ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СОВМЕСТНО С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Роль музыкально-театрализованной деятельности: игры и упражнения

Если в прошлом разделе мы рассмотрели несколько упражнений на развитие интонации, то сейчас хочу сказать о том, что у детей также важно развивать слух и голоса для участия в музыкальных инсценировках. С этой целью можно выполнять упражнение «Эхо». Оно сводится к тому, чтобы ребенок повторил фразу с теми же характеристиками, которые произнес воспитатель. Т.е. Он дожен повторить тембр, громкость, высоту звука. Фразу можно проговаривать или пропевать.

Раз уж мы заговорили о пении то важно отметить что именно пение способствует устранению целого ряда недостатков речи, включая проглатывание окончаний и невнятное произношение. Интересные музыкально-дидактические задания развивают фонетико-фонематический слух, внимание и память. С этой целью воспитанникам можно предложить следующие игры: «Угадай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Двигайся в ритм музыке» и другие.

Как уже говорилось выше, развитие мелкой моторики тесно связано с музыкально-театрализованной деятельностью и развитием речи. Когда ребенок поет пальчиковые песенки, то его речь обогащается. К счастью, сейчас в Сети можно найти достаточно много таких песенок.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музыкально-театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста. Вдобавок ко всему у детей развивается память и внимание, координация движений, формируются социальные навыки поведения. Кроме того, воспитанники с раннего детства приобщаются к искусству и народной культуре, знакомятся с творчеством великих писателей. Исполняя роль своего персонажа, ребенок учится преодолевать застенчивость, становится более уверенным.

Этапы работы над интонационной выразительностью

В построении интонационной выразительности выделяют несколько этапов:

  1. Характеристика героя, которого будет играть воспитанник, повторение характерных для него движений.
  2. Тренировка интонационного произношения, характерного для данной роли.
  3. Общие характеристики речевых особенностей образа.
  4. Переход в образ посредством творческих приемов (выражение разных чувств).
  5. Исполнение стихотворения или произведения по ролям с учетом музыкального сопровождения инсценировки.

Особенно эффективно, когда дети исполняют сценку не просто в паре, а большой группой. Коллективная музыкально-театрализованная деятельность помогает им научиться сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Построение интонационной выразительности важно в том случае, когда с воспитанниками работает специалист. Но важно также побудить их к самостоятельной деятельности, когда они сами могут выбирать текст, движения, интонацию и т.д. Это так называемые игры-инсценировки, когда они сами выбирают персонажей, которых будут играть, при этом придумывая речи и напевая песенки.

Для работы над выразительностью речи необходимо организовывать небольшие пятиминутки по артикуляционной гимнастике, выполняя различные упражнения. Подойдут также скороговорки, речевки и так называемые фонопедические и логоритмические упражнения, например:

«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и», Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и». Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и», И начал грозно так реветь И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и», Нам с тобой их не догнать. Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и», И их домой скорей вернем». ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, «Я здороваюсь везде, Дома и на улице (повороты вправо-влево) Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице (движение «крылышки») Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой) Привет, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками) Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя) Привет, маленький дубок (показать «деревце») Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево) Здравсствуй, день, нам здороваться не лень».

Музыкальный театр таким образом позволяет прорабатывать все составляющие устной речи младших дошкольников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]