Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия


Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте

Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.

Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).

Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.

Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми.

Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят

В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.

Дидактические

Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.

«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.

«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.

У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.

Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте


Чтобы гусеница смогла ходить, нужно соорудить ей ножки из прищепок


С помощью обычных прищепок малыши учатся классифицировать предметы по цвету, закрепляют понятие «много»


Цвет одежды должен соответствовать цвету прищепке

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка

«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.

Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета

«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.

Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика

В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.

«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.

«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.

«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.

На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».

Таблица: физкуль

Зайка, зайка, где твой хвост?хлопки
— Вот, вот, вот!руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос?хлопки
— Вот, вот, вот!показать нос
Зайка, зайка, лапы где?хлопки
— Вот, вот, вот!показать руки
Зайка, зайка, ушки где?хлопки
— Вот, вот, вот!показать ушки

Пальчиковая игра «Повстречались» поможет усвоить понятие «два» (или «пара»). К тому же такая деятельность тренирует мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи.

Таблица: пальчиковая игра «Повстречались»

Повстречались два котёнка: «Мяу — мяу». Два щенка: «Ав — ав». Два жеребёнка: «И-го-го»На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца.
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Пальчиковая игра «Ёжик» закрепляет понятие множества.

Таблица: пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать.Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

Многие пальчиковые игры имеют математическое содержание

Занятия в первой младшей группе насыщены разнообразными игровыми приёмами и материалами на закрепление сенсорных эталонов: цвет, величина, форма. Большую часть занятия дети проводят в движении, свободно перемещаясь и выполняя задания по желанию. Не следует добиваться, чтобы задания выполнили все без исключения дети в подгруппе, лучше перенести отработку навыка или понятия в индивидуальную деятельность на прогулке или во вторую половину дня.

Дидактические игры по ФЭМП (математика) для младшего возраста.

Смертина Светлана Мартемьяновна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №366

г. Челябинск»

Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.

Форма.

Название игры.
«Геометрическое лото».
Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребен­ка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Название игры.
«Разложи в коробки».
В игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

В этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

Задание детям — навести порядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети’ вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам (столам), соотнося их форму с контурным изображением.

Название игры.

«Домики для маленьких фигур.»

Цель игры:

учить детей аккуратно и внимательно прибирать пособия после игры, составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур. Развивать воображение ребёнка, фантазию, самостоятельность в принятии решения, мелкую моторику, внимательность и аккуратность при работе с мелкими деталями и их уборки в соответствующие домики после игры. Закрепление названий геометрических фигур и цветов.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям поиграть, выложить на столе знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку, пирамидку…) из геометрических фигур.

Дети выбирают нужные детали самостоятельно из общей массы пособия (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы разных цветов).

Название игры. «Кому какая форма».

Вариант 1. Цель игры

: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Оборудование

: Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой».

Вариант 2. Цель игры

: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

Название игры.
«Найди пару».
Ход игры:

На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

Название игры.
«Подбери чайную пару»
Цель игры

: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара», названия геометрических фигур и навык их различать.

Оборудование: вырезанные из картона

разноцветные чайные чашки и блюдца с наклеенными на них геометрическими фигурами.

Задача:

необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по фигуре на них.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести фигуру на чашке и блюдца.

Название игры.
«Что изменилось?».
Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.

Название игры.
«Найди предмет». (вариант 1)
Цель игры:

Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Оборудование:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры:

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

Название игры.
«Найди предмет». (вариант 2)
Цель игры:

Закрепляет название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.

Название игры.
«Узнай форму предмета»
Дети сидят за общим столом.

У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, заби­рает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.

И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.

Название игры.
«Составь предмет».
Цель игры

: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование:

На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. Перед ребёнком наборы разных геометрических фигур.

Ход игры:

Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т.д.

Название игры.
«Соберем бусы».
Цель игры:

формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, развивать восприятие цвета, размера.

Оборудование:

На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Название игры.
«Подбери фигуру.»
Цель игры:

закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Закрепить название геометрических фигур, умение подбирать необходимые геометрические фигуры использовать способ наложения. Развивать внимание, терпение и аккуратность.

Оборудование:

Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, (овал, прямоугольник), вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 3 (5) геометрических лото, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник (овал, прямоугольник).

Ход игры:

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносе. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятали «нарисованные». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает ее на начерченную фигуру («прятать»).

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Название игры.
«Закрой двери в домиках», или «Подбери фигуру.»
1 вариант. Рамки вкладыши.

Цель игры:

Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры (способ наложения) Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Оборудование:

круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, с вырезанными внутри них соответствующих форм (рамки-вкладыши)

Ход игры:

воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, снаружи и внутри по контурам (следует фиксировать внимание на углах.) Разложи все фигуры так, чтобы они совпадали с вырезанными фигурами» Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на столе, затем накладывать ее на вырезанную фигуру и только при полном совпадении – класть. Можно обыграть действия: в домиках живут зайчики, в них они прячутся от волка, но двери забыли закрыть. Поможем им спрятаться- закроем двери.

2 вариант.

Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери. Ребенку дают две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже. В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.

Зайчики гуляют по лесу, весело играют.

Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испу­гавшись, зайчики прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Дети точно подбирают нужную по ширине дверь.

В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже закрыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог. — Она уже и не закрыла бы вход в домик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая уже.

Название игры.
«Спрячь мышку в домик»
Цель игры

: развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) .

Оборудование:

Игра состоит из четырёх карточек, посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Ход игры: спрячем мышку от кошки, закроем домик «такой же» фигурой, что и окошко.

Название игры.
«Украсим рукавички».
Цель игры

: учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички.

Название игры.
«Рассортируй по величине или по цвету, или по форме.»
Цель игры:

закрепление знаний цвета, величины, развитие мелкой моторики рук.

Таблица: примеры конспектов НОД по математике для детей 2–3 лет

Автор и тема занятияХод занятия
Евдокимова И.С. «Неожиданный гость»Педагог рассказывает малышам историю про мышонка Пика, который любил петь и не любил учиться. Поэтому он ничего не знал. Раздаётся стук в дверь — появляется мышонок Пик: воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, называет его имя. Малыш должен в ответ назвать своё. Мышонок хочет построить себе дом из жёлтых кирпичиков, но не может отобрать их из строительного материала (Пик берёт кирпичик другого цвета). Педагог предлагает помочь герою — каждый ребёнок берёт по жёлтому кирпичику. Воспитатель при этом спрашивает название детали, её цвет и количество (одна). Педагог хвалит детей. Мышонок принёс детям игру — коробку с бусинами. Малыши называют их цвет и форму (синие и круглые). Каждому ребёнку предлагается взять по одной бусинке и покатать её пальцами. Воспитатель благодарит Пика за интересную игру и просит малышей научить его танцевать. Звучит музыка и дети танцуют.
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-jaselnoi-grupe-obrazovatelnaja-situacija-neozhidanyi-gost.html
«Высокий — низкий»Воспитатель предлагает малышам погладить игрушечного зайчика, который находится на верхней полке шкафа. Дети пытаются дотянуться до него, но безуспешно. Педагог спрашивает ребят, почему они не могут этого сделать, добиваясь ответа «высоко». Затем предлагается погладить белочку, которая расположена чуть ниже. Ребятам удаётся это сделать. А медвежонок сидит на нижней полке — и дошкольникам очень удобно гладить его по мохнатой спинке. Воспитатель добивается от детей утверждения, что игрушка расположена низко. Оказывается, медвежонок принёс детям столбики, чтобы обозначить, какая из игрушек расположена низко, а какая высоко. Малыши вместе с педагогом расставляют столбики по высоте. Затем то же самое повторяется с пирамидками разной высоты. Зайчик приносит малышам волшебный альбом с изображением таких же зайчиков. Дети рассматривают его и по просьбе воспитателя находят зверей с длинными и короткими штанишками. Белочка предлагает ребятам поиграть — запустить бумажные самолётики и посмотреть, высоко или низко они будут лететь.
Шарудилова О. Ю. «Один — много»Педагог предлагает ребятам отправиться на импровизированном поезде в путешествие. Дети, держась друг за друга, делают круг по ковру и попадают в сад цветов. На ковре разложены красные жёлтые и синие цветочки. Оказывается, они любят танцевать. Проводится игра: под музыку малыши танцуют вместе с цветами, а когда она заканчивается, опускают их на «землю». По ходу игры педагог спрашивает у детей цвет их цветочков. В сад прилетели бабочки также с красными, синими и жёлтыми крыльями. Дети берут и помогают каждой сесть на цветок такого же цвета. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что бабочки не одинаковы — есть большие и маленькие. Затем педагог говорит, что подул ветер и просит малышей спрятать бабочек в коробку. Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много). Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые. Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке.
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html

Картотека игр по ФЭМП, используемых во второй младшей группе

Игры с математическим содержанием, предлагаемые во второй младшей группе, становятся более сложными. Они выполняют конкретную задачу или объединяют в себе несколько задач.

  1. Составление групп предметов, получение равенства, отбор предметов по какому-то признаку (закрепляют понятие количества, величины).
  2. Различение геометрических фигур.
  3. На ориентировку в пространстве (как вариант — на плоскости).
  4. Закрепляющие временные понятия (части суток).

Дети четвёртого года жизни уже без подсказки воспитателя решают, чем им заняться в свободное время. Поэтому уголок математики в группе становится более насыщенным различными пособиями, в частности, появляется больше настольно-печатных игр.

Во второй младшей группе уже уместны настольно-печатные игры

Усложняются правила подвижных игр, а в пальчиковую гимнастику вводится цифры, которые дети непроизвольно запоминают.

