Почему важно создавать речевую среду?
Сегодня редко можно встретить дошкольника, у которого полноценно развита речь. Поэтому нужно позаботиться о развитии детской речи, следить за ее чистотой. Нужно обучать детей говорить правильно, исправлять имеющиеся у них нарушения. Причем дефектами речи считаются любые виды отклонения от принятых в обществе норм родного языка.
В предыдущей статье мы уже обсуждали то, что развивающая среда оказывает огромное влияние на формирование речи дошкольников.
Эта среда должна быть правильно организована, быть наполнена множеством сенсорных раздражителей и инструментов для игры с детьми. При этом среда эта должна сохранять свою доступность и естественность.
Что значит «хорошо организованная речевая среда»?
Хорошо организованная речевая среда способствует активной деятельности познавательного и творческого характера со стороны всех воспитанников группы детского сада.
Сегодня существует множество исследований, которые подтверждают, насколько важно создать такую речевую среду, которая бы соответствовала особенностям детей конкретной возрастной группы.
Необходимо стремиться оказывать на детей положительное воспитательное воздействие, развивать их желание познавать окружающий мир, знакомиться с родным языком. Ребенок должен осознавать, какие существуют явления в его родной речи, и стремиться их использовать в собственном общении с другими людьми: как взрослыми, так и сверстниками.
Поэтому сегодня считается, что развитие речевой среды в пределах детского сада является одним из самых важных направлений в совершенствовании педагогического процесса по формированию речи дошкольников.
Речевая среда создается таким образом, чтобы у детей были благоприятные условия для формирования речевых способностей. Причем возможность такая должна быть у детей не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности.
Предметное окружение должно стимулировать все основные виды деятельности ребенка: его умственную деятельность, физическую активность, игры, речевую деятельность. Все это закладывает фундамент для полноценного формирования речевых способностей.
Согласно федеральным стандартам речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей. Она должна быть организована рационально, наполнена разными сенсорными раздражителями, содержать игры.
Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития дошкольников
«Развивающая предметно-пространственная среда
как средство речевого развития дошкольников»
Выполнила
:
Андронова Елена Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 247»
Актуальность
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Требования к РППС в соответствии с
ФГОС ДО(пункт 2.8)
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды группы.
В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной: должна соответствовать возрастным возможностям детей и ОО Программы.
- Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей
- Полифункциональной:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления
- наличие в группе различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих различные виды активности детей
- Доступной:
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Содержание работы в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.6)
Согласно ФГОС ДО и ООП речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- обогащение активного словаря
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие речевого творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и пример речи взрослого. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы
Главными составляющими речевой развивающей среды являются:
- специальное оборудование для каждой группы
- методы и приемы которыми мы руководствуемся при развитии разных сторон речи дошкольников
- речь педагога
Опираясь на все выше сказанное в основу речевой среды входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие разных сторон речи дошкольников.
Знакомство с художественной литературой
Книжный центр включает в себя различные литературные произведения: это русские народные и зарубежные сказки, произведения советских и зарубежных писателей, стихи разных авторов. В книжном уголке организуются выставки книг одного автора.
Собрана коллекция журналов о животных.
В связи с тем, что в нашей группе существует проблема — это недостаточное количество литературных произведений и иллюстраций к ним, нами была создана электронная картотека аудио-произведений:
- Русский фольклор: песенки, потешки, сказки
- Рассказы различных писателей
- Сказки А.Пушкина, Ш.Перро и др.
Фотографии писателей.
При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим детей с авторами произведений, поэтому нами собрана папка с портретами различных писателей.
При знакомстве детей с художественной литературой мы всегда рассматриваем иллюстрации, а ребята в самостоятельной деятельности с большим удовольствием рисуют рисунки к знакомым произведениям. В результате чего у нас накопилась коллекция рисунков, которые мы размещаем в специальных папках.
Развитие словаря
Обогащение активного словаря в работе с детьми от 4 до 5 лет направлено на освоение и использование в речи:
- названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
- названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов
- слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества
- слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.
- слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Для реализации данного направления в группе имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры
Грамматический строй речи
С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках»:
- Словообразование
- Ударение
- Множественное число
- Многозначные слова
- Говори правильно
- Антонимы глаголы, прилагательные
- Один-много
Развитие связной, диалогической и монологической речи
Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:
- Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.
- Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут?).
- Дети данного возраста должны по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке: совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Профессии», «Расскажи про детский сад» и др.
Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:
- правильного произношения гласных и согласных звуков
- слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.
Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки на определение заданного звука в слове.
Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, помогающих подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков и картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Развитие фонематического слуха.
Для развития фонематического слуха были изготовлены шумовые кирпичики и звуковые коробочки с помощью которых ребенок учится составлять пары одинаковых шумов.
Имеются аудио записи, которые способствуют развитию слуховой памяти, умению различать и дифференцировать шумы.
Развитие речевого дыхания.
Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие пособия как «Горячий чай», ветерки, султанчики.
Здоровье сберегающие технологии.
Каждому педагогу необходимо знать азы необходимых методик и практик, которые нужно использовать в образовательной деятельности.
В своей работе я использую различные методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать: разговоры, рассказы, чтение; как средства общения: поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.
Также в работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии:
- Логоритмическая гимнастика, которая направлена на развитие внимания, слухового восприятия, развитие пространственной ориентировки, способствует развитию фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
- Гимнастика для глаз, способствующая профилактике нарушения зрения дошкольников
Применение данных технологий привело к созданию картотек: «Логоритимческая гимнастика» и «Гимнастика для глаз».
Развитие мелкой моторики рук.
Игра- один из лучших способов развития речи у дошкольников и наши детки с удовольствием играют в пальчиковые игры: «Две сороконожки», «Озорные пальчики» и др.,
Пальчиковая гимнастика — способствует активизации речи детей с учетом возвратных и индивидуальных особенностей и направленна на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей.
Также наши дети играют в игры, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.(пазлы, шнуровки, трафареты, мячики)
Центр театра
Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров:
- Магнитный
- Резиновый
- Пальчиковый
- Би-ба-бо
- Матрешечный
Так же в этот раздел у нас входят настольно-дидактические игры.(Сказка за сказкой, Играем в театр.)
Уголок ряженья
Наши дети с большим удовольствием меняют свои образы. Уголок ряженья любимое место для игр не только девочек, но и мальчиков. Этот уголок один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка, и способствует не только речевому развитию, но и формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей детей.
Речь педагога
Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь , т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.
Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры.
Поэтому я повышаю свое самообразование ,культуру своей речи через прослушивание веберов и участие в различных конкурсах .
Вывод
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.
- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности
- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей
- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Эффективность речевой среды
Речевая среда при разных подходах организации может оказывать как стимулирующий эффект, так и сдерживающий. Поэтому нужно обязательно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом, а также индивидуальные особенности каждого дошкольника.
У дошкольников в шестилетнем возрасте формирование речи может быть развито на очень высоком уровне. Множество дошкольников четко произносят звуки русского языка. Они могут контролировать громкость голоса, интонацию и темп. С помощью речи они способны выразить свое удивление, или продемонстрировать свою радость.
В этом возрасте ребенок владеет достаточно большим запасом слов. Но его лексика продолжает активно обогащаться. Происходит завершения одного из главных этапов формирования речи: овладение грамматическим строем речи. Дошкольники способны строить разные высказывания: они могут описывать что-либо, рассуждать о чем-либо или повествовать. По мере того, как формируется связная речь детей, они начинают использовать различные подходы к связям между словами в предложениях и между разными предложениями.
Стоит отметить, что существуют другие специфические особенности дошкольников старшего возраста в отношении развития речи.
Некоторые дети в этом возрасте пока не научились правильно произносить каждый звук родного языка, Они не могут контролировать громкость и темп собственной речи в разных ситуациях, часто допускают ошибки в грамматических формах. Им сложно дается согласование разных частей речи в предложении. Вызывают сложности трудные синтаксические конструкции.
В результате ребенок неправильно использует слова внутри предложения. А во время монологической речи неправильно связывает предложения друг с другом.
Если обратить внимание на формирование связной речи, то можно заметить, что дети не способны строить связные тексты. В их речи отсутствуют важные компоненты, такие как вступление, основная часть и заключение.
Поэтому подготовительная группа – это период, когда нужно активно продолжать работу над развитием речи. Необходимо уделить особое внимание пополнению лексического запаса слов.
Одной из важнейших задач на этом уровне развития является развитие способности подбирать точные слова и правильно их использовать в разных контекстах.
Формирование связной речи должно проводиться так, чтобы научить детей строить высказывания разных типов. То, как дошкольник может построить свои высказывания, насколько его речь жива и интересна, можно судить об его сформированной речи, о том, как он владеет богатством русского языка.
Направления функционирования речевой среды
Учитывая особенности сформированной разных речевых аспектов, необходимо организовать следующие направления в речевой среде для дошкольников старшего возраста:
- необходимо продолжать развивать речь, как средство для общения с другими людьми. Дети должны уметь знакомиться, использовать правила этикета в речи, развивать все диалогические навыки, грамотно аргументировать свою позицию по тем или иным вопросам;
- необходимо целенаправленно развивать способности ребенка самостоятельно рассказывать что-либо (поощрять детей, когда они что-то рассказывают, учить их из высказываний делать рассказы, уточнять что-либо или обобщать);
- нужно организовать совместную деятельность с детьми в зоне интересных предметов (сюда приносятся вещи, которые помогают детям расширить представления о том, как разнообразен окружающий их мир);
- создать возможность детям самостоятельно заниматься речевым творчеством.
- нужно организовать активность детей в уголке для экспериментирования (здесь дети могут лучше узнать окружающий мир, а затем обсудить это друг с другом и преподавателем).
- подходы и методики, которые позволяют развивать способность детей самостоятельно что-то рассказывать (побуждать детей рассказывать что-либо).
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
— Григорьева Анна Александровна — воспитатель 1 квалификационной категории — Балтабаева Гулшира Ерсаиновна — воспитатель 1 квалификационной категории
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития детей. Одной из основных задач является обогащение среды ДОУ такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую и двигательную активность детей. Представляем вам речевой уголок младшей группы «Ромашка» начальной школы-детского сада №76 города Тюмени.
Организация предметно-развивающей среды по развитию речив младшей группе детского сада
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от темы недели. На фото представлен речевой уголок младшей группы, а именно, пособия для развития воздушной струи и формирования правильного речевого дыхания, настольно-печатные игры, альбом с картинками на звукоподражание.
Для развития слухового восприятия используются шумовые коробочки из серии Марии Монтессори и различные музыкальные инструменты. Неотъемлемой частью речевого уголка являются игрушки и пособия для организации театрализованной деятельности (перчаточные куклы Би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, театр масок).
Для стимулирования и развития речи малышей в группе создана зона сенсомоторных игр. Большинство пособий сделаны руками педагогов. Дети с удовольствием занимаются с массажными мячиками и палочками, играют с тактильными пособиями, пуговицами и прищепками, сортируют различные предметы.
Многофункциональная ширма помогает в организации сюрпризных моментов и самостоятельной театрализованной деятельности, а также, служит зоной уединения. Детская библиотека представлена книгами разных форматов, а также, пособиями для самостоятельного воспроизведения знакомых сказок ( «Репка» и «Колобок»).
Кукла Таня – хозяйка речевого уголка. От ее имени мы организуем сюрпризные моменты, загадываем загадки, знакомим младших дошкольников с новым материалом. В группе создана картотека игр на развитие фонематического слуха, связной речи, словарного запаса и т.п.
На следующих фотографиях представлен материал из методического кабинета группы, который педагоги используют во время организованной образовательной деятельности с детьми (настольно-печатные игры, альбомы по лексическим темам, пальчиковые игры и физминутки, обучающие плакаты и игры).
