Радуга-талантов.РФ
автор: Сикорская Людмила Борисовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск, Нижегородская обл.
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №141 «Ладушки»
Программа профессионального саморазвития:
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
Разработчик:
воспитатель I категории
Сикорская Л.Б.
г. Дзержинск, 2021г.
Цель:
развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
- Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
- Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
- Формировать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
План работы с детьми
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Сентябрь |
2 | Познакомить с РНС «Репка» | Сентябрь |
3 | Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра | Сентябрь |
4 | Пальчиковые игры на основе р.н.потешек | Октябрь |
5 | Знакомство с закличками | Октябрь |
6 | Познакомить со стихотворением А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
7 | Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» с помощью драматизации | Ноябрь |
8 | Познакомить с РНС «Маша и три медведя» | Ноябрь |
9 | Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду,дуду” | Декабрь |
10 | Разучивание потешки «Как у нашего кота” | Декабрь |
11 | Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход» | Декабрь |
12 | Познакомить со стихотворением С.Черного «Приставалка» | Январь |
13 | Разучивание потешки «Коза-хлопота»” | Январь |
14 | Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
15 | Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
16 | Познакомить с РНС «Теремок» | Март |
17 | Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением | Март |
18 | Познакомить со стихотворением А Бродского «Солнечный зайчик» | Апрель |
19 | Чтение рассказа Чарушина «Курочка» | Апрель |
20 | Чтение потешки «Киска» | Май |
21 | Разучивание потешки «Киска» | Май |
22 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Май |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Консультация «Учим с ребенком стихи» (см. приложение) | Сентябрь |
2 | Консультация «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение) | Октябрь |
3 | Повторить дома стихотворение А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
4 | Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение) | Декабрь |
5 | Консультация «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение) | Январь |
6 | Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
7 | Консультация «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение) | Март |
8 | Повторить дома стихотворение А Барто «Зайка» | Апрель |
9 | Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение) | Май |
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В младшей группе я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок» — предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Приложение
- Консультация “Учим с ребенком стихи”
Способ №1 .
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ри, «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А.Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Способ №3 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно про