Педагогический опыт воспитателя детского сада. Анализ
Педагогический опыт работы воспитателя ДОУ
Я считаю, что детский сад это второй дом для ребенка. Не просто дом, а сказочный, интересный, где всегда царит любовь, дружба. В этом домике для ребят всегда найдется, что-нибудь загадочное, не исследованное, увлекательное. А для того, чтобы ребенку было интересно, нам воспитателям необходим опыт работы, профессиональные достижение, знания, терпения и любовь к детям. Тогда мы сможем достичь абсолютной гармонии между ребенком и воспитателем. Целью моей работы в детском саду является — всестороннее развитие детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности.
Задачи: — охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения — Активно включать детей в различные виды детской деятельности: (музыкальную, изобразительную, театрализованную, игровую
) — Воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку; — Творческая организация воспитательно — образовательного процесса — Оказание консультативной и методической помощи родителям в воспитании, обучении, развитию детей.
Свою деятельность реализую через педагогические технологии: Личностно-ориентированная технология. Основной принцип данной технологии направлен доверительные отношения воспитателя и детей. Создание комфортных, без конфликтных и безопасных условий для развития воспитанников. Обязательно учитывать психологические особенности детей и нахожу подход к каждому ребенку. Здоровьесберегающая технология реализую через многообразие детской деятельности. Динамические паузы во время образовательной деятельности, гимнастики для пальцев рук, глаз, дыхательные упражнения, прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, бодрящая гимнастика после сна, закаливающие процедуры. Игровая технология реализуется через игровой тренинг, театрализованные, дидактические, сюжетно-роевые игры. Проектная деятельность в работе с детьми носит сотруднический характер: дети, родители и воспитатель. Проектная деятельность включает в себя разнообразный вид детской деятельности: поисково — исследовательская, творческая, познавательная деятельность. Разработаны и успешно реализованы воспитательно-образовательные проекты: «Зимующие птицы», «Широкая Масленица», «Новый год», «Правила дорожного движения», «Мой любимый город Тула». Применение такой технологии научила меня четко ставить перед собой цели и задачи, определять способы их достижения, планировать конечный результат. Активно внедряю информационно-коммуникационные технологии: так как сопровождение в образовательной деятельности мультимедийных презентаций, с музыкой, движущимися фигурками, ярких картинок помогает ребенку гораздо интереснее создать условия для педагогического процесса. Применение в своей педагогической деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Проводимая мной педагогическая диагностика показала положительную динамику в развитии детей по всем областям образовательной деятельности. Данная диагностика поводиться в начале и в конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику освоение образовательной программы. При планирование организованной образовательной деятельности опираюсь на структуру развивающего занятия: 1) создание проблемной ситуации; 2) определение значимой проблемы; 3) выдвижение гипотезы; 4) управление самостоятельным поиском детей; 5) проведение рефлексии. Образовательная деятельность организуется в разнообразных формах работы с детьми: Квест-игра, интегрированная деятельность, занятие с использованием психогимнастики. Большую роль в своей деятельности уделяю индивидуальному процессу образовательной деятельности. Во время проведения индивидуальных занятий стараюсь закрепить пройденный материал, используя игровые технологии, проблемные ситуации которые ребенок может самостоятельно решить. Для наглядной помощи ребенку предлагаю карточки, трафареты, таблички, геометрические наборы. Очень важная для развития ребенка является самостоятельная детская деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельности у детей повышается интерес к окружающему миру. Не надо забывать, что ведущей деятельностью в дошкольный период является игра. Игра для ребенка является эмоциональной разгрузкой. С целью повышения профессиональной компетентности по проблеме развития способностей, я выбрала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством формирования любви к малой Родине
».
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через любовь к малой Родины Задачи: 1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. 2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 3. Формировать представления о России как о родной стране. 4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России 5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики. Успешность моей работы в развитие способностей детей подтверждается наличием положительной динамики по результатам педагогической диагностики. В своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями
моих воспитанников. Большое внимание уделяю к поиску новых форм работы по привлечению родителей к участию в образовательной деятельности детей. Работа с родителями строится по принципу доверительного отношения между воспитателем и родителем. Положительно зарекомендовали такие формы работы как: спортивные праздники, исследовательские проекты. Родители группы вместе с детьми активно участвуют в различных конкурсах, выставках: ежегодные выставки «Приходи к нам в гости, осень», «Новогодний карнавал елочных игрушек», «Открытки ветерану»; социальные акции; «Покормим птиц зимой», «Я соблюдаю правила дорожного движения», конкурсы муниципального уровня посвященные «Служба в полиции», «Я рисую победу». В прихожей всегда имеются наглядные материалы, консультации, папки-передвижки, детские работы. Большое внимание уделяю
организации предметно-пространственной развивающей среды
группы. Группа разбита на центры: познавательный-исследовательский, продуктивной — творческий деятельности, оздоровительный, зона отдыха. Организация развивающей среды в группе соответствует требованием ФГОС. Свободный доступ к играм, пособиям, книгам позволяет эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на разных уровнях.
Имею в социальной сети персональный блог, где размещены портфолио, методические материалы: Учебно-методический кабинет (), Академия «АРТ – Талант», собственный сайт на платформе Мультиурок.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Основные задачи получения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта
Сбор, обобщение и применение знаний и умений воспитателей преследует следующие задачи:
- Накопление большого количества важного, нужного и перспективного материала, который можно применить в своих целях.
