Подготовка к аппликации «Лодки плывут по реке»
Успешность занятия по аппликации во многом зависит от его подготовки. И здесь ведущая роль, конечно, принадлежит воспитателю. Ведь, в средней группе ребята ещё не могут самостоятельно заготавливать детали.
Подходящие материалы
Прежде всего, для создания композиции понадобится основа — лист белой бумаги формата А5. Также педагог готовит для каждого ребёнка цветную бумагу:
- длинные узкие полосы голубого, синего или серого оттенка (для создания образа реки) или же овалы таких же цветов (озеро);
- бумажные прямоугольники разных цветов (основа для лодок) разных размеров (примерная величина 7Х3 см);
- обрезки цветной бумаги для украшения лодочек (флажок, иллюминаторы и пр.).
Можно обыграть основу более интересно — использовать картон синего или голубого цвета, а традиционному прямоугольнику сделать волнистые края. Это создаст впечатление, что лодочка, действительно, качается на волнах.
Можно интересно обыграть основу — традиционному прямоугольнику сделать волнистые края
Конечно же, для работы дошкольникам необходимы ножницы, клей, кисти, клеёнки и салфетки.
Используемые техники и приёмы
Воспитанники средней группы начинают работать с ножницами — учатся разрезать детали по прямой линии, а также скруглять углы. Для создания образа лодочки требуется срезать углы с одной стороны так, чтобы прямоугольник превратился в трапецию.
Задача дошкольника — срезать у прямоугольника углы так, чтобы он превратился в трапецию
Если у кораблика предполагается парус, его можно оформить в виде треугольника или полукруга. В первом случае ребёнок разрезает по диагонали квадрат, во втором варианте — у полученной детали нужно скруглить угол, превратив её в полукруг.
Для создания паруса ребёнку понадобится вырезать треугольник из квадрата, а затем преобразовать эту фигуру в полукруг
Полуовал можно получить и срезая углы у прямоугольника.
Сделать парус можно и их прямоугольника, превратив его в полуовал
Предварительно воспитатель уточняет форму каждой детали, демонстрирует образец. Дети проводят рукой по воображаемому контуру предмета в воздухе.
Готовый кораблик можно украсить флажком (треугольником).
Готовые композиции в традиционном варианте выглядит примерно так
Когда все детали вырезаны, педагог уделяет внимание композиции, обсуждает с детьми, как красиво расположить на основе лодочки в зависимости от их количества — одна, две или три. После этого отрабатываются навыки аккуратного наклеивания: наносить клей кисточкой нужно аккуратно, в небольшом количестве, деталь при этом располагается цветной стороной вниз.
Видео: кораблик из геометрических фигур (процесс выполнения аппликации)
Нетрадиционная аппликация
Изображать лодочки, плывущие по реке, можно не только в традиционной технике. Дошкольники могут успешно использовать обрывную аппликацию, создавая образ из мелких кусочков бумаги произвольного размера, которые отрываются вручную.
Изобразить кораблик можно в обрывной аппликативной технике
Как вариант данным способом можно изобразить только реку или озеро.
В обрывной технике можно изобразить только воду
Интересная идея — выполнить кораблик в технике оригами. Нужно взять самый простейший вариант, когда образ получается путём складывания квадрата и отгибания его края. А дополнят работу волны из атласной ленточки (ребёнок без труда сможет и приклеить, ориентируясь на указания педагога).
Парусник совсем легко можно смастерить, используя технику оригами, а волны из атласной ленты сделают композицию ещё более оригинальной
Необычные волны можно создать из кусочков мятой салфетки. Для этого она рвётся на мелкие части, и приклеиваются комочки. Другой вариант — салфетка сминается руками так, чтобы получился жгутик, а затем немного разворачивается и приклеивается.
Интересные волны получаются из мятой салфетки
Аналогичным способом хорошо изображать облака в небе (также для этого подойдёт вата).
Видео: кораблик с объёмными парусами, морская пена из ваты (детали готовит взрослый, а ребёнок наклеивает)
Чем можно дополнить аппликацию
Создать оригинальную композицию из лодок, помогут дополнительные изобразительные техники. Так, волны, которые качают кораблик, можно нарисовать акварелью или более яркой гуашью.
Волны вполне можно нарисовать акварелью или гуашью
Также с аппликацией замечательно сочетается пластилинография. Так, пластилином можно обозначить мачту и иллюминаторы кораблика, а также морские волн и ярко-жёлтое солнышко в небе.
