Знакомство с цифрой 9 можно начать необычно. Предложите малышу загадки, поговорки, пословицы, ребусы, скороговорки, стихи и т.д. Для ребят, которые ходят в 1 класс, интересной будет презентация, посвященная цифре 9. Заинтересовать ребенка обучением можно, но для этого придется приложить усилия.
Знакомство с цифрой и числом
Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.
Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.
Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.
Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:
- развивающие игры;
- ребусы;
- загадки;
- пословицы и поговорки;
- тренажеры для развития мышления и пр.
Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.
Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.
В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.
В качестве учебного материала можно использовать:
- обучающее видео;
- книги по математике для дошкольников;
- интерактивные карты;
- прописи, раскраски;
- компьютерные игры.
Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.
После проведенного урока ребенок должен:
- знать состав и образование числа 9;
- уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
- уметь разбивать число на составляющие.
Поиск ассоциаций для облегчения понимания
Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.
Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.
Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.
В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:
- запятую;
- голову слона с хоботом;
- половину кренделька;
- клубок с ниткой;
- рыбу, пойманную на крючок;
- морского конька;
- число 0 с хвостиком;
- открытый замок;
- ухо;
- серьгу и т.п.
Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.
Конспект урока по математике «Число 9, цифра 9» (1 класс, УМК «Школа России»)
Тема урока: «Число 9, цифра9»
Цель урока:
— Создание условий для формирования понятийного образа.
— Познакомить с числом 9, определить место числа на числовой прямой и составом числа 9.
— Познакомить с цифрой 9 и научиться ее писать.
— Развивать у детей способность к анализу и синтезу, умению к самостоятельному выбору решения,
— Развивать умению самоконтроля,
— Учить правильно объяснять свой выбор.
— Воспитывать у детей желание к познанию, умению самостоятельно выполнять работу.
— Учиться принимать предложения и оценку учителя, сверстника, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— Отрабатывать навык работы с компьютерной программой ПервоЛого.
— Использовать знаково –символические средства для решения поставленных задач.
— Формировать интерес к учению, способствовать освоению роли ученика.
— Форма проведения: урок.
— Формы организации совместной деятельности: фронтальная работа, работа в компьютерной среде ПервоЛого.
— Оборудование: карточки для работы над порядком чисел, карточки для задания на состав числа, интерактивный альбом для ПК каждого ребенка, составленный с использованием программы ПервоЛого.
— Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный диапроектор, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ.Пальчиковая гимнастика «С добрым утром, глазки! Вы проснулись?»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?(Указательными пальцами поглаживать глаза ,сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?(Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам — «Чебурашка»)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?Поглаживание коленок, топать ногами)
С добрым утром, солнце! Я — проснулся!(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)
АТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. — Мы сейчас выполним упражнения, которые помогут нам узнать, с чем мы сегодня с вами будем знакомиться.
У вас на столе лежат карточки.
Сейчас выйдут к доске те, у кого есть синие карточки с ответом на задание.
Этой цифрой мы обозначаем число, которое при счете стоит между числами 2 и 4 ?Какое число на 1 меньше, чем 2?Какое число при счете предшествует числу 7?Какое число на 2 больше, чем 6?Какое число в числовом ряду стоит справа от числа 6?Сколько углов у квадрата?Сколько станет углов у квадрата, если один отпилить?Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?- Посмотрите на цифры.
— В каком порядке они стоят? (В беспорядке)
— А в каком порядке их можно поставить? ( В порядке возрастания или в порядке убывания)
— Встаньте, пожалуйста, в порядке возрастания.
— Давайте теперь проверим, правильно ли ребята выполнили задание.
— Какие у вас будут мнения.
— А теперь мы узнаем правильный ответ. Для этого переверните цифры обратной стороной. Прочтите, какое слово у вас получилось. (Молодчин…)
— Почему у вас не получилось слово? ( Не хватает одной буквы)
-Какой цифрой будет обозначена эта буква? (9)
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?
— Почему вы так решили? (Появилось новое число, которое мы еще не умеем писать и не знаем его состав)
4. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Обучение написанию цифры 9.
— Давайте поставим цифру на ее место на числовой ленте.
— А теперь давайте научимся писать эту цифру.
Работа с числовой лентой
-Ребята, я сейчас держу в руках еще одну цифру 9. А куда мы ее прикрепим на числовой пря мой? (Поставим на то же самое место, где уже стоит цифра 9)
— А как вы узнали? (Мы сравнили эти числа)
Сравнение числа 9
— Давайте теперь сравним число 9 с другими числами. Откройте программу Урок №9 в программе ПервоЛого. Вставьте вместо звездочек нужный знак сравнения. (Все знаки перетягиваются)
ПРОВЕРКА
Самопроверка с доски.
— Почему в последней записи вы не поставил знак сравнения. (Так как здесь записано выражение, в котором пропущен знак действия.)
Напечатайте этот знак.
— Как называется это выражение? (Сумма)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Встаньте, пожалуйста, у парт. Теперь я буду называть суммы, а вы устно находите результат этой суммы и делаете столько наклонов вправо или влево (поочередно) , чему равен результат вычислений. Я буду с вами вместе выполнять эти наклоны. Но, если я ошибусь, вы должны будете меня поправить, объяснив, в чем моя ошибка.
