ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ «ТРИЗ»
«Что было? Что будет»
Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.
Выстраивание надсистемы и подсистемы связей. Выделение свойств.
«Волшебный мешочек»
В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно, чтобы в мешочке находилось не более 5 – 6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, так как вместо свойств ребёнок может называть части предмета и ответ будет очевидным.
«Ты мой кусочек»
Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек и т.д.
«Угадай – ка»
Ребёнок загадывает себе образ и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Разрешается ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.). Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только да или нет.
«Что – то – часть чего – то»
Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.
«Поедем кататься»
Каждый ребёнок получает медальон с изображением какого – то предмета. В разных уголках комнаты о при помощи картинки или предмета. Дети паровозиком движутся по комнате. Возле станции даётся сигнал: «Приехали!» Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды, транспорта), по материалу (станция деревянных изделий), по свойству (станция такого – то цвета) и т.д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение.
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 2
С удовольствием продолжаю рассказывать о тех ТРИЗ-играх, которые использую на занятиях с детьми. Почему эти игры полезны и как в них играть, можно прочесть вот здесь.
Благодарю И.Н. Мурашковска, С.А. Гин, Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович и многих других авторов за возможность рассказать об этих играх вам.
«Дразнилка» (от 5 лет).
Зачем
: Учим определять основную функцию объекта (потом в ТРИЗ это очень пригодится), развиваем речь.
Реквизит
: можно заготовить предметные картинки, а можно обойтись без них. Если хочется динамичности, то можно играть с мячом.
Напоминалка
: конечно, можно дразнить кого-то, что бы обидеть, но зачем? Лучше будем добрыми дразнилками, которые придумывают смешные, а не обидные прозвища.
Играем!
Ведущий показывает или называет объект. Дети передразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
— Кошка. — Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка… — Мяч. — Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
— Снег. — Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. — Когда он может быть укрывалкой? — Когда его много — он укрывает землю, сохраняет тепло.
«Кто мои друзья» (от 4 лет).
Зачем
: Развиваем системное мышление, учим находить аналогии.
Реквизит
: Деткам помладше можно предложить на выбор готовый набор картинок, старшие сами всё придумают без подсказок. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать.
Напоминалка
: вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д.
Играем!
Ведущий-взрослый отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку(вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.
Примечание: Если дети маленькие, то рядом с ними можно разложить много небольших карточек с изображением предметов.
В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…
В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…
Игра «Красная шапочка» (от 5 лет)
Зачем
: Развиваем творческое воображение
Реквизит
: Бумага и фломастеры.
Напоминалка
: Вспоминаем историю про Красную шапочку, особенно тот момент, когда волк съедает бабушки и чем это в итоге закончилось.
Играем!
Мы хотим, чтобы в этой сказке и бабушка спаслась от зубов волка, и волк сам не захотел кушать бабушку. Такой получается идеальный конечный результат. Сыграем этот эпизод в измененном виде: бабушка, догадавшись, что перед ней волк, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Предлагаем детям предмет, в который превратилась бабушка (например, стакан, окно, сапог, свечка и т.д.), просим назвать свойства этого предмета (стакан – твердый, прозрачный, стеклянный). Затем взрослый рисует бабушку, превратившуюся в этот предмет (то есть стакан с головой, руками и ногами бабушки, не забудьте платочек на голову! ) Назначаем кого-то Красной шапочкой и ведем диалог:
— Бабушка, бабушка, почему ты такая … (называем одно из свойств, например, твердая)?
Остальные отвечают, зачем бабушке такое свойство и как оно может помочь ей защититься от волка.
— Я такая твердая для прочности, а еще волк может сломать об меня зубы.
В следующий раз расскажу об играх, которые успешно перекочевали из разряда дошкольных в разряд игр для всех возрастов.
Продолжение следует!
LiveJournal
дошкольники, Игры, развитие мышления
Вам также может быть интересно: Новые ТРИЗ-игры для развития мышления
Рисование без кисточки
Разбудить творчество: 19 практик и упражнений для взрослых
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3
Интерпретация теста «Несуществующее животное»
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние. Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность [1] ; импульсивность. Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.
Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности. Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга. Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность. Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.