Аппликация и пластилинография прекрасно дополняют друг друга
Индивидуализация заданий
На занятиях изобразительным искусством обязательно нужно применять индивидуальный подход. Так, ребятам, которые ещё не очень хорошо управляются с ножницами, можно предложить смастерить только лодки (корпус), а тем, кто уже хорошо умеет вырезать детали — лодки с парусом.
На занятии аппликацией педагог должен активно поощрять проявление детской активности и творчества. Некоторые дети справляются с любой работой быстро, поэтому им обязательно нужно ещё более усложнять задание — предложить дополнить композицию деталями: например, вырезать из бумаги солнышко и облака или украсить свою лодочку деталями. Также можно дать краски, чтобы малыш изобразил дождик или рыбок, выглядывающих из воды.
Вариантов здесь множество. Главное — увлечь ребёнка, чтобы его интерес к творчеству становился только сильнее.
Некоторые дети быстро и качественно справляются с основныой работой, им обязательно нужно давать дополнительные задания, чтобы поддерживать интерес к творчеству
Варианты композиций на основе темы
Согласно программе по изобразительному творчеству для средней группы аппликация на тему «Лодки плывут по реке» предлагается дошкольникам в октябре. Варианты композиции обозначены как «Рыбацкие лодки вышли в море» и «Яхты на озере».
Однако данное занятие можно провести и весной, связав тему с весенними ручейками, по которым так весело пускать бумажные кораблики («Бумажный кораблик плывёт по ручейку»).
Можно выполнить такую аппликацию к Дню защитника Отечества — пусть это будет военный корабль, плывущий по волнам, которые дети преподнесут в подарок папе.
Занятие можно также связать с чтением сказки В. Сутеева «Кораблик», обозначив тему, как «Кораблик для зверюшек». Это будет более сказочный вариант, а вместо паруса воспитатель может предложить каждому ребёнку свежий или засушенный листик дерева.
Аппликацию можно приурочить к чтению сказки «Кораблик» В. Сутеева и создать такой же образ
Видео: мультфильм «Кораблик» (1956 год)
Советы педагогам по организации занятий по аппликации в средней группе
В средней группе одной из основных учебно-методических задач является развитие мелкой моторики рук. Работая с детьми 4–5 лет, воспитатель должен помнить слова великого советского педагога В.А. Сухомлинского о том, что на кончиках детских пальцев находятся истоки их дарований. Средний дошкольный возраст является именно тем сенситивным периодом, когда дети особо восприимчивы к развитию умения согласовывать работу глаз и рук, совершенствовать координацию движений, точность в своих действиях. Занятия по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детской сенсомоторики. При этом, конечно, педагог не должен забывать о том, что именно в средней группе необходимо начинать закладывать основы эстетики.
Идеи для необычной аппликации
Дети в этом возрасте очень восприимчивы ко всему новому, интересному и необычному. Педагогическая смекалка подскажет воспитателю, что наряду с традиционными приёмами аппликации, можно применять новаторские. Проявив немного фантазии, понимаешь, что открывается целый мир для творчества, в котором детей ждут новые формы работы с бумагой, включения приёмов рисования и многое другое. Предложим несколько идей по выбору материалов для создания аппликации на тему «Лодки плывут по реке». Воспитатель может использовать цветную бумагу, салфетки и вату, природный материал (рябину, сухие листья, ракушки), разные крупы и семена, необычные материалы (поролон, конфетти).
В своей работе педагог должен стремиться каждое занятие сделать необычным, запоминающимся, поэтому применение традиционных техник с использованием только цветной бумаги не даёт простора для детской фантазии и творческого потенциала. Об этом важно помнить, так как из таких маленьких крупинок формируется творческая личность ребёнка. Хорошим подспорьем в этом станут нетрадиционные техники аппликации:
- Сделать из белых мятых салфеток облака, из мятой салфетки синего цвета — море.
- Сделать лодку или парус из конфетти (методом посыпания или выкладывания по одному).
- Обрывная аппликация, когда из отрывных ленточек дети делают морские волны, из маленьких кусочков — выкладывают корпус лодки и парус.
- Сделать корпус лодки из отрывных кусочков цветного поролона.
- Корпус лодки выложить из ягод рябины, парусом послужит листок из гербария.
- Облака можно сделать из ваты, манки, риса, различных семян, лодка при этом может быть сделать просто из цветной бумаги.
Это лишь те немногие идеи, которые воспитатель может использовать в своей работе на занятиях аппликацией, превращая простое учебное занятие в увлекательное путешествие в мир творчества, где каждый ребёнок — маленький творец и гений.
Мотивация к творчеству
Во время совместной деятельности воспитатель может предложить детям, которые проявляют особый творческий интерес, индивидуальные усложнённые задания или организовать подобные задания в небольших группах по 2–3 человека. Например, можно предложить им коллективную аппликацию с элементами оригами, назвав «Парад кораблей»; создание праздничной открытки в подарок папе или брату в технике объёмной аппликации; аппликацию методом торцевания; использование методов рисования (рыбки, морские обитатели).
Составление композиции играет важную роль в художественно-эстетическом развитии детей начиная с младшего возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения и задачи усложняются по мере приобретения детьми опыта в изобразительной деятельности. В средней группе для педагога очень важно правильно подсказать детям, как лучше расположить элементы работы, какие цвета использовать. Такие совместные усилия позже принесут плоды, когда дети самостоятельно смогут продумывать композиционные линии согласно предложенному сюжету. Во второй половине учебного года дети осваивают некоторые декоративные приёмы как в рисовании, так и в аппликации. Интересным решением станет украшение лодки или паруса и создание коллективной композиции «Праздник на воде».
В начале занятия воспитатель использует игровые приёмы для активизации детской познавательной деятельности. В качестве мотивирующего начала можно использовать чтения стихов на морскую тематику, загадки о кораблях и парусниках, провести беседу о кораблях с показом картинок, смоделировать интересную историю с привлечением любимых игрушек. Использование музыкального сопровождения играет положительную роль в восприятии детьми новой темы, вдохновляет их на продуктивную работу, активизирует воображение: детские песни из мультфильмов и фильмов про храбрых моряков и пиратов, про корабли и рыбацкие лодки, или просто послушать шум прибоя.
План составления конспекта
При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:
- Предварительная работа (2–3 минуты)
- Основная часть (10–13 минут)
- Физкультминутка (1–2 минуты)
- Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)
Мотивирующее начало занятия
Чтобы ребёнок выполнял работу с радостью, его обязательно нужно мотивировать. Сделать это можно по-разному, например, с использованием игрового персонажа, который приходит к ребятам на занятие и просит о помощи.
Это может быть кот Леопольд. Герой сообщает, что его пригласили в гости мышата, но они живут далеко. Чтобы до них добраться, нужно пересечь широкую реку. А для этого нужна лодочка. Конечно же, малыши с энтузиазмом примутся за работу, чтобы помочь коту.
К ребятам приходит какой-нибудь известный персонаж, например, кот Леопольд, и просит о помощи — нужно сматерить ему лодочку
Другой вариант — телеграмма от доктора Айболита. В Африке его ждут больные зверята. Но чтобы отправиться туда, нужен корабль с парусами (ведь плыть далеко).
Начать занятие можно с загадки, чтобы заинтриговать детей. Например, такой вариант:
- По реке плывёт пилотка От огромного солдата Машут вёслами ребята Не пилотка — это… (лодка)
Далее следует обсуждение, на какую геометрическую фигуру больше всего похожа лодка (на прямоугольник, потому что она длинная). В итоге педагог предлагает ребятам сделать себе лодочки.
Ещё один способ — воспитатель предлагает малышам включить своё воображение и нарисовать картину по стихотворению. Звучит стихотворение «Кораблик»:
- Плыл кораблик по волнам, Парус рвался к облакам. Волны к борту подымались, О кораблик разбивались. Светлана Сирена (Котляр)
Затем проводится беседа по стихотворению, после чего ребята приступают к творческому процессу — созданию образа кораблика из бумаги.
Можно начать разговор о весне, о том, как весело пускать кораблики по ручейкам, когда солнце согревает всё вокруг своими тёплыми лучами.
Чтобы поддержать интерес дошкольников к теме аппликации, педагог обязательно проводит соответствующую пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
Таблица: пальчиковая гимнастика «Ветер по морю гуляет…»
Текст | Движения |
Ветер по морю гуляет | дети покачивают ладонями, имитируя волны |
И кораблик подгоняет | сложили ладошки лодочкой |
Он бежит себе в волнах | перебирают пальцы начиная с большого |
На раздутых парусах. | широко расставляют пальцы |
Таблица: физкуль (по стихотворению А. Барто)
Текст | Движения |
Матросская шапка, | «надеть» шапку на голову |
Верёвка в руке | сжатые кулаки приставить друг к другу, развести руки – показать длину «верёвки» |
Тяну я кораблик | сложить ладони «лодочкой» |
По быстрой реке. | покачать «лодочку» |
И скачут лягушки За мной по пятам, | прыжки на месте |
И просят меня: | прижать руки к груди |
— Прокати, капитан! | протянуть открытые ладони вперёд |
Авторский конспект занятия по аппликации в средней группе
О.Н. Мищук. Занятие по аппликации в средней группе «Парусные лодки дружбы плывут по морю»
Учите детей мечтать. Учите их свои фантазии рисовать, лепить, вырезать из бумаги.
