Арт-терапия для детей с ОВЗ: четыре эффективные техники


Теоретические основы социализации детей с ОВЗ

Чаще всего у ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты (учебные действия) включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области, характеризуются приобретенным опытом специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, а также оценивают достижения в усвоении знаний и умений и возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру». В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения.

Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.

Компетенции имеют комплексный состав:

когнитивные — знания, которые усваивают дети; деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике; рефлексивные — трансформация новых знаний в умения

Вкусные цвета

В этих книжках под каждым клапаном прячутся секреты. Какие? Играйте и угадывайте вместе с вашим малышом!

Купить

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО
  • слабослышащие, 3 варианта
  • слепые, 4 варианта
  • слабовидящие, 3 варианта
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Что ещё почитать?

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники

Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?

Инклюзивное образование детей-аутистов

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»
#ADVERTISING_INSERT#

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.
Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1. Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы арт-терапии

  1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Конспект НОД для детей с ОВЗ. Поделись своей добротой

Конспект НОД «Поделись своей добротой» для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом и умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения, положительные взаимоотношения между детьми. Задачи: Воспитательные: • создать радостно-эмоциональное настроение у детей; • воспитывать чувство доброжелательности, потребность в дружеских взаимоотношениях; • способствовать сплочению детского коллектива. Образовательные: • расширять представления о доброте и дружбе; • формировать умение мириться после ссоры; • активизировать словарь: просить прощения, мириться. Развивающие: • развивать познавательную активность; • расширять и активизировать словарь по теме. Оборудование: фонограммы песен «Дорогою добра», «Что такое доброта», безопасная свеча, дерево Доброты и Дружбы, картинки с изображением хороших и плохих поступков, экран доброты, аппликация «Солнышко» (на каждого ребенка), полянка «Доброты», волшебный сундучок «Мирилка», бумажные сердечки, таблички с речевым материалом. Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку «Иди дорогою добра». Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнцу красному… Дети: Привет! Воспитатель: Небу ясному… Дети: Привет! Воспитатель: Люди взрослые и малыши… Дети: Вам привет от всей души! Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу, и передаём её друг другу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Дети: Доброе утро. Воспитатель: Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Посмотрите, что у нас выросло? Дети: Дерево. Воспитатель: Но почему то дерево без цветочков. Вы хотите, чтоб оно расцвело? Дети: Да. Воспитатель: Для этого нужно быть добрым и делать добрые поступки. Игра-упражнение «Выбери хорошие поступки» (дети выбирают картинки и делят их на хорошие и плохие поступки). Воспитатель: Что делает мальчик? Дети: Ломает башню. Маленький плачет. Воспитатель: Хорошо он делает или плохо? Дети: Плохо. Воспитатель: Что случилось с бабушкой? Дети: Упала. Мальчик поднимает бабушку. Воспитатель: Хорошо он делает или плохо? Дети: Хорошо. И т.д. Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо. И на нашем дереве распустился цветок (Д). Игра «Сложи пазлы». Воспитатель: Дети, а сейчас каждый из вас, соберет карточки с хорошими и плохими поступками. Карточки с хорошими поступками положите справа, карточки с плохими поступками положите слева. Молодцы! Вот и распустился второй цветок (О). «Экран доброты». Воспитатель: У нас на экране наши добрые дела, давайте посмотрим на них (помогает малышу, моет посуду, протирает цветы, убирает мусор). Дети, а вы у нас добрые или злые? Подойдите к экрану доброты и покажите, какие вы? Дети: (дети подходят к экрану и выбирают нужный смайлик). Воспитатель: Теперь мы знаем, что вы все добрые и на дереве распустился еще один цветок (Б). «Подарим гостям улыбку». Воспитатель: Давайте подарим нашим гостям немного теплоты и улыбок, чтобы у всех было хорошее настроение. Что это? (солнышко). Будем наклеивать улыбку. (у каждого ребенка лежит изображение солнышка без лица, дети на липкую ленту приклеивают глаза, нос и рот). Воспитатель: У всех солнышко получилось доброе, покажите гостям, как улыбается солнышко. Вот и четвертый цветок распустился (Р). «Полянка доброты» Играет песня «Доброта» ( исп. гр. «Барбарики») Воспитатель: А теперь я вас приглашаю на полянку доброты, это полянка волшебная, когда на нее встаешь, становишься добрее, ласковее. Дети называют друг друга ласковыми именами. Воспитатель: Вот и еще один цветок распустился. (О). Какое хорошее настроение стало у всех нас. Давайте немного отдохнем. Физкультурная минутка о дружбе под песню про Фунтика. Воспитатель: Еще один цветок распустился (Т). Ребята, посмотрите, наше дерево оживает, сколько цветов уже распустилось. Игра «Мирилки». Воспитатель: Чтобы на дереве было еще больше цветов, давайте не будем ссориться, и обижать друг друга.Иногда, доброта засыпает и бывает, что ребятки слегка ссорятся. Что же тогда нам делать? Как доброту разбудить? Дети: Нужно мириться. Воспитатель: А как можно мириться? Дети: Обнять друг друга, попросить прощения. Воспитатель: А можно поиграть в «Мирилки». Это волшебный короб, в нем есть отверстия для наших ладошек, протяните их друг другу и произнесите волшебные слова. Дети: Мирись, мирись, больше не дерись. Воспитатель: Доброта проснется и в нашей группе опять будет мир и дружба между всеми ребятами. Вот и распустился последний цветок (А). Воспитатель: Из цветов получилось слово, давайте прочитаем его. Дети: ДОБРОТА. Воспитатель: Сегодня мы говорили с вами о доброте. Давайте еще раз посмотрим на добрые поступки и дела. (дети смотрят видео ролик на песню «Доброта»). Уважаемые взрослые, мы хотим подарить вам частичку своего тепла и доброты, протяните нам свои ладошки. Дети отдают сделанные своими руками сердечки. Воспитатель: До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы Конспект НОД в младшей группе по ПДД Конспект НООД по социально – коммуникативному развитию для 2 младшей группы Конспект НОД по физической культуре во второй младшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: репа и морковь

Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: свекла и картофель

Конспект занятия в группе раннего возраста. Фрукты: лимон и апельсин

Конспект занятия в группе раннего возраста. Кошка с котятами

Конспект занятия в группе раннего возраста на зимнюю тему. Заяц и лиса

Техники арт-терапии

Техника «Мандала»

Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.
Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.

Правила работы с детьми

  1. Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
  2. Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
  3. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
  4. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
  5. Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.

Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

Возрастные особенности

  • 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  • 3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
  • 6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
  • Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

Ход занятия

«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».

Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.

«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате».

Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить.
А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?

«Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. Эти данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать с малышом в дальнейшем».

Значения цветов

Красный
— символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
Оранжевый
— свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый
— солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый
— символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий
— сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
Голубой
— символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый
— в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый
— цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный
— цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый
— защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.

Диагностические моменты

  1. Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
  2. Какие элементы и в каких количествах использует?
  3. С какой части круга начинает строить мандалу?
  4. Насколько симметричный узор выкладывает?
  5. Какие цвета использует?
  6. Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
  7. Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
  8. Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
  9. Чем заканчивает выполнение работы?

Интерпретация

  1. Общая композиция и цветовая гамма.
  2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.
  3. Асимметрия.
  4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы».
  5. Анализ используемых символов.

Техника «Фототерапия»

Цель и задачи:

  • развивает творческие способности;
  • расширяет кругозор;
  • помогает замечать происходящее вокруг;
  • учит жить «здесь и сейчас»;
  • рушит шаблонное мышление;
  • повышает уверенность в себе;
  • позволяет понять свой внутренний мир;
  • устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния;
  • снимает нервное напряжение;
  • помогает отвлечься;
  • улучшает взаимоотношения с близкими.

Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК.

«С помощью фототерапии мы позволяем ребенку создавать собственный продукт, работать со сложной техникой и принимать более серьезную ответственность за свои действия».

Основные задачи

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.

Основные функции

  1. Актуализирующая
    — связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом.
  2. Стимулирующая
    — при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д.
  3. Деконструирующая
    — освобождение человека от ложных установок, значений.
  4. Смыслообразующая
    — помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний.
  5. Рефрейминг
    — создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего.
  6. Защита
    — выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом.
  7. Удерживающая
    — фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать.
  8. Экспрессивно-катарсическая
    — повторное более глубокое переживание чувств ребенка.

Основные группы методов фототерапии

  • Группа А.
    Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики.
  • Группа Б.
    Общие темы. Содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также способствует их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие, на раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др.
  • Группа В.
    Восприятие себя. Здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир.
  • Группа Г
    — содержит техники и упражнения для парной работы.
  • Группа Д
    — включает техники для совместной работы участников, позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г.
  • Группа Е
    — набор сочетающихся между собой техник из предыдущих пунктов.

Упражнения с использованием фотографий

Цель: реконструкция проблемного поля, формирование экзистенциальных умений, самовыражение, обогащение жизненного опыта, активизация всех сенсорных систем ребенка, преодоление сенсорной депривации,формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию.
Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна… Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности », «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» , «Свет и тень», «Люди и маски», и др.

Формат работы:

  • индивидуальный;
  • групповой.

Ход работы:

  1. Ребенку (или группе) предлагается в течение недели делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная ребенком или группой сцена, или спонтанное фотографирование отвечающего тематике эпизода из жизни или события. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.
  2. К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре — понять, что хотел передать в фотографии его партнер. В конце каждого марафона делается тематическая выставка.

Техника «Мобильный фоторепортаж»

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы.
Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др.

«Техника поможет увидеть взаимоотношения в семье, посмотреть, какое эмоциональное пространство окружает ребенка. Технику можно использовать и для диагностики, и для коррекции состояния детей».

Формат работы:

  • индивидуальный;
  • групповой.

Ход работы:

  1. Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события.
  2. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.
  3. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.

Техника «Арт и Фото»

Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение Эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.
Необходимые материалы: бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга.

Формат работы:

  • индивидуальный (ребенок и родитель);
  • групповой.

Ход работы:

  1. Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги формата А3 любимое животное или сказочного персонажа. Причем изначально ему нужно выдать заготовки из картона в форме овалов. Это должны были быть «лица» героев, они не разрисовывались. Во время рисования дети по очереди проговаривают те качества выбранных животных или героев, которые им нравятся.
  2. Затем нужно вырезать овалы и получить заготовки для фотографий. Потом можно вставить лица в вырезанные овалы и фотографировать.
  3. Поменяться с родителями рисунками и снова сфотографировать. Обсудить фотографии.

«Родители смогут по-новому взглянуть на своего ребенка — они увидят личность, способную творить, реализовываться, чувствовать, ощущать и проявлять свои эмоции. А дети, в свою очередь, откроют в родителях детскую непосредственность».

МАК-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.

Принципы работы с МАК

  1. Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком. И, таким образом, возвращает ребенку то, чего у него очень мало — власть, уверенность. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.
  2. Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
  3. Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
  4. Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Статья:

Упражнение 1. «Перекатываем мячик» Отличный способ дать детям почувствовать сплоченность, принадлежность к группе, — собрать их в круг. Если при этом добавить песенку или рифмовку, чувство единения усиливается. Даже такое простое действие, как перекатывание мячика от одного ребенка к другому, апеллирует к такому важному аспекту взаимоотношений, как умение давать и брать, необходимое для комфортного общения с другими людьми. Ход выполнения упражнения. 1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев: Руки вместе, станем в круг (соединяют руки). Руки вместе, станем в круг. Мы все вместе в этом круге (руки соединены). Мы все вместе в этом круге. В нашей группе, в нашей группе, Держимся мы все за руки. 2. Образуйте более тесный круг и сядьте. Достаньте мячик и скажите детям, что вы будете медленно перекатывать его друг другу. Когда мячик попадает в руки к одному из детей, все хором должны произнести его имя. Затем этот ребенок перекатывает мячик к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала. Усложняем задание. Создайте для вашей рифмовки мелодию и попробуйте ее спеть. Если вы играете с детьми постарше, то ребенок, к которому попадает мяч, может назвать имя ребенка, от которого он получил мяч. Вы можете также называть фамилии или описывать одежду одного из детей, к которому перекатывается мячик. При желании эта рифмовка может использоваться в любое время, когда вы собираете детей в круг. Упражнение 2. «Магнит» Попросите нежно и бережно дотрагиваться до «магнита», роль которого исполняет один из детей. Для тех, кому неприятны физические контакты, которые предполагает эта деятельность, попробуйте приду­мать другой, схожий по смыслу вид деятельности. Ход выполнения упражнения. 1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы называете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он ­«магнит»). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно. 2. Как только последний ребенок дотронулся до «магнита», снова включите музыку. Все опять становятся в круг; берутся за руки, и все повторяется снова. 3. Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает «магнитом». Усложняем задание Вместо того, чтобы дотрагиваться до «магнита», остальные дети могут окружить ребенка, взявшись за руки и напевая: Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. Как живешь? Как живешь? Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. С нами песенку споешь? Сразу же после этого снова включите музыку и продолжайте игру. Упражнение 3. «Бумажный человек». Если в вашей группе больше 10 детей, сделайте несколько «бумажных человечков» и расположите их рядом. Ход выполнения упражнения. 1. Собрав детей в круг, скажите, что хотели бы дать им возможность поработать вместе и сделать очень необычного бумажного человека. Тело этого человека будет состоять из рисунков, которые сделают все члены класса. Каждый ребенок выбирает, какой частью тела он бы хотел быть. Один ребенок может быть левой рукой, другой – правой ногой, третий — головой и т. д. 2. Пусть каждый ребенок ляжет на оберточную бумагу, чтобы вы могли обвести выбранную им часть тела. Попросите детей вырезать из бумаги свои имена и приклеить их на соответствующие части тела. Дети могут раскрасить свою часть тела красками или цветными карандашами. Затем части тела должны быть скреплены при помощи скотча или степлера. Готовый «Бумажный человек» вешается на стену для всеобщего обозрения. 3. Воспользуйтесь возможностью обсудить ряд физических различий у детей вашего класса: размеры ладошки, ступни, длина рук, ног и т.д. Усложняем задание Наклейте части тела на куски пенопласта, а затем скрепите их вместе. У вас получится« статуя — портрет группы/класса». Упражнение 4. «Звуковые волны». В этой игре будьте готовы к настоящим глупостям. Смейтесь вместе с детьми. Если дети не понимают, что такое «звуковые волны» должны идти по кругу, объясните им, что значит делать что-то по очереди. Ход выполнения упражнения. Соберите детей в круг и скажите, что хотите посмотреть, умеют ли дети копировать звуки. Станьте в центр круга и издайте какой-нибудь простой звук. Попросите группу повторить его хором, после чего «звуковая волна» идет по кругу — все дети по очереди повторяют этот звук. Затем попросите желающего участника произвести другой звук, который смогла бы хором повторить группа. После этого попросите детей сделать «звуковую волну». 2. Повторите тоже с другими желающими. Каждый раз последовательность одна и та же: ребенок издает звук, вся группа повторяет его хором, а потом звуковая волна идет по кругу. Усложняем задание Чтобы облегчить детям задачу, попросите их передавать по кругу мя­чик. Как только в руки ребенку попадает мяч, он должен повторить звук и передать его следующему. Со старшими детьми можно пустить кругу сразу две «звуковые волны» В противоположных направлениях. Звуковую волну можно заменить волной телодвижений, исполь­зуя каждый раз какую-то одну часть тела: руки, ноги, ступни и т. д. Упражнение 5. «Волшебный карман». Упражнение означает передачу идеи способом, позво­ляющим другим людям понимать вас (в словесной форме или при помощи жестов). Передача идей посредством общения, является предельно важной частью социальной жизни, пытаемся ли мы с кем-то подружиться или разрешить конфликт. Ход выполнения упражнения. Скажите группе, что будете делать вид, как будто достаете что-то из «волшебного кармана» и совершаете какие-то действия с предметом, который достали. А затем вы попросите их отгадать, что же это за предмет. Достаньте из вашего «волшебного кармана» предлагаемые ниже предметы и совершите с ними разные действия. Каждый раз спрашивайте детей, какую вещь вы достали: Задание: достаете молоток, пытаетесь забить гвозди и попадаете себе по пальцу. Задание: достаете и очищаете банан. Задание: достаете мячик и подбрасываете его. Задание: достаете и съедаете бутерброд. Задание: достаете ножницы и разрезаете ими лист бумаги. Задание: достаете стакан, наливаете в него воду и пьете. Теперь попросите детей по очереди доставать что-нибудь из «волшебных карманов» и совершать с этими воображаемыми предметами различные действия перед группой. Смогут ли другие дети отгадать, что это за предметы? Усложняем задание. Для того, чтобы усложнить задание, можно доставать из «волшебного кармана» сразу несколько предметов. Например, предметы, необходимые для сервировки стола или какой-нибудь игры. Попытайтесь «разворачи­вать» изображение доставаемых вами предметов, чтобы можно было детям показать машину или лодку. Упражнение «Подарок свинки Пенелопы» Рассказ должен сопровождаться звуковыми эффектами. Когда вы будете рассказывать историю, произносите свои комментарии в то время, пока звуковые эффекты повторяются по кругу. Ход выполнения упражнения. Посадите детей в круг. Поговорите с ними несколько минут о том, как рассказывать что-нибудь по очереди. Чтобы проиллюстрировать это, попросите детей по кругу по очереди назвать их имена, начиная с сидящего справа от вас (укажите на него). После того, как каждый назвал свое имя, попросите группу по очереди повторить звук, который вы произноситe руками. Воспроизведите звук трением ладоней одну о другую. Когда этот звук пройдет по кругу, попросите группу продолжать производить этот звук, вы не произведете другой, который тоже затем пойдет по кругу. Когда звук к вам вернется, начинайте мягко хлопать в ладоши. Дети должны продолжать потирать руки, пока вы не начнете хлопать. Не продолжайте дальше это задание, пока дети не поймут принцип подхваты­вания и повторения передающегося по кругу звука. После того, как дети поймут, что от них требуется, положите руки на колени. Когда все перестанут хлопать, начните рассказывать историю. Можете свободно дополнить или сократить ее. «Жила-была свинка по имени Пенелопа. Однажды ее пригласил на свой день рождения Кролик. Свинка была очень счастлива. Она трудилась, трудилась, пока не сшила себе новое красивое платье. В день рождения Кролика она надела это платье, взяла завернутый в красивую бумагу подарок (морковное желе, которое он очень любил) и вышла из дома рано утром, потому что идти ей было далеко. Пока она шла, начал дуть ветер ( начинайте потирать ладони одна о другую). Пенелопа посмотрела на небо. «Ой, наверно пойдет дождь» — подумала она. Свинка прижала покрепче к себе подарок Кролика и продолжила идти. (Продолжайте рассказ, пока звук к вам не вернется. Затем начинайте щелкать пальцами обоих рук). У-у-у, начинается дождь! Свинка пошла еще быстрее. «Я не хочу, чтобы подарок Кролику или мое платье намокли», — сказала она. «Дождик, пожалуйста, перестань». (Продолжайте, пока звук не вернется к вам, начните мягко хлопать в ладоши). Но дождь шел сильнее и сильнее. Платье Пенелопы стало намокать, и подарок Кролика намокали все больше и больше, когда свинку нагнал Мышонок. У него был зонтик, и он раскрыл его над свинкой, чтобы она не намокла. (Когда звук к вам вернется, начните снова щелкать пальцами).

Литература.

1. «Учимся жить в мире». — Пособие по развитию социальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: 2005г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]