Как выбрать тему для самообразования?
Основных критериев всего два:
- требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
- работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
- Этап – подготовка доклада, выступления.
- Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
- Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
- Составление развернутого плана выступления.
- Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
- Распределение материала по вопросам.
- Письменное изложение полного текста выступления.
- Этап – работа с подготовленным материалом
- Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
- Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
- «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
- Этап – подготовка к выступлению
- Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
- Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.
(https://festival.1september.ru/articles/417088/
(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .Болта Галина Николаевна).
Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)
В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:
- Методы и средства амплификации развития дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
- Воспитание доброты у дошкольников.
- Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
- Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
- Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
- Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
- Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
- Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
- Формирование у дошкольников представлений о космосе.
- Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
- Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
- Формирование у дошкольников понятия числа.
- Развитие форм общения у дошкольников.
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
- Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
- Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
- Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
- Творческое рассказывание в детском саду.
- Обучение грамоте в ДОУ.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
- Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
- Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
- Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
- Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.
В 2021 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть:
- «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».
Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Разработка парциальных программ дошкольного образования.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть заявлена тематика:
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» ФИО: Березина Надежда Анатольевна Специальность: воспитатель Место работы: МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
Стаж: 24 года Образование: Высшее педагогическое Дата начала работы над темой: 2021 учебный год Дата окончания работы: 2020 учебный год Тема по
самообразованию:…
План работы по самообразованию «Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» «Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития речевой системы у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • совершенствовать диалогическую форму речи, • развивать…
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:
- обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
- содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
Памятка по самообразованию
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:
- Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
- Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
- Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
- Включите современные взгляды на проблему
- Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
- По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
- Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
- Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
- Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
- Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
- Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
- Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
(https://festival.1september.ru/articles/417088/
(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №261»
г. Ростов на Дону
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Воспитатель группы № 4
Хасанова А.Н.
г. Ростов на Дону
2021г.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах; самообразование; участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование позволяет выполнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Ну а базой, конечно же, должно являться педагогическое мастерство.
«Мастер» (в переводе с лат. – начальник, учитель) – это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества.
Мастерство (высший уровень профессионализма) – это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить несколько видов педагогического мастерства:
— личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, настойчивость, выдержка, оптимизм, чувство юмора;
— профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов.
Компоненты педагогической техники:
- умение педагога управлять своим поведением; владение мимикой и пантомимикой; управление эмоциями и настроением; социально перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия): внимание, наблюдательность, воображение.
- умение воздействовать на личность и коллектив.
Ниже представлен план работы по формированию педагогического мастерства.
- Ф.И.О. педагога – Хасанова Анастасия Николаевна
- Образование – высшее — техническое, педагог дошкольного образования,
- Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства».
- Работа начата – 01.09.2021 г.
- Предполагается закончить – 30.05.2022 г.
- Цель: повысить свой профессиональный уровень.
- Задачи: .
изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным
областям
- разработать перспективные планы
- разработать проект по патриотическому воспитанию
- внедрить проект в воспитательно-образовательную деятельность
- Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического
мастерства, желание улучшить педагогический процесс.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
* изучение литературы по теме;
* посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
* посещение педсоветов, семинаров, конференций;
* самоанализ и самооценка педагогической деятельности в группе;
* внедрение проекта по патриотическому воспитанию на практике;
* проведение серии открытых занятий для анализа со стороны коллег;
* обобщение результатов на заседании методического объединения
* работа с родителями: консультации, беседы, выставка совместных работ.
11. Форма отчета о проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация
для педагогов своего ДОУ.
ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
1. Изучение методической работы по теме | «Основы педагогического мастерства» под ред. И.А.Зязюна, М., 1989 г. «Педагогический артистизм», О.С. Булатова: Академия, 2001 г. «Мастерство воспитателя», Ю.П.Азаров. Просвещение, 1971 г. | Оценка, анализ, принятие опыта | |
2. Методическая работа по самообразованию | Сентябрь-май | 1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне | Доклады, рефераты, семинары-практикумы |
Сентябрь-май | 2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада | Беседы, консультации, просмотр | |
Февраль-март | 3. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада) | Открытый просмотр, анализ и самоанализ | |
Март | 4. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ педагогического мастерства» | Консультация, беседа, рекомендации | |
3. Работа с детьми | Сентябрь-май | 1. Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и ребенка | НОД, беседы, игры |
Сентябрь-май | 2. Самоанализ педагогической деятельности | Самоанализ, самооценка | |
Сентябрь -май | 3. Подготовка и реализация проекта «С чего начинается Родина» | Беседы, викторины, игры, загадки, выставки совместных работ, экскурсии, развлечения, досуги | |
4. Работа с родителями | Август-сентябрь | 1. Разработка плана работы с родителями на год | План работы |
Декабрь | 2. Подготовка и проведение родительского собрания «Мамины ошибки» | Беседа с родителями, консультация, обмен мнениями, рекомендации, протоколы собрания | |
Май | 3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания | Итоговые результаты за год, обмен мнениями, выставка детских работ, день открытых дверей, беседа с родителями, протоколы собрания |