Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства


Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев всего два:

  • требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
  • работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.
  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.
  1. Этап – работа с подготовленным материалом
  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
  1. Этап – подготовка к выступлению
  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

(https://festival.1september.ru/articles/417088/
(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .Болта Галина Николаевна).

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2021 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть:

  • «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» ФИО: Березина Надежда Анатольевна Специальность: воспитатель Место работы: МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»

Стаж: 24 года Образование: Высшее педагогическое Дата начала работы над темой: 2021 учебный год Дата окончания работы: 2020 учебный год Тема по
самообразованию:…
План работы по самообразованию «Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» «Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития речевой системы у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • совершенствовать диалогическую форму речи, • развивать…

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

  • обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
  • содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

Памятка по самообразованию

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

(https://festival.1september.ru/articles/417088/
(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №261»

г. Ростов на Дону

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Воспитатель группы № 4

Хасанова А.Н.

г. Ростов на Дону

2021г.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах; самообразование; участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование позволяет выполнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Ну а базой, конечно же, должно являться педагогическое мастерство.

«Мастер» (в переводе с лат. – начальник, учитель) – это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества.

Мастерство (высший уровень профессионализма) – это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить несколько видов педагогического мастерства:

— личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, настойчивость, выдержка, оптимизм, чувство юмора;

— профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов.

Компоненты педагогической техники:

  1. умение педагога управлять своим поведением; владение мимикой и пантомимикой; управление эмоциями и настроением; социально перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия): внимание, наблюдательность, воображение.
  2. умение воздействовать на личность и коллектив.

Ниже представлен план работы по формированию педагогического мастерства.

  1. Ф.И.О. педагога – Хасанова Анастасия Николаевна
  2. Образование – высшее — техническое, педагог дошкольного образования,
  3. Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства».
  4. Работа начата – 01.09.2021 г.
  5. Предполагается закончить – 30.05.2022 г.
  6. Цель: повысить свой профессиональный уровень.
  7. Задачи: .
    изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным

областям

  • разработать перспективные планы
  • разработать проект по патриотическому воспитанию
  • внедрить проект в воспитательно-образовательную деятельность
  • Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического
  • мастерства, желание улучшить педагогический процесс.

    9. Форма самообразования: индивидуальная.

    10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    * изучение литературы по теме;

    * посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;

    * посещение педсоветов, семинаров, конференций;

    * самоанализ и самооценка педагогической деятельности в группе;

    * внедрение проекта по патриотическому воспитанию на практике;

    * проведение серии открытых занятий для анализа со стороны коллег;

    * обобщение результатов на заседании методического объединения

    * работа с родителями: консультации, беседы, выставка совместных работ.

    11. Форма отчета о проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация

    для педагогов своего ДОУ.

    ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

    Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
    1. Изучение методической работы по теме «Основы педагогического мастерства» под ред. И.А.Зязюна, М., 1989 г.

    «Педагогический артистизм», О.С. Булатова: Академия, 2001 г.

    «Мастерство воспитателя», Ю.П.Азаров. Просвещение, 1971 г.

    Оценка, анализ, принятие опыта
    2. Методическая работа по самообразованию Сентябрь-май 1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне Доклады, рефераты, семинары-практикумы
    Сентябрь-май 2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада Беседы, консультации, просмотр
    Февраль-март 3. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада) Открытый просмотр, анализ и самоанализ
    Март 4. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ педагогического мастерства» Консультация, беседа, рекомендации
    3. Работа с детьми Сентябрь-май 1. Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и ребенка НОД, беседы, игры
    Сентябрь-май 2. Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ, самооценка
    Сентябрь -май 3. Подготовка и реализация проекта «С чего начинается Родина» Беседы, викторины, игры, загадки, выставки совместных работ, экскурсии, развлечения, досуги
    4. Работа с родителями Август-сентябрь 1. Разработка плана работы с родителями на год План работы
    Декабрь 2. Подготовка и проведение родительского собрания «Мамины ошибки» Беседа с родителями, консультация, обмен мнениями, рекомендации, протоколы собрания
    Май 3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания Итоговые результаты за год, обмен мнениями, выставка детских работ, день открытых дверей, беседа с родителями, протоколы собрания
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]