Современная школьная программа предъявляет будущим первоклассникам довольно высокие требования. К началу обучения дети уже должны знать и уметь многое из того, с чем старшее поколение сталкивалось лишь в школе.
Это можно сказать и о составе чисел. Ребенок должен уметь раскладывать числа от 1 до 10 на два меньших числа. Этот навык поможет ему в будущем легко и быстро научиться самым простым арифметическим действиям – сложению и вычитанию. Поэтому знание состава чисел – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение математике.
Необходимость серьезной подготовки ребенка к школе часто вызывает у родителей много вопросов: как объяснить своему чаду эту непростую тему, когда и с чего следует начинать? На самом деле, это не так сложно, как может показаться вначале. Главное – следовать рекомендациям и запастись терпением, потому что процесс этот требует времени.
Когда приступать к изучению состава числа
Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:
- навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
- навык устного счета в обратном порядке;
- знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
- как преимущество – способность самостоятельно записывать число.
К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.
Осваиваем цифры
Тему изучения цифр условно можно разделить на две составляющие: запоминание последовательности (1, 2, 3, ……. 9, 10) и графического (визуального) образа.
Как правило, последовательность цифр дети запоминают намного быстрее. Когда взрослый часто проговаривает ее, одновременно указывая по очереди на какие-нибудь предметы, ребенок быстро запоминает на слух названия чисел и их порядок, начинает повторять те же действия и таким образом учится считать. Однако есть множество упражнений, чтобы этот процесс ускорить и закрепить навык. Вот некоторые из них:
1. Считать все, что попадается на глаза Нужно предлагать ребенку считать все, что его окружает в течение дня: ступеньки в подъезде, голубей во дворе, карандаши в пенале, машины на стоянке, пуговицы на одежде, людей в очереди к кассе и так далее. Чем чаще ребенок это делает, тем быстрее информация уложится в его памяти, а также появится понимание взаимосвязи между цифрой (ее названием) и конкретным количеством.
2. Пальчиковые игры В изучении цифр от 1 до 10 самым лучшим инструментом являются пальчики. Кроме того, что их можно просто посчитать, разгибая по очереди, есть еще большое количество пальчиковых игр, направленных как на тренировку навыка устного счета, так и на развитие мелкой моторики и воображения.
3. Стишки, песенки, считалочки Запоминание последовательности чисел с помощью песен, стихов или считалочек позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и через зрительные образы, которые рисует воображение ребенка. Это ускоряет процесс изучения и хорошо развивает фантазию.
Если во время изучения чисел у ребенка возникают трудности, чаще всего они связаны с визуальным запоминанием. Особенно это касается внешне похожих друг на друга цифр, таких как 6 и 9, 1 и 7. Чтобы быстро запомнить графический образ цифры, также есть много разных секретов:
4. Ассоциации Простой и эффективный способ, чтобы запомнить внешний вид цифры – найти сходство с каким-либо объектом, придумать ассоциацию. К примеру, цифра 8 похожа на матрешку, бантик, снеговика или медвежонка. Цифра 2 напоминает лебедя, 4 – перевернутый стул или клюв. Здесь нет предела фантазии, у каждого ассоциации будут свои.
5. Распознать на ощупь Цифры должны быть объемные. Можно сделать их самостоятельно из подручных материалов или приобрести уже готовые. Их нужно сложить в мешочек или коробочку, из которой ребенок будет доставать по одной не глядя и пытаться на ощупь определить, что за цифра ему попалась.
6. Рисунок на спине Для игры нужны двое. Взрослый на спине ребенка рисует пальцем какую-нибудь цифру, а тот должен ее отгадать. Затем можно поменяться местами.
7. Игрушечные цифры Они могут быть магнитными, мягкими, нарисованными на кубиках – в зависимости от того, что больше нравится. Из них можно выстраивать последовательность от 1 до 10, называя вслух каждую цифру, расставлять в обратном порядке или вразброс, находя ту цифру, которую называет взрослый.
8. Цифры вокруг Каждый день ребенку встречаются разные цифры: в номерах домов, автомобилей, на различных плакатах и объявлениях. Если обращать на них внимание и проговаривать, то это также будет способствовать запоминанию.
После того, как ребенок научился считать и запомнил все цифры, можно переходить к изучению состава чисел.
Занятия с числовыми карточками
Числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.
Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Вот пример таких карточек:
Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах (конфетах, пуговках, камушках, карандашах и т.д.) или карточках: например, на одной нарисовано 2 банана, а на другой 3 апельсина. Если их сложить вместе, сколько всего получится фруктов? Ребенок пересчитывает все фрукты и называет сумму. А вместе с тем, постепенно запоминает, сколько будет, если сложить те или иные числа.
После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно браться за состав числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.
Например, нужно собрать 4 яблока. Предлагаем ребенку карточку, где нарисовано только 1 яблоко и спрашиваем, какую еще нужно выбрать, чтобы яблок в итоге стало 4. Затем берем карточку с изображением 2 яблок и задаем тот же вопрос. Таким образом, перебираются все возможные комбинации.
Постепенно можно переходить к большим числам, где количество комбинаций будет увеличиваться. При многократном повторении состав каждого числа укладывается в памяти и потом воспроизводится уже механически.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект по ФЭМП с использованием авторского пособия «Игры Воскобовича» с детьми подготовительной группы «Состав числа 10» Конспект по ФЭМП с использованием авторского пособия «Игры Воскобовича»
с детьми подготовительной группы. ФИО воспитателя: Чернышова О.В. ДОО: МБДОУ
«Хомутовский д/с»
Программные задачи: 1. Познакомить с
составом числа 10 из единиц. 2. Продолжать учить находить предыдущее число…
Конспект игровой ситуации по ФЭМП «Узнай героя сказки. Состав числа 10 из единиц» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 137»
Конспект игровой ситуации по формированию элементарных математических представлений у детей Тема:
«Узнай героя сказки»
подготовительная группа Нижегородская область г. Дзержинск 2021 год…
Числовые домики
Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.
Чтобы разобрать с ребенком состав числа, достаточно нарисовать такой домик. Например, для числа 3 он будет иметь 2 этажа, на котором соседствуют 0 с 3 и 1 с 2
Объяснив главный принцип, нужно предоставить возможность детям самостоятельно заполнять числовые домики: оставить их пустыми и указать лишь число на крыше, состав которого и надо распределить по этажам. Начинать можно с нижнего этажа, или с верхнего.
Если задание будет вызывать сложности, то в качестве подсказки можно заполнить некоторые клеточки. Но в дальнейшем следует объяснить, что каждое число, переходя с одного этажа на другой, становится на 1 больше или меньше. А если в одной квартире на 1 убыло, то в соседней на 1 станет больше.
После того, как будут усвоены составы чисел до 10, можно перейти и ко второму десятку, если ребенок знаком с ним.
Конспект урока по математике «Состав числа 4» с героями сказки «Колобок»
Класс: 1 Учитель: Отрышко В.А. Тема урока: Состав числа Цель урока: знакомство учащихся с составом чисел. Задачи урока: знать: образование чисел уметь: образовывать числа из двух меньших чисел, согласовывать числительное с существительным; соотносить цифру и число предметов. приобретут универсальные учебные действия: образования числа 4, счёта в пределах 4-х; развивать устную речь обучающихся на основе процесса словоизменения с автоматизированными звуками; развивать пространственные представления, общую и мелкую моторику. Воспитывать положительную мотивацию к обучению; формировать социальные представления об окружающем мире. Понятия: число, цифра, числовой ряд. Оборудование: компьютер, слайд-презентация; числовой ряд. Дидактические материалы к учебному занятию: у каждого ученика – карточки с цифрами 1, 2, 3,4. Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная. Актуализация Ход урока. I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. — Кто меня видит – хлопните. -Кто меня слышит – топните. -Кто готов со мной работать – поднимите руку. Целеполагание II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. -Сегодня будет необычный урок, а урок-сказка, которую мы составим вместе с вами. А кто будет героем нашей сказки, вы мне подскажете, когда отгадаете загадку. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол, И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (КОЛОБОК). (КАРТИНКА) 2)-Кто помнит, кого встретил Колобок во время своего путешествия, когда ушел от бабушки и дедушки? Назовите. ГЕРОИ НА ДОСКУ -Сколько всего зверей встретил Колобок? -С числом и цифрой 4 мы уже знакомы, а сегодня мы узнаем, как получить число 4 из двух более меньших чисел, будем решать примеры, используя известные нам числа. Все знания, полученные сегодня, пригодятся нам в дальнейшем на уроках математики, а так же в жизни. В конце урока мы должны будем заселить домик, в котором живет цифра 4 III. Устный счёт: 1)—Кто стоит первым? -Перед лисой? -После волка? -Кто стоит вторым? -А между медведем и зайцем? 2)—Кто мне сможет найти цифру 4 на наборном полотне? -На что похожа цифра 4 — вспомним «Ставим стульчик вверх ногами И. «четвёрка» перед нами 3)— Начинаем сочинять сказку….Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он — прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по тропинке. А тут мальчик мимо шел. Решили они в ляпы поиграть с Колобком. Начал мальчик убегать, хотел перелезть через забор и зацепился за штакетник — и вот результат! – штаны свои порвал! -Давайте поможем залатать мальчику брюки Что нам нужно для работы? (дети говорят, какие геометрические фигуры подходят, ) — Молодцы, ребята, вы помогли мальчику. — А сколько геометрических фигур подошло? 