Организация наблюдений в средней группе детского сада
В среднем дошкольном звене уже можно практиковать циклические наблюдения за жизнью растений и животных. В процессе наблюдений воспитанники средней группы получают больший объём информации. Так, кроме сведений о внешнем облике живых существ, они узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу. Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.
При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.
Педагог должен словесно озвучивать всё, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.
Что касается продолжительности наблюдения в средней группе, то оно не должно занимать более 10 минут. Структура процесса организованного наблюдения такова:
- Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?»), можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья), загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.
- Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.
- Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.
Картотека наблюдений
Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. При работе с детьми пятого года жизни будут актуальны следующие темы:
- Наблюдения, затрагивающие природные явления и сезонные изменения в природе: погода;
- листопад;
- осенний дождь;
- лужи на участке;
- ветер;
- небо;
- облака;
- снегопад;
- снежинки;
- лёд;
- сосульки;
- капель;
- камни;
- почва;
- солнце.
Малыши обычно очень любят снег и с нетерпением ждут его появления
- за цветником, берёзой, рябиной, елью, тополем, ивой;
- за воробьём, вороной, синицей, голубем, сорокой, снегирём;
- за работой дворника в разное время года;
- за автомобилями на дороге (проезжей частью);
В ходе наблюдения малыши запомнят, как выглядит знак пешеходного перехода и увидят, как останавливаются перед ним машины
Фотогалерея: наблюдения за растениями
Интересно наблюдать за пробуждением растений весной
И детям, и взрослым хочется потрогать руками пушистую ёлочку
Зимой наблюдать за растениями тоже интересно, ведь иней придаёт им особенную красоту
Воспитатель обращает внимание дошкольников на шуршашие жёлтые листья у них под ногами
Яркие цветы всегда привлекают внимание детей
Фотогалерея: наблюдения за животными
Разноцветные попугайчики приковывают внимание малышей
Ребятам интересно не только рассмотреть кошку, но и узнать её повадки
В ходе наблюдения за голубями можно покормить их
Фотогалерея: труд дворника в разное время года
Ребятам интересно смотреть, как косят траву
Малышам нравится помогать убирать листву
Зимой у дворника работы не меньше, чем осенью, — нужно расчищать территорию от снега
Таблица: фрагменты конспектов наблюдений в средней группе
Автор и название | Ход наблюдения |
Матвеева Н. «Наблюдение за берёзой» | В.: Ребята, мы сегодня пришли в гости к берёзке. Все её называют русской красавицей. Посмотрите, какая она красивая, стройная, прямая, поднимается высоко-высоко. Как будто хочет до неба дорасти. Попробуйте достать до макушки. Все дотянулись? Не можете? Вот какая берёзка высокая!
Послушайте, ребята, берёза нам что-то шепчет. Наверно, нам берёзка песенки поёт? Поёт она листочками. А почему? Дует ветерок, листья на ветру шелестят «поют». Слышите? Посмотрите, веточки наклонились и дрожат. Они играют с ветерком. Но вот ветер перестал, и все листочки успокоились. Ребята, а когда ветер сильный, какую песню берёзка нам поёт? (Грустную, громкую). А когда ветер слабый и светит солнце? (Тихую, спокойную, колыбельную). Полюбуйтесь красотой кроны. Какой красивый сарафан у нашей царевны, с чёрными кармашками. А как по-другому мы называем сарафан берёзки? Какого цвета? Давайте потрогаем, погладим её. Ребята, встаньте под деревом и посмотрите вверх. Что вы видите? А веток сколько? А кто скажет, на что похожи веточки? Веточки похожи на косички, они длинные, тонкие, как кудри.
Берёза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Её называют берёзкой белоствольной. Берёзе посвящено много стихотворений, песен, сказок, хороводов.
Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Посмотрите, нет ли у нас на участке деревьев-подружек? Правильно, вот эти две берёзки дружат. Они дружат, потому что растут рядом и в трудную минуту помогают друг другу. Когда им грустно, они шелестят листочками, «беседуют» и веселят друг друга. Давайте послушаем, о чём они говорят. Они всегда вместе и никогда не ссорятся. Они растут на нашем участке, и когда мы играем рядом с ними, им весело, а когда уходим в группу, им скучно, и они снова ждут нас. Давайте встанем в большой кружок и поводим хоровод вокруг наших подружек. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-za-berezoi.html | |
Колесова С. «Наблюдения за работой дворника зимой» | Наблюдение: обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Стихи по теме:
В.: Что делает наш дворник? (Чистит дорожки от снега). Что у него в руках? (Лопата). Давайте внимательно понаблюдаем за работой дворника. (Дети наблюдают). Чем ещё кроме лопаты пользуется дворник? (Метлой, совком). Чем отличается работа лопатой от работы метлой? (Лопатой убирают большой снег, метлой сметают лёгкий снежок). Давайте сами попробуем сделать себе веники для уборки снега и мусора. Они должны быть крепкими и аккуратными. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Веничек». Собрать вместе с воспитателем из прутиков веники, связать их. Смести снежок с лавочек из домика. В.: Смотрите, какая интересная машина помогает дворнику убирать снег! Это снегоуборочная машина. (Наблюдают за работой снегоуборочной машины). Трудная работа у дворника? (Да). Давайте тоже возьмём лопаты и поможем дворнику убирать снег. Но сначала разомнём наши ручки. Пальчиковая гимнастика «Снегопад».
В.: А теперь можно приступать к работе! (Дети трудятся лопатами).
В.: Как вы думаете, работа дворника нужна людям? (Да). Почему? (Чтобы было чисто, красиво и безопасно вокруг). Послушайте стихотворение про дворника:
В.: Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ему спасибо за то, что у нас чисто в детском саду. А теперь я предлагаю вам поиграть.
В.: Ребята, вам понравилось наблюдать за работой дворника? Это нужная профессия? Зачем нам нужны дворники? Почему на дорожках должно быть чисто? |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-progulke-nablyudenija-za-rabotoi-dvornika-zimoi.html |
Что представляет собой цикл наблюдений
Некоторые наблюдения целесообразно выстраивать в форме циклов. Для этого выбираются объекты как на участке детского сада, так и в группе. Каждое наблюдение в рамках цикла преследует свои задачи, не похожие на другие, но при этом все они взаимосвязаны. В совокупности же данная работа нацелена на формирование у дошкольников целостного представления об определённом объекте: его строении, поведении (или состояниях), жизненных условиях.
Циклические наблюдения имеют следующие преимущества:
- Весь объём знаний даётся дошкольнику порционно, за счёт чего они усваиваются более прочно.
- Каждое последующее наблюдение открывает ребятам новые грани знакомого им природного объекта, при этом уточняя уже имеющиеся.
- Многократное обращение к конкретному объекту порождает к нему устойчивый интерес. Поэтому дети часто самостоятельно проводят новые наблюдения (их не побуждает к этому педагог, что крайне важно).
- Циклические наблюдения можно организовывать в режимные моменты, что позволяет сэкономить время для других занятий и сделать жизнь малышей в детском саду более интересной и разнообразной.
Наблюдение за любым животным в уголке природы можно построить в виде циклов
Что касается длительности цикла, то он может занимать от одного до нескольких месяцев. Это может быть периодическое рассматривание огорода на подоконнике: малыши совместно с воспитателем отмечают, как выросли растения, как изменился их внешний вид (акцентировать внимание на этом можно, к примеру, дважды в неделю, хотя дети наверняка будут подходить к огороду и чаще). Другой пример — это наблюдение за аквариумными рыбками (акцент делается на их росте и поведении).
Для всех животных в экологическом уголке в группе воспитатель составляет свой цикл наблюдений: ведь ребята должны хорошо знать своих маленьких соседей. Циклические наблюдения можно также посвятить и объектам растительного мира, например, какому-то дереву на участке (берёза, рябина, ель и пр.), а также комнатному растению.
Рябина — колоритное дерево, которое может стать объектом циклического наблюдения в средней группе
Таблица: цикл наблюдений за хомяком в уголке природы
Этап наблюдения | Цель | Ход наблюдения |
Знакомство с хомяком | Вызвать интерес к животному, стремление наблюдать за ним. | Педагог показывает ребятам хомяка, все вместе придумывают ему имя, уточняют размеры животного, его окраску, фактуру шерсти. Сравнение хомяка с мышкой. Анализ поведения питомца: что он делает в клетке, боится ли людей, легко ли поймать зверька, хомяк спокойный или подвижный. |
Новый дом для хомяка |
| Дети наблюдают, как педагог обустраивает «домик» для хомячка: делает подстилку из песка либо опилок, устанавливает лесенку, колесо для бега, место для туалета. Обсуждается назначение каждого атрибута. Ребята наблюдают, что зверёк будет делать с лесенкой и колесом. |
Хорошо ли питомцу в его домике? | Учить малышей замечать, как ощущает себя зверёк в новой для него обстановке (новая клетка), подводить их к выводам: как можно улучшить условия. | Малыши при помощи воспитателя оценивают, как чувствует себя хомяк в своём жилище: не болеет ли он, выясняют, когда хомяк более активен — утром либо вечером. |
Питание хомяка | Выяснить вкусовые предпочтения животного. | Хомячок проголодался. Ребята дают ему хлеб, овёс, морковку. Зверёк ест и делает запасы. |
Как хомячок делает запасы | Уточнить особенности строения мордочки хомяка. | Воспитатель сообщает дошкольникам, что у зверька есть защёчные мешки (похожие на сумки), в которых он переносит еду. Когда он кладёт туда корм, то мордочка надувается, как шарик, а потом снова худеет. Вывод — хомяк запасливый. Кроме того, у него острые зубки: необходимо постоянно давать животному веточки, чтобы он затачивал зубы. |
