Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы
Ольга Сандул
Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы
Театр — это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали, и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей.
Б М. Теплов.
Цель: формирование художественного творчества и развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
— учить выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску;
— учить детей сочетать движения и речь, анализировать проигранную ситуацию;
— развивать связную речь, пантомимические навыки, моторику рук, фантазию, воображение, художественный вкус, творческие и актерские способности, умение импровизировать, способность проявлять себя в ситуации свободного выбора, активизация словаря
— формировать активную позицию (желание брать на себя роль, понимание необходимости добрых отношений между людьми, героями сказок;
-способствовать формированию у детей готовности противостоять злу;
-воспитывать любовь к театральному искусству.
Форма организации: групповая (работа в малых группах, индивидуальная, работа в паре.
Дифференцированный и индивидуальный подход,с помощью разнообразных приемов:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам
— проигрывание ролей в парах.
— равномерное вовлечение в деятельность всех детей.
В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.
Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в «театр«. А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других — персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.
В своей работе с детьми по театрализованной деятельностия использовала такие методы:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как «Стрекоза и муравей», «Две козы» и т. д.
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания,например:
-покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова
-покажите как «мама» наряжает «папу» к празднику
-произнесите от лица «мамы» фразу «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,»Конкурс хвастунов» объясняю, что выигрывает тот,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось — хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку «Белый рояль» и попросила нарисовать свой «страх», дети рисовали собак, змей, пауков т. д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.
5. Метод обратной связи или (рефлексия)
который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно
театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня — перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре «Идём в театр» дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.
Театрализованная деятельностьсохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
• роль
• игровые действия
• игровое употребление предметов
• реальные отношения
Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное — главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр)
побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.)
.
Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры — беседы, викторины. Например, беседа «Правила поведения в зрительном зале». Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты — им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:
• нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры
• знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла
• давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании
• проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой.Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала формы организации театрализованной деятельности,которые включают в себя:
• театральные игры (на снятие эмоционального напряжения «Назови ласково соседа», «Скажи комплемент» и др.
• музей кукол
• театрализованная игра на праздниках,развлечениях
• театральные игры в повседневной жизни
• мини-игры на музыкальных занятиях
• театр в детском саду
• посещение детьми театров совместно с родителями (беседа)
• самостоятельная художественная деятельность
• совместная театральная деятельность взрослых и детей
Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М. В.)
1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.
3. Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.
В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику,как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.
С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом,решаются следующие задачи:
• развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
• воспитание интереса к различным видам творческой деятельности
• овладение импровизационными умениями
• развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
• совершенствование познавательных процессов.
Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам,развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся «актёрами» для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:
• игры — драматизации, где дети исполняют роль «артиста»,самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов)
без предварительной
подготовки.
• режиссёрские игры «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует деятельность, управляет ими, «озвучивает» героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.
Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость)
. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания.
Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость.
Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра — все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.
Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке «Теремок» дети охотно изображают животных голосом, движением)
.
Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические)
.
Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример — важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей)
. В дальнейшей работе по
организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.
В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группеможно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Для детей театр-это игра, для родителей — праздник, для педагогов — работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Список литературы:
1. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду»
, 2009 год.
2. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»
, 2008 год.
3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду»
, 2006 год.
4. Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду», 2006 год.
Музыкальные подвижные театрализованные игры
Музыкальные подвижные
театрализованные игры
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Легостаева С. Д.
музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад «Снежинка»
Уважаемые педагоги, родители! Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Игры можно применять в группе, дома или на прогулке при наличии МП3 плеера. Оборудование:
Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
Игра «Дирижер» (замри)
Автор И. Холодная
Атрибуты:
дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия. «Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать. Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать, На него мы поглядим и движенья повторим 1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами. На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.
Игра Колпачок и палочка
Автор И. Холодная
Атрибуты:
Колпачок, палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: «На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом Будет палочка стучать, а ладошки повторять И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом, Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка. 1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит. 2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши. 3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!» Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей. Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.
Игра «Летчики, на аэродром!»
Авторская компиляция игры М. Раухвергера.Задачи:
учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: 1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются 2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками. 3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают) 4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки. 5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.
Игра «Маленькая Фея»
Автор И. ХолоднаяЗадачи:
Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты:
Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: «Маленькая Фея кружится, танцует! Веточкой чудесной волшебство рисует! Кому на плечо цветок упадет, Тот с Феей в кружок танцевать пойдет! Что же, Феечка, давай! Ребятишек выбирай!»
Девочка — «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.
Ссылка на сайт — Учебно – методический кабинет:
https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-holodnaja/teatralizovanye-igry-dlja-doshkolnikov.html
Драматизация русской народной сказки в подготовительной группе
Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка». Подготовительная группа
Цель: Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. Задачи: Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка; продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр), драмтеатр совершенствовать уме-ние рассказывать сказку по ролям; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи). Материал: Макет ледяной и лубяной избушек, деревья в рост ребенка, кусты; костюмы (лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк); пенек, солнышко, облако.
Ход игры-драматизации
Ведущий: Дорогие гости! Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка». Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца — лубяная. Пришла весна-краса. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу Лиса: Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький! Заяц: Заходи, Лисонька. Ведущий: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца. Лиса: Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было! Ведущий: Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Со¬бака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?». Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Собака: Не плачь, Заяц. Я ее выгоню! Ведущий: Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису. Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав! Лиса: Как выскочу, как вы¬прыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Ведущий: Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк. Волк:О чем, Заяц, плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла — она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Волк: Не плачь, Заинька. Я ее выгоню! Заяц: Нет, не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь. Волк: Нет, выгоню! Ведущий: Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису. Волк: Поди, Лиса, вон! Ведущий:А Лиса Волка ничуть испугалась. Лиса: Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам Ведущий: Испугался Волк и. убежал. Идет мимо Зайца Медведь. Медведь: О чем, Заяц плачешь? Заяц:Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Медведь: Не плачь, Зайчик, я ее выгоню! Заяц: Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и ты, Медведь, не выгонишь. Медведь: Нет, вы-го-ню! Ведущий: Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису. Медведь:Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но! Ведущий: А Лиса не испугалась. Лиса: Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Ведущий: Испугался Медведь и убежал. Идет мимо Зайца Петух. Петух: Ку-ка-ре-ку! чем, Зайка, плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Петух: Я ее сейчас выгоню! Заяц: Нет. Не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь. Петух: Нет, я выгоню! Я — храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку! Ведущий: Подошел Петух к избе и стал гнать Лису. Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон. Лиса: Шубу надеваю… Петух:Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса Ведущий: Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Фотоотчет со сказки «Аленький цветочек» Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ
Похожие статьи:
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников