Статья «Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения
«Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения» (статья)
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Койнова Юлия Николаевна
МДОУ «Д/с № 11 о. в.» г. Магнитогорска
Понятие здоровья неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья — это проблема человека.
Формирование у ребенка здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо совершенствовать на данном этапе систему образования, активизировать деятельность детей по личному здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к воспитанию основ здорового образа жизни, а также к обучению и развитию ребенка в условиях ДОУ и семьи. Здоровье понятие комплексное и оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы медиков и педагогов с детьми, системы оздоровительных мероприятий. Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов».
С развитием прогресса в образовательной сфере нагрузки на организм катастрофически резко растут, становятся сопоставимыми с важнейшими природными ресурсами среды обитания человека. Отсутствие здоровья у человека несет гибель цивилизации в целом. В этой плоскости находятся: и организация образовательного процесса со стороны педагогов и воспитателей, и участие детей в нем, и управление этими направлениями человеческой деятельности.
Механизмы саморегуляции начинают функционировать на предельных значениях жизненных потенциалов здоровья людей. Создается угроза ухудшения здоровья. Более того, в практике участия в образовательном процессе явно усиливаются тенденции ухудшения здоровья все возрастающего числа участников этих отношений. Назрела необходимость целенаправленного вмешательства в сферу образования с тем, чтобы тенденции сохранения здоровья участвующих субъектов нашли новые направления развития, не ухудшая при этом уровня своей образованности, профессиональной квалификации (педагоги) и получения возможности принять участие в самом процессе получения образования (обучающиеся).
Главной целью здоровьесберегающей образовательной деятельности педагогов является, психологопедагогического обеспечение возможности сохранения здоровья особенно психического в период пребывания в ДОУ, приобретение у необходимых знаний, формирование умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни [3]. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни задача не только образовательных учреждений, но и родителей. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии, применяемые в процессе обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом [1]. Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растёт и развивается, каждому воспитателю нужно грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе ДОУ: создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей; сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме; а также о том, что полезно и что вредно для растущего организма; обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; -понимать необходимость и роль двигательной активности. Для достижения целей здоровьесбережения в ДОУ необходимо активно использовать основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические средства т.к их комплексное применение позволит качественно реализовать здоровьесберегающие подходы к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. К средствам двигательной направленности относят двигательные действия, направленые на реализацию здоровьесберегающих подходов: движения; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др [3]. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. В качестве относительно самостоятельных средств оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические дни здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ
Список литературы:
1. Алямовская В.Г. 1993. Как воспитать здорового ребенка? — М.: Просвещение.
2. Венгер А.Л. 2004. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство: Ч. 1, 2. — М.: Генезис.
3. Кудрявцев В.Т. 1998. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 — 7 лет. — М.: РИНО.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
Автор: Душкевич Алеся Викторовна
«Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ по ФГОС»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
.
В.А.Сумомлинский
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. И мы как педагоги, заинтересованы в сохранении здоровья детей и это непосредственно и сильно затрагивает нас. Поэтому, актуальной задачей физического воспитания в дошкольном образовании является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях. К тому же федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает необходимость поиска эффективных средств и методов физического развития и оздоровления детей.
С точки зрения крупнейших русских ученых Т. И. Осокиной, Д. В. Хухлаевой, заложивших научные обоснования для осуществления физического воспитания дошкольников, средства и методы физического воспитания должны быть направлены на то, чтобы воспитать здоровых детей с хорошим уровнем развития движений. Однако в физическом воспитании дошкольников по-прежнему доминирует учебно—
дисциплинарный подход, при котором внимание фиксируется не на личности ребенка, а на формировании его двигательных навыков, что часто превращается в самоцель. При этом И. С. Якиманская
—
автор личностно-ориентированного обучения предлагает формировать субъектную позицию дошкольника через взаимодействие и сотрудничество ребенка со взрослым и сверстниками при котором у детей формируется интерес к движениям, самостоятельность и творчество.