Чистоплотность хомяка | Обратить внимание детей на то, как хомяк ухаживает за собой. | Ребята наблюдают, как хомячок умывается после еды. Он также постоянно чистит свою шёрстку (поэтому она у него гладкая и блестящая), аккуратно пользуется туалетом. Вывод: зверька можно назвать чистоплотным. |
Как хомячок отдыхает | Понаблюдать за режимом дня животного. | Воспитатель акцентирует внимание дошкольников на том, что хомячок днём в основном спит, а активность проявляет ближе к вечеру. Вывод: животное ведёт ночной образ жизни. |
Сравнение хомяка и мышки | Закрепить знания о внешнем виде хомячка. | Педагог подытоживает знания дошкольников о внешнем облике хомяка: овальное упитанное туловище, почти отсутствует шея, маленькие ушки и глазки, подвижный носик с усами, коротенькие лапки с острыми коготками. Зверёк похож на мышку, однако, в отличие от неё, бесхвостый. |
Особенности передвижения хомяка | Уточнить способы передвижения животного. | Хомячок может двигаться по-разному: ходить, бегать (в том числе внутри колеса), лазать по лесенке, спрыгивать с неё. Однако бегает зверёк не особо быстро, поскольку его лапки короткие. Молодой хомяк более подвижен, чем старый. Дети делают вывод, что их питомец ещё молодой. Воспитатель предлагает малышам составить рассказ о забавном поведении хомячка. |
Когда хомяка трудно заметить | Дать представление о маскировочной окраске животного. | Педагог прикладывает к стенкам клетки бумагу разных цветов. Меньше всего хомяк заметен на коричневом фоне, поскольку он близок к его окраске (также он незаметен и на песке, насыпанном на дне клетки). Это способы маскировки животного. |
Таблица: циклические наблюдения за рябиной на участке ДОУ
Этап наблюдения | Цель | Ход наблюдения |
Знакомство с рябиной | Учиться узнавать рябину, отличать её от остальных деревьев. | Загадка про рябину. Педагог предлагает по описанию в загадке найти это деревце на участке. Дети приходят к выводу, что рябина отличается от других деревьев круглыми ягодками красно-оранжевого цвета. |
Рябина во время снегопада | Учить видеть красоту дерева, покрытого снегом. | Загадка про заснеженное дерево. Обсуждение того, как выглядит рябина: белая и пушистая от снега. Но её веточкам тяжело: ребята должны помочь ей — стряхнуть снег, и тогда веточки сразу поднимутся. |
Ягоды рябины | Сообщить детям, что ягодами рябины любят лакомиться птицы. | Внимание дошкольников обращается на ягоды возле рябины на снегу. Оказывается, их очень любят есть птички, в особенности снегири. Но они выбирают только семена внутри и пьют сок, а мякоть выплёвывают. Вот поэтому снег и кажется красным. |
Сравнение рябины с берёзой | Учить находить черты сходства и различия рябины и другого дерева. | Воспитатель с детьми последовательно выделяет черты отличия рябины и берёзы: разная окраска коры, форма листьев, наличие ягод (у берёзы семена в «серёжках»). |
Составление сказки «Я — рябинка» | Учить эмоционально выражать своё отношение к дереву посредством сказки. | Во время прогулки воспитатель предлагает ребятам сочинить небольшую сказку о том, что чувствует рябинка, о чём она мечтает. Наводящие вопросы: хорошо ли ей живётся на участке, какое время года у неё любимое, что шепчут веточки, когда дети выходят на прогулку, как помочь рябинке чувствовать себя лучше, хорошо ли быть деревом. |
Перспективное планирование наблюдений в средней группе
Перед началом нового учебного года воспитатель составляет перспективный план наблюдений на прогулках, где он прописывает тему и цели каждого наблюдения.
Таблица: пример перспективного планирования на прогулке
Автор | Гапликова А., воспитатель МАДОУ Д/с №4 «Подснежник», г. Домодедово, Московская область. | |
Месяц | Тема наблюдения | Цели |
Октябрь | Наблюдение за берёзой |
|
Наблюдение за погодой |
| |
Наблюдение за состоянием погоды |
| |
Наблюдение за перелётными птицами |
| |
Наблюдение за осенними работами на огороде | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | |
Наблюдение за воробьями |
| |
Наблюдение за рябиной |
| |
Наблюдение за птицами | Учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. | |
Наблюдение за сорокой |
| |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-na-progulke-na-oktjabr.html |