Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами
Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:
- способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
- укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
- формирует навык следовать условиям игры;
- стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.
Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:
- освоение навыка выполнения двигательных упражнений разной степени сложности совместно с товарищами и/или воспитателем;
- отработка усвоенных в прошлом году умений бегать, ходить с разной скоростью, бросать и ловить мяч, прыгать в длину и высоту;
Во второй младшей группе игры выполняют воспитательную роль, в частности прививают чувство товарищества
- совершенствование навыка придавать движениям характерные черты с помощью имитации (например, махать крыльями, как птички, плавно передвигаться, как кот и т.д.);
- продолжение работы над упражнениями на ориентирование в пространстве, выполнение действий по условному знаку, который даётся водящим;
- обучение координировать свои действия с ходом развития сюжета и условиями забавы, а также соотносить свои движения с движениями товарищей;
- поощрение инициативности.
«Охотники и лисицы»
Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего – «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие – «лисицы».
- «Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны.
- «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.
- Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».
- Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».
- Игра повторяется.
В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, фудь и т. п.
Источники:
- https://inteltoys.ru/articles/cat4/article534.html
- https://parentchild.ru/472520a-igryi-s-myachom-dlya-detey-nazvaniya-i-pravila
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-s-mjachom-dlja-detei-6-7-let.html
- https://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/podvizhnye-igry-s-mjachom-dlja-detei-7-8-9-let.html
Виды подвижных игр
Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.
- На отработку бега и прыжков. К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
- На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
- На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
- На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
- На имитацию.
- На тренировку навыка лазанья.
- С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
- На развитие остроты внимания.
Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:
- физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
- игры во время организованного проведения досуга на улице;
- часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);
Подвижные игры — это часть сценария на утренники и праздники
- народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).
Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:
- физкультуре;
- музыкальном занятии;
- хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).
«Съедобное, несъедобное»
Во время игры развивается концентрация внимания, умение сфокусироваться на отдельном предмете, скорость реагирования. За короткое время дети учатся разделять предметы на две группы – съедобное и несъедобное. Правила могут использоваться для игры с мячом дома на двоих.
Игровой процесс заключается в следующем: Ребенку бросают мяч и называют слова – имена существительные. Те броски, которые сопровождаются словами, обозначающими съедобное, он должен поймать, все остальные – отбросить.
Еще один вариант этой игры с мячом подразумевает катание его от одного игрока к другому с называнием разных категорий слов, которые детям нужно освоить (животные, растения, птицы, предметы мебели или гардероба). Участвуя в процессе, ребенок учится быстрее запоминать новые названия и слова.
Приёмы
Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.
Словесные
В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.
- Объяснение. Для того чтобы ребята точно следовали правилам игры, знали набор действий, педагог детально описывает каждый этап с указанием всех движений каждого участника.
Воспитатель должен комментировать каждое действие в игре
- Загадки. Этот приём отлично мотивирует маленьких воспитанников на игру, подготавливает их к выполнению заданий. Учитывая возраст ребят, загадки лучше подбирать с договорками по рифме. Так, начало игры «Воробушки и автомобиль» можно предварить такой загадкой: Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый…(Воробей).
- Короткие словесные зарисовки. Обычно для презентации сюжета игры воспитатель сам составляет небольшие по объёму сказки. Например, забава «Курочка и цыплятки» может начинаться с короткой зарисовки. Жила-была Курочка и было у неё много цыплят. Часто они не слушали маму, выбегали из-под её крылышка. Однажды, когда малыши разбежались, прилетела Большая Птица и погналась за птенцами. Цыплята испугались, но успели спрятаться у мамы-Курочки под крыльями. С этого времени малыши очень внимательны и не разбегаются далеко.
Наглядные
Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:
- картинки (с изображением героев игр и/или детей, выполняющих условия забавы);
- образец действий (взрослый обязательно участвует в любых играх, изначально демонстрируя движения всех участников).
Демонстрация помогает детям убедиться в том, что взрослый такой же участник игры, как и они
Практические
Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.
Правила организации подвижных забав во второй младшей группе
- Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.
Подвижные игры на улице проводятся в любое время года
- По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
- В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр. При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
- Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
- Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
- На улице игры проводятся сразу же после выхода.
- Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать. Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
- Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
- Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
- Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
- В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
- В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения. К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
- Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
- Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
- Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.
Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем
- Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
- При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли. При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал. Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
- Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание — сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
- Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.
