытаются самостоятельно понять и ощутить чувства взрослых, одевая, кормя, баюкая и укладывая спать пупсов и кукол, обсуждая друг с другом «взрослые» проблемы воспитания детей.

Ну а пока дети играют в папу и маму, вы можете взглянуть на свою семью со стороны.

Вариант № 10: «Зоопарк»

Если собрать по дому все фигурки маленьких животных, особенно из киндер сюрпризов или лего зоопарк, то вполне можно создать богатый на флору и фауну зоопарк. Дети вместе могут водить туда кукол и солдат на экскурсию, кормить животных, изучать информацию о неизвестных видах (да-да, чем питается утконос?) и даже арендовать животных для цирковых выступлений.

Вариант № 11: «Парикмахерская»

Еще одна известная сюжетно ролевая игра – парикмахерская. Вооружите малышей заколками, резинками, феном, гелем для волос и обыкновенной расческой, и дети обоих полов увлеченно будут менять друг другу имидж, и вести за собой к вершинам стиля.

Вот только ножниц не давайте. А то вдруг один из ваших детей – непризнанный Зверев? А вам потом стесняться с ребенком на улицу выходить…

Обучающие игры для детей от 5 до 10 лет. Формирование навыков личностного поведения в ролевых играх

Ролевые игры для детей от 5 до 10 лет

Один из мощнейших способов формирования навыков личностного поведения — это ролевая игра. Как было показано в первой главе, роль это основа детской игры. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берет на себя играющий ребенок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребенок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребенка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

Остановимся на некоторых ролевых играх, влияющих на личностное развитие ребенка.

☺ Игра «Обмен ролями»

Технология игры очень проста. На короткое время Вы с ребенком обмениваетесь ролями. «Давай, ты будешь мамой (папой), а я дочкой (сыном)!» Например, предложите ребенку накрыть стол к завтраку, как это делает мама, проконтролировать, чтобы «дети» (например, папа и мама или бабушка) не забыли вымыть руки, правильно «вели» себя за столом и т.д.

Для более старших детей игра обмен ролями имеет еще более существенное значение. Например, Ваш сын пришел «не в духе» из школы, получил двойку, не выполнил свои обязанности и т.п. Вам необходимо серьезно с ним поговорить. Попытайтесь изменить форму: «Сядь, мне надо серьезно с тобой поговорить» на вариант «Сядь, поговори со мной».

Предложите своему ребенку высказать все, что по Вашему или его мнению должны ему сказать Вы. Несомненно, Вы убедитесь в совершенно потрясающем результате взаимопонимания. Тут выявится и то, что вы с ребенком по-разному видите проблему, и то, в чем это различие. Вы узнаете своего ребенка с новой, неизвестной Вам стороны. Но и он гораздо глубже поймет Вас и Ваше настроение, отношение, чувства.

☺ Игра «Пустой стул»

Ваша маленькая дочка прибежала к Вам с жалобой на старшего брата. Не торопитесь устраивать следствие и разборку. Поставьте пустой стул, предложите девочке сесть напротив и скажите: «Представь, что на этом стуле сидит Витя. Он хороший? Плохой? А что тебе в нем не нравится? Что мы ему скажем? Начинай. А что ты ему сделала? Что он тебе ответил?» И так далее. При спокойном отношении и переориентации в игровую деятельность ребенок постепенно будет успокаиваться и в значительной мере пересмотрит оценку ситуации. Не исключено, что выяснится иная роль Вити и что дочка сама не совсем права, Витя не такой плохой.

☺ Игра «Шаг в будущее»

Игра, в которой проигрываются ожидаемые явления. Любая мама знает, какой стресс испытывает ребенок, когда ему предстоит визит к врачу. Он рисует в своем воображении ситуации, связанные с болевыми процедурами, вне зависимости от действительного положения дел. (Например, вы должны посетить обычного педиатра, осмотр которого, как правило, безболезненен.) Если Ваш ребенок сильно беспокоится, предложите ему сыграть в предстоящий визит к врачу. Пусть он выберет роль по вкусу: врача или пациента. И начинайте играть. Проигрывайте всю ситуацию последовательно.

Вот Вы собираетесь в поликлинику, пришли к врачу, проиграйте все этапы осмотра, назначьте процедуры, выпишите рецепты, сходите в аптеку и проведите лечение. Попытайтесь проиграть разные сценарии. (Какой ребенку больше понравится.) Посмотрите результат. Дети склонны в игре выплескивать свое волнение и объективно делаются спокойнее. Не исключено, что после такой игры Ваш ребенок даже захочет идти к врачу, для того чтобы удовлетворить любопытство: а так ли все на самом деле, как в игре?

☺ Игра «Сновидения»

Мы часто видим разные сны. Дети не исключение. Обычно ребенок не запоминает, что ему снилось. Но бывают особые случаи, когда сон сильно эмоционально насыщен и занимает ребенка в бодрствующем состоянии. Чаще это тревожные сны или кошмары. Если ребенок проснулся и продолжает переживать страшные события сна, предложите ему поиграть в этот сон. Распределите роли и в путь! Предложите ребенку роль сильного героя, пускай он уничтожит, разобьет в игре то или того, что его испугало.

Проиграйте события сна так, чтобы они имели благоприятный или даже счастливый исход. Еще лучше, если в игре события примут комическую окраску. Не жалейте времени на игру, и Вы очень поможете своему ребенку, успокоите его нервную систему.

Игра «Сновидения» поможет и тогда, когда ребенок просто возбужден или очень волнуется перед каким-либо событием. В этом случае она имеет другую форму. Предложите ребенку представить, что он «заснул» и «видит» сон. Сон веселый и приятный. «Во сне» он совершает разные действия. Предложите ему разыгрывать свое поведение «во сне». Помогите ему направить сюжет игры в спокойное и оптимистичное русло. Как показывает наша практика, такая игра детям очень нравится.

☺ Игра «Парное бильбоке»

Это старинная игра, развивающая координацию, внимание в совместной деятельности. Эта игра тренирует способности адаптироваться к другому человеку, «подстраиваться» под него, и является хорошей моделью взаимодействия и выработки личностного самоконтроля. Игра проводится вдвоем и может проходить как в комнате, так и на открытом воздухе.

Прямоугольник из ткани, размером 30 х 50 см закрепить по коротким сторонам на двух палочках. Справа и слева в ткани вырезать два отверстия. В центре на бечевке, длиной 80 — 100 см прикрепляется небольшой шарик.

Складывая и натягивая ткань, два игрока заставляют взлетать шарик. Задача каждого игрока — поймать падающий шарик в свою лунку. За каждое попадание считается одно очко. Играют до пяти очков или до трех подряд у одного игрока.

Игра направлена на формирование у ребенка внимания к другой личности, попытке оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.

Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задает находящимся в комнате вопросы:

— На какое растение похож этот человек?

— На какое животное похож этот человек?

— В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

☺ Игра «Угадай меня!»

По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребенка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остается в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребенок.

☺ Игра «Живые картины»

Эта игра была известна еще нашим прабабушкам. Ее психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают в круг. Один (водящий) находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

Важно не только уметь играть, но и уметь организовать игру. Для этой цели тоже необходим определенный навык.

☺ Игра «Затейник»

Это групповая игра. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать ее проведение в группе. Участники группы выставляют «затейнику» оценку за проведенную игру по пятибалльной шкале. Подсчитывается общая сумма поставленных оце­нок. У кого она больше по итогам игры, тот и выиграл.

☺ Игра «Концерт»

Эта игра характеризуется тем, что готовится заранее, причем процесс подготовки для ребенка не менее занимателен и привлекателен, чем сама игра.

Кто-то из участников игры берет на себя роль конферансье. Он заранее готовит и вывешивает перед игрой на видном месте афишу о том, что состоится концерт, на котором выступят следующие участники (перечень). Если эта игра проводится в семье, то в качестве участников должны быть все члены семьи, включая домаш­них животных и случайно оказавшихся гостей. Задача каждого участника будущего концерта — придумать себе номер, реквизит, костюм и все это подготовить. Затем в назначенное время состоится сам концерт. Все участники выполняют роль зрителей, когда не заняты в номере. Затем путем голосования присваиваются призы. Важно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз. Для этого нужно придумать соответствующее число номинаций. От самых обычных (за «лучший номер», «костюм») до нетрадиционных (за «самую широкую улыбку», «за работу всеми четырьмя лапами», «самую длинную юбку» и т. п.).

☺ Игра «Xopoвая песня»

Эта игра направлена на развитие коллективной деятельности, совместной координации. Вперед выходит «дирижер» (по желанию). Все вместе выбирают песню для исполнения. Это должна быть всем знакомая и простая по мелодии песня. (Можно заранее заготовить шпаргалки со словами и раздать их игрокам.) По знаку «дирижера» все дети громко начинают петь, затем по хлопку «дирижера»

наступает тишина, но все продолжают петь мысленно. По следующему хлопку вновь поют вслух. И так несколько раз. Тот кто собьется, становится «дирижером» и руководит исполнением другой песни. Выигрывают те игроки, кто дольше всех продержался в «певцах».

☺ Игра «Комплимент»

Участники разбиваются на пары (можно случайным образом), и эти пары должны на время говорить друг другу ласковые и хорошие слова, не останавливаясь и не повторяясь. Один говорит, в ответ другой говорит, вновь первый, вновь второй и т. д. Выигрывает самая «долгоиграющая» пара.

☺ Игра «Дразнилки с солью»

Чтобы уметь общаться, ребенок должен хорошо знать окружающих его людей, внимательно к ним относиться. Вместе с тем, он должен уметь «посмотреть на себя со стороны», правильно представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Решение этих двух задач обеспечивает веселая игра «Дразнилки». Дразнилки и всякие нелепицы особенно популярны у детей 5—7 лет. Дети любят дразниться. «Дразнилки» в косвенной форме негативно оценивают поведение другого человека, дают выход отрицательным эмоциям, восстанавливают справедливость. Часто нелепые стишки используются детьми не с целью обидеть напарника по игре, а просто для развлечения компании, как своеобразная форма проявления чувства юмора детей. Стремление посмешить других и повеселиться самому характерно для детей. Предлагаемая игра как раз и направлена на придание «дразнилкам» позитивного, веселого (а не обидного) контекста.

Первый вариант. Все участники садятся в круг (например за столом) так чтобы все видели друг друга и берут в зубы по соленой палочке. Затем они должны дразнить друг друга словами и мимикой, но чтобы не выронить изо рта соленую палочку. По мере того, как ее кончик во рту станет размокать, его откусывают и глотают, не выпуская палочку изо рта и не используя руки. Выронивший палочку может выходить из игры, но как вариант — оставаться в ней (вновь взять палочку в рот), получив за каждую потерю палочки штрафные очки. Побеждает тот участник, кто дразнился дольше всех и ни разу не выронил палочку изо рта.

Второй вариант игры «Дразнилки». В игре участвуют не менее десяти детей. Все участники игры встают в широкий круг. В центр круга выходит первый игрок, сообщает на ухо взрослому ведущему, кого он собирается «дразнить», и начинает в смешной форме изображать кого-либо из участников игры. Все остальные наблюдают за ним и угадывают, кого из присутствующих изобразили. Если игрок достоверно изобразил своего товарища и того угадали с первого раза, то угаданный меняется местами с «ведущим». Если с первого раза человек оказался неузнанным, то дразнивший выходит из игры. Игра проходит по кругу. Выигравшими считаются те, кому дольше всех удалось продержаться в игре.

Шпаргалка для ведущего

Для развития навыков коллективного поведения хорошо использовать активные моторные игры. Вы можете предложить ребенку игры с мячом.

1. Все дети делятся на две команды и встают по кругу. Они должны быстро передавать по кругу мяч из рук в руки, не выронив его и не перебросив его по воздуху. Какая команда дольше удержала мяч, та и выиграла.

2. Дети произвольно передвигаются по площадке, водящий держит в руках мяч. По команде ведущего все замирают, а водящий должен попасть в кого-то из игроков мячом, не сдвигаясь со своего места. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний остался на площадке.

3. Дети встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Тот, кто не поймал мяч, садится в центр круга на корточки. Время от времени игроки кидают мяч в сидящих в центре круга. Если кто-то из них ловит мяч, то он вновь встает в круг. Победителем остается последний в круге игрок.

☺ Игры «бегунов»

1. Дети делятся на пары, и по команде каждая пара, взявшись за руки, бежит к финишу. Побеждает та пара, которая прибежит первой и не расцепит руки.

2. Все дети встают в широкий круг. Водящий выбирает одного игрока, называя его, и пытается его догнать. Они бегают с внешней стороны круга детей. Тот, кого догоняют, может выкрикнуть любое имя стоящего в круге. Тот, кого назвали, быстро покидает свое место и бежит от водящего, а первый бегущий игрок занимает освободившееся место. Тот, кто «попался» в руки водящего, сам становится водящим.

3. По сигналу все начинают бегать по площадке, а водящий пытается «осалить» кого-то из игроков. Тот, кто попался, становится помощником водящего и тоже гоняется за игроками, пытаясь «осалить» их. Победитель тот, кто остался последним «неосаленным».

☺ Игра «Сиамские близнецы»

Все дети делятся на пары, желательно равные по росту. Затем каждая пара, взяв по листку чистой бумаги, встает лицом друг к другу. По команде дети прижимаются друг к другу лбами, между которыми зажат лист бумаги. Начинает звучать музыка, и под нее пары «сиамских близнецов» медленно двигаются в танце. Их руки должны быть заведены за спину; листок удерживается лбами. Оставаться на месте без движения нельзя. Если листок упадет на пол, пара останавливается и замирает в той позе, в которой оказалась, когда листок коснулся пола. Эти позы дети должны сохранить до конца игры, создавая помехи другим парам. Побеждает та пара, которая протанцевала дольше всех, удерживая листок бумаги.

☺ Игра «Воздушный волейбол»

Игра развивает координацию, кроме того, воспитывает у детей дух взаимопомощи, упорство, настойчивость. Все участники игры располагаются на площадке равномерно — так, чтобы между двумя любыми игроками расстояние было не менее полутора метров. Затем в группу играющих вбрасывается надутый воздушный шарик. Задача игроков — отбивать друг другу шарик, не давая ему упасть на землю. Однако игроки не могут сдвигаться с места и отрывать пятки от пола. Кто сдвинулся с места или последним коснулся шарика, перед тем как тот упал на землю, получает штрафное очко. Получивший три штрафных очка выбывает из игры. Победителями признаются два игрока, последними оставшиеся на площадке.

☺ Игра «Забавный теннис»

Игра позволяет не только развивать координацию, но и лучше чувствовать другого человека, научиться согласовывать совместные действия. Два игрока встают друг другу в затылок на расстоянии одного метра. Первый игрок наклоняет туловище вперед, горизонтально земле. На шею, под затылок, ему кладут теннисный мячик. Резко распрямляя туловище, игрок «отбрасывает» головой и шеей мячик заднему игроку. Второй игрок ловит мяч, поворачивается спиной к первому и описанным способом «кидает» мяч партнеру. Каждая потеря мяча дает одно штрафное очко. Игра продолжается до пяти очков. Кто их быстрее наберет, тот и проиграл.

☺ Игра «Догони фишку»

Играют группы по четыре человека. По двое садятся напротив друг друга за стол. На столе перед ними лист бумаги с нарисованным игровым полем.

В среднюю клетку игрового поля помещают фишку. Разыгрывается право первого хода. Теперь пара, которая ходит первой, «выкидывает» вперед правые руки, ладонями вверх или вниз. Для пары, сидящей с правой стороны стола, выигрышным вариантом является совпадение рук обоих участников (обе ладони повернуты вверх или вниз). Если положение ладоней совпало, то они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону, если нет, то на одну клеточку в сторону противоположной пары. Пара, сидящая с левой стороны стола, заинтересована в том, чтобы их «выкинутые» ладони не совпали: одна смотрела вверх, другая вниз. В этом случае они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону. Если их ладони совпали по положению, то они передвигают фишку на одну клеточку в сторону «противника». Задача каждой играющей пары — «довести» фишку как можно быстрее до самой ближней к себе клеточки. Тот, кто сделал это раньше, выиграл. Количество клеток игрового поля может достигать девяти, но это существенно удлинит игру.

Сложные модели поведения в группе формируются у ребенка путем накопления личного опыта, нередко путем «проб и ошибок». Ему можно помочь, предложив сюжетные игры, моделирующие отношения в обществе взрослых людей.

☺ Игра «Этикет»

Это сложная игра, помогающая детям освоить определенные модели поведения. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап «Приветствие». Все участники игры рассаживаются на стульях так, чтобы видеть друг друга. Затем они по очереди выходят и приветствуют всех остальных. Основная задача: приветствие каждого игрока должно чем-то отличаться от других. Например, один сказал «Здравствуйте!»; другой — «Добрый день!»; третий — помахал рукой; четвертый — «отдал честь»; пятый — поклонился; шестой помахал рукой и сказал: «Привет!» и т.д. Дети могут комбинировать несколько приветствий в одно, взрослый может им помогать. Когда все друг друга поприветствовали, начинается второй этап игры.

Второй этап «Комплимент». Дети избирают из своей группы Короля и Королеву, которых усаживают на трон (можно поставить на стол два стула, изобразив «трон»).

Все остальные участники игры — подданные, которые по очереди подходят к «трону», кланяются Королю и гово­рят комплимент Королеве. Когда все подданные сказали свои комплименты, роли Короля и Королевы переходят к следующим участникам, и так до тех пор, пока все не получат свою «долю» поклонов и комплиментов.

Третий этап «Приглашение на танец». Участники подходят друг к другу и приглашают на танец. Приглашенные благодарят.

Четвертый этап «Угощение» или «Подарок». Дети по очереди «угощают» друг друга мороженным (шоколадом, конфетой, яблоком) или «дарят» друг другу «подарок». В ответ получают слова благодарности. Каждый игрок должен кого-то «угостить» или что-то «подарить» и поблагодарить, когда «угостили» его.

Пятый этап «Прощание». Все дети по очереди «прощаются» и выходят из комнаты. Игра закончена.

Затем все вместе обсуждают, кто был лучшим в игре на ее различных этапах.

☺ Игра «Сколько у меня друзей!»

Детям предлагается указать три качества, которые они хотели бы видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

☺ Игра «Близнецы»

Игра позволяет ребенку более четко усвоить содержание конкретных понятий и их антиподов. Особенно она полезна для усвоения нравственных категорий и норм.

Детям рассказывают историю: «Жили два близнеца. Одного звали Витя, а другого Митя. Они были очень похожи, и различить их можно было только по тому, что и как они делали. Витя всегда все делал правильно: правильно говорил, учился, вел себя. А Митя все делал наоборот, то есть неправильно».

Вот мы сейчас и выясним, кто был Витя, а кто Митя в каждом случае. Итак:

— Один мальчик ел суп ложкой, а другой — вилкой. Кто Витя и кто Митя?

— Один мальчик спать ложился вечером, а другой — утром. Кто из них кто?

— Один мальчик старался получать только пятерки, а другой учился на тройки. Кто Витя, а кто Митя?

— Один, входя в дом, снимал шапку, а другой нет. Кто был Митя?

— Один мальчик съел много конфет, а сказал, что не трогал их вовсе. Другой не брал конфеты без разрешения и ждал, когда позовут к чаю. Кто был кто?

— Один мальчик сидел на уроках тихо, а другой болтал. Кто Витя, а кто Митя?

Эти вопросы можно продолжать, противопоставляя правильное и неправильное поведение.

Другая форма этой игры предусматривает, что ребенок сам предлагает правильные и неправильные формы поведения по механизму противопоставления.

— Витя честно признался, что случайно разбил чашку, а Митя… (Дальше ребенок достраивает фразу сам.)

— Витя перед едой вымыл руки, а Митя…

— Митя входил в класс самый первый, отталкивая девочек, а Витя…

— Митя ждал, когда бабушка погладит ему рубашку, а Витя…

— Митя считал очень веселым испугать девочку, неожиданно крикнув ей в ухо, а Витя…

Так можно продолжать, пока игра представляет интерес для детей. Можно предложить ребятам самим придумать, что делал Витя и что Митя. Этот вариант вызывает особенно бурную и активную реакцию детей — вы услышите множество возможных правильных и неправильных форм поведения. В зависимости от возраста детей, понятия, заложенные в формулировки, можно

менять — от более простых к более сложным.

☺ Игра «Репортаж»

Игра поможет освоить новые формы поведения, научит общаться. Участники игры должны подготовить и провести «телевизионный репортаж». В качестве темы можно избрать событие, знакомое всем участникам игры. (Например, репортаж о прошедшей экскурсии, вчерашнем уроке, о летних каникулах и т. п.)

Все участники игры делятся на пары. Один из пары будет «репортером», а другой — «гостем телевиде­ния». «Репортер» заранее готовит несколько вопросов по теме, которые он задаст своему гостю. Затем играющая пара садится на сцене перед остальными участниками-зрителями. Начинается «телевизионный репортаж». «Репортер» представляет «гостя», называет тему беседы и задает первый вопрос; «гость» отвечает; следует

второй вопрос, и так далее. В ходе беседы «репортер» может описывать какие-то события, делать комментарии, задавать импровизированные вопросы. В свою очередь «гость» тоже может отклоняться от темы, задавать встречные вопросы. Когда «репортаж» закончился, место на «экране» занимает другая пара. Так продолжается, пока себя не покажут в роли «репортера» и «гостя» все желающие.

Игра будет интереснее, если каждая пара будет разрабатывать свою тему. За каждый «репортаж» игроки, исполняющие в данный момент роль зрителей, выстав­ляют паре свои оценки: 3, 4 или 5 баллов. Оценки выставляет каждый участник отдельно. Затем оценки суммируются, а суммы каждой пары сравниваются между собой. Победителем является та пара, которая набрала больше всего баллов.

☺ Игра «Эксперимент с лабораторной мышью»

Эта игра для достаточно больших детей (начиная с 9 лет) направленные на развитие навыков понимания другого человека и лидерства. Играют два человека, остальные дети — зрители. Пары активных игроков последовательно меняются. Суть игры в том, что один игрок выполняет роль «экспериментатора», а другой — «лабораторной мыши». «Мышь» выходит из комнаты, а «экспериментатор» вместе с другими детьми решает, какое задание должна выполнить «мышь». Например, подойти к столу и сесть на стул или подойти к окну и т. п. Задания должны быть динамичными и достаточно простыми. Затем приглашают «мышь» в комнату, не объясняя, что от нее требуется. Она делает, что хочет, а «экспериментатор» за ней наблюдает. Когда действия «мыши» будут близки к тому, что от нее требуется, экспериментатор говорит ей: «Умница». Это единственное слово, которое может произносить «экспери­ментатор», причем это надо делать с одной и той же интонацией. Игра заканчивается, когда «мышь», наконец, сделает то, что от нее требуется. Выигрывает та пара, которая справится с заданием быстрее и точнее всех. Ей можно выдать шуточный «Диплом кандидата мышиных наук».

☺ Игра «Казаки — разбойники»

Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Обучающие игры для младших школьников

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?

Игры для развития внимания детей

Ролевая игра в дошкольном возрасте – возрастные особенности

Сложно недооценить роль сюжетно ролевой игры в развитии ребенка. Это одновременно стимулирует и развитие интеллекта малыша, его логики и памяти, нахождения взаимосвязи между предметами и людьми. Одновременно происходит толчок в развитии творческого начала у ребенка и дается обильная пища его воображению. Так как ролевые игры детские предполагают несколько ролей и общение между персонажами, происходит общая социализация ребенка и активное развитие речи.

Начинает простая сюжетная игра переходить в игру ролевую примерно с двухлетнего возраста. Если вашему младшему ребенку уже исполнилось два года, то они вместе с первенцем могут создавать собственные сюжеты и с удовольствием играть вместе. В такой игре старший ребенок будет ведущим, а малыш – ведомым.

Если ваш первенец уже готовится к школе, а то и уже и стал учащимся начальных классов, его игры будут уже взрослее и станут более продуманными. Это уже целый воображаемый мир, а не просто сюжетно ролевая игра — старший возраст ребенка сопровождается еще и большим количеством жизненного опыта и багажом полученных знаний о мире.

С возрастом ребенка напрямую связана продолжительность игры. Например, в младший дошкольный возраст сюжетно ролевая игра довольно проста, предполагает совершение трех-четырех действий. Более старший возраст уже предполагает длительный сюжет, который может быть обыгран даже не за один день, иногда такая ролевая игра может длиться неделями, с последующим развитием событий.

Тем не менее, на развитие детей сильное влияние оказывают игры – ролевые же варианты игр наиболее эффективны для усвоения детьми социальных норм и адаптации к обществу. Ну а вам сюжетно ролевые игры помогут направить энергию детей в полезное русло и выкроить немного личного времени.

«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»

Картотека № 1 «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»

ИГРА «КОРОВЫ, СОБАКИ, КОШКИ»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания. Задачи: воспитание бережного отношения друг к другу, развитие умения слышать других. Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет). Форма работы: каждый участник индивидуален. Форма занятия: игровая. Время проведения: 20 минут. ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

Литература: Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.

ИГРА “ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…”

Цель: Формирование навыков самораскрытия. Задачи: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, активизация механизмов самопознания и самовыражения. Возраст: старший школьный возраст (14-17 лет) Форма работы: каждый участник индивидуален. Форма занятия: игровая. Время проведения: 10 минут. Ход игры. Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вeщью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.

Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с.

ИГРА «ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ»

Цель

: развитие коммуникативных навыков, образно-логического мышления.
Задачи:
научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями
Игровой материал:
не требуется
Возраст:
15-17 лет
Форма работы:
каждый участник индивидуален
Форма занятия:
игровая
Время проведения
:15-20 минут
Ход игры
: 1 этап. Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.). 2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию. Инструкция: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие — признак слабости аргументов». 3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре «Профконсультация», т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь. 4 этап. Обсуждение игры. Если игра используется в «Профконсультации» можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

Литература

: Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Пряжников Н.С. — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ОСЛИНАЯ ШКУРА»

Цель: улучшение взаимопонимания в группе, коррекция поведения некоторых членов группы. Задачи: коррекция самооценки учащихся; снятие напряжения; сплочение коллектива. Возраст: младший подростковый (от 13 — 15 лет). Форма работы: по парам. Форма занятия: игровая. Время проведения: 10 – 20 мин. Игровой материал: отсутствует Ход игры. «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него … Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты … Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута) А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута) Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой – «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1 – 2 минуты). Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1 – 2 минуты). Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу» (1 – 2 минуты) Вопросы для обсуждения: • Что дает ощущение, что ты Король? • Есть ли что-то неприятное в превосходстве? • Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»? • А какие недостатки? • Какие преимущества дает равноправие?

Литература. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с

ИГРА «ОБВИНИТЕЛЬ»

Цели: моделирование ситуации переживаний подростка в момент обвинения и идентификация с ним. Задачи: определение кpyгa проблем во взаимоотношениях с подростком. Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет). Форма работы: по парам. Форма занятия: игровая. Время проведения: 25 – 30 минут. Описание и приемы проведения игры. Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; дрyгой — обвиняемый, задача котоpoгo молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняются ролями. По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли обвиняемого. В результате родители должны прийти к выводу, что и в той и дрyгой позиции проигрывают оба: нарушаются отношения, и уровень доверия друг к другy падает.

Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с

ИГРА «НАША ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель

: избавление от комплексов.
Задачи
: создание позитивного настроя в группе ,самораскрытие, снятие напряжения.
Игровой материал
: заколки ,резинки, расческа.
Возраст
: средний школьный возраст (9-11 лет)
Форма работы
: по парам.
Форма занятия
: игровая.
Время проведения
:15-20 минут.
Ход занятия
: Игроков разбивают на пары, в каждой паре есть «клиент» и «парикмахер». «Парикмахер» должен сделать клиенту оригинальную прическу. Для этого можно использовать разные резинки и заколки, пенки, гели, муссы. Но все средства должны легко смываться водой. Не советуют использовать лак для волос — он может попасть в глаза, да и запах у него не всегда приятный. Под запретом ножницы — неудачную стрижку тяжело исправить. Когда все прически готовы, можно провести конкурс парикмахеров и моделей и определить самую необычную прическу, а можно поощрить каждую пару. Потом игроки в парах меняются ролями.

Литература

: Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова — М. : ИКТУ Лада 2010. — 57 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДОВЕРИЯ»

Цель: воспитание доверия. Задачи: научиться доверять членам коллектива. Игровой материал: повязки для глаз каждому второму ребенку и колокольчик. Возраст: с 7-12 лет. Форма работы: по парам. Форма занятия: игра. Время проведения: от 5 минут. Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих берёт роль слепого и надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, а второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому. Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут. Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? — Вел ли тебя твой «поводырь» бережно и уверенно? — Знал ли ты все время, где ты? — Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать? — Как ты себя ощущал в роли поводыря? — Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы? — Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? — Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем.–М.: Генезис, 1998. – 160 с.

