Воспитание нравственности у младших школьников через сказки


Как сочинить сказку вместе с ребенком

Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.

Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Как разобрать сказку с ребенком

Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:

Сказка – ложь, да в ней намек…

Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?

Баба-яга vs. красна девица

Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

Огонь, вода и медные трубы

Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.

…добрым молодцам урок!

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?

По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.

Сказка — игровой метод обучения

Давно известно, что дети легче и быстрее усваивают информацию в игровой форме. Слушая сказку они без труда представляют образ тех самых героев о которых им повествуют. Через сказку очень просто объяснить ребенку простые истины крайне необходимые в жизни.

К примеру, в сказке «Колобок», мы видим, как главный герой убегает от родителей, разговаривает с незнакомыми, и видим к чему это приводит.

Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам

Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.

В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?

Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.

Анна Кольчугина

Верит ли ваш ребенок в чудеса? Узнайте вместе! ПРОЙТИ ТЕСТ!

Консультация на тему » Сказка, как метод воспитания детей»

Сказка, как метод воспитания

детей дошкольного возраста.

В.А.Сухомлинский писал : «Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений»

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного , этического воспитания .Они же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется ущербным для будущих поколений.

Воспитание сказкой -один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы , традиции и обычаи , свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок должны быть примером для ребёнка : их опыт учит ребёнка , как можно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку , чем категоричное родительское «нельзя!»

Для того , чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку .Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера ребёнка. К примеру , до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — сказка не заинтересует малыша. В столь раннем возрасте начинать нужно с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребёнок , тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет для чтения подходят классические народные сказки , на которых выросло не одно поколение детей .: «Колобок», «Репка», «Теремок» . Они хороши тем , что действия в них выстроены по принципу повтора. Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам : «Красная шапочка» , «Три поросёнка ».В этом возрасте ребёнку часто бывают более понятны именно сказки о животных .Мир взрослых кажется ребёнку слишком сложным ,в нем много правил и ограничений .А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке , торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребёнка появляется слово «я», он начинает осознавать себя , как личность. Ребёнок начинает отождествлять себя с главным героем сказки , так что подбирать нужно те сказки с , с героем которых ребёнок мог бы себя ассоциировать .В этом возрасте начинается процесс самоидентификации , поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребёнка –в противном случае ребёнок потеряет интерес к сказке и воспитание сказкой будет неэффективным .

Старшим дошкольникам (5-6 лет ) уже можно предлагать сказки — книги Астрид Линдгрен , «Мэри Поппинс » Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова , детские детективы Энид Блайтон . Да мало ли хороших детских книг !Ребёнок уже не просто отождествляет себя с главными героями , а может проводить параллели между их и своим поведением : «А я бы на его месте сделал не так » В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребёнку понять , что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей : положительные герои могут ошибаться , а отрицательные—совершать хорошие поступки ( пусть и несознательно).Но не нужно торопиться с этим этапом :пока ребёнок четко не усвоит из более простых сказок , что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды , нужно не только правильно подобрать сказку , но и правильно её преподать : немного обсудить с ребёнком сказку , чтобы он смог понять её мораль. Только не навязывать её ребёнку, а позволить ему самому сделать выводы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]