- Уточнение и обработка поступивших фактов.
- Выявление связей между педагогическими методиками и способами.
- Рост качества образовательной и воспитательной работы.
- Повышение профессионального уровня воспитателя.
- Формирование творческого направления деятельности педагога.
Считается, что те воспитатели, которые много внимания уделяют обобщению проделанной работы, превращаются в наиболее креативных педагогов с высоким профессиональным уровнем.
Обобщать свои умения могут как воспитатели всех уровней, так и старший воспитатель (методист), заведующий ДОУ, преподаватели музыки и физической культуры, плавания, дефектологи, логопеды, психологи. Эту работу можно проделать и вдвоем, например, объединить опыт работы двух или нескольких преподавателей, работающих с одной возрастной группой воспитанников. Также можно обобщить работу сотрудника ДОУ с семьей воспитанника, с другими специалистами, например, с логопедом или психологом. Обобщать можно и накопленные данные по работе целого детского сада. Выбираются наиболее актуальные темы, например, по организации проектной деятельности у дошкольников с целью развития творческой личности и скрытых талантов.
Сложности в выборе темы и обработке материала
При работе по собственному совершенствованию педагога могут подстерегать следующие «подводные камни»:
- Затруднения с подбором соответствующей тематики. Здесь должна помочь актуальность направления развития педагога и его личная заинтересованность. Ему стоит обратить внимание на своих воспитанников, понять, что нужно ввести в процесс образования и воспитания для улучшения работы с ними. Также стоит ориентироваться на требования и рекомендации ФГОС, существующие методические разработки и документацию.
- Нахождение и выбор необходимых материалов. Здесь можно воспользоваться методическими пособиями, имеющимися в самом детском дошкольном заведении, в библиотечных фондах, в работах коллег, а также на различных педагогических сайтах и форумах в интернете.
- Сложности с усвоением полученного объема материала. Для того, чтобы систематизировать и хорошо запомнить полученные сведения, нужно использовать вспомогательные средства, упрощающие и улучшающие процесс фиксации материалов в памяти. Это могут быть ментальные карты, конспекты, схемы. Самый простой и доступный способ – это тезисное конспектирование. Оно позволяет вычленить самые важные моменты в полученной информации, запомнить их, а затем использовать как опорные точки для воспроизведения всего объема полученных знаний. Кроме зрительной памяти в этом случае присоединяется еще и чисто механическое запоминание сведений при записывании, а это облегчит понимания сложной и объемной информации.
Работа воспитателя ДОУ не может быть чередой составления планов и заполнения бумаг, хотя это играет важную роль в деятельности. Для каждого педагога любого уровня мерилом его профессионального соответствия должен стать вклад в развитие педагогики, саморазвитие и совершенствование творческой жилки как в себе самом, так и в доверенных ему детях.
Выбор темы по самообразованию и педагогическим задачам
Педагогика не может стоять на месте. Она обязана учитывать современные тенденции в стремительно развивающемся мире. То, что было актуально и полезно десяток лет назад, может совершенно не работать в сегодняшних условиях, на детях, живущих в совершенно иных реалиях.
Для того, чтобы не оставаться на месте, прогрессировать, развивать свои навыки, умения, совершенствовать знания, воспитателю ДОУ необходимо знакомиться с новейшими разработками в области педагогики, психологии и воспитания, изучать передовой опыт старших коллег, расширять свои горизонты. Для этого выбираются темы педагогических опытов воспитателей, которые должны быть интересны воспитанникам с учетом их возраста, иметь практическую ценность для детского дошкольного учреждения и для профессионального прогресса самого педагогического сотрудника.
Выбор педагогической темы по самообразованию воспитателя предусматривает использование комплексного подхода и составления подробного плана. Это крайне важно для успеха самообразования, хотя многие сотрудники детских садов считают создание планов лишней тратой времени и сил.
На самом деле план способствует системному подходу к улучшению собственной работы, фактически представляя собой программу перспективной работы педагога на выделенный период.
При разработке плана самообразования необходимо учитывать следующие пункты:
- Темы педагогических проектов воспитателей обязательно должны быть актуальными и полезными как самому педагогу в сфере его профессиональной деятельности, так и его воспитанникам.
- Связать тему с задачами и направлениями современной педагогической науки в области дошкольного образования.
- Уделить внимание результатам работы воспитателя до начала проекта.
- При выборе темы самообразования зафиксировать, на каких системах, методиках и программах она базируется.
- Обосновать выбор способов взаимодействия воспитателя и дошкольников.
- Запланировать в теме применение диагностики.
- Предусмотреть практичность выбранной темы с тем, чтобы ее можно было успешно использовать в жизни ДОУ.
- Вписать в план собственные методические разработки.
- Учесть необходимость проведения анализа полученных по итогам процесса данных.
- Вписать возможность использования данных в своей дальнейшей деятельности.
Выбранные темы должны быть важными, актуальными, емкими, полезными для использования в педагогической практике. За помощью в выборе темы можно обратиться к старшему воспитателю детского сада или же принять самостоятельное решение. Для самообразования можно менять темы ежегодно или же запланировать ее сразу на несколько лет. В этом случае она должна быть объемной и рассчитанной на детей разных возрастных групп.