Этнокультурное образование в дошкольном учреждении: традиции и инновационный поиск


Этнокультурное образование в дошкольном учреждении: традиции и инновационный поиск

Пацукова Н.Н. Этнокультурное образование в дошкольном учреждении: традиции и инновационный поиск // Совушка. 2021. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 254539

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, дошкольное образовательное учреждение, традиции, обско-угорский народ, личность.

Аннотация. В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по реализации этнокультурного компонента в воспитательно — образовательную деятельность.

Югорский край является исконным местом проживания обско-угорских народов, которые всегда делятся с окружающими светом, добром, теплом и радостью. Сегодня мы с вами делимся ими друг с другом. И хотим пожелать каждому из присутствующих здесь света и добра, тепла и семейного благополучия.

Согласно «Закону об образовании РФ»,Региональной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты — Мансийском автономном округе-Югре на период до 2025 года; одной из важных задач является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью ».

Наша Югра – место сохранения богатого культурного наследия, добрых традиций, которые передаются их поколения в поколение.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам этнокультурного воспитания и образования его роли в нравственно – патриотическом и гражданском воспитании.

В детском саду дети открывают для себя родной край с помощью педагогов. Поэтому сам педагог должен обладать богатыми знаниями по краеведению, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать дошкольникам, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Ежегодно в дошкольном учреждении проходят семинары-практикумы, консультации, смотры-конкурсы, акции. Нашипедагоги заражают детей своей любовью к родному краю, с интересом и восхищением рассказывая о его богатствах, знаменитых людях, народных праздниках. Дошкольники учатся у педагогов любить свой родной округ.

Много интересного о родном крае дети узнают в процессе непосредственной подготовки и проведения народных и календарных праздников народов Севера.

1. Народные праздники занимают важное место в воспитании ребёнка, так как объединяют в себе фольклор разных жанров: песенный, танцевальный, музыкальный, сказочный. Фольклорный праздник для ребёнка – это всегда радость, веселье, торжество. Праздник входит в жизнь ребёнка ярким событием и остаётся в памяти на долгие годы Организация праздников, способствует преемственности поколений, где происходит передача фольклора от старшего поколения к младшему, стали традиционными проведение в нашем дошкольном учреждении: «Праздника брусничного пирога», «Трясозгузки», «Праздник хлебных зверей», «День рыбака», «День рождение Югры» и другие.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому один из проектов нашего дошкольного учреждения создание в детском саду «Центров краеведения в группах».

В «Центре краеведения» каждой группы детей окружают предметы, характерные для местности, в которой они живут: макеты жилища, иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с городом, округом, их символикой, животными и растениями.

Легенды и предания рассказывают детям о прошлом края, художественные произведения о его сегодняшнем дне. Картины, рисунки, иллюстрации, открытки дают богатый этнографический материал.

Мы считаем, немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Главной базой овладения знаниями по этнокультурному воспитанию в нашем дошкольном учреждении является кабинет краеведения и музеи. Идея создания музеев возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

В настоящее время, в связи с активизацией патриотической работы в дошкольных учреждениях и введением краеведения как регионального компонента в систему общего и дополнительного образования, приоритетным стало возрождение уже имеющихся и создание новых музеев.

Музей«Мой край-Югра» в нашем дошкольном учреждении – это культурный центр, живой развивающийся организм, неотъемлемая часть предметно-развивающейся среды, позволяющий организовать плодотворную работу по эколого-этнографическому воспитанию подрастающего поколения уже в стенах дошкольного образовательного учреждения. В музее собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры, дающие представление о жилищах («Таежная избушка»), промыслах («Охотничья тропа. На примере северной местной культуры дошкольники имеют возможность видеть гармоничное существование человека в природе. Воспитанников окружают предметы, характерные для быта коренных народов Севера, что позволяет детям в полной мере ощутить себя частью данного народа.

Музей «Под знаком рыб» включает в себя наглядные пособия-рыб, созданные руками сотрудников, иллюстрации.Из доступных материалов по специальной технологии изготовлены очень качественные и близкие к оригиналам экспонаты рыб, которые стали «изюминкой» музея.Музей «Под знаком рыб» важный компонент реализации образовательной программы дошкольного учреждения и программы «Туесок» по развитию познавательной активности детей через организацию работы по краеведению.

Музей «В гостях у Хозяйки Медной горы» – это непосредственное общение с камнями, которое оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В перспективе: чтобы посетители маленького, но очень уютного и познавательного музея наглядно увидели, какую красоту из невзрачных поначалу камешков могут создать руки мастера, отдельный стеллаж будет посвящен украшениям.

Наш музей «Птицы Югры» очень молодой, был организован к началу этого учебного года. Задача музея«Птицы Югры»формирование у детей интереса к разнообразию птичьего мира на территории Югры зимующим, перелётным, водоплавающим. Посредством наблюдений, игр, бесед, чтения художественной литературы, продуктивного творчествамы закладываем в сознание детей ощущение мира как дома, показывая, что жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Наша задача — помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать желание ее сохранять.Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В кружке «Бисерный ручеек» руководитель Кузьмина Светлана Викторовна, дошкольники выполняют национальные игрушки, изготавливают украшения из бисера. Работами детей украшаются коридоры.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. В дошкольном учреждении функционирует театральный кружок «Северные мотивы». Воспитанники кружка участвуют в показе кукольных представлений, сказок, в сценках, выступают на праздниках.

На территории дошкольного учреждения расположен музей под открытым небом «Мансийская деревня», где дошкольники могут увидеть нарты, навес, лобаз, станок для плетения циновок, хлебную печь (нянь кор), лодку (облас). В этом году появился большой чум. На территории дошкольного учреждения оформлен уголок «Прошлое Югры». На огороде и в теплице дети наблюдают за процессом развития растений, характерных для наших природных и климатических условий. Воспитанники, педагоги и родители, активные участники конкурсов рисунка, поделок, акций.Успех в работе с детьми зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Предпочтение при их выборе отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся: циклы занятий, прогулки, экскурсии, походы, наблюдения.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

В рамках реализации регионального компонента ДОУ активно сотрудничает с «Природным парком, Кондинские озера», краеведческим музеем «Малая Сосьва», с представителями общественной организации «Спасение Югры» г. Советский, музеем истории и ремесел, районной библиотекой, школами города.

Родители наших воспитанников активные участники и помощники.

Являясь Региональной площадкой с 2021 года, нами были созданы следующие продукты:

2016-2017 год

  1. Создание «Центров краеведения», мини-музеев в группах.
  2. Оборудован кабинета краеведения «Туесок» (Туис)
  3. Оснащение музея «Мой край Югра» (Маатем Югра)
  4. Музей под открытым небом «Мансийская деревня» (нарты, навес, лобаз, станок для плетения циновок, хлебную печь (нянь кор), лодку (облас))
  5. Пополнена Галерея местных художников.
  6. Выставка-презентация макетов (жилища, природный и растительный мир,..)

2017-2018 год.

  1. Создание дидактической многофункциональной ширмы «Всему начало здесь, в Югре моей родной!» ( Тын-ты овалтан олупсам, Юграт самынпатнэ маатем!)
  2. Методическое пособие альбом «Югра — мой край родной» (Югра самынпатня маатем).
  3. Создание музея «Под знаком рыб» (Хулынгпал пост), где представлены рыбы водоемов нашего округа.
  4. Изготовление ЛЭП буков краеведческого содержания.
  5. Год был плодотворный и результативный мы вошли в 10- ку лучших РИП и получили вознаграждение 300.000 рублей.

К началу 2018-2019 учебного года

  1. Музей «Птицы – Югры»
  2. «В гостях у Хозяйки Медной горы»» — музей камней.
  3. Пополнился музей под открытым небом «Мансийская деревня», чумом для проведения мероприятий, уголком рыбака.

Педагогические инновации в дошкольном образовании – это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.

Образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад «Ромашка» работает в инновационном режиме по теме «Развитие познавательной активности детей через организацию работы по краеведения в ДОУ». (01.11.2016 года) реализуя программу «Туесок». Примеры инноваций, характерные для нашего дошкольного учреждения, это развивающие занятия (музыкальные, игровые, творческие и др.), праздники, создание музеев.В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

В этом году программа «Туесок» пополнилась перспективным планированием, планом развлечений и экскурсий в музеи ДОУ для детей младших и средних групп. Таким образом, этнокультурная деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, является объединяющим системообразующим элементом нашего образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития. Данная деятельность носит многоплановый и разнообразный характер, она интересна, содержательна и удовлетворяет требованиям современности. Она достаточно гибкая, поскольку исходит из запросов воспитателей, представителей администрации, и интереса детей, родителей.

Введение этнокультурного материала в практику работы нашего дошкольного учреждения даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.

Таким образом, организация этнокультурной деятельности есть введение маленького человека в мир малой и большой Родины. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на наше современное поколение педагогов, и родителей.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Библиографическое описание:

Синякина, Л. А. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания / Л. А. Синякина, Е. В. Чернышова, М. Е. Карелина, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (12). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2174/ (дата обращения: 21.11.2021).


В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Понятие «культура» находит широкое отражение в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.

Культура — исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Анализируя данное определение, мы понимаем, что культурологическая парадигма современного дошкольного образования предполагает широкий диапазон проявлений личности ребенка, нравственной, познавательной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Для развития этих проявлений используются разнообразные методы, технологии, средства, которые способствуют формированию субъектной позиции ребенка, его самости.

Исследователи в области педагогики, психологии рассматривают образование как целостный процесс, которому присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося вкультуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами ислужат человеку— его развитию, самоопределению, самореализации».

Итак, можно прийти к выводу, что при воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя, своих интересов, склонностей, особенностей в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. К ним можно отнести исторические ценности, этнокультурные, экологические, личностные. В совокупности все эти ценности можно объединить под общим началом — народные ценности. Также к ним можно отнести народное искусство (изобразительная деятельность, музыка, танцы) формируется жизненный опыт ребенка, именно они накладывают особый социальный смысл его воспитания, развития и становления как индивидуальной личности и субъекта общества (рисунок 1).

Рис. 1. Составляющие этнокультурного развития ребенка дошкольного возраста

Народное искусство выполняет, по нашему мнению, роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

− опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;

− взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;

− эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;

− сферу собственных желаний и интересов;

− свою самость, неповторимость;

− определение своего места в жизни;

− самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Немаловажную роль играет позиция взрослого как помощника, друга, товарища.

Содержание детских видов деятельности на основе этнокультурных ценностей может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика содержания детских видов деятельности

Вид содержания Характеристика содержания
Историческое содержание Альбомы, старые фотографии, картинки, магниты с изображениями памятных мест города, района, станицы, поселка; картины с городским и сельским пейзажем, макеты городских и сельских построек, схемы, модели; слайды, презентации по истории родного края; уголки конструктивно-модельной деятельности
Этнографическое содержание Альбомы с изображениями жителей России в национальных костюмах; фотовернисаж народных праздников; дидактические игры краеведческой направленности; этнографические мини-музеи; звуковые записи мелодий, народных песен; народные игрушки, музыкальные инструменты; произведения устного народного творчества (сказки, материнский фольклор, пословицы, поговорки); атрибуты для народных подвижных игр; уголки творческой деятельности.
Художественно-эстетическое содержание Картины, репродукции местных художников; фотоальбомы «Черное море глазами детей и родителей», «Красота моей улицы», «Станица моего дедушки» и т. д.; выставки детских работ по краеведческой тематике; проектная деятельность «Город на ладошке», «Такие важные дома», «Я сам — архитектор» и т. д.; творческие мастерские «Кубанские умельцы», «Маленькие дизайнеры»; «День культуры» в детском саду; книжки своими руками «Жители моего края», «Природные богатства», «Важные профессии»
Игровое содержание Дидактические игры: «Как это было?», «Историческая лента», «С какого дерева лист?», «Найди одинаковые ракушки», «Давно-сейчас»; сюжетно-ролевые игры-путешествия в прошлое Краснодарского края с «элементами открытий»; строительные игры; игры-драматизации с обыгрыванием событий города, станицы, направлены на развитие творческого отношения к полученным знаниям, на формирование ценностного отношения к преобразуемому.

Этнокультурные ценности можно смело использовать в различных видах детской деятельности в соответствии с интересами детей. Ниже представлены примерные формы организации детской деятельности для детей разных возрастов.

Таблица 2

Примерные формы организации детской деятельности на основе этнокультурных ценностей

Форма организации различных видов детской деятельности Группы
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Примерные формы организации
«Соцветие» (конструирование, моделирование) Работа в , «Клуб самоделкиных», «Маленькая леди — дизайнер, модельер»
«Радуга моего края» — дома разных народов края (обсуждение, конструирование, представление) Разработка макета станицы/города Постройка нового детского сада в своем городе/станице
«Встреча осени» (восприятие художественной литературы и фольклора) Выставки, инсценировки, совместное чтение, пьеса для малышей
Самостоятельная творческая деятельность (рисование осени края, даров осени и т. д.), слушание аудио-рассказов, просмотр мультфильмов Самостоятельный просмотр иллюстраций, подборка народных пословиц, поговорок, сказок Создание собственной книги о своем крае (история семьи, народные герои)
«Неизведанное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность) Проектная деятельность
«Секреты бабушкиного огорода» (сбор гербария, наблюдение самостоятельное или совместно с родителями за ростом цветов, жизнью насекомых) «Черноморская жемчужина» (самостоятельное рассматривание иллюстраций из энциклопедий, книг, о Черном море, морских обитателях и т. д.) «Сундук путешественника» (подготовка, посильная организация в проведении образовательных терренкуров по территории детского сада)
«Аплодисменты!» (музыкальная деятельность) Музыкальный народный салон, конкурс народной песни, посиделки совместно с родителями
Самостоятельное слушание народных, национальных песен, колыбельных Самостоятельная подготовка атрибутов к национальным праздникам Театральная постановка национальных сказок; «День народной культуры»

Таким образом, этнокультурные ценности являются мощным стимулом обогащения детского развития и воспитания. Народное искусство позволит расширить содержание дошкольного образования и помочь детям вырасти особенными, индивидуальными и счастливыми.

Литература:

  1. Л. Ю. Борохович, Н. В. Алексеева Учет региональных особенностей как средство формирования целостной картины мира дошкольника // Детский сад от А до Я. 2021. № 2 С. 54–63.
  2. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2021. — 96 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: народное искусство, примерная форма организации, ценность, детская деятельность, детский вид деятельности, детский сад, дошкольный возраст, различный вид детской деятельности, ребенок, характеристика содержания.

Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ

Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитии культуры межэтнических отношений. Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре народов, проживающих на территории региона.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу , республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревне проживающего на территории региона.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста осуществляется в образовательной, совместной деятельностях, а так же через кружковую.

Начиная с 2014-2015 учебного года детей старшего дошкольного возраста знакомим с культурой бытом и языком хакасского народа.

Цель программы работы кружка « Олган тузы»:

-создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с языком и культурой коренного народа Республики Хакасия.

Задачи:

-Познакомить детей старшего дошкольного возраста с хакасским языком.

— Познакомить детей дошкольного возраста с культурными традициями хакасского народа.

-Расширить представления дошкольников оприроде и животном мире Республики Хакасия.

— Создать условия для интереса к культуре и языку коренного народа своей малой родины и её природе.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной к школе группы.

Занятия кружка проводятся в игровой форме, со сменой различных видов деятельности. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной хакасской речью, культурой коренного народа Хакасии. В игровой форме дети легко усваивают хакасские слова,фразы, небольшие предложения. Игра помогает детям освободиться от страха говорить на другом языке, оставляет яркое впечатления от занятия кружка.

В своей работе я опираюсь на программу «Из поколения в поколение» С.И. Лалетиной. В гости к детям приходят дедушка Арчоол, бабушка Арина, девочка Тарина, Солнечный зайчик, ягненок Хынчан, котенок Барсик. Все они герои волшебной сказки С,Ломкиной.

Дедушка Арчоол и Тарина одеты в хакасский национальный костюм, а бабушка Арина- в русском. Они помогают детям знакомиться с хакасским языком и традициями хакасского народа.

На занятиях кружка использую сюжетно-ролевые игры(«Давайте познакомимся»), хакасские народные игры, подвижные игры, различные игровые приемы( внезапное появление героев, волшебный клубочек и т.д.)

Для более осознанного запоминания новых слов дети рисуют(национальный костюм, жилище, природу Хакасии и т.д.), лепят животных, обитающих на территории региона и др.

Немало важное значение в ознакомлении с языком и культурой хакасского народа приобретают пение, прослушивание музыкальных произведений, разучивание небольших стихотворений( начинаем с простых и легких для дошкольников). Это способствует развитию слухового восприятия языка в целом, развивает воображение, стремление к изучению новых слов и фраз.

Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках «Чир-Ине», «Чыл Пазы», которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

В течении года при прохождении тем программы кружка дети получают знания о традициях, культуреи языке коренного населения Хакасии, что является важным фактором для сохранения языкового наследия народа.

Статья:

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.

Обогащение духовного мира современного ребенка (его нравственных и интеллектуальных интересов, содержание различных форм его деятельности (игры, труда, учения) средствами мордовской культуры является целевым приоритетом воспитания в Республике Мордовия.

Существует необходимость ознакомления детей с традиционными жилищами и декоративно-прикладным искусством Мордовии как важной частью материальной и духовной культуры мордовского народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.

Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов народного искусства в содержание занятий, в частности по изобразительной деятельности и художественному конструированию, а также в содержание дидактических игр.

Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития и подготовки к обучению в школе, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Кроме того, дидактическая игра является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность.

