Физкультминутки для дошкольников и школьников младших классов — интересные упражнения на каждый день

Большую часть суток ребенок находится в статическом положении, то есть сидит:

  • в школе во время занятий;
  • дома, когда выполняет домашние задания, читает, просматривает телепередачи или играет в компьютерные игры.

При этом ребенок несет крупнофизическую нагрузку. Статическая нагрузка вступает в противоречие с физическим развитием ребенка.Как следствие — развитие болезни.

У ребенка снижается работоспособность, проявляются негативные эмоции, ухудшается самочувствие. Ребенок жалуется на головную боль. Кое-кто из детей начинает нарушать правила поведения на уроке. Поэтому при обнаружении у детей первых признаков переутомления необходимо делать перерывы, во время которых дети бы могли выполнять несложные физические упражнения. Такие перерывы во время урока (физкультминутки) способствуют улучшению функционирования мозга, восстанавливают тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, снимают напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев.

Физкультминутка включает 3-4 упражнения, хорошо знакомые детям и легкие для выполнения. Каждое упражнение выполняется 3-4 раз в среднем темпе.

Физкультминутки проводятся, как правило, после 20-30 мин. работы. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты. Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в течение дня целенаправленно нагружались и расслаблялись различные группы мышц детей: плечевого пояса, спины, тазобедренных суставов. Необходимо включать в комплекс упражнения для отдыха, дыхательные упражнения, Упражнения на координацию движений.

Организация физкультурных минуток предполагает подготовку помещения и учащихся, которые для выполнения упражнений должны закрыть книжки, тетради и положить их на середину парты, расcтегнуть воротнички. Дежурный открывает окно или форточку. Хорошо, когда ученики умеют проводить физкультурные минутки самостоятельно. Проводить физкультурные минутки может дежурный или физорг. Упражнения рекомендуется выполнять стоя возле парты или сидя за партой.

Чтобы процесс выполнения физических упражнений был интересным для детей, необходимо время от времени менять упражнения (каждые 2-3 недели), выполнять их под музыку, включать танцевальные движения.

Детям нравятся физкультминутки, которые сопровождаются стихотворными текстами. Чтобы у детей не сбивался ритм дыхания, их движения были точными и сильными, при проведении таких физкультминуток учитель проговаривает текст, а дети выполняют упражнения.

Физкультминутки разных видов:

Комплекс упражнений 1 (сидя за партой)

1. Исходное положение — руки на парте, вытянутые вперед;

  • 1-2 – поднять руки вверх, потянуться;
  • 3-4 – вернуться в исходное положение, 2-3 раза.

2. Исходное положение — руки за головой, локти вперед;

  • 1-2-3 – локти развести в стороны, прогнуться.

3. Исходное положение — руки за голову;

  • 1-руки вверх, потянуться;
  • 2-в исходное положение;
  • 3-4 – то же самое, 2-3 раза.

4. Исходное положение — руки на пояс;

  • 1-наклон вправо;
  • 2-Наклон вперед;
  • 3-наклон влево;

4-Исходное положение то же самое. То же самое в другую сторону.2-3 раза.

5. Исходное положение – руки к плечам, локти прижать к туловищу;

  • 1-2-3-4 – вращение рук вперед; 5-6-7-8 – то же самое назад, 2-3 раза.

Комплекс упражнений 2 (стоя за партой)

Исходное положение — основная стойка;

  • 1-2-3-4 – поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы;
  • 5-6-7-8 – медленно руки вниз, сжимая и разжимая пальцы, 2 раза.

2. Исходное положение — основная стойка;

  • 1 — дугами вперед руки вверх, потянуться, вдох;
  • 2-опустить руки, выдох;
  • 3-круг головой вправо;
  • 4 — тоже самое – влево 2-3 раза.

3. Исходное положение — стойка, руки на пояс,

  • 1-правую ногу в сторону на носок, наклон вправо;
  • 2 – исходное положение;
  • 3-4 – то же в другую сторону 2-3 раза.

4. Исходное положение — стоя, руки на пояс,

  • 1-наклон назад;
  • 2 – исходное положение;
  • 3-наклон влево;
  • 4 – исходное положение;
  • 5-наклон вперед;
  • 6 – исходное положение;
  • 7-наклон вправо;
  • 8-Исходное положение; 2-3 раза.

5. Исходное положение — стоя, руки перед грудью,

  • 1-руки вверх, подняться на носочки;
  • 2-руки на пояс;
  • 3-руки вверх, подняться на носочки;
  • 4-Исходное положение; 2-3 раза.

Комплекс упражнений 3 (для развития дыхания)

1. Исходное положение — стать ровно, руки вниз;

  • 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
  • 3-4 – резко обнять себя руками за плечи – выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

2. Исходное положение — стать ровно, руки вниз.

  • 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
  • 3-4 – присесть, обнять руками колени – выдохнуть.Повторить 3-4 раза.

3. Вдохнуть широко открытым ртом, выдохнуть носом. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений 4 (гимнастика для глаз)

1. Быстро поморгать глазами; закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 -5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза. Сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль. Сосчитать до 5. Повторить 4 – 5 раз.

3. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же – в левый. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 –

6. Повторить 1 – 2 раза.

Комплекс упражнений 5 (для профилактики близорукости)

1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки в бока.

  • Круговые движения вперед и назад. Все время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза.

2. Исходное положение – сесть на стул.

  • Зажмуриться и открыть глаза. Повторить 3-4 раза. Выполнять в среднем темпе.

3. Вытянуть руку вперед.

  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4. Потом перенести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Видео-физминутки для детей 4 класса

Для разнообразия можно использовать на уроках в 4 классе видео-физкультминутки, при демонстрации которых учителем на экране, дети повторяют движения персонажей видео-ролика, выполняют веселые упражнения под музыку. Упражнения физминуток проводятся в легкой форме в виде разминки.

Физкуль

Скачать: Физкуль Размер: 17,3 Мb

Физкультминутка для детей «Акуленок»

Скачать: Физкуль Размер: 13,2 Мb

Физминутка «Танец с ускорением Потанцуй-ка»

Скачать: Физминутка «Танец с ускорением Потанцуй-ка» Размер: 26,1 Мb

Книги с физкультминутками

  • Занимательные игры. Пальчиковая гимнастика, игры, считалки, физкультминутки — Наталия Овезова
  • Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы — Ирина Андржеевская
  • Аудиокнига Пальчиковые игры и физкультминутки (Л.А. Яртова)

Физминутки на уроках русского языка в 4 классе

Физкультминутки для детей на уроках русского языка в 4 классе:
В «Светофор» мы поиграем Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. (Потягивания) В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте) Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами) Красный свет нам «Стой!» — кричит, Ждать зеленого велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперед.(Наклоны) Влево, вправо поворот. (Повороты туловища) Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью) Начинаем, детвора! (Ходьба на месте) Вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим как самолет. (Прыжки) Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой, правой, Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра) Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте) Светофор — помощник славный Уставать нам не дает. Никто не подал и знака — (Руки на пояс) Молчали (Повороты туловища влево-вправо) Бяка и Бука. (Наклоны туловища влево-вправо) И Бука Думал со скукой: (Наклон туловища вперед) Чего он так смотрит — букой? (Руки в стороны) И Бяка думал: (Руки на пояс) Однако (Наклон туловища вперед) Какой он ужасный (Руки вверх) Бяка… (Руки опустили)
На зарядку становись! На зарядку становись Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками) Раз — вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте) И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)

По дорожке, по дорожке По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

Раз, два — мы проснулись Раз, два — мы проснулись, (Потягивания) Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища) Четыре — солнцу улыбнулись. (Наклоны) Пять — кровать заправляем, (Движения головой) Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью) Семь — зарядку выполнять, (Круги руками) Восемь — душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз) Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте) Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте) Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу) Не спеши, дружок, постой! Зубы чисти, причешись, Побыстрее шевелись!

Тик-так Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево) А над ним сидит кукушка. Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны) А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Ходьба на месте) А теперь пора нам, братцы, За уроки приниматься. (Дети садятся за парты)

Тик-так, тик-так Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью,(Приседания) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево) А часы идут, идут, (Ходьба на месте) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются) Вот и кончилась игра, Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты)

Физминутки на уроках окружающего мира в 4 классе

Физкультминутки для детей на уроках окружающего мира в 4 классе:

Весело в лесу Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты)

Ветер Осторожно ветер За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте) И, расправив гордо Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте) Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками)

Ветер дует ледяной Ветер дует ледяной (Дети машут руками) И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. (Дети крутят руками) Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают) Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны) Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх) Скачет по полю лиса. (Прыжки) Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба) И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты)

Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад) Руки в спину упираем, Поясницу прогибаем. А теперь давай, дружок, Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад) Отдохнули мы чудесно, И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты)

Вы, наверное, устали Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте) Да! (Хлопки в ладоши) И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись) Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед) И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо) Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте) Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. (Ходьба на месте) Выросли деревья в поле Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Физкультминутки на уроках ИЗО 4 класс

Физкультминутки для детей на уроках ИЗО в 4 классе:

Поднимаем руки все — это «раз», Повернулась голова — это «два», Руки вниз, вперёд смотри — это «три», Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать — это «пять». Всем ребятам тихо сесть — это «шесть». Посидим и отдохнём, А потом рисовать начнём.