1+8 8+1 2+7 2+7 7+2 3+6 6+3 4+5 5+4
— Садитесь, пожалуйста.
— Скажите, чем похожи все примеры, которые мы свами сейчас решали. (Это были суммы с ответом9)
6. РАБОТА НАД СОСТАВОМ ЧИСЛА
— Перед вами лежат карточки с записанными выражениями. Назовите их одним словом хором. (сумма)
— Сейчас выйдут к доске те, у кого записанная сумма чисел равная 9.
— А теперь попробуйте карточки разбиться парами.
— Давайте все вместе подумаем над решением этого задания. (В пары встанут суммы, где одинаковые числа при сложении только поменялись местами. Важно разложить карточки так, чтобы ребята оказались соседями по парте.)
— Спасибо! А теперь возьмите своего друга за руку и сядьте на свои места.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОСТАВА ЧИСЛА 9
— Давайте теперь заселим в домик все цифры, которые помогли нам записать суммы с ответом 9. (Дети работают способом перетягивания цифр в окошки домика)
— Итак: 9 – это 1и 8, 9 – зто 8 и 1 и т.д.……… (Ребята могут называть эти примеры в произвольном порядке)
— Откройте следующую страницу нашего альбома. Здесь записаны примеры, которые мы сейчас с вами составляли.
Под каждым столбиком записаны по два выражения на вычитание, разности.
— Какие разности можно составить, используя цифры верхних примеров. (Работа ведется фронтально. Учитель работает с ПК с выходом на экран. Затем учитель свою запись скрывает.
8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Выньте цифры и знаки действий из корзинок и вставьте цифры в пропущенные клеточки.
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ
— У кого были допущены ошибки. Как вы их исправили?
9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
— Как выдумаете, что обозначают записи между рисунками. (Это выражения, в которых пропущены знаки.)
— При помощи карандаша попробуйте восстановить эти знаки.
— Можно ли сказать, что эти выражения являются решениями задач, изображенных в виде рисунка? (Дети объясняют, что да и почему)
— Давайте попробуем установить меду ними соответствия.
— Соедините рисунки с решением задачи (Дети
вначале работают самостоятельно, а потом проходит фронтальная проверка)
— А у какой задачи 2 формы записи. (Дети объясняют, что слева и перетягивая цифры, составляют новую запись)
10. ИТОГ УРОКА.
— Какие открытия вы сегодня сделали на уроке?
— Что вам сегодня особенно удалось?
А теперь выберите смайлик, какой больше всего соответствует вашему настроению на уроке. Остальные вырежьте ножницами. Можете очистить страницу и нарисовать своего смайлика – настроения.
Простые задачи для числительного
Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:
- В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
- На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
- Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
- У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
- На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
- Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?
Тренажеры для закрепления
Для закрепления пройденного материала необходимо много тренироваться. Помогут в этом специальные тренажеры для усовершенствования навыков письма:
- Учебное пособие «Универсальный тренажер. Цифры и счет». С.В. Петренко.
- Тетрадь-тренажер «Пиши и стирай! Учу цифры». Издательство Clever.
- Материалы для развития детей. Числовой тренажер «Занимательные крутилки. Считаем от 1 до 10».
- Прозрачные прописи «Пишем цифры». В.А. Белых.
- Тренажер-раскраска «Поросенок». О.М. Носова.
- Комплексный тренажер «Математика». Н.А. Латышева.
- Карточки «Находим и узнаем цифры до 10. Закрепление цифр».
- «Счет в пределах 10. Решение упражнений». Авторские программы О. Лысенко.
- «Цифры и числа. Учимся считать». О. Земцова.
- «Тренажер математический». Школа для дошколят.
Эти материалы помогают изучать устный и письменный счет. Задания, которые в них даются, подойдут для детей дошкольного возраста, а также для тех, кто пошел в 1 класс. Таким образом, дети могут пройти подготовительный курс на дому перед поступлением в школу.
Если воспитатель или родитель хочет убедиться в качестве полученных знаний, можно пройти онлайн-тест или проверить ребенка самостоятельно.
Задания про цифру
Итак, какие нужно будет выполнить задания?
- Посчитать разноцветные прямоугольники (их 9 штук).
- Найти все цифры девять, спрятавшиеся среди других цифр и обвести их в кружок.
- Подрисовать на носке 9 разноцветных полосок.
- Найти все цифры 9, спрятавшиеся в сердечках.
- Обвести большую цифру девять, начиная от стрелки 9 раз.
- Найти две цифры 9, спрятавшиеся на картинке с ножницами, и раскрасить их.
- Подрисовать девочке-жонглёру девять шаров.
Сами задания о цифре 9 Вы можете скачать здесь.
Авторские задания про цифру девять для детей.
Здесь нужно сначала обвести цифры 9, а потом посчитать количество картинок и обвести те, которых по 9 штук.
Рекомендую в качестве дополнения к занятиям посмотреть весёлый мультфильм от Тётушки Совы из Арифметики малышки о цифре девять.