Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.
- 2 Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ
2.1 Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения) - 2.2 Подвижные игры
- 2.3 Логические игры
- 3.1 Конспекты игровых математических занятий
3.3.1 Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике
Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.
Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)
Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.
Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время
Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:
- игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
- игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
- пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
- игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
- пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).
Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.
«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире. Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик. Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.
Дидактическая игра на соотношение количества и числа
«Чайный сервиз». Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.
Цель игры — научиться соотносить количество и число
«Теремок». Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.
Игра-драматизация с персонажами — геометрическими фигурами
«Домино фигур». Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.
Игра закрепляет умение различать геометрические формы
«Сначала и потом». Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).
Изображения исходных предметов и объектов
Левая часть карточки свободна — туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.
Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время
«Аквариум». Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).
Первый вариант расположения рыбок
Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.
Второй вариант расположения объектов
«Монгольская игра». Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).
Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения
Подвижные игры
Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик». Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник. Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).
Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру
Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)
Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.
«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате. Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек — их поровну. Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.
Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.
«Пчёлки»
Домик маленький на ёлке, | Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука — улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке. |
Дом для пчёл, а где же пчёлки? | Заглядываем в улей. |
Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. | Постучать кулачками друг о друга. |
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? | Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. |
Стали пчелки вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! | Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают. |
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять | Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы. |
Вышли пальчики гулять. | Сжимаем и разжимаем кулак. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Сжимаем по очереди пальцы в кулак. |
В домик спрятались опять. | Спрятать кулаки за спину. |
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Попеременно хлопают в ладошки |
Два медведя, Буратино И веселый Чиполлино, И котенок и слоненок. | Загибают поочередно все пальчики. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочередно пальчики. |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать. | Попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками |
«Котёнок»
Шёл один я по дорожке, | Показываем один пальчик |
Шли со мной мои две ножки, | Показываем два пальчика |
Вдруг на встречу три мышонка, | Показываем три пальчика |
Ой, мы видели котенка! | Качаем головой |
У него четыре лапки, | Показываем четыре пальчика |
На лапках — острые царапки, | Царапаем ноготками по столу или по коленкам |
Один, два, три, четыре, пять, | На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков |
Нужно быстро убегать! | Убегаем указательным и средним пальчиками |
Гимнастика для глаз «Кошечка»
- Вот окошко распахнулось,
- Вышла кошка на карниз.
- Посмотрела кошка наверх,
- Посмотрела кошка вниз.
- Вот налево повернулась,
- Проводила взглядом мух.
- Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.
Логические игры
Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.
«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.
Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию
Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:
- Если два больше одного, то один… (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
- Если правая рука справа, то левая … (слева).
- Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).
«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).
Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе
Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.