Обучающие

Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе весьма объёмна. В младшем дошкольном возрасте популярны игры, суть которых — в сопоставлении формы предметов и объектов с геометрическими фигурами. Это, например, «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы».

Также малыши любят составлять из геометрических фигур красивые орнаменты, украшать ими предметы. Такова игра «Составь узор на варежке»: дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей — украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара.

Воспитанники второй младшей группы должны выложить на второй варежке такой же орнамент из фигур, как на первой

«Собери бусы для куклы». Ребёнку предлагается нить и объёмные геометрические фигуры с отверстием внутри. Чередуя фигуры в заданной последовательности, малыш собирает красивое украшение для куклы.

Увлекательное игровое пособие поможет детям запомнить фигуры, основные цвета и очень полезно для развития мелкой моторики

Данная игра имеет вариации:

  • выложить бусы из одинаковых фигур разного цвета;
  • из разных фигур одного цвета;
  • из двух разных фигур разных цветов;

Более простой вариант игры — бусы, которые выкладываются из плоских фигур на листе бумаги с нарисованной нитью.

Воспитанники 3–4 лет с удовольствием играют в «Чудесный мешочек»: педагог называет какую-либо геометрическую фигуру, а дети (по очереди) на ощупь находят такую же в мешочке. Кстати, использовать для такой деятельности можно блоки Дьенеша.

«Зоопарк» закрепляет понятия «один» и «много». Педагог сообщает ребятам, что в зоопарк привезли много новых животных (демонстрирует фигурки), и подводит ребят к мысли, что звери не могут находиться все вместе. Их нужно распределить по разным клеткам (бумажные коробки). Каждый ребёнок берёт одно животное и перевозит его на машинке в клетку. Вся эта деятельность сопровождается вопросами воспитателям: сколько животных, сколько машин, сколько клеток.

«Почини машину» учит классифицировать предметы, исходя из их цвета и размера. Воспитатель предлагает малышам превратиться в автомехаников и поменять колёса на автомобилях. Но нужно быть внимательными: у машины большего размера и колёса должны быть большими и наоборот.

К каждому автомобилю нужно подобрать колёса соответствующего цвета и размера

Подвижные

Во второй младшей группе проводятся различные подвижные игры, организованные по принципу «Найди свой домик». Однако каждый раз, чтобы вызвать интерес дошкольников, педагог предлагает новый сюжет: «Кот и мыши», «Птички и кот», «Воробушки и автомобиль» и др. Цель игры — занять свою норку, гнёздышко, гараж (их число соответствует числу детей).

«Куда спряталась мышка» развивает ориентировку в пространстве. Педагог показывает игрушечную мышку, которая очень хочет поиграть с ребятами. Малыши закрывают глаза, а мышка оказывается под столом, на шкафу и т. д. Задача дошкольников — найти её, обязательно комментируя местоположение игрушки словами: наверху, внизу, возле и пр.

«Зеркало» (также направлена на развитие ориентировки в пространстве). Воспитатель сообщает ребятам, что они превращаются в зеркало, и должны повторять все его движения. Сначала движения предлагаются простые — поднять руку или ногу, коснуться уха и пр., а затем они усложняются: одновременно поднять руку и ногу, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

«Великаны и карлики» закрепляет понятие величины. Малыши ходят по комнате обычным шагом. По сигналу педагога «Карлики!» их шаги становятся короткими, «Великаны!» — очень длинными.

Подобную игру можно дополнить речевым развитием. Дети сидят в кругу, воспитатель катит по очереди мяч, начинает фразу, а ребёнок должен её закончить:

  • сапоги длинные, а ботинки… (короткие)
  • у футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).
  • гольфы длинные, а носки… (короткие).
  • шорты короткие, а брюки… (длинные).
  • платье длинное, а юбка… (короткая).
  • пальто длинное, а куртка… (короткая).

Физкульминутки и пальчиковые игры

Спокойные дидактические игры хорошо чередовать на занятии с физкультминутками и пальчиковой гимнастикой, которые также отражают математические понятия. Во время физкультминутки дети могут закрепить навыки ориентировки в пространстве.

Таблица : физкуль

Как-то серенький козел в огород поесть зашёл.Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам — есть еда и здесь и там.Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.
Под копытами — трава,Опускаем подбородок
А над головой — листва.Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись — капусту кушай,Наклоняемся вниз.
А вверху — большие грушиВстаем на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,Поворачиваемся назад.
Впереди кусты растут.Поворачиваемся назад.
Слева- молодой лучок, справа — молодой кабачокПолуобороты влево, вправо.
Здесь — сто ягодок, там — двестиНаклоны вправо, влево.
Козлик крутится на месте.Крутимся.
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал.Наклонив голову, убегаем от пса.

Таблица: пальчиковая игра «Игрушки» (закрепление навыков счёта)

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:Попеременно хлопают в ладошки.
Два медведя, Буратино И весёлый Чиполлино, И котёнок и слонёнок.Загибают поочерёдно все пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.Разгибают поочерёдно пальчики.
Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать.Попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками.

Таблица: пальчиковая игра «Червячки»

Один, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Вдруг ворона подбегает,Складываем пальцы щепоткой.
Головой она кивает,Качаем ими вверх и вниз.
Каркает: «Вот и обед!»Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь — а червячков уж нет!Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

Таблица: пальчиковая игра «Посуда»

Раз, два, три, четыре,Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.
Мы посуду перемыли:Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли,Загибать пальчики, начиная с большого.
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломалиРазгибать пальчики по одному, начиная с большого.
Так мы маме помогали!Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

Занятия с малышами 3–4 лет имеют большую длительность, чем в ясельной, и некоторое время дети уже могут провести за столами, выполняя задание педагога.

Картотека игр на понятие величины в младшей группе

Варанкина Татьяна Андреевна

Картотека игр на понятие величины в младшей группе

1.«Три медведя».

Цель игры: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула, и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

2. «Три квадрата».

Цель игры: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Оборудование: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь – самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу, вверх, сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» – говорит воспитатель.

3.«Игра с обручем».

Цель игры: различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование: Для игры используются 4–5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме.

Ход игры: Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.).

Цель игры: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

4. «Какие бывают фигуры».

Цель игры: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Оборудование: Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Ход игры: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

5.«Украсим рукавички».

Цель игры: учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички.

6.«Найди такое же колечко»

Ход игры: Дети садятся за стол. Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их на подоконнике, столах, шкафу. Затем раздает детям по одному кольцу от парной башенки и предлагает найти такие же кольца.

Педагог наблюдает за ребятами, помогая им в затруднительных случаях. Подобрав парное кольцо, дети садятся за стол и объясняют, где они его нашли.

Когда все рассядутся, воспитатель просит сначала дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни обеих пирамидок.

В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки не будут собраны.

7.«Ручеёк»

Оборудование: На полу — две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками — 40 см.

Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки, а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост». Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

8. «Пузырь»

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».

Игра повторяется 2—3 раза.

9. «Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

10. «Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую — маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Таблица: примеры конспектов игрового занятия по математике для детей 3–4 лет

Автор и тема НОДСодержание занятия
Ажбулатова М.А. «Треугольник»Дошкольники сидят на ковре, а педагог рассказывает им сказку про круг и квадрат, которые однажды вышли погулять. Одновременно детям демонстрируются бумажные фигуры с ручками, ножками, глазками и пр. (у квадрата они квадратные, у круга — круглые), они выделяют их отличительные признаки. Затем фигуры встретили Треугольника, удивились, что он не похож на них (дошкольники обследуют треугольник, выделяя его отличительные признаки). Затем ребята находят черты сходств у фигур. Воспитатель предлагает малышам построить два домика из квадратов и треугольников на магнитной доске. На крыше домиков есть цифры 1 и 2: они обозначают количество жильцов (их роль выполняют кружочки). Вызываются двое детей: они заселяют домики жильцами. Аналогичная работа предлагается на местах (у каждого ребёнка комплект фигур). Проводится физкуль (дети выполняют движения по тексту.
  • Три весёлых братца ходили по двору Три весёлых братца затеяли игру Делали головками — ник-ник-ник Пальчиками ловкими — чик-чик-чик Хлопали в ладоши — хлоп-хлоп-хлоп Топотали ножками — топ-топ-топ.

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать гостям сказку: педагог начинает фразу, а дошкольники её заканчивают, опираяся на картинку:

  • Однажды сильный ветер принёс откуда — то на полянку маленькое семечко, потом полил дождик, землю прогрело солнышко и из семечки вырос красивый …? (Воспитатель показывает цветок, дети хором отвечают). Цветок посмотрел вокруг себя и увидел, что он совсем один и ему стало скучно и грустно. Но тут мимо пролетала …? (Воспитатель показывает бабочку, дети отвечают). Бабочка увидела цветочек и подлетела к нему, они познакомились и начали играть в интересную игру. Бабочка пряталась, а потом неожиданно появлялась то справа, то — слева, то — снизу, то сверху, то — спереди, то — сзади. (Цветок спрашивает, где бабочка, дети отвечают). Они так весело играли и звонко смеялись, что их услышал пчелёнок и подлетел к ним, чтобы тоже с ними поиграть. Оказалось, что у цветочка очень вкусный нектар. Пчелёнок и бабочка стали каждый день прилетать к цветочку, чтобы поиграть и угоститься нектаром. Так у цветочка появились друзья.

Подводится итог занятия, дети делятся впечатлениями.

Белова Т. «В поисках Машеньки» (игровое занятие с использованием блоков Дьенеша)Воспитатель интересуется у ребят, любят ли они мультфильм «Маша и Медведь». Оказывается, Миша прислал сообщение с просьбой о помощи — волки украли Машу, и он не знает, как её найти. Дети, конечно же, хотят помочь героям. Педагог предлагает отправиться в лес на поезде из стульчиков. На каждом из них приклеена геометрическая фигура, а билетами являются блоки Дьенеша. Чтобы занять место, нужно найти стул с такой же фигурой. Паровоз отправляется в путь. Внимание детей обращается на теремок с плачущим зайчиком. Перед теремком — три обруча с замками (каждый замок — три фигуры, отличающиеся каким-либо признаком, например, два красных треугольника и круг). Это злая лиса закрыла заячий ломик на замок и убежала. Чтобы открыть замки, нужно в каждой группе отыскать лишнюю фигуру. Дети успешно справляются с заданием, а зайчик в благодарность сообщает, что волки унесли Машу за реку. Нужно построить мост. Для этого можно использовать блоки Дьенеша только синего цвета. Ребята строят мост и попадают к волкам. Оказывается, они хотят, чтобы Маша испекла им торт. Но она не знает, как его украсить. Дошкольникам предлагаются схемы узоров из блоков Дьенеша. Малыши называют составляющие узоры фигуры и приступают к выполнению индивидуального задания. Волки отпускают Машу. Звучит песня из мультфильма, и дети вместе с героиней возвращаются в детский сад на поезде. Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-vo-vtoroi-mladshei-grupe-igrovoe-zanjatie-s-blokami-denesha-v-poiskah-mashenki.html

Обучение математическим понятиям в первой и второй младшей группе неразрывно связано с игровым компонентом. Ведь игры — это весёлая и увлекательная альтернатива однотипным заданиям с похожим наглядным материалом. Первые успехи воодушевляют малышей, пробуждая интерес к математике. А этот предмет, в свою очередь, способствует воспитанию детей думающими людьми, умеющими делать выводы, правильно оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

Картотека дидактических игр по математическому развитию детей во второй младшей группе

Елена Перешивайлова

Картотека дидактических игр по математическому развитию детей во второй младшей группе

Раздел «Геометрические формы».

Дидактическая игра «Заплатки».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материалы: карточки с изображенной на них одеждой четырех основных цветов и заплатки в виде геометрических фигур, того же цвета, что и одежда.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку починить одежду и поставить на каждую вещь заплатку нужной формы и цвета. Действия ребенок проговаривает в слух. (на синие брюки круглую заплатку, синего цвета).

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материалы: карточки с контурами 5 геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, найдите такие же фигуры и положите на карточки так, чтобы фигуры спрятались.

Дидактическая игра «Домик для зайца»

(на основе сказки «Зайкина избушка»)

Задачи и цели: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); тренировать умение находить предметы одинаковые и разные; закреплять умение различать и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.

Материалы: картинка с нарисованными домиками с красной, синей и оранжевой крышами; с окошками, соответствующими по форме имеющимся фигурам; треугольники-2 синих и 1 оранжевый; круги- красный и оранжевый; красный квадрат.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать избушку для зайчика. На картинке три домика с крышами разных цветов (красной, синей, оранжевой). Предлагается подобрать окошки по форме и цвету крыши домика.

Дидактическая игра «Разложи печенье».

Цель: формировать представление о форме и цвете предметов, умение группировать предметы по форме и цвету.

Материалы: вазочки и тарелочки из картона и наборы геометрических фигур разного цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку разложить печенье в тарелки по цвету, а в вазочки по форме.

Дидактическая игра «Коврики для медведей»

(на основе сказки «Три медведя»).

Задачи и цели: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); формировать умение группировать предметы по форме и цвету; закреплять умение определять и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.

Материалы: листы с нарисованными на нем фигурами-«коврики для мишек» (на одном листе большие фигуры, на другом маленькие); 4 большие и 4 маленькие фигуры разных цветов; треугольники-красные; круги- желтые; квадраты- зеленые; овалы- зеленые.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть коврики для мишек и определить на каком большие фигуры, а на каком маленькие и разукрасить коврик цветными фигурами по размеру и форме.

Дидактическая игра «Собери все флажки в группе по три.»

Цель: Упражнять в составлении групп предметов по одному-двум признакам. Материалы: карточки с изображением 9-ти красных, желтых и зеленых флажков. Первые 3-и соединены полосой.

Ход игры: Воспитатель просит соединить флажки одной ленточкой по образцу.

Дидактическая игра «Укрась елочку».

Цели и задачи: формировать представление о форме предметов и сравнение предметов по форме (одинаковая, различная) тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме, ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур- квадрат, круг, овал, треугольник.

Материалы: Елки из картона, на которых изображены белые геометрические фигуры, разной величины. Наборы геометрических фигур разного размера и разного цвета.

Ход игры: Ребенку предлагают найти геометрические фигуры нужной величины и цвета, и украсить ими елочку.

Например: Большой красный круг, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат.

Дидактическая игра «Вставь окна в дома»

Цель: упражнять детей в составлении пар по одному или двум признакам.