5 -Какие геометрические фигуры, назовите Физминутка для глаз, потереть ушки, массаж головы, вдох, на 4 счета выдох 5)-Катится Колобок дальше, смотрит, сидит Заяц,рядом мяч лежит, а он карточки с цифрами перекладывает, к уроку в лесной школе готовится. -Давайте и мы с вами поиграем с мячом, и заодно поможем Зайцу. -Я вам кидаю мяч и говорю задание, а вы мне возвращаете мяч с готовым и правильным ответом. -Назовите число, предшествующее числу 2 -Назовите число, следующее при счете за числом 3 -Назовите число, стоящее между числами 2 и 4 -Назовите число, которое на 1 больше, чем 1 -Что значит увеличить число на 1 (назвать последующее) 1 4 3 2 -Назовите наименьшее число. Наибольшее -Какое число больше – 3 или 4. Почему? -А на сколько? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? 6)-Посмотрите несколько секунд, запомните (доска закрывается) -Какая цифра стояла первой? Последней? Между 1 и 3? -Кто сможет расставить их в порядке возрастания? (ребенок выполняет) 7)Игра «Вы моё эхо» –Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. -Если выполнишь мое задание – не съем тебя! Поможем Колобку? Вы должны быть очень внимательны! Игра ЭХО. ( повторение числа хлопков за учителем). физминутка Скок, да скок, Скок, да скок,- Покатился Колобок, Круглый да румяный, Прямо на поляну. Раз — поднялся, потянулся, Два — согнулся, разогнулся, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парту тихо сесть -Потянулись к солнышку, взяли его лучик
Формирование понятий IV. Изучение нового материала. 1) Игра « Составь букет» -Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь и мед ест, а вокруг него цветов полным полно. А кроме цветов еще и грибы растут. Какие это грибы? Что вы про них знаете? Но мухоморы еще и полезны ими питаются северные олени. – скольго грибов слева, а сколько справа. — Сколько всего? Какой цифрой обозначается это число- покажите — Как получили 4? — Как с помощью этих цифр и математических знаков записать, как мы получили число-4? -Повторим хором 4) — Догадайтесь, а как еще можно получить 4? Давайте этот способ покажем на наших шнурочках. -Завяжите 1 узелок. Какой цифрой обозначается это число- покажите -А теперь еще 3. Какой цифрой обозначается это число- покажите -Сколько всего узелков получили? Какой цифрой обозначается это число- покажите — Как с помощью этих цифр и математических знаков записать, как мы получили число 4? Составить на доске Вывод: — Как можно получить число 4. Физминутка Формирование Умений V. Закрепление. Работа в тетрадях. 1)-Катится по тропинке Колобок, вдруг из-за елки Лиса с тетрадью по математике. «Слушай, Колобок – говорит Лиса, выполнишь задание в тетради – домой вернешься, нет — съем тебя!» — Ребята не допустим, чтобы Лиса съела Колобка? 2)Пальчиковая гимнастика «Я Колобок, я Колобок…» Я колобок, я Колобок, Я от бабушки ушел Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел И от Волка ушел, От медведя ушел И от лисы уйду 2)-вспомним, как пишется цифра 4 -Пропишем цифру 4 в воздухе,на ладошке — Взяли в руки тетради, откройте их, как я вас учила. Покажите мне, как правильно держите ручку?
стих Чтоб уметь писать красиво надо правильно сидеть. На пол ровно ножки поставить, Головою не вертеть.
—Нарисуйте 3 зеленых кружочка — добавьте ещё 1 красный. -Сколько получилось? Как получилось это число? -Как это записать выражением? -Запишите этот пример —Нарисуйте 4 синих треугольника -2 зачеркните — Сколько треугольников осталось? Как получили это число -Как это можно записать при помощи цифр и математических знаков? -Запишите этот пример под рисунком -Прикатился Колобок домой, а бабушка с дедушкой хоть и обрадовались, но все же решили проучить Колобка за непослушание и дали ему задание – решить примеры. Но Колобок не учится еще в 1 классе, не может выполнить это задание. И опять нас позвал на помощь. Вы готовы ему помочь? (карточки с индивидуальным заданием) -На зеленой карточке легкое задание – нужно найти значение выражения и записать его, на розовой более трудное – нужно вставить недостающий компонент при сложении или вычитании. Внимательно посмотрите на обе карточки. Какое вам задание по силам – то и выполняйте. VI. Итог урока. 1)- Вот и закончилась наша сказка. Вам понравилось? 2)—вот и пришло время заселить наш домик РЕфлексия -Положите головы на парты, закройте глаза, подумайте о чем- нибудь хорошем, а я притронусь к тем ученикам, которые мне очень понравились на уроке. 3)—За вашу работу на уроке, за помощь, Колобок принес вам подарки – свои картинки. Но чтобы их получить, вы должны еще немного со мной поиграть. — У меня в руках 4 картинки. Я буду их делить в своих руках и показывать вам только одну ладошку. Вы должны угадать, сколько картинок в другой ладошке. Готовы? (Игра повторяется несколько раз) –Спасибо за урок.