Многочисленные исследования показали эффективность использования дидактических игр в умственном (Л. А. Венгер, Д. И. Цихвая, Е. Ф. Акулова) и экологическом воспитании дошкольников (Л. Ю. Павлова); в развитии у детей представлений об окружающей действительности (Л. В. Ар-тёмова); в развитии математических представлений (А. А. Смоленцева, творческих способностей (О. В. Дыби-на, Т. А. Котлякова) и др.

Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры приобретать знания, усваивать понятия, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой, обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации.

Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.

Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни.

Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов.

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, на мой взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.

Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками.

То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.

Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. Например, дети могут изготовить в технике аппликации из различных материалов элементы игр «Чей дом?», «Чей орнамент?», «Музей народных игрушек». Часть игр дарится малышам, в другие они играют сами. Игры, изготовленные детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в процессе создания игры, дошкольники в деятельной форме познают и отражают элементы этнокультуры. В процессе изготовления игр, а затем и в самой игре у детей развивается эстетический вкус, эстетическое восприятие, образное мышление, воображение. Взаимосвязь изобразительной, конструктивной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. Результат деятельности получится более высоким, так как ребенок не просто рисует, вырезает и наклеивает, а передает в изображениях образы игры, создает игры, что способствует развитию его творчества.

К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:

• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство Мордовии, а именно традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.

• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

• Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.

• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.

• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).

• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.

• Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр.

Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.

Система таких игр может быть представлена несколькими комплексами.

К первой группе могут быть отнесены игры, при помощи которых осуществляется репродукция и дальнейшая систематизация полученных ранее на занятиях знаний о национальном многообразии народов, об общности их исторического прошлого, территории, об элементах национальной культуры (языке, костюме, быте, творчестве и т. д.). Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. Приведу примеры дидактических игр этой группы.

1. «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3. «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

4. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

5. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания — развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделения характерного, специфического. В результате ребёнок закрепляет представления о действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что характеризует определённый этап развития национального самосознания.

1. «Встречаем гостей»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о традиционной народной культуре; дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.

Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

2. «Кто знает больше «волшебных» слов по-…»

Дидактическая задача: закреплять навыки владения родным (национальным)языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг — по-русски, второй — по-татарски, третий — по-украински и т. д.

3. «Магазин одежды»

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

4. «Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, тюбетейка).

5. «Чей дом?»

Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек — с изображением жилищ (чум, хата, иглу, вигвам и т. д.) и людей в национальных одеждах (эскимос, индеец, украинец и т. д.).

6. «Север – юг»

Дидактическая задача: учить детей соотносить представителей растительного и животного мира со средой их обитания; развивать навыки сотрудничества.

Игровые действия: дети делятся на две команды «Юг» и «Север» и по словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки с изображением животных и растений и размещают их на своей карте.

Материалы: схематические карты севера и юга России, маленькие карточки с изображением флоры и фауны.

Важно помнить, что базой культуры межнационального общения является общая культура человека: культура поведения, речи и т. д., поэтому очень важно учить детей навыкам взаимодействия, сотрудничества.

К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включённость детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Это игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи.

1. «Театр народного костюма»

Дидактическая задача: закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Игровые действия: дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

2. «Сказка-загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитыватьинтерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

Таким образом, в результате занятий с дошкольниками дидактическиминародными играми отмечается повышение этнокультурного уровня этих детей.

Литература

1. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008. – 50 с.

2. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

3. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников: метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

1.«Флаг Мордовии»

(младший-средний дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство детей младшего дошкольного возраста с флагом

Республики Мордовия.

Оборудование: образец флага; белое поле для выкладывания элементов, элементы флага РМ.

Игровая задача: используя образец, дети выкладывают на белом поле элементы флага Республики Мордовия.

2. Домино «Глиняные игрушки мордовских умельцев»

(старший дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство детей старшего дошкольного возраста с разнообразием предметов народного промысла мордовского народа.

Оборудование: карточки для игры в домино с изображением глиняных игрушек, изготовленных в разных селах Мордовии; карточки с описательными рассказами о каждом виде игрушек.

Игровая задача: воспитатель рассказывает детям о глиняных игрушках народных умельцев; дети играют в домино по обычным правилам.

3. «Мордовский орнамент»

(младший дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство с элементами мордовского орнамента.

Оборудование: кубики с отдельными частями элементов мордовского орнамента.

Игровая задача: выкладывая кубики в разных положениях, дети получают

различные элементы.

