Картотека Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (младшая группа)


Радуга-талантов.РФ

автор: Сикорская Людмила Борисовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск, Нижегородская обл.

«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №141 «Ладушки»

Программа профессионального саморазвития:

«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

Разработчик:

воспитатель I категории

Сикорская Л.Б.

г. Дзержинск, 2021г.

Цель:

развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
  3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
  4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
  5. Формировать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

План работы с детьми

№ п/пНазвание мероприятияВремя проведения
1Диагностика умений и знаний в области художественной литературыСентябрь
2Познакомить с РНС «Репка»Сентябрь
3Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театраСентябрь
4Пальчиковые игры на основе р.н.потешекОктябрь
5Знакомство с закличкамиОктябрь
6Познакомить со стихотворением А.Барто «Лошадка»Ноябрь
7Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» с помощью драматизацииНоябрь
8Познакомить с РНС «Маша и три медведя»Ноябрь
9Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду,дуду”Декабрь
10Разучивание потешки «Как у нашего кота”Декабрь
11Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход»Декабрь
12Познакомить со стихотворением С.Черного «Приставалка»Январь
13Разучивание потешки «Коза-хлопота»”Январь
14Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»Февраль
15Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»Февраль
16Познакомить с РНС «Теремок»Март
17Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлениемМарт
18Познакомить со стихотворением А Бродского «Солнечный зайчик»Апрель
19Чтение рассказа Чарушина «Курочка»Апрель
20Чтение потешки «Киска»Май
21Разучивание потешки «Киска»Май
22Диагностика умений и знаний в области художественной литературыМай

План работы с родителями

№ п/пНазвание мероприятияВремя проведения
1Консультация «Учим с ребенком стихи» (см. приложение)Сентябрь
2Консультация «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение)Октябрь
3Повторить дома стихотворение А.Барто «Лошадка»Ноябрь
4Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение)Декабрь
5Консультация «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение)Январь
6Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят»Февраль
7Консультация «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение)Март
8Повторить дома стихотворение А Барто «Зайка»Апрель
9Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение)Май

Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .

Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

В младшей группе я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок» — предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Приложение

  • Консультация “Учим с ребенком стихи”

Способ №1 .

Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ри, «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2

Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А.Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.

Способ №3 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно про

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]