Картотека подвижных игр по развитию разных навыков
Если проведение дидактических игр идёт по принципу соответствия лексической теме, то подвижные забавы группируются по:
- отрабатываемому физическому навыку;
- совокупности реализации поставленных задач в одном комплексе;
- теме (принцип аналогичный для дидактических игр).
При этом необходимо учитывать тот факт, что последний принцип — наименее продуктивный, так как сюжеты подвижных игр легко могут трансформироваться из одной лексической темы в другую. Например, забава «Курочка и цыплята» при рассмотрении темы «Домашние животные» может легко стать «Пингвином и пингвинятами» при работе с темой «Животные Севера».
На улице нужно стараться выбирать такие игры, в которых есть возможность обыграть объекты спортивной площадки
Наиболее удобной и универсальной является классификация по принципу отрабатываемого умения.
Бег, прыжки
- «Самолёты». С помощью этой игры дети тренируют бег в разных направлениях, не сталкиваясь с партнёрами, обучаются внимательному прослушиванию инструкции, а также быстрой реакции по сигналу менять характер движения. Условия: педагог показывает движения, имитирующие готовность самолёта к полёту, запуск мотора (вращательные движения руками впереди себя с произнесением звука «Р-р-р»), полёт (бег с расставленными в стороны руками) и «приземление» на посадку (на скамейку). Дети повторяют весь комплекс, слушая инструкции педагога.
- «Солнышко и дождик». Цели игры аналогичны тем, что описаны в предыдущей забаве. Условия: педагог отмечает на площадке черту, за которой дети присаживаются на корточки. По сигналу: «Солнышко на небе, можно идти гулять», дети бегают по площадке. После слов: «Дождик!» срочно возвращаются на свои места.
Во второй младшей группе основным элементом игр является бег, прыжки включаются редко
Ориентирование в пространстве
- «Воробушки и автомобиль». Эта игра помогает детям отработать бег в разных направлениях, навык начинать и менять движение по сигналу водящего. Условия: дети — это «воробушки», которые сидят на скамейке «в гнёздышке». Взрослый изображает автомобиль. На слова: «Летите, воробушки», малыши разбегаются, а по сигналу: «Автомобиль едет, летите все в гнездо!», быстро добегают до своих мест на скамейке.
- «Птичка и птенчики» («Курочка и цыплята»). Цели: координировать свои движения со словами водящего, учиться бегать врассыпную, не цепляя друг друга. Условия: водящий назначает себя «птичкой», собирает вокруг себя в границы нарисованного круга «птенчиков» — всех ребят. По сигналу малыши разбегаются из круга и так же по сигналу возвращаются обратно. Как вариант этих же игровых действий, можно проводить игру «Найди свой домик» или «Скворечники». Условия последней чуть усложняются: скворцами назначаются все дети, а вот гнёзда рисуются лишь на половину участников, поэтому кто не успел по сигналу занять своё место считается проигравшим.
- «Лохматый пёс». К уже обозначенным в предыдущих играх этой группы целям, добавляется ещё одна: не попасться ловящему. Условия: на одной стороне площадки лежит «пёс», на другой — крадущиеся к нему дети. Воспитатель иллюстрирует это передвижение словами о том, что собака-то лежит спокойно, но что же будет, если её разбудить. И тут «пёс» просыпается, начинает лаять. Дети возвращаются на места, а собака старается по пути их схватить. Тот, кому убежать не удалось, становится псом.
Подвижные игры можно дополнить элементарными костюмами или масками
Развитие чувства равновесия
- «Держу платок». Цели: тренировать равновесие и отрабатывать навык выполнения движений по сигналу. Условия: малыши кладут на руку (или другую часть тела) платок и, выполняя разные движения, удерживают его в исходном положении.
- «Паркуем автомобиль». Цель: отрабатывать ходьбу вперёд спиной. Воспитатель предлагает всем детям стать автомобилями, которые нужно припарковать. Для этого каждый малыш, следуя указаниям водящего относительно направления движения («влево», «вправо», «поворот»), паркует «машину».
Навык имитации
- «Пузырь». Игра побуждает ребят действовать в соответствии со словами сюжета, учит согласовывать свои движения с движениями других участников, развивает навык подражания и поощряет инициативу малышей. Условия: воспитатель и дети, взявшись за руки, делают круг. Затем водящий 2–3 раза говорит: «Надувайся, пузырь, да не лопайся», участники хоровода расходятся всё шире и шире, а на слова: «Вот и лопнул пузырь!» дети размыкают руки, произнося звук: «Ш-ш-ш».