Конспекты игровых математических занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Морозова Л.С. | «Мой родной посёлок «Белые Берега»» (занятие для средней группы) Образовательные задачи: учить счёту до 5; познакомить дошкольников на наглядной основе с образованием числа 5; закреплять знание цифр от 1 до 5; учить сравнивать числа 4 и 5 на основе сравнения множеств, получать равенство из неравенства; закреплять знание геометрических фигур; расширять знания детей о своей малой Родине. Развивающие задачи: совершенствовать память, внимание, логическое мышление, развивать воображение и речевую активность. Воспитательные задачи: формировать у дошкольников патриотические чувства по отношению к малой Родине. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Формирование целостной картины мира». Демонстрационный материал: модели домов желтого и синего цвета (по 5 шт.); Раздаточный материал: листы бумаги с двумя клеточками, расположенными в два ряда; бумажные цифры от 1 до 4 (по числу детей), геометрические фигуры — квадраты и треугольники синего цвета, желтые и красные круги(по количеству детей). Ход занятия 1. Беседа. Воспитатель. Дети, расскажите мне, что такое Родина? (Это место, где человек родился и живет). — А кто мне ответит, как называется населённый пункт, в котором проживаем мы с вами ? (Белые Берега) — Кто из вас знает, на какой улице находится наш детский садик? (улица Пролетарская) Ребята, сегодня я хочу отправиться вместе с Вами в путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (На самолете, поезде, воздушном шаре, автомобиле, велосипеде, самокате, мотоцикле, автобусе и пр.) — Правильно, ну а я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Давайте вспомним, как выглядит это средство передвижения? (Он большой, красивый, круглой формы, внизу имеется специальная корзина для пассажиров). — Чем наполнен воздушный шар? (Воздухом). — Давайте мы сейчас наполним купол нашего шара воздухом. (Дошкольники выполняют дыхательное упражнение — интенсивно дуют ртом). А вы знаете, что попасть в корзину не просто. Первыми зайдут те из вас, кто назовёт свой домашний адрес (а остальные зайдут после них, все вместе). — Ну вот и прекрасно, мы готовы к путешествию. А перемещаться мы будем по нашему поселку Белые Берега. 2. Словесная игра «Это так». Дошкольники стоят возле воспитателя. Воспитатель. Ребята, пока мы летим, я буду рассказывать, что имеется в нашем родном поселке. Если утверждение верно, вы скажете: «Это так». А если ошибочно — вы скажете: «Это не так». В нашем поселке есть больница. (Это так). Есть цирк. (Это не так). Есть вокзал. (Это так). Есть музей Великой Отечественной войны. (Это не так). Есть Школа искусств. (Это так). Есть Бумажная фабрика (Это так). Есть Бассейн. (Это не так). 3. Игровое упражнение «Дома на улице Строителей». Воспитатель вывешивает на доске модели домов двух цветов (4 желтых и 5 синих). Воспитатель. Ребята, наш воздушный шар приземлился на улице Строителей. На улице Строителей построили дома желтого и синего цвета. Посчитайте, сколько домов желтых, а сколько синих. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают). — Каких домиков больше? (Синих). Меньше? (Желтых). На сколько больше? (На один дом). На сколько меньше? (Тоже на один). — А что же надо сделать, чтобы количество домов стало одинаковым? (Построить еще один желтый дом). Ребенок прикрепляет на доску еще один домик жёлтого цвета. — А теперь давайте посчитаем, сколько домов стало на улице Строителей. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают). 4. Игровое упражнение «Рассели жильцов». Воспитатель. Ребята, на улице Строителей недавно построили новый двухэтажный дом. И вы можете помочь расселить жильцов по квартирам. На столах заранее приготовлен раздаточный материал (бумажные модели домов — листы с двумя клетками в два ряда, цифры от 1 до 4). Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель. На первом этаже в квартире, расположенной справа, поселятся 4 жильца. (дошкольники помещают в правую клетку в нижнем ряду цифру 4, аналогично по указанию педагога заполняются остальные клеточки.) 5. Физкультминутка. — А теперь мы с вами немного отдохнем.
6. Игровое упражнение «Посади клумбу». Воспитатель. Ребята, скажите, в нашем поселке есть цветущие клумбы? Правда, они очень красивые и радуют наш взгляд. Давайте же сделаем так, чтобы их стало еще больше. На ковре разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает дошкольникам взять по одной геометрической фигуре. Воспитатель. Положите большой желтый кружок на самую середину клумбы. Вокруг желтого круга поместите синие квадраты. А между ними расположите красные круги. На большой круг желтого цвета положите синий треугольник. На красные круги положите маленькие желтые круги. – Замечательно, вот мы и сделали с вами клумбу. 7. Игра малой подвижности с мячом «Наш посёлок». Дошкольники стоят кругом, а воспитатель в центре. Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Наш посёлок». Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы должны подарить красивые слова нашему поселку. Давайте его похвалим. Какой он? (Прекрасный, большой, любимый, солнечный, приветливый, зеленый, уютный, родной, современный и т. д.) Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по поселку Белые Берега. Наш воздушный шар приземлился на территории нашего детского садика. Пора выходить. |
Морозова Л.С. | «Репка» (игровое математическое занятие по русской народной сказке для средней группы) Воспитатель предлагает ребятам вспомнить знакомую сказку. В процессе рассказа малыши отвечают на вопросы и выкладывают персонажей на доске (поочередно вызываются несколько человек). Примеры вопросов: 1. Кто стал тянуть репку первым? 2. Какой по счёт была бабка? 3. Кто стоит перед Жучкой? 4. Кто тянул репку самым последним? Следующее задание связано с закреплением понятий «высокий-низкий»: Кто в сказке «Репка» самый высокий персонаж? А кто самый низкий? Воспитатель перемешивает героев, а ребята должны расположить их по росту (дошкольникам предлагается раздаточный материал). И наконец, малыши должны угостить репкой четырёх своих друзей. Для этого бумажный силуэт репки (который лежит на столе у каждого ребёнка) нужно разрезать вначале на две части, а затем ещё пополам — до образования четырёх частей. |
Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год
Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)
Месяц | Название игры, цель |
Сентябрь | «Помоги черепашке найти свой остров» Цель: формировать умение соотносить количество и число. «Весёлые мышата» Цель: повторить счет, цвета, развивать память, зрительно восприятие, наблюдательность, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа. |
Октябрь | «Фигуры» Цель: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах, развитие памяти, речи, внимания, мелкой моторики , учить находить предметы схожей формы в быту и окружающей среде и классифицировать их. «Найди отличия» Цель: соврешенствовать умение последовательно рассматривать предметы, сравнивать их, устанавливать сходство и различие, развивать умения считать, формировать устойчивое внимание, активизировать речь детей. |
Ноябрь | «Сначала и потом» Цель: формировать начальные представления о текучести времени. «Чайный сервиз» Цель: совершенствовать умение соотносить количество и число. |
Декабрь | «Монгольская игра» Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, способности анализировать сложную форму предметов, мышления, усидчивости, сообразительности. «Цифры» Цель: знакомство с цифрами, упражнение в устном счете, тренировка внимания, мышления, совершенствование координации движений. |
Январь | «Лабиринты» Цель: развивать логику, внимание, умение сосредоточиваться, мелкую моторику рук, фантазию. «Учимся считать» Цель: формировать умение соотносить количество и число, развитие ассоциативного мышления, совершенствование мелкой моторики рук. |
Февраль | «Тени сказочных героев» Цель: учить находить заданные силуэты, закреплять знание сказочных персонажей, развитие зрительного восприятия, приемов зрительного наложения, внимания, усидчивости, логического мышления. «Лёгкий счёт» Цель: упражнять в счете до 5-ти (прямом и обратном), знакомить с составом чисел в пределах 5-ти. |
Март | «Замок спящей красавицы» Цель: повторить счет до 5, упражнять в соотношении количества и числа. «Колумбово яйцо» Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, умения анализировать предметы и изображения сложной формы. |
Апрель | «Сказка за сказкой» Цель: упражнять в счете, учить объединять людей по их занятиям и эмоциональным состояниям. «Веселый счет» Цель: знакомство со счетом, развитие памяти, логического мышления и внимания. |
Май | «Берёзка» Цель: закрепить представления о взаиморасположении предметов в пространстве (слева и справа, вверху и внизу, между и рядом); повторить знакомые геометрические фигуры, совершенстовать умение различать предметы по ширине, развивать ориентировку на листе бумаги. «Мои первые часы» Цель: учить определять время по часам, формировать умение соотносить свой распорядок дня со временем на часах, тренировать мелкую моторику рук. |
Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками
Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.
Приведём примеры таких самодельных игр.
- С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
- В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
- Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.
Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике
Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формы
Игра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветов
Игровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения
Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий в средней группе в игровой форме интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников — учит их общаться друг с другом и педагогом.
ДЕТСТВО-ГИД
Из опыта работы
«Организация индивидуальной работы по формированию
элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»
Парфёнова Светлана Александровна,
Алексеева Ольга Александровна,
воспитатели МАДОУ № 35,
г. Апатиты
Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. Во все времена российских и зарубежных педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы воспитателю помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники добились высоких результатов в усвоении программных задач, имели познавательную мотивацию, проявляли самостоятельность, активность, инициативу в общении и деятельности. Этого результата невозможно достичь, опираясь только на специально организованную образовательную деятельность. Необходимы индивидуальные занятия.
В октябре этого года мы приступили к работе с новым составом детей. В ходе педагогического наблюдения и проведенного мониторинга заметили, что счетные навыки некоторых воспитанников развиты недостаточно. У других же, наоборот – с опережением программных задач. Именно на этом мы сделали акцент в своей работе. В ходе организованной деятельности уделить должное внимание всем детям очень трудно. И чтобы помочь детям в усвоении программного материала, развить их интерес к занятиям по ФЭМП мы ежедневно проводим индивидуальные занятия с воспитанниками.
Математика — наука фундаментальная…, набор абстрактных форм, математических структур. Как же эту «сухую» науку сделать увлекательной для дошкольников? Конечно, через игру! Ребенок-дошкольник находится во власти эмоциональных проявлений. Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом, повышают эффективность решения различных задач. Активное развитие любознательных качеств в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий.
Для того, чтобы у ребенка возникало желание выполнить задание, мы подготовили дидактический материал, соответствующий возрасту воспитанников – пособия и игры, многие из низ изготовлены своими руками.
