Конспект режиссерской игры с детьми 2 младшей группы

Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев, дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.

Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов, рассказывает о его эмоциональном состоянии, уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.

Возраст для режиссерских упражнений

Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.

Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.

«Режиссёрская игра ее особенности и значение для развития ребенка-дошкольника»

Режиссёрская игра ее особенности

и значение для развития ребенка-дошкольника

Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра . способствует развитию речи, мышления, воображения.

К.Н. Поливанова

Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет.

Это вид детской игры изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Д.Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.

Педагогическая ценность режиссёрских игр:

– способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

– помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

– развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

– помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

– являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

– помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

– дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Особенности режиссёрской игры:

1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», т.е. является режиссером, сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.

2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т.д.

3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. Например, девочка играет в домовёнка Кузю и хозяюшку. Хозяйка испекла блинов и приглашала гостей к себе домой. Так вот, девочка за Кузю говорила более грубым голосом, а за хозяйку говорила тоненьким голоском.

Так же речь может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д.

Речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков.

4. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».

Один прекрасный пример режиссерской игры приведен в дневниках В.С. Мухиной. Ребенок, расставив вокруг себя игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не производя никаких внешних действий. На вопрос, что он делает не заболел ли, отвечает: «Нет. Я играю». «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

Все это — проявления режиссерской игры, которая не всегда замечается и правильно оценивается сторонним наблюдателем.

Основная задача педагога

в развитии режиссерской игры — направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности:

оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.

Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.

Преимущества игры:

– Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

– В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (например, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.

Для успешного развития режиссерской игры необходимо создать ряд условий:

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.

И, наконец, третье, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Взрослые помогают детям найти интересные занятие. Задания, которые дают взрослые, могут служить толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Часто взрослые могут быть в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликается на происходящие в игре события.

Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях ДОУ и семьи.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Значение режиссерских игр для дошкольников

Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:

  • Обучение детей свободному открытому общению.
  • Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
  • Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
  • Обучение детей внимательно слушать собеседника.
  • Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.

В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.

В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.

Режиссёрская игра

Но вернёмся к теме: как научить ребёнка играть

Как игра вообще развивается, какие превращения испытывает? Многие мамочки рассказывают, что в жизни их малыша был период, когда любимыми игрушками были мамины кастрюли, крышка, сковородки. Многие из них раздражаются: под ногами крутится. Сперва ребёнок кастрюлями-сковородками просто манипулирует. Потом появляются первые сюжетно-отобразительные игры, — ребёнок повторяет отдельные действия мамы.

Эти отобразительные игровые действия невероятно важны, потому что создают базу для дальнейшего развития. А дальше развивается цепочка игр:

  1. режиссёрская,
  2. сюжетно-ролевая,
  3. игра с правилами,
  4. и опять режиссёрская.

Игры в младшей группе

Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.

В младшей группе поиграйте в такие игры:

  • Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
  • Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.

Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.

Как малыш учится играть?

Предметы-заместители

Как узнать, есть у ребёнка первая режиссёрская игра или нет? Присмотритесь, если малыш вместо телефона берёт в руки кирпичик и, приложив к уху, что-то говорит, или кубик возит по столу, издавая звуки работающего мотора, или ещё что-нибудь подобное делает, это здорово.

Вы наблюдаете первые игровые действия режиссёрской игры. Они тем и отличаются от простых манипуляций с игрушками, что малыш переносит функции с одного предмета на другой. Как говорят педагоги, он начинает использовать предметы-заместители. Радуйтесь, вам демонстрируют первые проявления воображения – высшей из высших психических функций.

Режиссёрская игра появляется у трёхлетних малышей и отличается примитивностью сюжета, непродолжительностью. Но пусть вас это не смущает, лиха беда – начало.

Сказка

Сказочные сюжеты приобретает особое значение в обучении ребёнка игровым действиям. Особенно они важны для первых режиссёрских игр. Режиссерская игра всегда имеет сюжет (поэтому она и игра). Маленькому ребёнку трудно придумать его самостоятельно. Сказка или мультик ему помогают.

Ребёнок не слушает сказки. Такое тоже бывает. Поэтому рассказывайте их с помощью кукольного театра. Какие они бывают, можно посмотреть в видеоролике здесь. Когда слово в три года (да и старше) опирается на какой-то образ (картинку, предмет), оно воспринимается как бы на более высоком уровне, потому что в работу включаются оба полушария мозга.