Идеи этих педагогов, с моей точки зрения, можно считать базовыми и поэтому есть основания рассматривать в качестве основы физкультурно-оздоровительной работы возможность активного планомерного воздействия на физическое развитие и оздоровление ребенка через использование здоровьесберегающих технологий. В психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающая технология» раскрывается как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Применительно к ребенку здоровьесберегающие технологии позволяют обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников, способность дошкольников максимально самопроявиться и развиться в разных видах детской деятельности. Анализ здоровьесберегающих технологий позволяет выделить в дошкольном образовании следующие их виды: медико—
профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, технологии валеологического просвещения родителей.
Наиболее приемлимыми в своей работе считаю применение физкультурно-оздоровительных технологий, предполагающих использование форм и методов организации физкультурно-оздоровительного процесса без ущерба для здоровья детей. Поэтому тема опыта, который представляется вашему вниманию «Физкультурно-оздоровительные технологии как средство физического развития и оздоровления дошкольников».
Цель моей работы:
обеспечение гармоничного физического развития детей, сохранение и укрепление их здоровья посредством физкультурно-оздоровительных технологий.
Задачи:
- развивать физические качества, обогащать двигательный опыт дошкольников;
- содействовать формированию здоровьеобогащения педагогов и валеологическому просвещению родителей;
- обеспечить предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели.
Для решения данных задач разработана здоровьесберегащая модель организации физкультурной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты: организация здоровьесберегающей среды, медико-педагогическая диагностика, профилактические мероприятия, занимательная двигательная деятельность, просвещение педагогов и родителей.
Медико-педагогическая диагностика.
Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты
медико—педагогической диагностики,
которые показали что индекс здоровья – 13%, уровень заболеваемости – 17,7 дней в год на одного ребенка, количество детей, относящихся к профилактическим группам – 6%, количество частоболеющих детей – 10%, уровень развития физических качеств – 77%.
Организация здоровьесберегающей среды.
Известно, что ребенок не способен выполнять даже самые полезные упражнения с точки зрения «надо» и «полезно». Согласитесь со мной, если спортивный комплекс или нетрадиционное оборудование появится в группе, в физкультурном зале, на спортивной площадке, это станет самым оживленным и любимым местом для игр детей. Поэтому я стремлюсь разнообразить и обогатить предметно-развивающую среду детского сада. С этой целью мною изготовлено и применяется следующее нетрадиционное оборудование:
- «Дорожка здоровья» с разными следами, ребристыми палочками, цветочками для профилактики плоскостопия;
- «Сороконожка» —
многофункциональное оборудование для упражнений в прыжках, с мячом, для развития моторики рук и равновесия, профилактики плоскостопия.
К тому же на территории детского сада оформлены функциональные оздоровительные зоны с учетом потребности детей в двигательной активности. Мультперсонажи Крош и Нюша «приглашают» детей потренироваться на островках здоровья, а на «Сказочной поляне» можно отдохнуть после занятий физической культурой, расслабиться, подышать свежим воздухом, поиграть с Бабой Ягой и лесовиком Флориком, провести игры на релаксацию.
Профилактические мероприятия.
Медико-педагогическая диагностика позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом состояния здоровья детей. Поэтому использую мероприятия профилактического характера, включающие в себя работу с детьми, имеющими разные профилактические группы здоровья
(группа частоболеющих детей, профилактическая группа с риском развития заболеваний верхних дыхательных путей, опорнодвигательного аппарата, с риском развития патологии центральной нервной системы).
Работа с частоболеющими детьми предусматривает индивидуальный подход при проведении занятий физической культурой (а именно — уменьшается физическая нагрузка на ребенка, закаливающие процедуры проводятся в течение двух недель после болезни). Оздоровительную работу с детьми осуществляю также в рамках клуба «Красивая осанка». Классические оздоровительные техники провожу в игровой форме (это — релаксация, игровая дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, гимнастика для глаз), использую циклические движения для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, бег на ускорение), упражнения направленные на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки и сенсомоторной координации. Дети с радостью выполняют массаж рук «Строим дом», упражнение «Жучок на спинке», массаж спины «Прогулка в лес», упражнение «Баиньки».
Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур. Эффективно закаливают детей облегченная форма одежды, воздушные и солнечные ванны, босохождение, утренняя гимнастика и оздоровительный бег на свежем воздухе. Закаляя детей дошкольного возраста, ставлю перед собой такие задачи как повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями, воспитывать потребность в свежем воздухе, сделать организм каждого ребенка стойким, гибким, выносливым. Главное в системе моей работы – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.
Занимательная двигательная деятельность.
Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность, построенная с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Я стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребенка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. При этом использую разные виды занимательной двигательной деятельности: традиционные, сюжетные, корригирующие, игровые. Постепенно пришла к выводу, что использование нетрадиционных формы организации занятий физическими упражнениями заметно оживляют интерес детей к выполнению физических упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, в сюжетном занятии все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Например, при проведении сюжетного занятия «Кошка с котятами» малыши проживают день по-кошачьи, прячут клубочки, пролезают под ветками, ловят бабочку, играют с мамой-кошкой и поют ей песенку. В процессе занимательной двигательной деятельности «Задание лесовичка Кузи» дети старшей группы получают письмо, в котором Кузя предлагает детям выполнить задания с помощью карт-схем. Дети с удовольствием выполняют разные задания: тянутся к солнышку, греют ножки, перешагивают через поваленные деревья. В подарок Кузя дарит волшебную «Сороконожку» и учит дошколят играть с ней.
Сюжетная форма организации занятий с использованием нетрадиционного оборудования способствует формированию интереса у детей к двигательной активности, доставляет им радость и удовольствие. Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.
В процессе работы я пришла к выводу, что детям важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение, чтобы у него не развивались комплексы.
Всему этому помогает интеграция образовательных областей. К примеру, использование здоровьесберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».
С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает интеграцию области «Физическая культура» с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».
В процессе занимательной двигательной деятельности на воздухе мы играем с детьми в подвижные игры и игры на асфальте, выполняем разные задания на тренажерах спортивной площадки, в зимнее время ходим с детьми на лыжах. Это усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает двигательную активность, дает возможность использовать движения, выполнение которых в помещении затруднено или невозможно. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер)
в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм дошкольников. Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, двигательных навыков и умений для подведения итогов я использую беседы по вопросам: «Как называется это упражнение?», «С какой целью мы выполняем упражнение «Часики»?, «Какие упражнения для глаз вы знаете?». Чувство удовлетворения от движений, эмоциональный заряд от своих достижений дети получают во время спортивных досугов и дней здоровья, которые являются эффективным средством формирования потребности к физической культуре и оздоровления детского организма. Наиболее интересными для детей стали такие спортивные досуги как «В гостях у Кроша и Нюши», районные олимпийские игры «Спорт – это сила и здоровье», «Богатырские состязания».
Просвещение педагогов и родителей.
Ксати говоря, активный отдых детей будет более интересным и запоминающимся, когда каждый ребенок чувствует рядом с собой заботливое плечо родителя. Хорошей традицией стало проведение Дня открытых дверей, на котором ежегодно провожу оздоровительное занятие «Путешествия в страну здоровья». В рамках просветительной работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников оформляю информационный стенд «Капелька», памятки и буклеты, провожу анкетирование, консультации по разным вопросам. Наиболее интересными родители считают такую информацию как, «Игры для здоровья», «Закаливание дома и в саду», «Плоскостопие – дело поправимое».
Содержание работы с педагогами включает в себя индивидуальные и групповые консультации, практикумы. С целью повышения уровня компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы изучаю передовой педагогический опыт по вопросам здоровьесбережения дошкольников и знакомлю с ним воспитателей, активно участвую в работе районного методического объединения по физическому направлению развития детей. В рамках данной работы мною проведены консультация «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», методический урок «Виды интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».
Фундамент здоровья закладывается с детства. И первые впечатления всегда сильнее, всегда оставляют неизгладимый след в нашей памяти. Поэтому есть основание надеяться, что использование физкультурно-оздоровительных технологий уже в дошкольном возрасте способствует продлению у детей интереса к физической культуре и здоровью на протяжении всей жизни. Об этом также свидетельствует медико-педагогическая диагностика, которая прказывает, что индекс здороья детей увеличился на 2%, уровень заболеваемости снизился на 2,9 дня, уровень развития физических качеств и основных движений увеличился
Таким образом, можно констатировать, что применение в работе физкультурно-оздоровительных технологий способствует оздоровлению дошкольников, повышению уровня их физической подготовленности, развитию физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости. Проводимая работа позволяет обогатить уровень знаний педагогов и родителей о физическом развитии и оздоровлении дошкольника. В процессе реализации модели создано большое количество нетрадиционного оборудования, которым с интересом пользуются дети и взрослые.
Мы считаем, что разработанная в детском саду здоровьюсберегающая модель позволяет качественно решать цель обеспечения гармоничного физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья посредством физкультурно-оздоровительных технологий. Результативность работы по здоровьесбережению подтверждают полученные грамоты и дипломы (к примеру, оздоровительный проект «Береги здоровье смолоду» занял 1 место в районе, 3 место в округе).
В перспективе планируется организовать олимпийское движение разработать положение, оформить картотеку «Олимпийские виды спорта», разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
comments powered by HyperComments
Формы организации здоровьесберегающей работы
Розета Шогенова
Формы организации здоровьесберегающей работы
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стандартные условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях ведётся большая работа по оздоровлению детей.
В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед нашим дошкольным учреждением, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Целью оздоровительной работы в ДУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии сохранения и укрепления здоровья: динамические паузы – на всех занятиях; подвижные игры; релаксацию; пальчиковую гимнастику; гимнастику для глаз; дыхательную гимнастику,сказкотерапию, точечный самомассаж,а также технологии обучения здоровому образу жизни: занятия из серии «Здоровья» — 1 раз в месяц.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Физкультурные занятия я стараюсь строить в игровой форме, что повышает интерес к занятиям.
Хочется поделиться опытом проведения утренней гимнастики игрового характера. Гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение и детям очень нравится. В комплексы я включаю дыхательные упражнения,упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику и т. д.
Динамические паузы провожу во время занятий по 2-5 минут по мере утомляемости детей. В динамические паузы я включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику в зависимости от вида занятия с использованием музыки. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.
Находиться в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.
Активные игры оказывают благоприятное влияние на весь организм ребёнка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребёнка, способствуя его психическому развитию.
Поэтому подвижные игры я использую и на занятиях по математике:, и на познавательных занятиях, где мы например на поровозике под музыку отправляемся в путешествия и т. д.
Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений. На прогулке проводятся подвижные и спортивные игры,эстафеты, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Всем детям нравится пальчиковая гимнастика.
Я часто включаю её в динамические паузы на занятиях по изодеятельности, аппликации, ручному труду. Очень хорошо использовать пальчиковую гимнастику и на занятиях по математике, познавательному развитию. ,положительно сказывается на самочувствие, улучшает работу мозга. В этом направлении я использую множество аудиозаписей с музыкой и заданием,также использую ИКТ.
Цель дыхательной гимнастики – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний дыхательных путей. В нашей группе есть картотека дыхательных упражнений.
Гимнастика для глаз – укрепляет мышцы глаз и способствует профилактике миопии. Элементы гимнастики для глаз я использую в динамических паузах на занятиях по изодеятельности и аппликации.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Также дети очень хорошо расслабляются когда спят по такую музыку.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, для чего мы используем лечебную дорожку, которую мы сделали сами.
Самомассаж – это очень эффективная технология по здоровьесохранению. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж мы проводим в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для этого также мы используем и аудио записи где сказки рассказывает домовой.
Раз в месяц мы проводим занятия из серии «здоровья».
Например «Части тела» ,»Чистота –залог здоровья» и т. д.
У нас в группе имеется картотека
по всем здоровьесберегающим технологиям.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Вначале года мы провели анкетирование на тему «Здоров ли ваш ребенок?».
Исходя из результатов анкетирования мы разработали перспективный план по работе с родителями в укреплении здоровья детей используя современные здоровьесберегающие технологии.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; анкетирование. Также у нас в группе имеется специальный уголок здоровья,где мы консультируем родителей по вопросам здравоохранения детей.
Мы привлекаем родителей в подготовке и проведении спортивных праздников и развлечений. недавно мы провели спортивный досуг с использованием ИКТ, где папы принимали активное участие.
В марте мы планируем провести семинар –практикум для родителей на тему : «Если хочешь быть здоров…» с использованием ИКТ.
Применение в работе ДУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.