Проект практических мероприятий по энергосбережению в дошкольном учреждении


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект: «Что такое энергосбережение?» в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта

Экономное использование энергии является главной проблемой для всего человечества, так как на её производство требуется много затрат природных ресурсов (воды, леса, полезных ископаемых). В результате происходит негативное влияние на окружающую среду. Все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.

Проблема

Если мы будем постоянно повышать мощности для большей выработки электроэнергии и при этом нам понадобится больше вырубать лесов, добывать больше нефти, газа и угля, больше перекрывать рек для строительства гидростанций, то сможем ли мы защитить свою природу от гибели? Что нам нужно сделать? Как научиться беречь энергоресурсы?

Предполагаемый результат.

Закладывание основы бережного отношения к энергоресурсам и воспитание элементарной культуры энергосбережения.

Формирование представлении о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения через познавательную деятельность детей.

Задачи проекта:

Для детей

  1. Познакомить детей с различными видами энергии.
  2. Формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком.
  3. Познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком.
  4. Закрепить правила безопасного обращения с электрическими

приборами.

6. Воспитывать у детей бережное отношение к энергоресурсам, опираясь на первоначальные навыки рационального их использования.

Для педагогов:

  1. Повышать уровень профессиональной компетентности, обогащать знания по актуальным вопросам энергосбережения.
  2. Закреплять навыки организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
  3. Создавать условия для ознакомления воспитанников с энергоресурсами через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками, их родителями

Для родителей

  1. Способствовать проявлению интереса к содержанию энергосберегающей работы с детьми, к участию в совместных мероприятиях.
  2. Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
  3. Пополнять знания по энергосбережению, более ответственно относиться к расходованию энергоресурсов.

Погружение в проект

1. Создание проблемной ситуации: Предлагаю детям в качестве разминки потанцевать под музыкальное сопровождение. Включаю магнитофон (не подключенный к электросети), он не работает.

Вопрос к детям: Что произошло? Почему не работает магнитофон?

Предлагаю детям сформировать новую тему для познания, какие вопросы их интересуют, и где на них можно найти ответ, используя модель трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать чтобы узнать?).

Планирование работы по проекту:

Деятельность педагога:

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка структуры проекта, тематическое планирование всех видов детской деятельности.

Подбор иллюстративного материала, дидактических игр.

Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проектов.

Привлечение сотрудников детского сада к участию в проекте.

Деятельность родителей:

Участие в анкетировании по теме: «Умеете ли вы экономить энергию?»

Изучение литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала.

Обсуждение вопросов, связанных с реализацией проектов.

Проведение дома мероприятий, направленных на экономию воды, тепла и электроэнергии.

Проведение наблюдений в течении 3-х суток- сколько литров воды, электричества можно съэкономить при соблюдении правил экономии и сделать сравнительный анализ с обычным (неэкономным) потреблением.

Деятельность детей:

Беседы на тему:

  1. «Что мы знаем об электричестве? Основные источники электроэнергии»
  2. «Электрические приборы и их назначение»
  3. Правила безопасного поведения «Осторожно! Электричество!»
  4. «Что такое энергосбережение, как можно экономить энергетические ресурсы?»

Экспериментирование по теме: «Статическое электричество»

  1. «Ожившие волосы»
  2. «Волшебный шарик»
  3. «Волшебные палочки»

Наблюдение: «Где в детском саду живёт электрический ток»

Рассматривание иллюстраций: «Предметы бытовой техники: старинные и современные».

Дидактические игры: «Хорошо-плохо»

«Бытовые приборы –старинные и современные»

«Загадки и отгадки об электрических приборах»

Рисование.

  1. «Электрические бытовые приборы»
  2. «Памятки для энергосбережения»

Чтение художественной литературы

  1. Авторская сказка «Величество-электричество» (Елисеева Яна)
  2. Стихи:

«Он бежит по проводам» Яков Быль

«Есть в квартире уголок» Веденятина Надежда

3. Сказка: «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» Жилинский И.М.

Продукт проекта

Результат детской деятельности:

Оформление выставки рисунков «Бытовые электрические приборы»

Оформление коллажа «Советы Энергоши»

Проведение акций для сотрудников детского сада:

Распространение предупреждающих знаков по экономии энергетических ресурсов

Для родителей — Оформление информационной папки передвижки: «Электросбережение. Водосбережение. Теплосбережение».

Распространение памяток «Как сберечь энергию. Тепло и воду?»

Полученные результаты по проекту.

Дети закрепили правила безопасного обращения с электрическими

приборами.

Расширился кругозор детей об энергоресурсах и культуре энергосбережения.

У детей сформированы навыки энергосберегающего поведения в детском саду и дома;

сформированы представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Родители проанализировали пользу и выгоду экономичного потребления электроэнергии, воды, тепла и приняли решение соблюдать правила энергосбережения дома и на работе.

Сотрудники детского сада активно приняли участие в акции по энергосбережению.

Поротова Вера Петровна

Воспитатель МДОУ детский сад №50. г.Усть-Кут, Иркутской области.