4. «Город будущего»

(старший дошкольный возраст)

Цель игры: воспитание внимательного отношения к родному городу, чувства гордости за него; развитие речи, фантазии.

Оборудование: кольца Луллия, вращающиеся на штырях от пирамидки. На секторах колец расположены картинки: варианты улиц; варианты домов; варианты озеленения; виды транспорта; места отдыха; люди.

Игровая задача: придумать город будущего.

Воспитатель предлагает детям представить, как город Саранск преобразится через сто лет. Дети вращают кольца. После их остановки рассматривают получившиеся сочетания секторов. Опираясь на находящиеся на одной линии изображения, дети составляют рассказ о городе Саранск в будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо-плохо». Неприемлемые варианты с общего согласия исключаются.

5. «Волшебный куб: достопримечательности Саранска»

вариант: «Волшебный куб: знаменитые люди Мордовии»

(старший дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство детей дошкольного возраста с историческими и архитектурными памятниками Саранска.

Оборудование: куб, на его сторонах наклеены фотографии исторических и архитектурных памятников города; папка с их описанием.

Игровая задача: подбрасывать куб, рассказывать о выпавших памятниках или зданиях (сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно).

6. «Карта Мордовии»

(старший дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство детей дошкольного возраста с районами и городами Мордовии.

Оборудование: карта Мордовии с выделенными районами (цвет, границы, обозначенными городами.

Игровая задача: игра проводится по типу игры «пазлы»: отдельные районы накладываются на общую карту Мордовии, называются сначала воспитателем, затем детьми; отыскиваются и называются крупные города (Саранск, районные центры).

7. «Чистая река»

(старший дошкольный возраст)

Цель игры: знакомство детей дошкольного возраста с историческими и природными памятниками Саранска и ближайших районов; воспитание чувства ответственности за природу родного края.

Оборудование: игровое поле размером 45 на45 с изображением реки Инсар; по руслу расположены кружки красного и зеленого цвета; набор карточек: рисунки, символизирующие проблемы загрязнения; набор карточек: изображения наиболее интересных ландшафтов и памятных мест, расположенных вблизи реки; кубик, фишки.

Игровая задача: пройти по реке от истока до устья; выяснить, какие опасности угрожают водоему, предложить варианты охраны.

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления.

Дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря -этнокультурную осведомленность, или признание разнообразия культурного наследия других народов нормой.

Я считаю, что успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.

К таким формам относятся следующие:

1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия я определяю доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкальная, в третьем — познавательная.

Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном — разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.

2. Познавательные, этические, эвристические беседы провожу на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, строю на основе:

  • знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;
  • наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.

3. Видеопросмотры использую на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор — дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: у русского народа: Рождество, Масленица, Пасха; у татарского народа: Навруз, Курбан байрам, Сабантуй.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).

6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, кукольный театр, картинную галерею, музей, памятники, парки. Задачи данного вида деятельности — активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.

На прогулках предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Татарстану и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.

Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:

1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное — несъедобное», «Старинное — нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти — туфли, косоворотка — рубашка, стиральная доска — машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).

2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.

Например, предлагаю представить, что дети в лесу, на необитаемом острове, какой — нибудь республике и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.

3. Метод игра — путешествие используется для уточнения знаний детей.

4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.

5. Словесный метод.

  • Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну — все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую — все относящееся к татарской культуре».
  • Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей — на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний — сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами. Кроме того, у каждого ребенка есть тетрадь- альбом, в которой он при помощи знаков, символов, рисунков отражает все то, что узнал на занятии, экскурсии и что ему понравилось.

7. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.

Темы исследований предлагаются воспитателями в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов: «Образ Бабы Яги в славянских сказках» «Назначение полотенца в крестьянском быте», «Церемония чаепития» «Родословная моей семьи» и т.п.Все перечисленные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

  • привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
  • участия родителей в выставках семейного творчества;
  • устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.
  • создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;
  • проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных воспитателем;
  • совместное с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
  • ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

В ходе работа мы познакомили детей с родным городом и народами живущими в нем; географическим расположением, историей и народным прикладным искусством народов Поволжья.

В результате такой работы дети научились любить свой город, родную природу, бережно относиться к ней. Общение, с природой и истоками культуры народов Поволжья облагораживают человека, позволит полнее ощутить красоту жизни. Дети стали наблюдательны, любознательны, обогатилась речь, расширился кругозор, стали более тесными отношения с родителями.

В будущем мы планируем продолжать начатую работу в этнокультурной осведомленности детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]