- «Васька кот». Цели этой игры идентичные предыдущей. Ребёнок-кот ходит по площадке, мурлыкает. Рядом возятся котята. И вот Васька засыпает, малыши бегут к нему, случайно будят, а затем разбегаются по «домикам»-своим стульям.
- «Ножки». Целью этой игры является отработка навыка повторения действий заводящим. Условия: воспитатель показывает бег на месте в разном темпе, дети повторяют, а затем говорит: «В ямку — бух», — и дети прыгают в длину.
Игры на имитацию благодаря незамысловатому сюжету и простоте движений можно проводить в качестве физкультминутки
Развитие ловкости
«Кролики». Цели: тренировать прыжки вперёд на двух ногах, отрабатывать навык подлазить под натянутую преграду-верёвку. Условия: малыши располагаются в «клетке» — за верёвкой, натянутой на высоте 40–50 см от пола. После слов водящего: «Скок на лужок» дети подлезают под преграду и прыгают «на лужайке». По сигналу: «Сторож!» так же возвращаются обратно в «клетки».
Навык лазанья
Во второй младшей группе, как и в первой, игры на отработку навыка лазанья проводятся у шведской стенки. Например, забава «Обезьянки», по условиям которой малышам необходимо забраться по гимнастической стенке на 3–4 ступени.
Во второй младшей группе навык лазанья и ловкость отрабатывается ещё и на полосе препятствий
Развитие внимания
- «Листопад». Целями проведения этой игры является обучение малышей двигаться под рифмованные строчки. Условия: детки берут у руки осенние листья, и под слова воспитателя машут ими в разные стороны, кружатся, приседают, а затем кладут листья на землю рядом с собой.
- «Покажи правильно». Цели: учить малышей внимательно слушать водящего, координировать движения со словами. Условия: воспитатель называет части тела, до которых дети должны дотронуться, но при этом сам взрослый касается не тех, что называет. Дети должны сориентироваться и указать правильно.
- «Кто дальше бросит мяч». Цель: следить за направлением предметов. Дети бросают мячи, запоминают их расположение, а затем бегут к ним и сами или с помощью воспитателя определяют, кто лучше бросает, а кто хуже.
Это интересно. Ряд методистов выделяет отдельную группу игр, направленную на релаксацию малышей после физических нагрузок. К таким относится, например, «Найди зайчонка» («Найди зайку»). Суть правил сводится к тому, что педагог прячет игрушку — зайчика, а дети, спокойно передвигаясь по группе, его ищут. Некоторые педагоги подобные игры относят к забавам на внимательность.
В качестве атрибута для игр может выступать природный материал, например, осенние листья
Нейропсихологические игры с мячом
Многие игры, к сожалению, отходят в прошлое, и привычные многим взрослым игры переходят в разряд «специальных», называются «нейропсихологическими», и играют в них дети в кабинетах специалистов.
А почему бы не поиграть с ребёнком в эти несложные и увлекательные игры, которые помогут избежать в дальнейшем многие проблемы. ⠀ Игры с мячом, предложенные известным нейропсихологом А. Семенович: ⠀ 1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. ⠀ 2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит; 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит. ⠀ 3. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру. ⠀ 4. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров. ⠀ 5. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч. ⠀ 6. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи. ⠀ 7. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал). ⠀ 8. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч. ⠀ 9. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого. ⠀
10. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно. ⠀ 11. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой. ⠀ 12. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц. ⠀ 13. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой. ⠀ 14. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него. ⠀ 15. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным). ⠀ 16. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным). ⠀ 17. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево). ⠀ 18. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками. ⠀ 19. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.
Игры с мячом способны снять напряжение, развить у ребёнка координацию движений, мышление, быстроту реакции, внимание, меткость и выносливость.
С уважением, Ольга Наумова
Временной план и проведение игры
Во второй младшей группе игра длится до 10 минут и включает проработку пяти этапов.
- Вводный этап до 1 минуты. Педагог объявляет название игры, мотивирует и кратко описывает основные действия («Мы будем бегать/лазить/прыгать» и т.д.).
- Ознакомление с правилами. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета (2 минуты).
- Игра до 5 минут.
- Усложнение условий (1 минута). Например, воспитатель снимает с себя полномочия водящего и передаёт их ребёнку. Первые 2–3 раза этот этап пропускается.
Усложнение правил происходит с учётом особенностей уровня развития группы, а может и вовсе опускаться
- Завершающий этап (рефлексия) – 1 минута. Педагог благодарит ребят за игру, хвалит их быстроту, ловкость и желание помогать товарищу.
Таблица: пример конспекта подвижной игры «Волк и Заяц» во второй младшей группе
Автор — Красавина М.К., воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО.
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришёл зайка. Он невесёлый. Спросим у зайки, что случилось? Воспитатель спрашивает у зайки, что случилось, почему он грустный, невесёлый? Воспитатель: Ребята, зайка мне сказал, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте подружимся с зайкой и поиграем. Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила игры, что нельзя делать? Ответы детей (нельзя кричать, толкаться во время игры) |
Знакомство с правилами | У каждого зайчика будут свой домик, это стульчик. Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» — зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их. В игре используется текст: Зайки скачут: скок, скок, скок, На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идёт ли волк? |
Игра | Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Указания к проведению. Ребёнок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от места, где сидят дети. Затем ребёнок, исполняющий роль волка, выбегает и ловит детей — зайчиков. (игра повторяется несколько раз). |
Усложнение | Волка располагаем ближе к детям-зайцам. |
Заключительный этап | Ребята, посмотрите, зайка стал весёлый, ему понравилось играть с вами, но ему уже пора возвращаться к себе в лес. А вам, ребята, понравилась игра? Молодцы! |
Видео: подвижная игра «Лохматый пёс» во второй младшей группе
Видео: подвижная игра «Мы топаем ногами»
«Горячая картошка» и «Колобок»
“Горячая картошка” | “Колобок” |
Цель игры: Научить детей ловить и перекидывать товарищу мяч на близком расстоянии. Это развивает скорость, ловкость и внимание. Дети становятся в круг и по сигналу «горячая картошка» начинают перекидывать друг другу мяч. Ребенок, не поймавший снаряд, должен пробежать с ним круг, вернуться на место и продолжить игру, бросив его товарищу. | Цель игры: Научить детей умению ловить и катить его на близком расстоянии. Взрослый находится в центре круга со снарядом в руках, его окружают дети в хаотичном порядке. Затем он говорит: «Колобок – румяный бок – покатился в лесок». Далее произносится слово «зайцы», дети начинают прыгать, изображая этих животных. Затем взрослый говорит: «Колобок катится к зайцу», – и называет имя ребенка. Малыш должен поймать мяч и катнуть обратно. Потом ведущий произносит: «Волк», – на что дети начинают двигаться. Со словами «колобок прыгнул к волку» снова произносится имя ребенка, и к нему подкидывается мяч (снизу-вверх). Малыш должен поймать и бросить его назад тем же способом. |
Как проанализировать подвижную игру
Любой этап образовательной деятельности в ДОУ подвергается анализу, который проводят коллеги, методисты, и самоанализу, который составляется самим воспитателем. Первый необходим для оценки уровня методической компетентности педагога, а второй для выявления и исправления ошибок в организации и проведении подвижных игр с детьми. Эти разборы в контексте игровой активности проводятся по одному алгоритму.
Чем больше детей заинтересовано игрой, тем более успешным будет анализ проведения забавы
Схема разбора
- Час начала игровой деятельности.
- Сколько детей принимало участие.
- Соответствуют ли цели и задачи возрастной категории.
- Кто инициировал игру. В младших группах в этой роли всегда выступает педагог.
- Какие мотивационные приёмы использовались в начале.
- Насколько логично были изложены правила игры. А также были ли указания относительно расположения всех игроков, необходимых атрибутов.
- Насколько понятны правила для детей. В случае нарушений, описать причины.
- Уровень подготовки атрибутов (особенно важно, если они были выполнены вручную).
- Как распределялись роли в игре: педагог назначал или выбирали водящего и др. считалочками.
- Насколько малыши готовы к сотрудничеству (помогают ли друг другу, терпимы ли к ошибкам товарищей).
- На каком уровне у детей развиты быстрота движений, ловкость, выносливость.
- Как оценивается роль воспитателя в игре (логичность рекомендаций в процессе игровой деятельности, насколько часто уходит в образ наблюдателя).
- Как проводится подведение итогов (хвалит ли педагог малышей, выделяет ли отличившихся).
- Как долго длилась игра и сколько раз была повторена.
Подвижные игры занимают особое место в учебно-воспитательной работе ДОУ, так как направлены на реализацию целей, касающихся сохранения здоровья и физического развития малышей. Однако проведение игр с воспитанниками младшей группы, учитывая их возрастные особенности, требует от педагога доскональных знаний методики подготовки такого рода забав. Начиная от видовой классификации и заканчивая распределением времени между всеми этапами проведения.