Размер рисунка и его расположение
Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние. Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка. Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям. Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка. Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга. Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога. Рисунок помещен в углу – депрессия.
Тип животного в методике «Несуществующее животное»
По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.
1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.
ТРИЗ-игры для детей: развиваем системное мышление
Интересные игры любят не только дети, но и взрослые. Особенно, если для их проведения не приходится рыться в шкафах в поисках нужной детали, покупать дорогостоящих пластиковых героев и создавать иллюзию заинтересованности. За это я люблю ТРИЗ: за простоту, доступность, вариативность и особенно за себя в этих играх – воодушевленную, любознательную, всезнающую, местами хитрую, изобретательную и живую.
Игры по теории решения изобретательских задач помогают мне достичь главной цели – жить в радости всегда и везде. А маме трех маленьких мальчиков удается это, к сожалению, далеко не всегда. Например, ездили мы лечиться в санаторий, причем надолго, но взяли с собой только один чемодан. И, конечно же, туда не влезла и половина «самого-самого необходимого для игр». Зато несколько задачек сохранилось в моей памяти. Они-то и спасли санаторий от разгрома!
На этот раз мы осваивали системные игры – те, что помогают представить наш огромный мир как целую сложную систему составляющих частей, частиц и частичек.
«Что в чем?»
Игра с таким названием может быть проиллюстрирована с помощью нашей семьи. У нас есть десятимесячный братишка, который постоянно находится под веселым и задорным прессингом шестилетки и четырехлетки. Он – часть семейной системы, в которую входят мама, папа, Илья, Слава и, собственно, малыш. Наша система является частью двух других – семей бабушек и дедушек. «Ого! Как интересно», – сказал сын, и мы начали переносить это на все предметы и явления вокруг нас.
«Вот кнопочка. Она – часть выключателя. А он – один из элементов электрической цепи санатория, а также является частичкой комнаты. А где еще может быть кнопка?» – «В пульте от телевизора, в магнитофоне, на чайнике и кулере с водой. На всех приборах, которыми нас лечат в процедурном кабинете, есть такие кнопки!» – подытожили Илья и Слава.
В это время мимо полз малыш, в кулачке держал ленточку от маминой косметички. «Частью чего может быть лента? Правильно, косметички! А еще?» – поинтересовалась я. Сыновья быстро придумали разные идеи: «Частью прически у девочек в садике, частью одежды, частью украшения на празднике. – И добавили, – А помнишь, мама, деревья в горах иногда стоят все в ленточках?»
Эта игра очень простая – она подойдет деткам с трех лет, в то же время ее можно легко превратить в сложную.
«Чем был – чем стал»
Это название еще одной игры, которая занимает наши умы уже больше двух месяцев. Ка-то мы сидели у окна в темноте., шел снег. – Чем он станет? – Сугробами. – А сугробы? – Лабиринтами. – А потом? – Придет весна, и сугробы-лабиринты растают, превратятся в ручьи, которые высохнут и станут облаками. – Или? – Или лабиринты засыплет новым снегом, и они станут огромными сугробами.
Начинать играть можно с самого простого: был щенок – будет собака; был жеребенок – станет лошадка. Мы составляли цепочку и про человека: мальчик – юноша – мужчина – дедушка.
«Чем был – чем стал» – для меня это очень глубокая игра. Она показывает не только разные свойства предметов, его перемены во времени, но и изменение всего в мире относительно какого-то объекта. Нередко, начиная играть в эту игру, мы со старшим сыном уходили в глубокие рассуждения о природе, человеке, величии мира и, вообще, о смысле нашего существования. Четырехлетний Слава частенько останавливал нас новой задачкой.
Однажды мы даже пыталась «разложить» пластиковый пакет. Я так и не нашла ответа на вопрос, чем и когда он станет.
«Что сначала – что потом»
Эта игра хорошо дополняет предыдущую «Чем был – чем стал». Она направлена на закрепление знаний о временах года, частей суток и дней недели. Например, мы начали с простого вопроса «Сегодня понедельник, а потом?», и постепенно усложняли их. Мой средний ребенок до сих пор может иногда сказать «мы завтра ездили на дачу», хоть это и было пару месяцев назад. Поэтому для нас такое развлечение стало частью «обязательной программы». У старшего ребенка первым открытием в этом направлении было зернышко: оно станет росточком, потом молодой яблонькой, цветущим, а затем и плодоносящим деревом с наливными яблочками. А когда-нибудь оно засохнет, хозяин срубит его и наколет дров, разожжет костер и будет печь картошку.
