Организация и методика проведения прогулок в летний период
Автор: Кравякова Светлана Витальевна
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем с вами работу нашего семинара – практикума по организации и методике проведения прогулок в летний период.
Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-педиатра, который говорил: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.Н. Сперанский)
Итак, что же такое прогулка?
Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.
Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.
В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.
Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.
Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.
Типы прогулок:
- Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.
- Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
- Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);
· Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.
Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти частей:
· Наблюдение;
· Трудовая деятельность детей;
· Подвижные игры
· Индивидуальная работа с детьми;
· Самостоятельная деятельность детей.
Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.
И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.
Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты, использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы ), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.
Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры
. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.
Подвижные игры в младшей группе — 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:
-время года (погодные условия, температура воздуха);
-возраст детей (состояние здоровья, желание);
— характер предшествующей деятельности.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д.
Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.
Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т.к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.
Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения.
Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.
Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий
.
Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в подгруппах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.
Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
на прогулке тщательно планируется. Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т.е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.
Во время прогулок воспитатель может также организовывать индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)
В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Следующий структурный компонент прогулки — самостоятельная деятельность
детей,
которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.
Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.
В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка,
но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.
comments powered by HyperComments
Трудовая деятельность на прогулке
Поручения должны быть индивидуальны, конкретны и просты, содержать в себе одно – два действия: отнеси на веранду, поставь на место, и т. д. Такие элементарные задания включают детей в деятельность, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручения такого характера дают возможность индивидуализировать работу с детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления опыта в выполнении поручений можно усложняет их содержание.
Обязательно включаемся в работу, если ее предлагают дети. Например, помочь им с какой-то постройкой, тем самым показывая на собственном примере, что необходимо помогать друг другу.
Вначале для выполнения задания привлекаются одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей увеличивается.
Главным в трудовй деятельности остается условие — достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси лейку и будем поливать цветы и т.д..»
В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность увидеть результат своей работы.
Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега,листьев, крупного мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.
Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Осенние прогулки в детском саду. Старшая группа ДОУ
Прогулка №1. Наблюдение за грузовым автомобилем
Цель: закреплять умение отличать грузовой автомобиль от легкового. Ход наблюдения Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы! Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужны грузовые автомобили? Что они перевозят? Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны? Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым? Наблюдение за изменениями освещённости дня. Цель: Учить устанавливать связь между высотой стояния солнца,долготой дня и температурой воздуха. По тени от дерева отмечаем в течении недели,что солнце высоко не поднимается,путь его укорачивается,день уменьшается. Трудовая деятельность Уборка опавших листьев. Цели: — приучать доводить начатое дело до конца; — воспитывать аккуратность, ответственность. Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву». Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; — развивать ловкость. Индивидуальная работа Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.
Прогулка №2. Наблюдение за кошкой
Цели: — закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; — воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка. )
Почему кошка — домашнее животное?Как выглядит домашняя кошка? Чем питаются кошки?Как называются детеныши кошки? Какие породы кошек вы знаете?Какую пользу людям приносят кошки? Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?Докажите, что кошка — хищное животное. Сравните способности и характеры собак и кошек. Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?
Наблюдение за растениями на участке. Цель: Познакомить с особенностями второго периода осени- золотой осенью. Продолжать знакомить с приспособлением растений к холодам. Пройти по участку,отметить какие растения ещё растут. Отмечаем изменения , которые произошли( многие отцвели, появились семена, засохли, погибли, потеряли листья)
.
Приметы: Лист хоть и пожелтел,но не опадает-мороза скоро не будет. Трудовая деятельность Сбор урожая на огороде. Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая. Подвижные игры «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад)
.
Прогулка №3. Наблюдение за работой дворника
Цели: — расширять знания о труде взрослых осенью; — воспитывать уважение к труду. Ход наблюдения Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят. Воспитатель задает детям вопросы. — Какие орудия труда нужны дворнику для работы? — Какую работу выполняет дворник осенью? — Для чего нужна работа дворника? — Как мы можем помочь дворнику? Наблюдение за осадками Характер осадков в октябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
.
