Конспект игры для 2 младшей группы. Соберём матрёшки


Картотека игр с матрешками

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры

направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер.

В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал

.

Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки . друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай».

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка,— тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Сюжетная игра

«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.

Ее сюжетный характер

имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Игровой материал.

Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры и приемы ее проведения

.

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая — самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,— говорит он, — становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Правила игры.

1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.

2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.

Дидактическая игра «Матрёшки»

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем вам Дидактическую игру «Матрёшки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическая игра «Матрешки»:

— развивает у ребенка логическое мышление, умение группировать, находить сходства и различия;

— способствует развитию мелкой моторики, внимания и усидчивости;

— научит ребенка сравнивать предметы, расставлять их в порядке уменьшения или увеличения размеров, составлять целое из частей.

Дидактическая игра «Матрешки» включает в себя разные материалы, которые позволяют играть в несколько вариантов игры:

1) Комплект № 1

Включает в себя 21 цветное изображение одинаковых по размеру матрёшек.

Каждая матрёшка состоит из двух частей: верхней и нижней, которые отличаются оформлением.

Изображения необходимо распечатать, заламинировать, вырезать и разрезать каждое пополам (по видимой границе).

Варианты игры. Получившиеся половинки ребенок должен соединить:

— так, чтобы совпали одинаково оформленные верхняя и нижняя часть каждой матрёшки;

— в произвольном порядке, получая разные варианты оформления матрёшек.

Комплект содержит:

— один лист А4 с изображением 21 матрёшки (изображения маленькие);

— три листа А4 с теми же изображениями матрёшек, но бОльших по размеру.

2) Комплект № 2

Включает в себя 8 цветных изображений одинаковых по размеру матрёшек, оформленных в сине-розово-голубых тонах.

Каждая из 8-ми матрёшек представлена разными размерами в количестве 5 штук (большая – поменьше – ещё меньше и т.д.).

Итого получается 8 наборов матрёшек по 5 штук в каждом.

Изображения необходимо распечатать, заламинировать и вырезать.

Варианты игры. Получившиеся изображения матрёшек ребенок должен:

— выложить от большего к меньшему так, чтобы получилось 8 рядов матрёшек (не перепутать разно оформленных матрёшек);

— выложить от меньшего к большему так, чтобы получилось 8 рядов матрёшек (не перепутать разно оформленных матрёшек);

— разложить на 5 кучек в зависимости от размера (не оформление внимания не обращаем): первая кучка – самые большие матрёшки, вторая кучка – матрёшки поменьше, третья кучка – матрёшки ещё меньше и т.д.;

— найти одинаковых матрёшек – составить пары (для этого нужно распечатать 8 матрёшек одного размера два раза, чтобы их получилось 16 штук);

— посчитать матрёшек (всех больших, всех маленьких, всех в белом фартуке, всех с рыжими волосами и т.д.);

— найти матрёшку по счёту (вторая слева в ряду, третья справа и т.д.).

Комплект содержит 4 листа А4 с изображениями матрёшек.

Общее количество фигурок – 40 штук.

3) Комплект № 3

Включает в себя 8 цветных изображений одинаковых по размеру матрёшек, оформленных в зелёно-красно-белых тонах.

Каждая из 8-ми матрёшек представлена разными размерами в количестве 5 штук (большая – поменьше – ещё меньше и т.д.).

Итого получается 8 наборов матрёшек по 5 штук в каждом.

Изображения необходимо распечатать, заламинировать и вырезать.

Варианты игры. Такие же, как в комплекте № 2.

Комплект содержит 4 листа А4 с изображениями матрёшек.

Общее количество фигурок – 40 штук.

4) Комплект № 4

Включает в себя 8 цветных изображений одинаковых по размеру матрёшек, оформленных в разноцветных тонах.

Каждая из 8-ми матрёшек представлена разными размерами в количестве 5 штук (большая – поменьше – ещё меньше и т.д.).

Итого получается 8 наборов матрёшек по 5 штук в каждом.

Изображения необходимо распечатать, заламинировать и вырезать.

Варианты игры. Такие же, как в комплекте № 2.

Комплект содержит 4 листа А4 с изображениями матрёшек.