Конспект занятия по аппликации
Организационная образовательная деятельность | ||
Вид деятельности | Тема/Материалы | Задачи/Программное содержание |
Аппликация | «Лодки плывут по реке» Материалы. Цветная бумага (заготовки), вата, ножницы, клей, кисточки, светло-голубые листы бумаги, салфетки. | Совершенствовать навыки вырезания геометрических фигур из заготовок и по контуру, развивать эстетическое восприятие, умение располагать фигуры в одной композиции. Расширить знания об окружающем мире: уточнить представление о морском транспорте. Воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Этап занятия | Содержание НОД | |
Предварительная работа | Рассмотреть иллюстрации и картинки с изображением кораблей, парусных судов, моря. Закрепить знания о геометрических фигурах. | |
Основная часть | Беседа с детьми. Воспитатель говорит, что сегодня у них занятие непростое, а очень необычное. Это будет морское путешествие с любимыми героями из мультфильма. И они пришли в гости, чтобы отправиться «по морям, по волнам» вместе с вами. Вносит игрушку кота Леопольда и двух мышат. Можно показать картинки с их изображением. – Помните, ребята, что всегда повторял мудрый кот Леопольд? – Надо жить дружно. (Ответы детей). Вот и мышата поняли, что дружба очень важна. Теперь они не разлей вода с котом Леопольдом. И вот решили они плыть в разные страны и смотреть, как ребята на всей земле дружат, не ссорятся ли. Но им нужно плыть по морю, по волнам. А как же им это сделать? Послушайте загадку. От ветра он не прячется, А, грудь, подставив, катится. (Парусник) Конечно, на лодке с парусом. А мы им в этом поможем — сделаем для них лодочки с развивающимися на ветру парусами и назовём их «Лодки дружбы». Показывает картинки с разными парусниками. Воспитатель спрашивает детей, какую геометрическую фигуру напоминают паруса. (Треугольник). Спрашивает, на какую геометрическую фигуру похож корпус лодки. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает про трапецию. Трапеция напоминает прямоугольник со срезанными углами. Показывает прямоугольник и трапецию. Можно наложить трапецию на прямоугольник для наглядной демонстрации, как срезаются углы. Педагог спрашивает о том, где может плавать парусник. (По морю, реке, озеру). Наши лодочки с парусами будут плыть по морю, а на море бывают волны. А ещё мы с вами вырежем солнышко и сделаем облачка. У нас будет солнечный погожий день, и нашим героям будет весело качаться на волнах. Какого цвета солнышко? (Жёлтого). Облака? (Белые). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они кто такой капитан. (Ответы детей). Капитан — главный человек на корабле, командир команды. Ребёнок читает стихотворение «Я хочу быть капитаном». Я хочу быть капитаном, Море очень я люблю, Я сегодня за штурвалом, Я команды подаю. Я подал сигнал: «Отходим, Поднимаем якоря. Полный ход. Вперёд. Уходим». Только, чур, не навсегда. Я немного поиграю В капитана корабля, Я немного помечтаю, Подрасту, а вот тогда Стану, стану капитаном И с фуражкой, с бородой Встану, встану за штурвалом, А пока бежим домой. Мама нас зовёт на ужин, Поедим и полежим, Отдохнём, а утром рано Снова к морю побежим. А теперь давайте сделаем лодочки с парусами для наших любимых героев, чтобы они могли скорее отправиться в путь. Воспитатель предлагает рассмотреть заготовки из цветной бумаги на рабочих местах детей, а также то, что среди них есть кусочки ваты, из которых они будут делать красивые облачка. Описание схемы выполнения аппликации. | |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика «Капитан» Дети направляют кончики пальцев вперёд со слегка прижатыми друг к другу ладонями. Воспитатель читает стихотворение, показывает, как лодочка качается на волнах, затем плавными движениями руками — волны. Скрестив руки, показывает чайку. Потом ладони прижимает друг к другу и изображает рыбок. Плавные движения ладонями имитируют движения рыбок в воде. Дети повторяют все движения. Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой. | |
Заключительная часть (подведение итогов) | Давайте вспомним, на какие геометрические фигуры похожи лодки и паруса. (Трапеция и треугольники). А солнышко? (Круг). Куда отправятся кот Леопольд и мышата на ваших лодочках? (В разные страны учить всех ребят дружить и не ссориться). Давайте рассмотрим, какие получились красивые парусники, как ярко светит солнышко, какие пушистые в небе облачка. Теперь пожелаем нашим любимым героям счастливого пути, попутного ветра в паруса и спокойного синего моря. |
Пошаговое объяснение этапов работы
Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов выполнения аппликации:
- Вырезаем лодку из прямоугольника, срезая углы по линиям. (Рисунки 1, 2).