Материалы: домики из картона с окнами разной формы и размера, набор геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель предлагает разложить на домики окошки нужной формы и размера.

Дидактическая игра «Какой шарик забыли нарисовать?»

Цель:формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материалы: карточки с кругами разного цвета (первый ряд: красный, желтый, синий, второй ряд: синий, красный, желтый, третий ряд: желтый, синий и свободная клеточка, круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель просит положить в пустую ячейку шарик, которого по мнению ребенка тут не хватает.

Дидактическая игра «Повтори рисунок».

Цель: формировать умение детей различать основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный. Развивать умение детей группировать предметы по общему признаку.

Материалы: карточки с 2-мя нарисованными шарфами в шарфах оставлены незакрашенные круги (на большом одинакового диаметра, а на маленьком разного, множество кружков разного цвета и диаметра.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка раскрасить (положить кружки) разного цвета на большой шар, а одного цвета на маленький так, чтобы кружки все спрятались.

Дидактическая игра «Разложи пуговицы».

Цель: сформировать представление о форме и размере предметов.

Материалы: тарелочки, набор пуговиц из картона разных форм и размера.

Ход игры: предлагают ребенку разложить на тарелочки пуговицы одной формы и одного размера (круглые- большие, треугольные –маленькие).

Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материалы: На картинке изображена лента, на ней слева направо в определенном чередовании нарисованы фигуры: красные круги чередуются с желтыми. Перед ребенком коробка с разноцветными кругами.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети выбирают круги (бусины) и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Загрузи машину».

Цель: сформировать представление о форме предметов, ввести в речевую практику название различных форм плоских фигур- квадрат, овал, круг, прямоугольник.

Материалы: картинки с большими грузовиками на кузове которых изображена та или иная геометрическая фигура, наборы геометрических фигур из картона.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку заполнить машины геометрическими фигурами, которые изображены на кузове.

Дидактическая игра «Найди предмет».

Цель: формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.

Материалы: мяч, карточки двух видов, на одних изображены фигуры, на других предметы такой же формы. Ход игры: дети стоят полукругом, в центре 2 стола, на одном- геометрические фигуры, на другом – предметы. К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы как покажет педагог. Если ребенок находит правильно – дети хлопают в ладоши.

Дидактическая игра «Сложи из фигур».

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Материалы: карточки схемы с изображением готового рисунка из геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Ход: воспитатель предлагает ребенку отобрать геометрические фигуры и наложить их на схему (домик из квадрата и треугольника, машину из прямоугольников и кругов).

Дидактическая игра «На какую форму похоже».

Цель: формировать представление о форме предметов, умение распознавать различные геометрические формы в предметах окружающей обстановке.

Материалы: карточки с изображением различных предметов (часы, картина, тарелка, рожок с мороженым).

Ход игры: воспитатель предлагает отобрать предметы похожие на треугольник, на квадрат, на круг.

Раздел «Размер».

Дидактическая игра «Длинная- короткая».

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материалы: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый хомячок, куколка

Ход игры: на двух столах разложены комплекты дидактического материала (разноцветные ленты, полоски) Воспитатель достает две игрушки – хомячка и куклу Таня. Гости хотят, чтобы их нарядили. А для этого нужны пояса. Вызывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую- поясок для Тани, другую длинную –поясок для хомячка. Дети примеряют и завязывают с помощью воспитателя пояски. Игрушки радуются и хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая- это длина. Педагог объясняет, что путем накладывания, выясняем длину ленточек – короткая и длинная.

Дидактическая игра «Ягоды для мишек»

(на основе сказки «Три медведя»)

Задачи и цели: Закреплять умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; закреплять умение различать и называть цвета: синий, зеленый оранжевый; сравнивать предметы по цвету и размеру.

Материалы: круги оранжевого, синего и зеленого цветов Д= 15см. на каждого ребенка; ягоды смородины, малины, клубники или другие ягоды разных размеров.

Ход игры: Воспитатель дает детям по три круга одинакового размера: синий, зеленый, оранжевый. Круги обозначают тарелки для мишек. Детям предлагается положить на синюю тарелку самые маленькие ягодки; на зеленую тарелку ягодки побольше; на оранжевую тарелку самые большие ягодки.

Детям предлагается сравнить ягодки и назвать цвет тарелки и назвать ягодки, которые лежат на этой тарелке и сравнить их по размеру с другими ягодками а других тарелках.

Дидактическая игра «Сбор урожая».

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Материалы: набор муляжей овощей разных по величине (большие и маленькие).

Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: формировать умение различать и называть размеры предметов большой, поменьше, маленький.

Материалы: игрушки заяц, лягушка, мышка, кубики разной величины большие, поменьше, маленькие.

Ход игры: детям предлагают построить поезд для зайца из больших кубиков, для лягушки из кубиков поменьше, а для мышки из маленьких кубиков.

