Дидактическое пособие: Кукольный театр на ложках.методическая разработка (старшая группа)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»

Авторы:

  • М.А Мауль,
  • Т.В. Самхарадзе,

Воспитатели ГБОУ «Школа№2098» г. Москвы

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.» Н.В. Гоголь

В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров (уголков) детского сада

Для реализации задач духовно — нравственного воспитания и развития дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных качествах народных идеалов. Эта идея раскрывается в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (1), предлагая национальный воспитательный идеал. Для малышей такими идеалами являются образы народных сказок и былин (2): добрые молодцы, красны девицы, богатыри, мастера и рукодельницы, образы доброй матушки, заботливого и мудрого батюшки. По согласованию с родителями этими образами могут служить образы русских святых и образы библейских и евангельских сюжетов.

Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для вертепных театров со стержневым основанием, на котором закреплялась одежда, украшения. Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей для глаз, волос, бантиков, ротика и носика.

Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей.

Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках, нами разработан образовательный проект «Кукла на ложке – театр в ладошке». Его цель – развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе. Среди задач выделим наиболее важные.

  1. Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и ценностей русской культуры, развитие культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра – театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие воображения и творческой активности, интереса к духовно – нравственной культуре, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  3. Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в том числе связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  4. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; обучение детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к самостоятельным играм с театральными куклами и включению в самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  5. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических их качеств (координация и гибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей здорового образа жизни при формировании полезных привычек через традиции русской культуры.

Проект реализует образовательную программу в формах деятельности, специфичных для дошкольников, прежде всего в форма игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В проекте учувствуют воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители. Проект рассчитан на четыре месяца (декабрь, январь, февраль, март). Тип проекта — познавательный, игровой.

Ожидаемые результаты:

  • Повышения компетентности воспитателей и других участников образовательного процесса в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
  • Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
  • Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
  • Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
  • Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

Этапы проекта

Цель первого, подготовительного этапа-определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре для достижения этой цели мы решаем следующие задачи: создаем условия для диагностики (разрабатываем критерии для оценки знаний и умений, тесты, опросники, анкеты, подбираем методическую литературу); диагностируем первичный уровень знаний детей о кукольном театре; побуждаем родителей принять участие в анкетировании; выбираем методы диагностики уровня творческих способностей детей, в том числе формализованные (тесты опросники) и неформализованные (наблюдения, беседы), выявляем уровень творческих способностей каждого ребенка.

Успеху первого этапа способствует эмоционально-благополучная атмосфера в группе детского сада. Наличие специальных педагогических условий для развития детского творчества и предметно-развивающей среды.

Важно составить перспективный план работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр, провести анкетирование родителей «Как вы учите добру?». Мы также ведем индивидуальные беседы и консультации с родителями. Выявляя их заинтересованность в пополнении театрального уголка, а также возможности и способностей в той или иной области рукоделия.

Второй этап предполагает организационно – педагогическую работу, направленную на создание условий для расширения кругозора детей, воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Задачи основного этапа: познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки и способами ее изготовления; познакомить детей и родителей с кукольным театром; познакомить детей и родителей с кукольным театром на деревянных ложках; рассказать детям о творчестве С.Я. Маршака ( «Сказка о глупом мышонке»), вызвать интерес к театральной постановке этой сказки, через кукольный театр на деревянных ложках.

Для успешной работы на втором этапе мы предлагаем следующий план:

  • Занятие №путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление детей об истории возникновения ложки.
  • Виртуальное посещение музея (просмотр видео). Приобщаем к прошлому и настоящему наше культуры. Оформляем альбом «Музейный стенды».
  • Занятие «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть на ложках, развиваем чувство ритма, слух. Расписываем деревянные ложки. Знакомим детей с искусствам хохломской росписи, развиваем чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного творчества детей. Слушаем народную в исполнении ансамбля «Ложкари». Учим детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызываем эмоциональный отклик на русские народные мелодии. Проводим опыты «Какая ложка быстрее нагревается -деревянная или металлическая?», Какая ложка легче?».
  • Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей и родителей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный отклик, желание участвовать в спектакля.
  • Знание «Куклы из деревянных ложек». Учим детей создавать образы животных, используя нестандартный материал — деревянные ложки, картинки животных; развиваем мелкую моторику. Мастер – класс для родителей: учим разным способами изготовление кукол на деревянной ложке.
  • Занятие «Какую куклу выбрать?». Обсуждаем характеры героев, договариваемся, кто какую роль хотел бы сыграть. Подбираем музыку к тексту. Учимся передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев. Проигрывание диалогов из сказки. Учимся передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характера героев сказки.
  • Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки кукловождения за ширмой.

На третьем, заключительном этапе проводим мониторинг проекта, сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами. Важно, что мы диагностируем знания по театрализованной деятельности в двух аспектах: театральные знания и умения и личностное развитие, затем анализируем данные и сравниваем результаты. Зрелищности третьему этапу добавляют выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками», альбом фотографий со сценами из спектакля и, разумеется, кукольный спектакль для родителей и педагогов детского сада. Советуем также завести книгу отзывов о спектаклях.

В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных кукол, овладели навыками кукловождения. И дети, и родители довольны результатами. Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь. Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.

