Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Программа воспитания и обучения детей второй младшей группы печатается с исправлениями и дополнениями по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (4-е изд., испр. и доп.).

Составитель М. Б. Зацепина

Авторы-составители

А. В. Антонова,

доктор педагогических наук;
Н. А. Арапова-Пискарева; Н. Е. Веракса,
доктор психологических наук;
В. В. Гербова,
кандидат педагогических наук;
Н. Ф. Губанова,
кандидат педагогических наук;
О. В.Дыбина,
доктор педагогических наук;
М. Б. Зацепина,
доктор педагогических наук;
Т. С. Комарова,
доктор педагогических наук;
Г. М. Лямина,
кандидат педагогических наук;
В. И. Петрова,
доктор педагогических наук;
О. А. Соломенникова,
кандидат педагогических наук;
Э.Я. Степаненкова,
кандидат педагогических наук.

От составителя

Эффективность и качество педагогического процесса зависят от ряда факторов, и прежде всего от того, опирается ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей.

Педагогическая наука, выдвигая для определенного периода детства центральные воспитательные и образовательные задачи, рекомендует приемы и методы их реализации, обосновывает их соответствие каждому году жизни ребенка, с тем чтобы вооружить практических работников действенными профессиональными средствами для успешного развития коллектива детей группы и каждого воспитанника.

В основе данного пособия, посвященного вопросам воспитания, обучения и развития детей во второй младшей группе детского сада, также лежит возрастной принцип.

Одной из особенностей психологического портрета ребенка четвертого года жизни является «кризис трех лет». Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко, так как намерения ребенка приобретают упрямо настойчивое «Хочу!» или безапелляционное «Не буду!». Кризис порожден тем, что ребенок начинает воспринимать себя как самостоятельного, отдельного от других (и от любимого взрослого) человека, и он имеет право на уважение к себе и своим намерениям. Взрослым необходимо учиться без нажима и физического принуждения переориентировать «капризничающего» малыша на что-то другое, рассказать ему, как интересно куда-то сходить (что-то посмотреть, найти и т. д.).

Источник развития и расширения кругозора и представлений детей – непосредственные наблюдения (в детском саду, за его пределами). Способность наблюдать, делать простейшие выводы у ребенка четвертого года жизни становится совершеннее; возрастает стремление к активным действиям, интерес к средствам и способам практических действий как основе становления ручной умелости.

У ребенка этого возраста появляется интерес к образцам и возможность попробовать воспроизвести их.

Дети успешнее овладевают новым способом деятельности, если понятна ее цель и создана принятая детьми мотивация ее достижения.

Четвертый год жизни важен для дальнейшего становления отношения ребенка к себе. Общее положительное отношение к себе выражается в удовлетворении от собственных достижений, одобренных взрослыми. Но уже следует очень мягко и тактично формировать способность критически относиться к своим поступкам, результатам своей деятельности.

Процессы памяти в этом возрасте остаются непроизвольными, но дети успешно запоминают то, что им понравилось. Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика (особенно трудно направлять внимание на что-либо с помощью слов). Речь в этом возрасте остается ситуативной и диалогическй, но становится более сложной и развернутой. Предметы и явления воспринимаются целостно, хотя некоторые сенсорные признаки предметов начинают выделяться как самостоятельные. И так далее.

Данное методическое пособие, включающее в себя программу работы с детьми четвертого года жизни и условия, методы, приемы реализации программных задач, станет для педагогов (мы очень на это надеемся!) настольной книгой, призванной ответить на все возникающие вопросы, связанные со спецификой работы во второй младшей группе детского сада.

Программа

Возрастные особенности психического развития детей

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным.

Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие
игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.

В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы

Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок». Этюд- драматизация «колобок катится по дорожке».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 58

Звуковая культура речи : звук «о»

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы, Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 63

Чтение русской народной скизки «Три медведя».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 71

Звуковая культура речи : звук «и».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 77

Русские народные песенки потешки – «Кисонька-мурысонька», «Пошел котик на торжок» и др.

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 85

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, 92

Чтение стих-я С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетке».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 99.

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т.С . Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 110

Чтение русской нар. Сказки «Маша и медведь».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т.С . Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 106

Звуковая культура речи. Звуки «м» и «м’»

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.116.

Звуковая культура речи: звуки [б] , [д].

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 122.

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 130.

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 135

Беседа о русской народной сказке «Снегурушка и лиса». Чтение стихов.

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, Ст. 144.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси — лебеди».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, ст.149.

Чтение стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 157

Звуковая культура речи: звук [ т] .

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 162

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 169

Звуковая культура речи: звук [п] .

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 175.

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 181

Звуковая культура речи: звук [с].

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 186

Чтение русской народной сказки «Коза — дереза».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 193

Чтение стихотворений о маме.

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 199

Чтение русской народной сказки

«У страха глаза велики».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 204

Звуковая культура речи: звук [ц].

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.209

Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Варя и Чиж».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 216

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия. Звук «ч’». По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 215

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 229

Звуковая культура речи: звук [C] , [C’] . Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильево, ст. 234

Чтение рассказа Я.Тайца «Праздник».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 240

Звуковая культура речи: звук [ш].

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.245

Чтение сказки К.Чуковского «Цыпленок»

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 252

Заучивание стихотворения

В. Берестова «Котёнок».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 258

Стихотворение В.В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 263

Чтение русской народной сказки «Бычок, черный бочек, белые копытца». Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 258

Звуковая культура речи: звуки «с», «с’», «з», «з’», «ц». Комплексные занятия . По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н .Е. Вераксы,

Т.С .Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 239

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]