Стихотворение С. Егорова «Осень»
: Все тучи, тучи. Дождик. Холодный, словно лед, Колючий, словно ёжик, По осени бредет.
Трудовая деятельность Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки)
.
Цели: — учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; — воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Подвижные игры «Кот и мыши». Цели: — продолжать учить соблюдать правила игры; — активизировать двигательную активность. «Уголки». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.
Прогулка №4. Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: — научить понимать значение и функции автомобиля; — закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло)
.
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Машина. )
— Для чего нужна машина? — Какие машины едут по нашей улице? — Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы?
(Людей. )
— Как эта машина называется?
(Легковая. )
— А кто ведет ее? У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений
(большая разница между дневной и ночной температурой воздуха)
. Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е. Трутневой «Туман»
: Кто–то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез! Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь? И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга, Спрятал стога В синий карман, Синий… (туман)Трудовая деятельность Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. Подвижные игры «Мы — шоферы», «Послушные листья». Цели: — учить внимательно слушать команды воспитателя; — развивать внимание. Индивидуальная работа Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
Прогулка №5. Наблюдение за подорожником
Цели: — знакомить с лекарственным растением — подорожником; — развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. — Почему траву назвали подорожником? — Где лучше его собирать? Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство. Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу. «Волк во рву». Цель: учить прыжкам. Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком)
: «С кочки на кочку», «Перейди речку».
Цель: вырабатывать координацию движений
Прогулка №6. Наблюдение за ветром
Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
(упражнять в подборе прилагательных)
. Ветер осенью какой?
(сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний)
.
Наблюдение за растениями Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция)
, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Трудовая деятельность Окапывание деревьев и кустарников. Цель: воспитывать желание трудиться. Подвижная игра: «Найдем грибок». Цели: — учить внимательно слушать команду воспитателя; — развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания. Индивидуальная работа : Развитие движений. Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Прогулка №7. Наблюдение за работой дворника
Цели: — продолжать наблюдения за работой дворника; — способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; — воспитывать интерес и уважение к работе дворника; — прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. — Какое время года? — По каким признакам это можно определить? — Почему дворник убирает листву с дорожек? Наблюдение за насекомыми Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Загадки: Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов.
(Муравейник)
Голос тонок, нос долог, Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар)
Вокруг носа вьется, А в руки не дается.
(Муха)Трудовая деятельность Сбор ягод рябины на участке ДОУ. Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод. Подвижная игра «Пожарные на ученье». Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке. Индивидуальная работа Упражнения с мячом. Цели: — продолжать выполнять упражнения с мячом; — развивать быстроту бега.
Прогулка №8. Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. Ход наблюдения Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев. О. Высотская
Воспитатель задает детям вопросы. — Как выглядит рябина? — Где она растет? — Какие звери любят ягоды рябины? — Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? — Что дает рябина людям? Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Наблюдение за распространением семян и плодов Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики)
. В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость
Трудовая деятельность Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. Подвижные игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?». Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой)
ноге.
Прогулка №9. Наблюдение за небом
Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч. Загадка: Это что за потолок? То он низок, то высок, То сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий.
(небо)
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Стихотворение В. А. Жуковского «Птичка»: Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет! Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты, Песню свою. Трудовая деятельность Удаление сломанных веток деревьев секатором. Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме. Подвижная игра «Светофор». Цель: закреплять знания о значении светофора. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму
Прогулка №10. Наблюдение за признаками золотой осени
Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют
(предложить зарисовать)
; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву?
(осина, береза)
; что способствует быстрому опаданию листьев?
(ветер, заморозки)
. Обсудить с детьми, почему опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (осенний листопад)Трудовая деятельность Посадка елочек на экологической тропе. Цели: — вызывать интерес к посадке деревьев; — воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. Подвижные игры «Круговорот», «Холодно — горячо». Цель: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом)
.
Прогулка №11. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.
Загадка: Много рук, а нога одна. (Дерево)
Упражнение «Правильно произнесите слова»- согласование существительных с числительными. Одно дерево, два…, пять… Одна сосна, две…, пять… Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…
(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т. п. )Трудовая деятельность Сбор семян, уборка сухой травы, листьев. Цели: — учить правильно собирать семена; — воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе. Подвижная игра «Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры. Индивидуальная работа Бег, прыжки. Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления)
, в прыжках
(подскок на двух ногах)
.
Прогулка №12. Продолжать наблюдение за признаками осени
Обсудить народные приметы и пословицы: • Октябрь – грязник. • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме. • Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. • Весна красна цветами, а осень – снопами. • В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Трудовая деятельность Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Подвижная игра «Догони свою пару». Цели: — выполнять движения по сигналу воспитателя; — четко ориентироваться при нахождении своей пары. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
Прогулка №13. Наблюдение за травянистыми растениями
Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
Стихотворение А. Плещеева: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Загадка: Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет она все лето. Коровам без неё – беда: Она их главная беда. (Трава)
. Правила поведения в природе: — из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу; — нельзя вырывать растения с корнем; — лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки; — нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку. Трудовая деятельность Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка. Цель: формировать желание трудиться в коллективе. Подвижные игры «Северные олени». Цели: — формировать знания о северных оленях, их повадках; — развивать умение передвигаться длинными прыжками. «Лиса мышкует». Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки. Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость.
Прогулка №14. Наблюдение за сосной, рассматривание
Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.
Стихотворение В. Рождественского: Вот сосны. Прямоствольны и упруги, Колючие – ветрам не разорвать, Стоят в своей чешуйчатой кольчуге, Спокойные, как Игорева рать. Дидактическая игра «Подбери слово» — упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными: • Сосновый – запах, бор, ствол. • Сосновая– шишка, ветка, хвоя, мебель. • Сосновое – полено, кресло, бревно. • Сосновые – иголки , шишки. Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца)
. Выбрать определенное место, время и ориентир
(солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха)
. Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха
(фиксация в дневнике наблюдений)
.
Исследовательская деятельность Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи? Трудовая деятельность Уборка участка. Цели: — учить выполнению трудовых действий; — приучать работать в коллективе. Подвижная игра «Лесные тропинки». Цель: разнообразить движения в зависимости от условий. Индивидуальная работа Общеразвивающие упражнения Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.
Прогулка №15. Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. — Какие бывают камни? — Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний. )
— Назови твердые камни. — Какими камнями легче рисовать на асфальте? — К какой природе они относятся? Почему? — Какие камни прочнее? — Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? — Могут ли камни издавать звуки? — Сравните камни на участке и в овраге. — Почему в овраге камни более круглые и гладкие?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым. )Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям. )Т. Макарова «Сказка о листьях» … О, листьев праздничная груда! Мне все известно о тебе! Я плакать никогда не буду О горестной твоей судьбе. Покинув парки и бульвары, Назначив встречу где–нибудь, Становятся все листья в пары И в царство листьев держат путь… Исследовательская деятельность Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики. )Трудовая деятельность Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции. Цели: — учить трудиться сообща; — развивать творческое воображение. Подвижные игры «Камень, ножницы, бумага». Цели: — учить внимательно слушать воспитателя; — развивать усидчивость. «Ловкая пара». Цель: учить бросать мяч под углом. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение бросать мяч в цель
Прогулка №16. Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра; — расширять знания детей о неживой природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер. )
— Как образуется ветер?
(Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер. )
— Какие бывают ветры по силе?
(Сильные и слабые. )
— Как называются сильные ветры?
(Ураган, тайфун, смерч. )
— Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера.
(Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света. )
Как определить силу ветра?
(С помощью бумажки и секундомера. )
Как определить с какой стороны дует ветер?
(С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый. )Наблюдение за деревьями Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. Дидактическая игра «Умный словесник» — упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей. Листья растения, дерева, куста – (листва)
. Опадание листьев осенью –
(листопад)
. Осадки в виде водяных капель –
(дождь)
. Движение воздуха над землей –
(ветер)
. Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. –
(туча)
. Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом –
(молния)
.
Трудовая деятельность Уборка участка от веток и камней. Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы. Подвижные игры «Коршун и наседка». Цели: учить слушать команды воспитателя; — развивать внимание. «Ветер». Цели: закреплять представления о связях в природе; — учить внимательно слушать команды воспитателя. Индивидуальная работа : Упражнение с мячом. Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Прогулка 17. Наблюдение за песком
Цель: дать элементарные представления о свойствах песка; формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия. Ход наблюдения Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?
(хорошо пропускает воду)
. Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства?
( Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому, его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла)
. Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву
(земля, песок, глина)
, на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.
Трудовая деятельность Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке; другая — рыхление песка в песочнице — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Подвижная игра «Не упади» — закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками. «Мышеловка» — учить детей четко проговаривать текст. «Подбрось — поймай» — учить детей подбрасывать и ловить мяч. Индивидуальная работа «Коснись мяча» — закреплять умение бросать и ловить мяч. Рисование на сыром песке – «Полевые цветы» — закреплять умение детей передавать положение предметов в пространстве на сыром песке.
Прогулка 18. Наблюдение за деревьями без листьев
Цель: закрепить узнавание деревьев по внешнему виду. Ход наблюдения Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно смелая она! Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий)
, а как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим.
(Подходим к елочке. )
. Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке?
(Береза, осина сосна, ель, лиственница и др. )
А какие это деревья?
(Хвойные и лиственные. )
Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них?
(Ствол, ветки, корень. )
Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойными лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине
Трудовая деятельность Утеплять снегом стволы деревьев — воспитывать желание трудиться. Подвижные игры «Краски», «Коршун и наседка» — учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; «Тень» — учить детей повторять за ведущим движения. Индивидуальная работа Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками — развивать координацию движений.
Прогулка 19. Наблюдение за перелетными птицами
Цели: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма. Ход наблюдения Листья осенью облетают, Высыхает трава на болотах. Собираются птицы в стаи И уже готовы к отлету. И, прощаясь с родными местами, С золотыми березками, ивами, Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами. Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные. Воспитатель задает детям вопросы. — Каких птиц называют перелетными? — Почему птицы выводят птенцов летом? — Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны? — Каких перелетных птиц вы знаете? Трудовая деятельность Покормить птиц — учить детей ухаживать за пернатыми Подвижные игры «Шишка-камешек» — учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь. «Часовой» — учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. «Затейники» — закреплять знания о зимних видах спорта. Индивидуальная работа «Школа мяча» — учить детей набивать мяч об пол с продвижением вперед.
Прогулка 20. Наблюдение за грузовым автомобилем
Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового. Ход наблюдения Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы! Воспитатель задает детям вопросы. — Для чего нужны грузовые автомобили? — Что они перевозят? — Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны? — Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым? Трудовая деятельность покормить птиц — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники» — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге. «Мы — шоферы» — учить внимательно слушать команды воспитателя. Индивидуальная работа «Удочка» — упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах. Самостоятельная деятельность детей с в/м
Прогулка 21. Наблюдение за облаками
Цели: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу. Ход наблюдения Я сегодня видел сам: Слон гулял по небесам! Фиолетовою тучей, Не в тропических лесах, А у нас, над нашей сушей Слон слонялся в небесах. В синеве он важно плыл Даже солнце заслонил. Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя. Трудовая деятельность Сбор опавших листьев и другого мусора на участке — приучать соблюдать порядок на участке детского сада. Подвижные игры «Ловишки» — учить детей действовать по сигналу; соблюдать правила игры, выполнять роль водящего. «Стоп» — упражнять детей в беге, формировать умение согласовывать свои действия с сигналами. «С кочки на кочку» — продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; Индивидуальная работа «Догони мяч» — учить детей действовать по сигналу быстро; учить их ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект осенней прогулки в старшей группе Осенняя экскурсия в лес с дошкольниками старшей группы. Конспект Осенняя прогулка в старшей группе «Что нам подарила осень» Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Похожие статьи:
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Сентябрь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Октябрь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Ноябрь
Осенняя прогулка «Наблюдение за небом» в старшей группе
Осенняя прогулка «Наблюдение за дождем». Старшая группа