Сказочный сюжет-сценарий помогает малышу научиться придумывать мизансцены – представить последовательность действий в пространстве, проще говоря. Сначала режиссёрская игра будет дословно по сказке. Но со временем малыш научится эту заданность сюжета преодолевать. Приведу пример уже достаточно развитой режиссёрской игры.

Игры для средней группы

Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:

  • Разыграйте сюжет сказки «Маша и медведь». Выберите детей, которым подойдет роль Маши, медведя, введите второстепенные роли: зайчик, ежик и т. д. Дети будут импровизировать, поскольку сказка им уже знакома, но воспитатели должны мотивировать их. Оденьте ребят в подходящие костюмы и в ходе игры рассказывайте сюжет сказки, чтобы малыши не запутались. Вы выступаете в роли ведущего.
  • Играйте с ребятами, сидя в кругу. Попросите представить себя в роли зайчика (или другого персонажа) и рассказать о себе. Поработайте так с каждым малышом в группе.

С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.

Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.

Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

1. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

Игры для детей старшей группы

Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.

Театрализованные игры для старшей группы:

  • Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
  • Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
  • Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.

Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.

Конспект режиссерской игры «Мишкин день рождения» в старшей группе детского сада

Режиссерская игра

«Мишкин день рождения»

в старшей группе

Режиссерская игра «Мишкин день рождения» в старшей группе

Цель:

Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог; показать, что такое речевой этикет; научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников; показать детям, что значит
«принимать решения»
, создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером.

Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.

Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Развивающие задачи:

Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.

Развивать интерес к режиссерским играм, творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Оборудование:

конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей),

игровое поле (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда.

Ход игры

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети:

Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель:

Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада № 120. Вот, что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина был день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей — зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения!

Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: «А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил: «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед.»

Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы: «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»

Пчела ответила: «С удовольствием!» Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю.

Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!»

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети

: Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель:

Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (стол или ковер).

Дети:

Для игры нам нужны игрушки: заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна.

Дети подбирают соответствующее оборудование.

Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми проводит анализ деятельности.

Воспитатель:

У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей.

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут

ответ на письмо.

Самоанализ проведения режиссерской игры и общения:

Цель:

Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог; показать, что такое речевой этикет; научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников; показать детям, что значит
«принимать решения»
, создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

Что удалось провести хорошо

: перед игрой были подобраны специальные атрибуты, с помощью которых дети смогли воспроизводить придуманную ими ситуацию. Режиссерская игра — это отличный способ развить детское воображение и мышление. По окончанию игры дети выразили желание сыграть в кукольном спектакле, сделать куклы-варежки или куклы на палочках.

Дети с удовольствием сами читали письмо к ним из детского сада. На следующий день мы все вместе написали ответное письмо, в котором рассказали, что мы тоже придумали свою историю про мишку, зайку, лисичку и пчелу.

Трудностей в ходе игры не возникало.

Игры для подготовительной группы

Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:

  • Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
  • Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
  • Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.

Проект «Развитие режиссерской игры»

  1. Проблемы развития субъектной позиции дошкольников

в творческой игровой деятельности.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. В ней находят реализацию основные потребности ребёнка: стремление к самореализации, познанию, общению, активному участию в жизни взрослых и др.

Освоение ребёнком позиции субъекта в творческой игровой деятельности заключается в:

  • самостоятельности и творчестве в построении сюжета,
  • поиске способов реализации игровых замыслов,
  • создании выразительных игровых образов,
  • общении по поводу построения и развёртывания сюжета.

В современных концепциях игровой деятельности (Л.А. Венгер, Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.) доказано, что на 6-7 году жизни у детей начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. Это разновидность сюжетных игр, специфика которой заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Особая внутренняя позиция ребёнка в режиссёрской игре позволяет ему управлять предметной ситуацией, видеть ситуацию в целом и в тоже время быть отдалённым от неё. Это значит, что развитие режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения (Е. Е. Кравцова).

В отличие от сюжетно-ролевой игры, режиссёрские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. В усложнённых сюжетах участвуют множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей.

В настоящее время существует много проблем, связанных с организацией творческой игровой деятельности дошкольников в детском саду:

  • Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма. Зачастую игра проводится по типу организованной деятельности, где воспитатель руководит, регламентирует, предписывает действия.
  • Недостаточен уровень владения педагогами современными технологиями становления творческой игры.
  • Содержание творческих игр устарело, тогда, как массовая культура активно воздействует на детей, изменяет тематику игровых интересов воспитанников. Современные дошкольники проявляют интерес к компьютерным играм, рекламе, телесериалам, событиям общественной жизни. Это требует от воспитателя внимательного изучения актуальных детских игровых интересов, готовности направить их в нужное русло.
  • Условия предметно-развивающей среды не всегда способствуют развитию активной, самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
  • Результаты проведённой диагностики развития творческой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показали, что субъектная позиция дошкольников в игре характеризуется слабой выраженностью, неустойчивостью, о чём свидетельствует низкая эффективность игрового общения. Не все дети могут согласовывать игровые замыслы со сверстниками, испытывают трудности в построении сюжета и обозначении своей игровой позиции.