Раздел «Цвет».

Дидактическая игра «В гости».

Цель: уточнить представления о четырех цветах- красном, желтом, зеленом, синем и их названия.

Материалы: 4 домика: красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 полоски- дорожки и 4 человечка соответствующих цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить дорожку к домикам, а также хозяина домика- цветного человечка. Дети должны догадаться, что дорожки и домики должны быть такого же цвета, что и человечек.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: закреплять умение определять и называть цвета предметов, тренировать память, речь.

Материалы: Цветные человечки разного цвета.

Ход игры: Перед детьми выставляют двух человечков разного цвета. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка и спрашивает: человечек какого цвета спрятался? Игра может усложняться воспитатель может выставлять сразу четырех человечков и убирать двух.

Дидактическая игра «Физкультура».

Цель: закреплять и называть цвета, сформировать опыт расположения предметов по порядку слева направо.

Материалы: человечки четырех цветов (красного, зеленого, желтого, синего).

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку представить, что человечки решили заняться физкультурой. И говорит, что первым в шеренгу встал зеленый человечек. Найди этого человечка и поставь первым. А после него синий. Поставь его слева от него. И т. д.

Дидактическая игра «Накрой на стол».

Цель: сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материализованного образца, закреплять умение определять и называть цвета.

Материалы: Лист бумаги разделенный на 4 одинаковые части. Каждая часть имеет свой цвет. Геометрические фигуры двух размеров такого же цвета, что и квадраты (по 2 каждого).

Ход игры: Воспитатель показывает детям на лист и на геометрические фигуры, говорит, что это, соответственно, стол и посуда для цветных человечков.

-Куда сядет красный (желтый, зеленый, синий) человечек? Воспитатель предлагает посуды поставить посуду на стол такого же цвета.

Дидактическая игра «Наведи порядок».

Цель: уточнить представления о четырех цветах-красном, желтом, зеленом, синем, и их названия. Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материального образца.

Материалы: карточки с изображением вещей, посуды, игрушек четырех цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить предметы одного цвета в коробочку данного цвета.

Дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».

Цель: сформировать представление об основных цветах и оттенках.

Материалы: 5 матрешек, 2 матрешки в красных платочках и синих сарафанах, 2 матрешки в желтых платочках и зеленых сарафанах и одна матрешка в синем платочке и зеленом сарафане.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку из пяти матрешек найти одинаковых и объяснить.

Раздел «Счет».

Дидактическая игра «Еда для черепахи».

Задачи и цели: Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов, использовать понятия «один» и «много»; закреплять умение сравнивать предметы по свойствам.

Материалы: черепаха;3 морковки разных размеров и цветов; лист бумаги с нарисованными на нем 3 оранжевыми морковками; 3 кабачков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить в магазин и купить для черепахи морковки и кабачки, которые черепаха очень любит. На прилавке лежат 3 морковок и 2 кабачка. Дети складывают в корзинку овощи и приносят черепахе. Воспитатель просит сравнить морковки и кабачки по количеству. После сравнения дети приходят к выводу, что надо купить еще кабачок, чтобы кабачков и морковок было поровну.

Дидактическая игра «Один, два, много».

Цель: сформировать представление о числе два, умение считать до двух.

Материалы: набор картинок с изображением двух, одного и множество предметов.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать карточки на которых изображены два предмета, один, много предметов.

Дидактическая игра «Мы на лодочке плывем»

Задачи и цели: Закреплять умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих из двух предметов, определять и называть цвет и размер предметов.

Материалы: большие (10) и маленькие (10) лодочки красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие; 20 больших и маленьких человечков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать две лодочки: одного цвета; одного размера; одного цвета и размера. В каждую лодочку можно посадить по одному человечку.

Дидактическая игра «Компот».

Цель: сформировать умение соотносит цифры один и два с количеством, группировать предметы по двум признакам (цвет и размер).

Материалы: кастрюли с цифрами 1и 2, яблоки красного цвета и зеленые цвета, разных размеров.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку сварить компот из яблок. Для этого нужно в кастрюлю положить столько красных яблок разного размера, сколько показывает число на кастрюле, а в другу кастрюлю положи больших яблок разного цвета.

Дидактическая игра «Угадай цифру».

Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством.

Материалы: набор карточек с изображением предметов разного количества, крышки с наклеенными цифрами.

Ход игры: Ребенок выбирает карточку, считает изображенных на ней предметов и в обозначенное место ставит крышку с нужной цифрой.

Дидактическая игра «Птички в клетке».

Цель: закреплять умение использовать понятие «один» и «много», сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар.

Материалы: картонные клетки дух размеров, птички большие и маленькие.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посадить в большую клетку много маленьких птичек, а в маленькую клетку одну большую птичку.

Дидактическая игра «Бабочки».

Цель: сформировать представление об установлении равно численности групп предметов с помощь составления пар, ввести в речевую практику выражение «столько же».

Материалы: бабочки и цветочки из картона.

Ход игры: воспитатель говорит ребенку, что бабочки очень устали и хотят отдохнуть на цветочках. Предлагает посадить по одной бабочке на цветочек. Затем задает вопросы: сколько бабочек ты посадил на цветочек? Остались лишние цветочки? Остались лишние бабочки? Значит их поровну, или кого-то больше? В заключении воспитатель фиксирует вывод каждая бабочка села на один цветок, поэтому бабочек и цветков поровну, столько же.

Дидактическая игра «Три треугольника»

Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, угадывать фигуру – треугольник.

Материалы: карточки с изображением фигур разной формы и такие же фигуры, подносы.

Ход игры: воспитатель показывает фигуры, обводит их пальцем. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Накладываем (прячем) ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Разложи шары».

Цель: Тренировать детей объединять предметов по цвету. Формировать умение сравнивать предметы по количеству (чего больше, чего меньше).

Материалы: карточки с контурами 3-х квадратов разного цвета рядом написаны цифры 1,2,3. Круги разного цвета и размера.

Ход игры: Воспитатель просит положить в коробку (квадрат) круги такого же цвета, что и квадрат. В одну — один, во вторую — несколько, в третью – много.

Дидактическая игра «Цветочная поляна».

Цель: актуализировать представления детей о понятиях один — много, развивать внимание.

Материалы: клумбы из картона, цветы разных размеров и цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает посадить на клумбу два синих цветочка, три желтых и один красный.

Дидактическая игра «Посылки для зайчат».

Задачи и цели: Создать мотивационную ситуацию для самовольного обозначения количества предметов; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Материалы: черепаха;3 игрушки зайцев, 2 посылки с написанными на них цифрами 1 и 2, 3 морковки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям принести с почты посылки для зайчат. В каждой посылке морковки; посылки открывать нельзя. Чтобы узнать, сколько там морковок нужно прочитать информацию о них на посылке. Дети определяют количество морковок по написанным на посылке цифрам.

Дидактическая игра «Какие цифры спрятались».

Цель: формировать умение определять и называть цифры, ввести в словарь детей слова цифра, один, два, три.

Материалы: карточки с изображенной с картинка на которых спрятаны цифры (лебедь – цифра 2).

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку найти на картинке цифры и назвать их.

Дидактическая игра «Картинки и цифры».

Цель: формировать умение соотносить цифры с количеством предметов.

Материалы: карточки, на которых изображены различные предметы, животные и набор цифр от 1 до 3.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку взять карточку, сосчитать предметы на ней и выбрать соответствующую цифру.

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Цель: формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.

Материалы: карточки схемы, на которых изображена в начале цифра и несколько геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку отобрать столько треугольников сколько показывает цифра и наложить на схему и т. д. Побуждать ребенка называть цифры и геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Гараж».

Цель: закреплять умение соотносить изученные числа с количеством.

Материалы: гаражи из конструктора с цифрами и машины обозначенные цифрами.

Ход игры: дети катают машинки и после сигнала должны поставить в гараж, цифра на машине и гараже должны совпасть.

Раздел «Ориентировка в пространстве».

Дидактическая игра «Где мишка?».

Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «на», «над», «под».

Материалы: карточки с изображением медвежонка, который сидит на дереве, под деревом, летит на шаре над деревом.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассказать, где находиться мишка. Помогая ему правильно построить фразу.

Дидактическая игра «Кто спрятался за забором?»

Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «за», «около».

Материалы: карточки с изображением забора, за которым прячутся петух, корова, поросенок, гусь. А около забора сидит медвежонок, гуляют цыплята.

Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть картинку и определить, кто из животных и птиц прячется за забором, а кто стоит около забора. Активно используя в речи «за», «около».

Дидактическая игра «Справа — слева».

Цель: формировать умение у детей ориентироваться в пространстве (слева — справа).

Материалы: Две корзины, карточки с изображением капусты и морковки, игрушка – Заяц.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь зайке разложить по корзинам урожай капусту и морковь. Педагог ставит на стол Зайку и две корзины. Приглашает 2 детей подойти к столу, объясняя при этом, что зайка стоит в центре стола. А справа и слева стоят корзины. Предлагается в правую корзину положить капусту, а в левую морковь. Дети, раскладывая овощи по корзинам, сопровождают свои действия речью.

Дидактическая игра «В гости».

Цель: уточнить пространственные отношения «слева-справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева.

Материалы: карточка с изображением дороги и домиков, разных деревьев расположенных слева и справа. Фигурки Винни –Пуха и Пяточка. Ход игры: воспитатель рассказывает, что перед ребенком дорожка к домикам Иа-Иа и Совы, чтобы попасть в домик Совы нужно пойти налево, а к ослику направо. Если ребенок затрудняется, то можно подсказать, рядом с домом ослика растет ель.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]