Общее количество фигурок – 40 штук.

Как сделать игру? Распечатайте на цветном принтере материалы комплектов. Для удобства использования распечатанные листы нужно заламинировать (или обклеить скотчем). При ламинировании можно подложить под распечатанные листы толстую бумагу или картон. Тогда матрешки будут плотнее. Для ламинирования подойдет пленка 60-130 мкм.

Материалы предоставляются в цифровом виде в формате PDF для самостоятельного распечатывания.

Дидактическая игра «Матрешки» может быть использована:

— педагогом — на занятиях и уроках, на внеурочных мероприятиях и др.;

— родителями – во время домашних занятий с ребенком, для организации семейного досуга (выходных и праздничных дней) и др.;

— при проведении тематических недель и мероприятий соответствующей тематики.

Сроки предоставления игры:

Прием заявок — с 01 апреля 2021 года.

Рассылка материалов – в течение 2-3-х дней с момента получения заявки.

Порядок заказа дидактической игры «Матрёшки»:

1) Оплатить организационный взнос в размере 40 рублей.

2) Заполнить заявку на получение игры в произвольной форме.

Заполняя заявку, вы тем самым даете свое согласие на обработку персональных данных.

3) Отправить по электронной почте на адрес [email protected]

— заявку на получение дидактической игры,

— фото квитанции об оплате организационного взноса.

В теме письма указать ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАТРЁШКИ».

Набор карточек высылается на электронную почту, указанную в заявке.

Материалы высылаются в электронном виде. Их распечатка осуществляется самостоятельно.

Игра-путешествие «Русская матрешка»

(средняя группа)

Цель:

— формировать представления детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;

— продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;

— развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;

— развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия;

— развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;

— формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь

— воспитывать умение участвовать в совместных играх;

— воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками.

Ход игры

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем? Сегодня мы отправимся в путешествие. Но путешествовать мы будем не одни, а с нашими гостями. (Звучит музыка, выходит матрешка). Ребята, это наш главный гость! Давайте дружно поздороваемся, пожелаем друг другу здоровья.

Кто же это к нам пришел? Как вы думаете? (ответы детей).

Матрешка:

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир — маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и расписывают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

Матрешка: Ребята, нам сегодня предстоит путешествие в музей русской матрешки. Хотите увидеть много интересного? Отправляемся в путь!

Звучит музыка

П/и «Поезд»

Дети строятся друг за другом, держатся за пояс впереди стоящего ребенка. Каждый ребёнок — вагончик, а впереди стоящий — паровоз.

Воспитатель: Ребята, мы приехали в музей русских умельцев. Что вы здесь видите (матрешек), а что такое матрешка? (игрушка) Из чего они сделаны? (Она сделана из дерева) Правильно! Фигурка разбирается на 2 части, а в ней оказывается ещё следующая фигурка, похожая на первую, только немного меньше, а в ней еще и еще…. (Воспитатель разбирает матрёшек). Посмотрите, все матрёшки перепутались.

Д/и «Найди ножки матрёшки»

Дети должны собрать матрёшек правильно.

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько всего матрешек (пять). А по высоте все игрушки одинаковые? (ответы детей)

Матрешка: А давайте рассмотрим, какой у меня наряд. (Дети рассматривают матрёшку. Описывают ее)

Воспитатель: Правильно! Наша Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник. Сейчас я вам разрешу взять из музея по одной матрешке и рассказать нам о своей игрушке. (Дети составляют короткие описательные рассказы).

Воспитатель: Давайте поставим наших матрешек на место и немного отдохнем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево — вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Матрешка: Ребята, и у меня для вас есть сюрприз — интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Д/ игра «Весёлые матрёшки»

Разделить детей на команды. Каждой команде дать конверт с разрезной картинкой. Задание: кто сложит картинку правильно.

Матрешка: Что у вас получилось (ответы детей). Молодцы, ребята.

Воспитатель: Что мы видели в музее?

Из чего сделана матрёшка?

Во что она одета?

Молодцы, матрёшка это наша традиционная игрушка, которую знают во всём мире.

Ребята, ну а теперь давайте попрощаемся с гостями и пригласим их еще к нам в детский сад играть и веселиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]