Таким образом, существует противоречие между признанием самоценности сюжетной режиссерской игры, пониманием её развивающего потенциала и реальным уровнем развития активной, разнообразной, самостоятельной творческой игры дошкольников.

Имеющиеся проблемы определяют актуальность внедрения в практику воспитательно-образовательной работы детского сада современных технологий развития творческой игровой деятельности. Особый интерес в этом плане представляет поэтапная педагогическая технология, направленная на освоение детьми 6-7 лет позиции субъекта сюжетной режиссёрской игры.

II.Тип проекта

Социально -личностный, творческий, краткосрочный.

III. Срок реализации проекта.

1 месяц.

IV.Цель проекта.

Способствовать освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.

VI.Задачи проекта.

Создание педагогических условий для нарастания самостоятельности и творчества дошкольников в выдвижении игрового замысла, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, направленности игрового общения на сверстников включает:

  • актуализацию игрового опыта детей в совместной сюжетной игре;
  • накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения, сочетания разнообразных событий, передачи выразительности игровых образов, эмоциональных состояний персонажей;
  • стимулирование самостоятельных игр детей, оптимизацию их игрового общения;

VII.Этапы реализации педагогической технологии

развития режиссёрской игры.

Работа ведётся поэтапно.

Участие ребёнка в игре зависит от того, умеет ли он предложить тему игры, содержание игровой роли, повороты сюжета, заинтересовать сверстников своей инициативой и принять предложения партнёра. Эти задачи решались на первом этапе.

I
этап.
Цель


актуализация игрового опыта детей в совместной сюжетной игре.
При организации работы на первом этапе, решается несколько задач.

1. Развить у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые события.

В начале работы используется игровой материал, хорошо знакомый детям. В беседах

с детьми обращать внимание на игрушки, как знакомые, так и те, которые не использовались ребятами ранее. Предлагается рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками. Используется
реклама игрушки
воспитателем с рассказом и показом, затем к рекламе привлекаются дети. Задания такого типа помогают детям формулировать тему игры.

2. Для активизации игрового опыта, фантазии

детей используется
игровоеупражнение «Письмо друзьям».
Вместе с ребятами написать письмо детям из старшей группы «Друзья». В нём рассказывается, какие игрушки есть в нашей группе, как мы играем с ними, какие любимые игры у ребят нашей группы, как мы в них играем. Ребят из группы «Друзья» попросить рассказать о своих играх.

Дети старшей группы присылают ответ, написанный с помощью пиктограмм. Ответ заинтересовывает детей, активно обсуждается. В беседе ребята отвечают на следующие вопросы:

  • Понравилась ли вам игры ребят из группы «Друзья»? Почему?
  • Какие персонажи понравились больше?
  • Какие у них характеры?
  • Какие игрушки и предметы нужны в этой игре?

Далее предлагается детям выбрать необходимые игрушки и материалы, а затем поиграть в такую же игру. После игры подчёркивается, что играть интересно, когда все участники могут договориться и играть вместе. Для осознания успехов совместной игры её описали в ответном письме детям группы «Друзья».

Переписка позволила подготовить введение игр и игровых упражнений, направленных на решение следующей задачи.

3. Развитие умений совместно придумывать сюжет по ходу игры.

Для решения этой задачи использовались приёмы для

развития игры, как совместной деятельности:

  • Включение в игровые подгруппы детей, умеющих более активно организовать игру,
  • включение в игру воспитателя для выполнения второстепенных ролей,
  • предложение детям использовать для согласования темы, хода игры считалочки, установление очерёдности и др.,
  • привлечение детей к совместному обсуждению сюжета,
  • малоактивным детям предложение попробовать себя в качестве исполнителей роли,
  • создание «ситуации успеха» для застенчивых, робких детей.

4. Развитие у детей умения соединять игровые действия в общую последовательную цепочку.

Применялся набор картинок с изображением ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание», «Папа гуляет с детьми в зоопарке».

Рассмотрев картинку, ребята придумывают, что было до этого события, и что произойдёт потом. После совместного обсуждения дети выбирают персонажей и обыгрывают эти ситуации в игре.