У воспитанников также прослеживаются положительная динамика личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития. Проект способствует формированию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов кукол на деревянных ложках), но и увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  2. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков на основе русской традиционной культуры. М., 2008.
Следующая >

Театр в кармане

Делаем с батей

Вам приходилось подслушивать играющих детей? Если да, тогда вы знаете, что дети – удивительно артистичные существа. Мамины и папины интонации легко различимы, сценки из быта узнаваемы… Перевоплощение – вторая натура ребенка. Он примеряет на себя разные роли и играет их с блеском. Вдохновите юного актера на творческий эксперимент и подарите ему кукольный театр!

Использовать, как всегда, будем подручные материалы, а маленький артист сам будет участвовать в создании своего театра.

Куклы из… ложек

Ярких и необычных театральных кукол из одноразовых ложек можно сделать за полчаса. Кстати, такие игрушки – это древняя традиция, наши предки разрисовывали и даже наряжали деревянные ложки.

Можно выбрать сказку, специально для которой делать кукольный набор. Например, сказку «Репка».

Вам понадобятся:

• одноразовые ложки (10-20 штук); • горячий пистолет и клей; • ножницы; • маркеры; • пряжа разных цветов; • аксессуары (пуговицы, бусины, мелкие детали).

Сперва нужно продумать детали для каждой куклы.

Для деда, например, можно использовать серую пряжу, сделав из нее волосы, брови и усы, большую бусину – для носа, темную ткань – для одежды. Глаза можно просто нарисовать маркером или приклеить покупные.

Чтобы сделать кукольную шевелюру, намотайте нитки на два пальца, снимите моток и перевяжите его посередине ниткой того же цвета. Разрежьте петли, подровняйте концы. Капните горячий клей с тыльной (в данном случае вогнутой) стороны ложки и приклейте пучок ниток. Также приклеиваем усы и нос.

Дед имеет двойное туловище – к ложке-основе приклеена вторая ложка, маскирующая изнанку. Для этого капните клей на верхнюю часть черенка и соедините детали.

Кусок ткани обмотайте вокруг черенка ложки так, чтобы он сидел свободно (для придания объема туловищу). Привяжите тканевую одежку, замаскируйте это место декоративной лентой.

Чтобы сделать прическу для бабки, надо намотать нитку на ладонь, сделать два пучка, приклеить их с вогнутой стороны ложки по бокам (места крепления помечены черными точками). После того как клей застыл, поднимаем пряди кверху и связываем их в виде пучка. Оборачиваем длинные пряди вокруг пучка и закрепляем ниткой того же цвета. (Поскольку прическа у бабки объемная, вторая ложка (тыльная часть) может оттопыриться и лечь неаккуратно.)

Репку можно сделать из ложки и из половинки коробочки от киндер-сюрприза. Сначала нужно вырезать овальный кусок ткани такого размера, чтобы он с легкостью задекорировал лицевую часть, и еще хватило сделать нахлест на тыльную часть и закрепить. Крепится ткань с тыльной (вогнутой) стороны на горячий клей. После всего голова репки крепится к ложке.

У репки могут быть глаза, рот, нарисованный красным лаком, а на макушке у репки – пучок, украшенный лентой.

Внучке можно сделать более «вольную» прическу, а собачьи уши и язык сделать из остатков резиновой перчатки или кусочков ткани.

Конусные пальчиковые куклы

Эти куклы относительно хрупки – их нельзя сминать, да и прочность не та. Зато куколки-конусы очень забавны и динамичны, ведь сидят волки и медведи прямо на кончиках детских пальчиков.

Вам понадобятся:

• цветная бумага; • клей ПВА; • ножницы.

Можно также выбрать, героев какой сказки сделать. Например, «Теремка»: мышь, лягушку, зайца, лисицу, волка и медведя-бедокура.

Круг диаметром 13 см разрежьте на 4 равные части. Одна из этих четвертушек и будет шаблоном для основания игрушки. В остальном – набор деталей для каждого персонажа свой.

Заготовку нужно свернуть кульком и склеить.

Остальные части – уши, глаза, усы, лапы, хвосты и пр. приклеить уже к готовому туловищу. Усы можно подкрутить с помощью карандаша или с помощью лезвия ножниц.

Непотопляемый театр

Пальчиковые куклы для игр в ванной, которые помогут не только раскрыть творческий потенциал карапуза, но и развить моторику рук, легко изготовить из хозяйственных резиновых перчаток.

Вам понадобятся:

• хозяйственные резиновые перчатки среднего размера (одна пара); • новые воздушные шарики разных цветов (2-3 штуки); • супер-клей; • ножницы; • маркер; • бусины, пуговицы или что-то подобное.

Отрежьте от перчаток пальцы, а чтобы получилось аккуратно, сделайте срез фигурным, оформив его зубцами. Сначала сделайте надрезы в одну сторону, потом пройдитесь ножницами навстречу этим срезам, чтобы получились уголки.

Даже если воспользоваться простым маркером и просто нарисовать куклам лица и мордочки, получится здорово. Маркер в воде не смывается. Если у вас есть 2-3 цвета, куклы будут яркими и выразительными.

Можно сделать «артистов» объемными. Для этого понадобятся воздушные шары и бусины. А перед тем как приклеить детали, не забывает обезжиривать поверхности.

Кстатит, кроме ванной, пальчиковые куколки могут ездить с вами в машине, посещать поликлинику, ходить на пляж.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]