На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. (шагаем на месте) Ручки согревают, (хлопки руками) Ручки потирают. (трем рука об руку) Чтоб не зябли ножки, Потопаем немножко. (топаем ногами) Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем. (приплясываем)

Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Машем руками, словно крыльями) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Делаем плавательные движения руками)

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево — вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!

Физкультминутки на уроках технологии в 4 классе

Физминутки для детей на уроках технологии в 4 классе: Осторожно ветер За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.(махи руками)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

Хочешь быть здоров всегда Повторяй за мной тогда. Потянулись все вперед, Разминаем пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Молодцы все девочки и мальчики. Теперь наклоны головой, Из стороны в сторону. Поживее, не ленитесь, И будет все здорово. Вращения плечами начинай, Чтоб прогнать усталость. И не посетить тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да!

Шли по крыше три кота Шли по крыше три кота, Три кота Василия.(Ходьба) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание рук) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание) И сказали три кота: — Красота! Красота! (Хлопки в ладоши)

Игры-физкультминутки для 4 класса

Этот пальчик Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди… Встали пальчики, ура! На прогулку им пора.
Ладошки Педагог задает вопрос: — Где ваши ладошки? — Тут — тут — тут! Дети показывают руки, сложенные в кулачки. А в ладошках пальчики живут! Раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении. Пальчики трудились, Не ленились, Лепили-лепили, Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитация лепки. Рисовали, Имитация рисования. Строили-строили, Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича. Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали! Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.

Алые цветы Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают.

Пять малышей Один малыш качается в саду, Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели. Два малыша купаются в пруду, Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов. Три малыша ползут к дверям в квартире, Показать три пальца и имитировать движения ползания. А в эту дверь стучат уже четыре. Показать четыре пальца и имитировать «стук» в дверь. С пятью другими также все в порядке: Показать все пальцы другой руки. Им весело, они играют в прятки. Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться». Где притаились — ясно и ежу, Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты («еж»). Но я глаза зажмурил и вожу: Закрыть одной рукой глаза. «Один, два три… два, три, четыре, пять… Считать и одновременно показывать необходимое количество пальцев на руке. Ну, берегитесь: я иду искать!» Указательный палец поднят вверх — «предупреждение», затем имитация «подкрадывания».

Зайчики и волк В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами. Указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище. Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить. Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу. И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны — это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались, — это лоб волка. Услышал он шум и выскочил на полянку. Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы — это нос волка; два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз — это пасть волка. Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. Все пальцы шевелятся. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Дети прижимают кулачки («зайчиков») к груди, их «ушки» выполняют мелкие колебательные движения — трепещут. Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что были здесь и вдруг исчезли. Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» — Прорычал свои угрозы и побрел в лес. Только волк исчез, зайчата выскочили и забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!» — «Нет! — говорит другой. — Мои ушки не кланялись, а вот твои ушки приседали от страха». Эти и другие движения один из «зайцев» показывает, а второй как бы машинально начинает повторять, но, спохватившись, тут же опровергает наветы и приводит доказательства для изобличения товарища. — Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку! — Нет уж, мои ушки не прятались друг за дружку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху вниз и сверху вниз! — Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку! И так зайцы расшалились, раскричались, что встали на уши и пошли домой на ушках. Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка, быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше ими не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!»

Физкультминутки на уроках музыки в 4 классе

Физкультминутки для детей на уроках музыки в 4 классе:

Ловко прыгают зайчата: Прыг да прыг, скок да скок! Быстро бегать зайцам надо, Чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте)

Медвежонок не боится Волка, кабана, лисицы. Мишка по лесу идет: «Где здесь пчелы, где здесь мед?» (Ходьба на месте)

А по небу ходят тучи, Вот пробился солнца лучик. (Потягивания — руки вверх) И вокруг запели птицы! (Потягивания — руки в стороны) Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты)

Это трасса мотокросса. Крутятся вперед колеса. Если их назад вращать, Мотоцикл поедет вспять. (Вращение прямыми руками вперед и назад)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]