5. Для совершенствования у детей интенсивного игрового общения, согласования замыслов

организовывалась
игра «Весёлое путешествие».
Для этой игры дети приносят из дома любимые игрушки. Разделиться на две команды «Игралочки» и «Фантазёры», ребята отправляются в воображаемое путешествие на «двух пассажирских поездах». «Поезда» делали в пути остановки, где каждой команде давались одинаковые задания.

  1. Придумать интересные темы игры.
  2. Рассказать о том, как они будут играть в эти игры.
  3. Распределить роли, игрушки, подобрать материал, развернуть придуманную игру и показать её другой команде. Выигрывает та команда, которая придумает не только самую интересную игру, но и будет самой дружной.

На первом этапе, дети с помощью воспитателя, а некоторые самостоятельно могут формулировать тему игры, развивать по ходу игровой сюжет, подбирать необходимый игровой материал, объяснять партнёрам свой замысел. У детей появляются умения, необходимые для участия в совместных играх, умение согласовывать тему игры с партнёрами по деятельности

Важным результатом первого этапа является то, что дети с низким уровнем инициативы, самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.

II
этап.
Цель


накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей.
Чтобы обогатить содержание игровой деятельности используют литературную сказку М. Метерлинка «Синяя птица».

Герои этой сказки – обыкновенный мальчик Тильтиль и девочка Митиль, очень похожие на самих ребят. Жизненные ситуации в сказке близки опыту детей, но представлены в интересной, занимательной форме. Волшебные герои и превращения, происходящие в сказке так же привлекательны для ребят.

  • Работа начинается с чтения сказки

    . Для активизации описательно- повествовательной речи детей подробно обсуждаются характеры героев, их переживания, выясняется отношение детей к героям произведения.

  • Для закрепления представлений о персонажах сказки, используется игровое упражнение: «Словесный портрет

    », в котором дети составляли рассказы о героях. Понравившихся персонажей сказки дети зарисовывают.

  • В играх–этюдах

    дети изображают мимику героев сказки в различных ситуациях, например:

    Какое было лицо у девочки и мальчика, когда появилась фея Берилюна? Покажи. Почему у них были такие лица?

  • Что произошло с детьми, когда они попали в страну Воспоминаний. Какие у них были лица?
  • Как выглядела кошка Тилетта, когда герои попали в царство Ночи. Почему она была такой?
  • Как себя почувствовали дети, когда подошли и открыли дверь, где пряталась Война? Покажи. Что сделали дети с этой дверью?
  • Какое лицо было у детей, когда исчезли все синие птицы? Покажи. Почему это произошло?

Развитие режиссерской игры предполагает необходимость создания игровой обстановки

с обязательным включением в игру детской продуктивной деятельности.

Для обогащения предметно-игровой среды в группе разрабатывается игровой материал: макеты

(«Дом детей», «Сказочная страна» – лес, море, замок). Макеты выполняют роль «смысловых полей», пространств, на которых разворачиваются игровые события.

Игровая обстановка дополняется продуктами детской деятельности.

Дети самостоятельно изготавливали «ожившие» в сказке предметы: хлеб, воду, огонь, колодцы с «живой» и «мёртвой» водой, птиц, используя подручный и бросовый материал. С изготовленными фигурками ребята играют на игровых полях, кому как хочется.

Далее создаются условия для совместного сюжетосложения, придумывания вариантов продолжения сюжета сказки.

В работе применялись словесные игры и моделирование.

Игра «Придумка»

для развития умения изменять элементы знакомого сюжета. Дети выбирают одно из путешествий, приключений Тильтиля и Митили и все вместе рассказывают его по-новому, придумывают свои варианты дальнейшего развития событий.

В игре «Перевирание сказки»

детям предлагается сочинить целостные сюжеты. Надо рассказать о новых приключениях героев.

Игры-диалоги

способствуют развитию у ребят умения слушать и принимать замысел сверстника, вносить предложения по изменению сюжета. Интересные замыслы обсуждаются подробнее. Воспитатель выступает в роли координатора, помогая связывать замыслы детей в единый сюжет, находить выход из спорных ситуаций.

Самостоятельно ребята вычленили игровые правила

, позволяющие совершенствовать умения договариваться, действовать сообща:

  • Не отнимать игрушки друг у друга.
  • Уметь договариваться о том, как играть.
  • Распределять роли считалочкой.
  • Нарушитель правил выбывает из игры.

Использование разнообразных макетов и героев в игре помогает «расшатать» закрытые игровые объединения и включить в них новых членов. Некоторые дети управляют несколькими персонажами, что способствует развитию интереса к игре.

Для дальнейшего развитие сюжетосложения вводятся новые макеты

: «остров на море», «замок Сказочное королевство», «болото», «рыцарская крепость» и др. Макеты, как «маркеры пространства воображаемого мира» выступают в качестве «пускового механизма», которые помогают раскрыть новое содержание игровой деятельности, основанной на борьбе добра и зла.

Введение новых макетов, широкое использование предметов-заместителей

способствует обогащению сюжетов детских игр.

На 2-ом этапе дети постепенно овладевают умением сюжетосложения, содержание игр расширяется. Ребята активнее общаются друг с другом по поводу игры, устанавливают договорённости о поворотах сюжета.

III
этап.
Цель – создание условий для дальнейшего развития самостоятельных игр детей, оптимизация их игрового общения.

Для решения этой задачи детям предлагалось придумать новую страну

, где можно найти Синюю птицу, которая поможет больной дочке Феи Берилюны.

Дети активно участвуют в создании новых игровых макетов

на правах соавторов. На основании их предложений создается «Страна Счастья».

Дети придумывают, кто в ней может жить. Решают, что это будет Фея Счастья, которая владела Синей птицей. Самостоятельно ребята изготавливают дорогу к замку Феи Счастья, вырезают цветы для цветочной поляны, бабочек, божьих коровок, райские яблоки для сада Феи, диковинных птиц.

Подготовив материал, дети сами разыгрывают новый сюжет сказки

, который заканчивался нахождением Синей птицы. Для этого герои сказки выполняли три желания Феи Счастья:

  • поливают цветы на волшебной полянке (помогла Вода);
  • сжигают мусор в райском саду (помог Огонь);
  • кормят диковинных птиц в райском саду (помог Хлеб).

Роль воспитателя на данном этапе меняется. На смену позиции «партнёра», «помощника» выступает позиция «наблюдателя» за ходом событий, «консультанта», к которому дети обращаются при затруднениях. Это связано с проявлениями детьми большей самостоятельности в игре.

VIII. Результаты реализации проекта.

По результатам проведённой работы можно отметить, что все воспитанники группы освоили позицию субъектов игровой деятельности.

  • По своей инициативе дети вступают в совместные режиссёрские игры. Малоактивные дети охотно принимают участие в совместных играх с товарищами по группе.
  • Выдвигать игровой замысел умеет большинство детей группы.
  • Успешно освоен ребятами приём сюжетосложения. Дети активно обсуждают возможные варианты игровых событий, последовательно выстраивают целостные игровые ситуации.
  • Удачно справляются с взятой на себя ролью, действуют и говорят от лица персонажей. Проявляют фантазию и творчество в создании образов персонажей, используют выразительные жесты, мимику, речевые интонации, комментирующую речь.
  • Большинство ребят самостоятельно создают игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители.
  • Общение ребят носит положительно направленный характер. Дети обращаются друг к другу по имени, стремятся согласовать замыслы, учитывать интересы и желания партнеров. Характерно использование просьб, предложений в общении с товарищами, положительный эмоциональный настрой.

Внедрение педагогической технологии в работе с детьми подготовительной группы, способствует получению положительного результата. Он заключается в возможности самораскрытия детей в игре, основанной на их индивидуальных особенностях, становлении детского игрового сообщества, в котором каждый ребёнок может найти своё место.

Реализация данного проекта способствует развитию у воспитанников таких базовых личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально ценностных способов общения.

IX.
Обеспечение проекта

  1. М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
  4. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010г.
  5. Конструирование из бумаги в детском саду И.В.Новикова М., 2008г.
  1. Рисование, аппликация,конструирование в детском саду Е.А.Короткова М., 2009г.
  2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа. Программа, конспекты. Г.С.Швайко «Владос» 2006г.
  3. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ Е.В.Потапова Детство – Пресс 2012г.
  4. Учимся делать открытки Н.В.Шайдурова Детство – Пресс 2012г.

10. Образовательная область «Художественное творчество»

А.М.Вербенец. Детство – Пресс 2012г.

11. Литературная сказка М. Метерлинка «Синяя птица».

8

Условия успешной постановки

Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:

  • Создавать у них положительные впечатления о жизни.
  • Создать комфортные условия, обеспечив реквизитами и костюмами.
  • Дать ребятам время на импровизацию.
  • Показать пример интересной постановки.

Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают полное руководство над играми детей, чтобы ребята не вступали в конфликтные ситуации. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]