Следующая >

Проект «Бережливый детский сад» (кайдзен-технологии в ДОУ)

Автор: Кежаева Ульяна Олеговна

воспитатель МБДОУ №45 г. Одинцово

Проект «Бережливый детский сад» (кайдзен-технологии в ДОУ)

Проект
«Бережливый детский сад» (кайдзен-технологии в ДОУ)
Современные дошкольники живут в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.

Нынешним дошколятам не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам, которые все сейчас могут найти в интернете, нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартное мышление и творческие способности, которые заложены у каждого ребенка при рождении.

Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).

Значимая роль

в освоении детьми технологии кайдзен отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам кайдзен. Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом, попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.

Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

Цель

— формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу

формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.

  1. Создать условия, способствующие формированию бережливости у

дошкольников.

  1. Разработать тематические проекты по обозначенной проблеме.
  2. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
  3. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ бережливости у старших дошкольников.
  4. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.

Опираясь на опыт образовательного холдинга «Детство без границ«, разработали конкретные мероприятия, а именно:

1. применение
визуализации
, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д.;2
.стандартизация
ежедневных операций;3.
организация
рабочих мест и пространства.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

В ходе реализации этого проекта дети смогут овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты).

ЭтапСодержание деятельностиСроки
ПоисковыйПодготовительный этапСентябрь 2019
АналитическийПодготовительный этапОктябрь 2019
ПрактическийОсновной этапОктябрь-апрель 19/20
ПрезентационныйЗаключительный этапАпрель-май 2020
КонтрольныйЗаключительный этапМай 2020

Подготовительный этап (поисково-аналитический):

-изучение материалов по теме в интернет-источниках;

-постановка целей и задач, определение актуальности, его результата.

-подготовка консультации для родителей;

-разработка бесед для дошкольников.

— подготовка иллюстраций и мультимедийных презентаций для занятий

Основной этап (практический)

:

1.Ознакомление с содержанием Кайдзен технологии

  1. Подготовка информационных материалов о технологии Кайдзен (сообщения, беседы, презентации).

3.Семинар для педагогов ДОУ ««Жизнь в стиле Кайдзен

  1. Непосредственная работа с детьми в ходе реализации проекта

Формы работы с детьми в ходе реализации проекта в средней группе:

-беседы (например: «Надо вещи убирать – не придётся их искать»)

-чтение сказок и историй;

-тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло», другие.

-обсуждение проблемных ситуаций

-включение детей в познавательно-практическую деятельность,

проведение опытов и экспериментов;

-организация тематических сюжетно-ролевых игр;

— составление «Азбуки бережливости»

— цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»

— использование знаков, напоминаний и каточек-обозначений в предметно-пространственной среде (позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности). В групповых блоках используются знаки

которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).

Формы взаимодействия с семьей:

— сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»

участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.

— консультация для родителей «Порядок – залог ответственности, чистоплотности и бережливости».

-Совместные рисунки по теме проекта

Заключительный этап (презентационный, контрольный)

:

1.Мониторинг результатов деятельности участников проекта.

2.Оформление выставки рисунков «Бережливый детский сад».

  1. Создание виртуальных информационных уголков и консультаций для родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!».

3.Оформление отчёта о проделанной работе.

Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
  • выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
  • разработать план реализации нового проекта;
  • подвести итоги проекта;
  • развивать эмпатию;
  • прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
  • учить:
  • – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  • – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  • – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
  • – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
  • – делать выбор;
  • – планировать собственную деятельность;
  • поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Роль воспитателя в групповом сборе

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

  • обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
  • установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
  • демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
  • стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
  • предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
  • помогать ребятам выбирать и планировать работу;
  • оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

  1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)…………….
    1–3 мин
  2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин
  3. Обмен новостями ………………………………………………………………………
    2—10 мин
  4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) ………………….
    5—12 мин

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

Цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»

В ходе реализации практического этапа проекта с детьми в рамках «Кайдзен-технологий» проводился также курс творческих занятий на тему «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого».

Целью данного «включения» являлось формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

Задачи:

  • формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
  • воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго-и ресурсосбережению.

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Предварительная работа:

ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира; беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых; рассматривание и чтение детских энциклопедий; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Мой дом», опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.

Практический этап реализации цикла «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»:

  • первоначальный анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»
  • анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»
  • основной цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».
  • беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе (молния)», «Живая и неживая природа» и др.
  • просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»;
  • чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др.
  • НОД «Азбука Берегоши » Развлечение «Счетчик в гостях у ребят» III.

Планируемые результаты:

после завершения цикла
«Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»:
Дети:

замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее; знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений; могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений; знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы; являются грамотными потребителями водо — и энергоресурсов, просят об этом взрослых; испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.

Педагоги:

имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения; обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению; в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.

Родители:

пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета; проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях; более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей; в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.

В качестве заключения

На данном этапе, задачи, поставленные реализацией данного проекта, выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс. Совершенствования путём использования технологии реализованы, уже видны результаты.

В связи с эпидемиологической ситуацией считаем целесообразным и единственно возможным способом завершить наш проект в этом учебном году в виде оформления виртуальной выставки коллективных (совместно с родителями) творческих работ на тему энергосбережения «Бережливый детский сад». А также создание информационных уголков и виртуальных консультаций для детей и родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!» (правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией).

Работа на данном этапе не заканчивается, и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]