Математическая игра-тренажер «Играй и считай!» представляет собой несколько отдельных игр (счетных полос) от 1 до 5 и от 1 до 10, выполненных из фетра. На лицевой стороне изображены картинки (5 или 10 и соответствующая цифра), на оборотной – цифры (от 1 до 4 или от 1 до 9). Во время игры ребенку предлагается посмотреть, кто же будет играть с ним, обследовать фигурки пальчиками. Перевернув игру, знакомим с цифрами, даем возможность так же обследовать их.
Цель игры-тренажера: формирование счетных навыков у дошкольников.
Задачи:
- Закреплять знания детей о последовательности чисел в пределах 10.
- Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10).
- Формировать умение определять последующее и предыдущее число к заданному.
- Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Способствовать развитию интереса к математической деятельности посредством активизации положительных эмоций.
Инструкция к игре-тренажеру «Играй и считай!». Ребенку предлагается посчитать, сколько птичек/рыбок будет играть с ним в прятки. «Смотри, перед нами 5 птичек, а это цифра 5 (показываем). Одна птичка решила спрятаться (заворачиваем край полоски). Спряталась! Посчитай, сколько птичек осталось? А вот и цифра 4 появилась!». Аналогично по очереди прячутся все птички, полоска постепенно сворачивается полностью. Таким образом, закрепляем обратный счет. Затем полоска разворачивается. И птички появляются одна за другой. Для закрепления количественного, порядкового счета спрашиваем: «Сколько птичек будет играть с нами в прятки?», «Какая по счету птичка спряталась?».
Используем в своей работе разнообразный подручный материал. Игры с пуговицами, киндер-игрушки, счетные палочки помогают развивать не только счетные навыки, но и ориентировку на плоскости, мелкую моторику.
Авторская игра «Подбери мышке украшение». Игра выполнена из бросового материала: мышки – обвязанные киндер-капсулы, хвост – шнурок, украшения — разноцветные пластиковые крышечки с отверстиями.
Инструкция: «Мышки, собираясь на праздник, украшают свой хвостик бусинами. Мышка в зеленом платье выбрала для себя вот такие бусы (воспитатель показывает ребенку карточку – схему). Помоги мышке нарядиться». Во время игры дошкольники закрепляют навыки счета. Помимо этого, упражняются в работе с карточками – схемами, учатся выполнять задания по образцу, закрепляют основные цвета.
Фетровый театр «Три поросенка». Придумывая различные сюжеты, воспитатель предлагает ребятам задания на сравнение групп предметов, способствует усвоению детьми математического понятия «Столько – сколько».
Дети 4-5 лет знают еще не все цифры, называют или узнают лишь некоторые из них. Определенные трудности возникают, когда результат счета надо обозначить цифрой с необходимым количеством предметов. Для решения этой проблемы изготовили цифры из бумаги, картона, фетра, на магнитах. Такие дидактические игры, как «Узнай цифру на ощупь», «Назови имя цифры», «Раскрась цифры» пробуждают в дошкольниках интерес к математической деятельности, в игровой форме помогают сформировать представление о цифрах.
Привлекательный и яркий, побуждающий положительные эмоции, весь дидактический материал в группе находится в полной доступности детям.
Считаем, что индивидуальные занятия с дошкольниками предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым. Для достижения положительного результата нам помогают такие педагогические приемы, как объяснение, подсказка, поощрение. Нетравмирующая положительная оценка подкрепляет стремление ребенка что-то сделать, узнать.
При работе с неуверенными детьми создаем «ситуацию успеха», предвосхищение ситуации. Накануне занятия мы знакомим их с новым материалом, тем самым повышаем активность ребенка в ходе образовательной деятельности, способствуем развитию чувства уверенности в себе. Самооценка повышается, появляется осознание собственной ценности.
Для детей, идущих с опережением программы, мы предлагаем задания повышенной сложности, ориентируясь на зону ближайшего развития.
Индивидуальная работа с детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Поэтому своим воспитанникам предлагаем разнообразные игровые задания во время прогулок: «Посчитайте, сколько птичек в кормушке?»; «Пять ребят будут кататься с горки, сколько нужно для этого ледянок?». В ходе сюжетно-ролевых игр: «Постройте столько гаражей, сколько машин к вам приехало»; «Постройте домик, в котором будет 3 этажа». Дежурным по столовой необходимо накрыть стол на определенное количество персон и т.д.
Оформляем для родителей воспитанников информационные стенды «Наши достижения ИЛИ Чему мы уже научились», «Что необходимо повторить и закрепить дома». Проводим индивидуальное консультирование родителей, рассказывая об успехах или затруднениях детей, нацеливая на сотрудничество.
Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений Организация работы по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений >