Рисование пальчиками и ладошками — техники и методики для детей


Польза занятий

Рисование в нетрадиционной ладонной технике позволит ребенку развивать мышцы рук, а родители смогут установить с малышом психологический контакт. Подобные занятия не только развлекают, но и приносят пользу:

  • развивают моторику;
  • дают новые знания о формах предметов;
  • учат распознаванию цветов;
  • развивают вкус.

Регулярные занятия по пальчиковой живописи позволяют укрепить мышцы рук и развить моторику, а это благотворно сказывается на речи и абстрактном мышлении. Ребенок сможет узнать о новых предметах, изображая их, а также познакомится с геометрическими формами, различными цветами и оттенками. Такие домашние уроки помогут родителям подготовить малыша к первым классам школы.

Мелкие предметы способствуют развитию координации движений. Дети смогут расширить свой кругозор, получить новые тактильные и зрительные ощущения. Малыш от творческих занятий получит множество приятных эмоций, у него формируется вкус, тяга к красоте. Через цвета дети выражают свои переживания. Каждый рисунок отражает радости и страхи ребенка. Родителям стоит обратить внимание на то, что именно он изображает.

Начинать занятия можно с 10−11 месяцев, но малыш должен рисовать только с помощью родителей. Первые уроки лучше сделать короткими — по 5−10 минут. Со временем их можно продлить до 20−30 минут.

Не стоит принуждать ребенка к рисованию, лучше понаблюдать за его настроением. Творчество требует хорошего расположения духа и вдохновения.

Ход занятия

— Мы сегодня с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать, а ладошками вместе с нашими мамами.

-Давайте все вместе закатаем рукавчики, возьмем губки и макнем их в красу, затем нанесите краску на ладонь, приложите ладошку к листику и уберите, получился отпечаток ладони. Посмотрите ладонь грязная, что нужно сделать?

— Да, вытереть мокрой салфеткой хорошо.

Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас

— Обмакиваем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги. Еще раз попробуем(2-ой раз)

обмакиваем в краску и прикладываем.

— Когда заканчиваете, вытирайте ладошки салфетками.

— Ой, какие веселые весенние ладошки у нас получилось! Давайте полюбуемся ими!

А теперь нужно придумать, что может получиться из наших ладошек? Давайте попробуем подрисовать детали пальчиками. Какая красота у нас появились и осьминожки, и петушки, и слоники, и очень красивые весенние цветочки.

— Молодцы, ребята! Хорошо постарались! Огромное спасибо нашим мамам!

А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.

Художественно-творческий проект «Я не волшебник, я только учусь!» «Я не волшебник, я только учусь» Художественно-творческий проект. II – младшая группа. Воспитатель: Петренко А. И. Актуальность: Изобразительная.

Источник

Материалы и инструменты

Все материалы можно найти в любом магазине, где продают канцелярские принадлежности. Детям не нужны профессиональные дорогие краски. Лучше выбрать те, у которых безопасный состав, ведь ребенок может попробовать их на вкус.

Необходимые инструменты и материалы:

  • бумага;
  • пальчиковые или любые другие краски;
  • сухие и влажные салфетки;
  • ватные палочки и диски;
  • старые зубные щетки;
  • клеенка или коврик для творчества.

Бумагу для рисования можно подобрать любую — листы формата А4 или А3, ватман, раскраски, цветной картон. Можно не покупать дорогие товары, достаточно приобрести стандартный альбом или скетчбук. Но бумага в них должна быть плотной, чтобы не размокать от воды. Из красок подойдут акварель, гуашь, а также специальные материалы для пальцев. Их можно приобрести в любых художественных магазинах. Краски должны быть яркими, существует акварель и гуашь с блестками. Такие материалы заинтересуют детей. Изображать фигуры можно не только руками — ребенок может использовать ватные диски или палочки, зубные щетки.

Малыша желательно усадить за удобный стол, а на стул постелить покрывало или положить подушку, чтобы ему было комфортно. Рабочее место лучше застелить клеенкой или специальным ковриком. В любом случае дети вымажут его красками. А также рекомендуется нарядить ребенка в старую одежду, которую не жалко испачкать. А для очищения кожи нужно использовать сухие или влажные салфетки.

Малыши еще не смогут рисовать серьезные картины.

Их первые попытки будут напоминать бессмысленные каракули: черточки, палочки, кривые линии, кляксы. Но чем чаще ребенок будет заниматься, тем интереснее станут его изображения. С возрастом улучшится техника, а самые талантливые дети начнут создавать настоящие шедевры.

Ход занятия.

Организационный момент: дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, погладьте их, похлопайте в ладоши, закройте ладошками свои глазки, потрите ладошками свои щечки. Вот сколько дел умеют делать ваши ладошки. А еще ладошками можно рисовать птичек. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Ребята, а почему птички улетели?

Дети: Стало холодно, птичкам нечего кушать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадайте загадки, про каких птиц говорится!

Коноплю ворует. (воробей)

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка, звать её. (синичка)

Дети: Эти птицы зимующие.

Воспитатель: Молодцы! Будем рисовать птичку. Перед тем, как рисовать мы должны сделать пальчиковую гимнастику.

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку,

Птичка зёрнышки клюёт,

Деткам песенки поёт:

Я летаю целый день.

Воспитатель: Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на птицу. А вы как думаете? Где же клюв у птицы? Где шея? Покажите туловище птицы. А вот какой замечательный пушистый хвост. (Воспитатель показывает на своей ладошке, дети на своей).

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

Рецепты красок

Технология, которая называется «Рисуем пальчиками» подразумевает использование красок. Но многие родители волнуются, что они могут быть опасными для ребенка. Ведь многие малыши пробуют их на вкус, а в них содержится много вредных химических веществ.

Некоторые мамы готовят краски самостоятельно. Ингредиенты довольно простые:

  • 2 ст. муки;
  • 1,5 ст. воды;
  • 7 ст. л. соли;
  • 1,5 ст. л. растительного масла;
  • глицерин;
  • пищевые красители.

Сначала нужно смешать сухие продукты — муку и соль. К ним добавляют воду и размешивают до состояния густой сметаны. Затем вливают растительное масло. Ингредиенты можно смешивать венчиком, вилкой, миксером или блендером. Глицерин добавляют по желанию, он придает краске блеск.

Готовую массу разливают по разным баночкам, можно использовать пустые емкости из-под гуаши или детского пюре. Затем нужно добавить красители. Они могут быть натуральными — сок моркови, свеклы, сельдерея, куркума. А также можно использовать пищевые красители, которые добавляют в выпечку.

В домашних условиях можно приготовить объемные краски для рисования пальцами. Ингредиентов понадобится немного:

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 2 ст. воды.

Продукты нужно тщательно перемешать и разложить по разным емкостям. Затем к ним добавляют красители. Для дополнительного блеска в массу засыпают блестки или глицерин. Далее баночки ставят в микроволновую печь на 1,5 минуты на 180 градусов. В результате получится объемный материал. Во время рисования краски будут ложиться на бумагу так, что любое изображение приобретет 3D-эффект.

А также для приготовления можно использовать кашу:

  • 0,5 ст. мелкозернистой крупы;
  • вода;
  • красители.

Для создания красок подойдет манная крупа, она достаточно мелкая. Ее варят по обычному рецепту, по консистенции каша должна напоминать сметану. Для большей вязкости можно добавить в смесь клей ПВА. Массу также раскладывают по маленьким баночкам и смешивают с красителями. Такой материал также позволит создать объемные рисунки. Но после нанесения его на бумагу нужно обращаться с картиной осторожнее — она должна высохнуть. Закрепить крупу можно с помощью обычного лака для волос.

Советы родителям

Самым маленьким родители должны показать, как именно можно нарисовать картину пальцами. Необычная техника изобразительного искусства должна заинтересовать ребенка. Кончиком пальца нужно зачерпнуть краску и поставить на бумаге точку или провести линию. Малыш может это повторить. Но рисовать можно не только пальцами, но и всей ладонью.

Дети постарше с удовольствием используют готовые шаблоны. Можно найти их в интернете и распечатать или нарисовать самостоятельно. Это изображения фруктов, овощей, животных, транспорта. Обычно они уже окрашены, но в них есть белые области. Ребенок должен закрасить их так, чтобы цвета совпадали, или обводить контуры рисунков.

Есть популярные картинки, которые используют воспитатели в детских садах. Методика пальчиковой живописи подойдет и для изображения явлений природы. Руками ребенок может нарисовать солнце, дождь, снегопад, звездную ночь.

Фон закрашивают пальцами, равномерно распределяя материал по бумаге. Но можно использовать цветной картон. Крупные образы — солнечные лучи, облака, рыбок, цветы — рисуют ладонями. А мелкие детали можно изобразить мизинцами, ватными палочками и даже зубочистками.

Рисование пальцами позволит подготовить поздравительные открытки и тематические плакаты для детского сада. Ребенок сможет принять участие в украшении дома к любому празднику. А родители помогут малышам с каждым новым занятием осваивать более сложные техники живописи.

Проект «Цветные ладошки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Проект «Цветные ладошки»

(

использование нетрадиционной техники рисования)

1 младшая группа 2015-2016 г.

Воспитатель:

Полякова Н.А.

Актуальность проекта:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”.

Роден

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка.

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

развития у детей интереса к эстетической стороне действительности.

приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности,

развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Решить эти задачи с детьми раннего дошкольного возраста нам помогает использование нетрадиционной техники рисования, так как в этом возрасте у детей еще не сформированы навыки рисования карандашом и кисточкой.

Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.

Поэтому мы разработали проект «Цветные ладошки».

Цель проекта

— формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

— развивать воображение и творческие способности детей,

— обогащать и расширять художественный опыт детей,

— развивать желание экспериментировать,

— поощрять и поддерживать творческие находки.

— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]