Организация и проведение ППк в дошкольном учреждении. Методические рекомендации по работе с дошкольниками с ОВЗ

В России больше 7 лет действует закон, согласно которому детские сады должны создавать специальную среду для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассказываем, какие условия нужны детям с ОВЗ и как построить работу с “особенными” детьми в ДОО.

  • Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: разница
  • Где могут обучаться дети с ОВЗ
  • Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах
  • Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ
  • Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: в чем разница

Детей с ОВЗ часто путают или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать их отличия.

Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз «ограниченные возможности здоровья» не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.

Инвалидность предполагает значительные нарушения функций организма. Они могли появиться в результате травмы или врожденного дефекта у ребенка. Эти отклонения трудноустранимы или их невозможно устранить, поэтому диагноз не снимается с ребенка годами, а иногда и в течение всей жизни. Инвалидность устанавливается врачами-экспертами на медико-социальной комиссии, имеет официальный статус и предполагает наличие пособий и выплат родителям малыша.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в особых условиях для развития и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности которой зависят от типа и степени выраженности заболевания.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Где могут обучаться дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения зависит от степени тяжести отклонений у ребенка. Есть два основных варианта обучения.

1. Детские сады или группы компенсирующего вида Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе.

2. Комбинированные группы Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия. Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого.

Решение о том, какая форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые, социальные и моторные навыки, а также навыки самообслуживания.

Для этого необходимо:

  • Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений.
  • Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей. При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми. Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно.
  • Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное.
  • Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.

Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного

образовательного учреждения.

О.Г Колобова

Психолог-логопед

МДОУ «ЦРР-детский сад № 7 «Алёнушка»

пос. Первомайский

Аннотация: В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ, проблемы их адаптации и интеграции в обычные условия детского сада, подразумевающие совместное воспитание всех детей вне зависимости от их физических, психических или интеллектуальных возможностей.

Ключевые слова: психолог, адаптация, дети с ОВЗ, песочная терапия

Сейчас мы всё чаще встречаем детей со следующими симптомами: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи и т.д. Сложность различных нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения. Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей, а особенно в работе с детьми имеющих ограниченные возможности. Важность сохранения здоровья воспитанников ДОУ декларируется всеми федеральными нормативными документами.

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».

(Закон РФ об образовании. Ст.51, п.1.)

«Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей».

(Концепция дошкольного воспитания).

Таким образом, определя­ются основные задачи психолого-педагогической работы:

  1. преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду;
  2. развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  3. развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  4. развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  5. развитие игровых навыков, произвольного поведения.
  6. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  7. формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания детей.

Приход каждого ребёнка в детский сад начинается с процесса адаптации. Это во многом зависит от того, как сумеют педагоги понять нужды, интере­сы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоцио­нальное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Однако наибольшее внимание следует уделить особен­ностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптацион­ный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным крите­риям. По окончании адаптационного периода адапта­ционный лист передается педагогу-психологу.

В нашем детском саду начали работать с детьми ОВЗ с 2015г, со дня открытия. По документам детей у нас было трое в возрасте от 2 до 3.5 лет. В процессе ранней психолого-педагогической диагностики детей по группам сада, выявили и направили родителей с детьми к специалистам, для дополнительного медицинского обследования. К сожалению особенных детей, у нас стало больше в два раза. Дети с разной степенью заболеваний: неврологической, аутизм, нарушения интеллекта, речевые патологии. Следующим этапом началась кропотливая работа, направленная на процесс адаптации и социализации детей с ОВЗ в группах.

Цели и задачи психолого-педагогической коррекции в нашем детском саду решается комплексно, и обсуждаются на педагогических совещаниях. Для осуществления работы задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего и старшего возраста, педагог по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, родители. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии проводит психолог. Системное обследование включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с нарушениями, важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе. Установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Это позволяет в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ. Ребёнок с особенностями становиться полноправным участником во всех мероприятиях ДОУ. В коллективе детей он старается быть равным и выполнять интересную работу на занятиях познавательных, опытно-эксперементальных, музыкальных, физкультурных, с учётом своих возможностей.

Оказание социально-психологической поддержки детям с проблемами умственного и физического развития, включают в план группы и психолога отдельно. Ведутся индивидуальные занятия, кружковая работа, направленная на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, моторных функций, мышления. Применяются различные виды игровой терапии: пальчиковые игры, тренинги по самомассажу (растирание пальцев, массаж рук шишками, карандашами, деревянными шариками), аппликации из пластилина, семена, крупы, игры с водой. Это развивает мыслительные способности, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук, прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.

Остановимся на одном из методов — песочная терапия. В нашем детском саду это направление нашло широкое применение.

Песочная терапия Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. В нашем саду также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка. Этот песок – набор для творчества нового поколения. Рекомендован детям от 3х лет.

Занятие лепкой из кинетического (живого) песка очень полезно для ребенка. Кому можно и нужно заниматься песочной терапией? Ответ прост – ВСЕМ: родителям и детям, бабушкам, дедушкам и внукам, детям с ОВЗ (ДЦП, нарушения речи, нарушение эмоционально-волевой сферы, людям с синдромом Дауна и др.).

Для организации игр с песком был собран большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Наземные животные (домашние, дикие, доисторические). Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы). Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола). Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.). Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт). Объекты ландшафта (леса, горы). Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).

Естественные природные предметы (камни, раковины, куски дерева, семена, перья, и пр.). Персонажи мультфильмов из киндер-сюрпризов.

Палочки деревянные, для рисования, трафареты букв.

Все предметы располагаются в прозрачных, пластиковых контейнерах, находятся на уровне детского обозрения и доступа. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок с ограниченными возможностями часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Частичный перенос занятий психолога- педагога в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Разработанная нами программа основана на замечательном пособии О.Б Сапожниковой, Е.В Гарновой «Песочная терапия в развитии дошкольников».

Примеры некоторых упражнений: «Чувствительные ладошки», «Мы юные археологи», « Чей это след?», для старшего возраста « Назови звук», « Найди друга». На занятиях сказочный герой «Песочная черепаха» знакомит детей с правилами взаимодействия с песком. Упражнения, которые мы включаем в занятия обладают колоссальным значением для развития психики и речевых функций ребёнка. Опираясь на приёмы работы в кинетической песочнице, психолог может сделать традиционную методику работы с дошкольниками, и с детьми ОВЗ более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Анализ данных обследования, позволяет сделать следующие выводы. Все дети с ОВЗ любят ходить в детский сад, с удовольствием занимаются и играют, детям в саду интересно. Повысился уровень работоспособности, усидчивости, умения работать по определённому правилу в коллективе детей. Стабилизировалось эмоциональное состояние. Дети учатся проговаривать свои ощущения, а это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, получают первый опыт самоанализа, учатся понимать себя и других, что очень важно для детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, ранняя помощь детям с ограниченными возможностями на уровне ДОУ, является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии.

Список литературы

1.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф.Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2 изд., испр. — М,2014г.

2.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2016.

3. Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции, проблемы, перспективы: сб. статей по материалам Второго Всероссийского симпозиума с международным участием,2011г. — Чита,2011.

Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Во время обучения зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.

Основная задача воспитателя в групповой работе — найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.

Игротерапия

Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.

Психогимнастика

Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики — игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

Сказкотерапия и куклотерапия

Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ

Работа с детьми ОВЗ — это дополнительный труд и ответственность воспитателя. Не каждый специалист имеет подходящую профессиональную и эмоциональную подготовку для такой работы. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, воспитатель должен пройти программу повышения квалификации и научиться использовать полученные знания в работе. Поэтому государство поощряет воспитателей, которые помогают детям компенсировать отклонения и стать полноценными личностями. Такие специалисты получают более высокую оплату труда и более продолжительный отпуск — 56 календарных дней. А количество рабочих часов наоборот уменьшается — они работают не более 25 часов в неделю.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]