«Раньше – позже»
Эта игра может вырасти из двух предыдущих. В ней мы тренируем не только знание времени и свойств какого-то объекта, но и фантазию, мышление, память. И, прежде всего, это замечательная игра! Я прочитала про нее и пару дней изобретала какую-нибудь особенно интересную стартовую ситуацию или объект. Пока не поняла, что брать в пример можно все, что лежит, стоит, растет, находится вокруг нас. К примеру, мы ехали вдоль замерзшей горной реки, на которой сидел мужчина с удочкой. – Лунка! Видите, лунка! Что было до этого? Мальчишки сразу встрепенулись. – До этого там был просто лед, потом пришел рыбак, расчистил снег, пробурил лунку. – А что было еще раньше? – Еще раньше, осенью, текла река. – А что будет потом? – Потом постепенно вода в лунке снова замерзнет, и на этом месте будет ледяная корочка, ее заметет снегом до весны.
Или другая ситуация – стройка. Раньше здесь ничего не было. Папа добавил, что был старый деревянный дом, но его снесли. Сейчас уже выросла половина кирпичного дома. Скоро его достроят, вставят окна и двери, рядом установят детскую площадку, дом начнут заселять. Люди будут делать ремонт в квартирах и высаживать клумбы у подъездов.
«Где живет?»
Среди ТРИЗ-игр мне особенно нравятся те, которые предполагают наличие множества разных ответов. Это оживляет моих «садовских» детей, которых обучают по принципу «правильно-неправильно». Прекрасным примером многовариантности служат размышления на вопрос «Где живет?». Спросите у логопеда или психолога, который тестирует детей при приеме в первый класс, где живет медведь. Вам скажут – «в берлоге». Точно, в берлоге. И без вариантов. А наш медведь может жить в горах, в сказке, в мультфильме и даже на пироге.
Или, например, стакан. Где он может находиться? На столе, в шкафчике для посуды, в посудомоечной машине, на окне, если в нем стоит одуванчик. Он может стоять на письменном столе и быть «квартирой» для ручек и карандашей. В нем может жить маленькая рыбка, а может охлаждаться желе в холодильнике. Масса вариантов!
Для моих мальчишек игры по теории изобретательских задач – отличный способ успокоиться после бурной физической активности, отвлечься от скучного занятия, узнать много нового и интересного, привлечь к себе внимание родителей, не создавая конфликтных ситуаций. Мы можем играть в процессе приготовления еды, когда я укладываю малыша спать, когда мы идем, едем, стоим и ждем. И для меня это ценная находка!
Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек
Вам также может быть интересно::
Летний лагерь «Радужная карусель 2017». Изобретатели и строители
Идеи для прогулок под осенней листвой
Изучаем мир древности с помощью игр. Часть 3
Игровые ситуации ТРИЗ для детей 3-4-5 лет
Добрый вечер. Попыталась написать в комментариях про игры ТРИЗ. Но много букв не публикуется. Это не совсем настольные игры, или настольные игры с элементами творчества. Публикую пост, понимаю, что немного не по теме сообщества. Если совсем не то, удалю. Напишу игровые ситуации, которые пользовались успехом у детей, когда я работала по технологии ТРИЗ. Еще есть картотека игр и немного фото, если заинтересует могу выложить.
Кто-кто в теремочке живет?
Цель:
научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся
: красочные изображения разных предметов (например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее).
Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф — фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление:
вспомнить вместе с детьми сказку «Теремок» и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры:
каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет.
Ведущий выбирает хозяина теремка — короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: — Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я — … (называет себя, например, цветок).
А ты кто?
— А я — … (называет себя, например, груша).
Пустишь меня в теремок?
— Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.
Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Рисунок имеется в виду карточка с изображением предмета.
«Маша-Растеряша»
Цель:
тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: «Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?»
Вступление:
рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод).
Ход игры:
А затем спросить: кто хочет помочь машам — растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
— Ой!
— Что случилось?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?
Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий.
Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Здесь также можно использовать карточки. Я с детьми постарше использовала карточки, а с маленькими 3- х летками предметы, игрушки от киндера, от поняшек, от конструкторов.
Тест «Несуществующее животное» – рисунок и его интерпретация
Применение методики (теста) «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых.
В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.
Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к методике «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».
Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.
Задание
Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?
Познавательное занятие с элементами ТРИЗ «Дикие животные» в старшей группе
Познавательное занятие с элементами ТРИЗ «Дикие животные» в старшей группе
Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
— формировать умение детей знать и различать диких животных;
— уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;
— способствовать развитию связной речи;
— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, заниматься.
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материалы: мольберт, компьютер, презентация, цветные карандаши, цветной картон, силуэты животных, модели с изображениями леса, волка, древа, травы, зайца.
Методика проведения:
Воспитатель: ребята, увлекательное путешествие. Ой, посмотрите, что это?
Дети: конверт
Воспитатель: давайте узнаем что же в нем. Посмотрите и скажите, что это?
Дети: это модель
Воспитатель: правильно, а что означает эта модель?
Дети: эта модель означает животных
Воспитатель: правильно, а что означает эта модель?
Дети: жилище
Воспитатель: правильно, а что означает эта модель?
Дети: лес
Воспитатель: ребята, если мы соединим эти три модели, что получится, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: о диких животных
Воспитатель: верно, а кто такие дикие животные, скажите пожалуйста?
Дети: ответы
Воспитатель: да, ребята, правильно. Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать?
Дети: да
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам отправиться в лес. Но для этого нам свами нужно превратиться в диких животных. Для этого мы с вами должны встать в кружок и произнести волшебные слова: раз, два, три – вокруг себя повернись и животных превратись. Вот мы с вами оказались в лесу. Я предлагаю вам присесть на лужайке. Давайте поиграем с вами в игру «Угадай животное».
Проводится игра, просмотр презентации
Воспитатель: молодцы, ребята, угадали всех животных. А сейчас давайте вернемся в наш детский сад. Встаем в кружок и произносим волшебные слова: раз, два, три – вокруг себя повернись и в ребяток превратись. Вот мы и снова оказались в детском саду.
Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите, что это такое?
Дети: трава
Воспитатель: верно, а кто ест траву? Ответы детей (закрепление картинки с изображением травы, зайца)
Воспитатель: а кто ест зайца? Ответы детей (закрепление картинки с изображением волка). Скажите, что будет, если зайцы съедят всю траву (ответы детей). А что же будет, если волки съедят всех зайцев (ответы детей).
Воспитатель: в природе, ребята, все взаимообразно. И когда заяц ест траву, волк охотится на зайцев –это называется пищевая цепочка. Давайте все вместе повторим (повторение всеми детьми и индивидуально).
Воспитатель: поэтому, ребята, животные умеют маскироваться. Сейчас подойдите к столу (на столе лежат силуэты животных) и выберите любое животное. Мы с вами попробуем замаскировать животных. Какого цвета, как вы считаете будет ваше животное, такого цвета и выберите картон.
Дети садятся за столы, на которых лежат цветные карандаши. В процессе закрашивания силуэтов детьми, спросить, почему ты выбрал именно этот цвет? какого цвета твое животное (ответы детей). Следить за осанкой детей.
[/i]Воспитатель: давайте рассмотрим ваших животных, у всех получилось их замаскировать? (ответы детей). Ребята, как вы думаете, для чего животные маскируются? (ответы детей). Правильно, молодцы. На научном языке маскировка называется – мимикрия. Давайте повторим это слово вместе. (повтор коллективный и индивидуальный). Молодцы.
Раздается телефонный звонок
Воспитатель: алло, кто говорит? Белый медведь?. Ребята, белый мишка хочет поселиться в нашем лесу. Как вы думаете, может ли белый мишка жить в нашем лесу? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? О каких животных мы говорили сегодня? Что делали? Что понравилось больше всего? В чем были затруднения? (ответы детей).