- Из прямоугольника другого цвета по диагональной линии вырезаем два треугольника. Это паруса. В зависимости от общего уровня подготовки детей можно сделать заготовки парусов. (Рисунки 1, 2).
- У жёлтого квадрата закругляем углы, вырезая круг для солнца. (Рисунки 3, 4).
- Заготовка морских волн из синей или голубой бумаги. (Рисунок 5).
- Размещаем композицию на листе бумаги. Внизу заготовку из волн, по центру — лодку, на ней треугольные паруса острыми углами вверх. В левом верхнем углу располагаем солнышко. Все приклеиваем.
- На последнем этапе работы берём маленькие кусочки ваты, намазываем клеем небольшие участки на небе и приклеиваем вату, чтобы получились облачка. (Рисунок 6).
Фото: лодочка поэтапно
Заготовки для парусника Заготовки для парусника Жёлтый квадрат Солнышко
Морские волны
Воздушные облака из ваты
Картинки для показа детям
Мы мчимся вперед
По синему морю
Белый красавец Синие волны океана
Полный вперед Тихая гладь моря
Под парусом
На причале
Закат и фрегат
Примеры детских работ: лодка плывёт по реке и волнам
Обрывная аппликация Аппликация из семечек
Аппликация из цветной бумаги
Подари папе
Техника торцевания
Обравная аппликация
Объемная аппликация Праздничная открытка для папы
Аппликация из природного материала Облачка из салфеток
Аппликация из крупы
Аппликация из крупы
Аппликация из крупы
Умение педагога творчески мыслить, желание каждый раз привносить элементы новизны, энергетический потенциал непременно позволит зажечь в каждом ребёнке творческую искорку, которую потом очень легко будет превратить в пылающий творческий костёр необычных идей, задумок, нестандартных композиционных решений, а развитая сенсорная моторика позволит воплощать неиссякаемый фантазийный поток в аккуратные и красивые работы, индивидуальные и коллективные. Дети будут чувствовать себя художниками, творцами, создающими маленькие шедевры не только из привычных материалов, но и весьма необычных. Учите детей творить!
Фотогалерея готовых работ — идеи для педагогов
Аппликация сочетается с рисованием гуашью и пластилинографией
Аппликация сочетается с рисованием восковыми мелками Сочетание аппликации (лодки выполнены с помощью оригами) и рисования (небо и камыши)
Оригинальные волны выполнены из полосок с использованием обрывной техники
Простое оригами, которое дополняется рисованием
Аппликация в виде открытки для папы с оригинальными волнами (их готовит воспитатель)
Обрывная аппликация с заполнением нарисоанного шаблона Дети заполняют кусочками бумаги нарисованный контур, красочно смотрятся паруса из ярких фрагментов
Занятия по аппликации должны отрабатывать и совершенствовать изобразительные умения дошкольников, а также расширять их кругозор, знания о форме окружающих предметов. Так, тему лодки или кораблика, плывущего по реке, можно очень интересно обыграть, используя правильную мотивацию и привлекая необычные материалы.
Как сделать корабль из ракушек своими руками
Привезли с моря много ракушек? Их можно применить и красиво оформить, сделав кораблик из ракушек. На курортах продаются уже готовые сувениры в виде кораблей из ракушек, но гораздо приятнее поставить на полку поделку, сделанную руками своего ребенка.
Материалы:
- Большая ракушка
- Мелкие ракушки
- Суперклей
- Тесьма
Придумайте схему вашего корабля.
Складываем несколько ракушек в рядок с зубочисткой. Красивее будет смотреть, если вы составите ракушки по величине – внизу шире, а к верху поменьше.
Смажьте зубочистку клеем и прикрепим ракушки. Оставим сохнуть.
Прикрепим эти паруса к большой ракушке. Основание зубочистки нужно промазать клеем обильно.
Используем цепочку или золотую тесьму. Обматываем нею мачту. Чтобы кораблик ровно стоял, можно большую раковину приклеить на досточку или ровный камень.