ИГРА «ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО»

Цель: развивающая, коммуникативная. Задачи: сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей. Игровой материал и наглядные пособия: отсутствует. Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет) Форма работы: по3 человека. Форма занятия: игровая. Время проведения: 8 мин Ход игры. Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты). Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Литература: Грецов А. Г. Психологические игры для подростков / Андрей Геннадьевич Грецов, Татьяна Николаевна Бедарева.–Л : Наука, 2000. – 157 с.

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Цели:

развивающая
Задачи:
развитие познавательных способностей
Игровой материал и наглядные пособия:
нет
Возраст:
младший школьный возраст
Форма работы:
3-4 человека
Форма занятия:
игровая
Время проведения:
не ограничено

Ход игры

: Выбирается ведущий. Остальные выполняют роль «строителей». Они должны рассказать, какой дом собираются построить. Задача каждого- не повторяясь, придумать описание красивого дома. При этом нужно подробно рассказать, какие комнаты будут в этом доме, как их лучше обставить. Автор самого оригинального и интересного рассказа становится победителем.

Литература:

Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57с.

УПРАЖНЕНИЕ «СОЗДАНИЕ СТАТУИ»

Цель: воспитание доверия. Задачи: научиться доверять членам коллектива. Игровой материал: отсутствует. Возраст: с 8 лет. Форма работы: по3 человека. Форма занятия: игра. Время проведения: 10 минут. Инструкция: Разбейтесь по тройкам. Двое из вас будут Скульпторами, а третий — «большим куском мрамора». Он ложится на пол и закрывает глаза. Задача Скульпторов — сделать из него прекрасную Статую. Вы сами должны решить, как будет выглядеть эта Статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. Ребенок, из которого делают Статую, должен стараться сохранить положение, которое ему придают. Когда Скульпторы закончат свою работу, надо будет поставить Статую на ноги. При этом Статуя должна очень сильно напрячь свое тело, чтобы оно было твердым и крепким, как мрамор. Скульпторы аккуратно поднимают Статую верх и ставят ее на ноги. Потом вы можете позвать меня, чтобы я могла полюбоваться этим «произведением». Поскольку все не смогут закончить работу одновременно, то освободившимся детям Вы можете дать роль публики, чтобы они вместе с Вами осматривали «произведения искусства». Попросите детей, которые были Статуями, хорошенько запомнить свою форму, чтобы потом они могли показать ее всему классу. Когда все фигуры будут готовы, Вы можете походить по «мастерским» и рассмотреть каждую Статую отдельно. Позже повторите эту игру, чтобы дети могли сыграть в ней разные роли. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был Статуей? — Аккуратно ли обращались с тобой Скульпторы? — Доверял ли ты Скульпторам? — Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали? — Что ты чувствовал, когда был Скульптором? — Доставила ли тебе удовольствие работа с «мрамором»? — Легко ли тебе было работать с твоим напарником? — Ты доволен Статуей, которая у вас получилась? — Какая Статуя понравилась тебе больше всех?

Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем. – М.: Генезис,1998. –160 с.

ИГРА “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК “

Цели: преодоление упрямства и негативизма Игровые материалы: гимнастический обруч. Форма работы: по 6 человек. Форма занятия: игровая. Возраст: от среднего дошкольного до среднего школьного (5-10 лет). Время : 20-25 минут. Описание: Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее …». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя. Примечание: только для психически здоровых детей!

Литература: Кэдьюсон Х. «Практикум по игровой психотерапии» / Х. Кэдьюсон., Ч. Шефер – СПб. : Питер, 2001.- 416с.

ИГРА «ДИРЕКТОР Психологические игры для детей».Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

ИГРА «АКУЛЫ И МАТРОСЫ»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию состояния агрессии. Задачи: учить контролировать своё эмоциональное состояние, развивать координацию движений, ловкость. Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет). Форма работы: по 6 человек. Форма занятия: игровая. Время проведения: 15 минут. Описание и приемы проведения игры. Дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

Литература:

Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]