Авторское тактильное пособие «Мир насекомых» педагоги группы изготовили совсем недавно. Многофункциональная книга моментально заслужила восторг и любовь детей.
Следующая > |
Принцип рациональности речевой среды
Речевая среда должна быть организована рационально. Дети должны чувствовать себя естественно и непринужденно. При этом их должны окружать сенсорные раздражители. Сюда включатся и игровые материалы, стимулирующие развитие речи.
Причем составными элементами этой среды могут быть следующие: книжная библиотека, зона развития сенсорики и моторики, зона для занятия театральной деятельностью, природный уголок, уголок для ведения сюжетных игр, мастерская, правила дорожного движения. Все эти зоны несут обучающую нагрузку, они оказывают позитивное влияние на формирование детской речи.
Речевая среда содержит в себе высокий формирующий потенциал. Но во многом это зависит и от действий педагога. Важно, чтобы воспитатели сами подавали хороший пример правильной речи.
Работники детского сада имеют обязанность регулярно совершенствовать владение разными навыками речи. Поэтому нужно заботиться о развитии навыков коммуникаций у самого преподавателя.
Согласно работам Ф.А. Сохина и других исследователей, речевого развития, дети учатся разговаривать благодаря слуху и подражанию. Дети говорят то, что слышат. И то, какая речь их окружает, формирует внутренние речевые механизмы дошкольников.
Одно из главных средств обучения речи – это подражание. Согласно С. Бениловой, дети подражают взрослым. Они очень тонко перенимают особенности продуцирования фраз, употребления слов. Перенимают они и ошибки в произношении и другие дефекты речи.
Поэтому педагоги должны очень ответственно подходить к собственной культуре речи.
Таким образом, к особенностям создания речевой среды в ДОУ мы отнесли:
- речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей;
- речевая среда должна быть организована рационально, наполнена разными сенсорными раздражителями, содержать игры.
- речевая среда должна сохранять свою доступность и естественность.
Хорошая организация речевой среды дает возможность детям формировать способности речи не только во время занятий, но и в процессе самостоятельной активности.
Похожие записи:
- Педагогические условия создания речевой среды в подготовительной группе детского сада Условия создания речевой среды в ДОУ. Приемы и методы организации…
- Обучение детей грамоте — методы и приемы Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические…
- Понятие «речевая среда» в психолого-педагогической литературе Понятие речевой среды и её роль в формировании речи детей…
- Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…
Статья:
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В группе мы стараемся организовать предметно-развивающую среду которая дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом № 2151 Министерства науки и образования РФ утверждены ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Формирование познавательного-речевого развития ребенка в ДОУ
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:
1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи.
Задача логопедов – определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции. Развивая артикуляционную моторику, укрепляя мышцы лица, формируем правильное произношение звуков.
Решаемые задачи:
1. Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.
2. Расширение и активизация словарного запаса детей.
3. Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного познавательно-речевого развития детей.
Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы разных сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Организация предметно-развивающей среды с целью познавательно-речевого развития детей
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Перед нами была поставлена цель создания условий в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды.
2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.
2. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно — речевого воспитания в семье.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр «Буратино», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Наиболее успешно мы используем такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.
Также используем различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.
Широко используем средства ТСО. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Активное использование развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
В приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведены консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Проведено занятие по познавательно-речевому развитию «Путешествие в страну Знаний».
Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними мы стараемся превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам, смотрим красочные слайды, слушаем музыку, ходим на экскурсии.
Родители «поработали» над интерьером группы: украсили стены на тему сказок, покрасили стулья и столы, в общем, преобразили группу. Задача была такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам и пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом и приобрести новый. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно-речевого развития ребенка.
Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе мы соблюдаем следующие принципы:
– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.
– вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.
– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
– педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.
– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Заключение
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Педагоги особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Список литературы:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. — 1999. — №5. – С.32 – 34.
2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.
3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. — М., 2000. — 18 с.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.