Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России»
Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с дикими животными нашей страны 2. Уточнить части тела животных 3. Развивать умение образовывать сложные прилагательные 4. Развивать умение называть однокоренные слова 5. Упражнять в назывании животного в сочетании со словом «много» 6. Воспитывать бережное отношение к животным
Ход занятия:
Орг. момент.
На мольберте размещены картинки диких животных России.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, кого вы видите? Дети: Лису, волка, медведя, зайца, лося, ежа, белку, кабана, барсука. Воспитатель: Правильно, ребята, а кто это? Как их всех можно назвать одним словом? Дети: Животные Воспитатель: Вы правы, это животные. Скажите, где живут эти животные? Дети: В лесу Воспитатель: Значит они какие? Дети: Дикие Воспитатель: Да, это дикие животные. Они живут на территории нашей страны. Это дикие животные России. Давайте немного им поподражаем, выполним артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика 1. «Белочка» (рот закрыт, тонкий язык толкается сначала в одну, затем в другую сторону, упираясь в щеки) 2. «Зайчик» (верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 секунд) Воспитатель: Ребята, у нас с вами бывает разное настроение: и хорошее, и плохое. Как вы думаете, а может ли оно меняться у животных? Дети предлагают варианты ответовВоспитатель: Выполним упражнение Упражнение «Животные» Мимикой изображают, как злится волк, трясется от страха заяц, тревожится белка, радуется лисичка.Воспитатель: А вы любите животных? Дети: Да Воспитатель: Назовите их ласково Игра «Назови ласково» (еж – ежик, белка – белочка, заяц –зайчик и т.д.)Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам немного рассказать о ежике. Ежик – это дикое животное, которое живет в лесу. У него колючие иголки на спинке. Когда он боится, он сворачивается в клубок. Он хищник, питается мышами. Бывает, что люди берут ежика домой и поят его молоком. Хотя еж и маленький, но ходит он шумно. Давайте потопаем вместе с ежиком. Пальчиковая гимнастика «Ежик» По сухой лесной дорожке – поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Топ – топ – топ – топочут ножки.
постукивают кулаками по столу поочередно
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик.
ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.
поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцемВоспитатель: А теперь, встаньте на ножки, представьте, что мы – дикие животные Физминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой.
(Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок,
(Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,
(Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,
(Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,
(Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата,
(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.
(Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Идут на четвереньках)Воспитатель: Отлично. А вы знаете, что из двух слов можно сделать одно? Попробуем? Дети: Да Игра «Назови новое слово» (у медведя толстые лапы – медведь толстолапый, у зайца длинные уши –заяц длинноухий, у волка острые зубы –волк острозубый и т.д.)Воспитатель: Посмотрите на картинки, какие части тела есть у животных? 1 ребенок:
у волка есть голова, морда, клыки, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
2 ребенок:
у медведя есть голова, морда, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
Воспитатель: У нас на мольберте изображены дикие животные. Их много. Игра «Один – много» (одна лиса – много лис, один заяц – много зайцев, один еж – много ежей.)Воспитатель: Молодцы, ребята. К нам кто-то стучится. Входит почтальон
Здравствуйте, ребята, мне велено передать вам посылку от белочки.
Передает посылку.Воспитатель: Ребята, что же там? Открывают посылку, там орехи и записка «Приятного аппетита! С уважением белочка»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей в средней группе с нарушением зрения. Ди Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов «Огородники»
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Домашние животные и их детеныши
Конспект занятия по развитию речи для детей 4-6 лет. Тема: «Домашние животные»
Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развитие связной речи детей. Задачи: Образовательные:
Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже.
Развивающие:
Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас, развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. 2. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Четвертый лишний», «Дружные семейки», «Составь картинку» 3. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», 4. Игровые ситуации по правилам обращения с животными. 5. Беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить. 6. Рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши». Чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них. 7. Выкладывание силуэтов домашних животных из подручных материалов Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных; карточка с изображением животного (кролика); картинки животных без хвоста, картинки хвостов; карточка дорисуй животное; цветные карандаши, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, ящик с яйцом, клубоком ниток, варежками, шапкой, шарфом, носочками, связанными; гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра;, рисунки для игры «Чей хвост».
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята, вы любите животных? Расскажите, пожалуйста, у кого есть какие животные? (Рассказы детей)
Воспитатель:
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Но загадки не простые….
«Загадки обманки» Распевается спросонок На насесте… поросёнок? Промычали утром рано На дворе у нас… бараны? «И-го-го» кричать привык И стучать копытом… бык? Громко лает у ворот На людей лохматый… кот? Мышь домой вчера принёс, Наш пушистый рыжий… пёс? Роет землю у крыльца Пятачком своим… овца? На лугу меня пасла Внучка вместе с бабушкой. Молочка я припасла, А зовусь я… бабочкой (коровой) Воспитатель:
Игра «Кто как голос подаёт».
Правила игры:
Один участник — водящий. Он становится спиной к детям. По команде воспитателя кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать свинка или курочка, коровка и т.д. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок.
Дидактическая игра
«Чей хвост?» На столе лежат картинки животных, но без хвоста. Нужно найти хвост каждому животному. Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?» и кладут правильную картинку рядом с животным.
Физкультминутка «Кролики» Мы на ферме побывали (дети идут по кругу, держатся за руки) Белых кроликов видали. Шустренькие кролики (бегают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков) То ложились, (ложатся) То кружились (кружатся) В проволочном домике. Лапками стучали (хлопают в ладоши) Весело пищали. (топают ногами) Мы зверькам (идут по кругу, взявшись за руки) Не травки жесткой- Клеверу достанем… Вырастайте (прыгают по кругу, сделав»ушки» из пальчиков) С нежной шерсткой, С круглыми хвостами. Сюрпризный момент
«Подарки домашних животных». Под музыку выносится «ящик». В нём: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, носочки, связанные; гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра и т.д.
Воспитатель:
Ребята, каждое животное приносит пользу человеку, в этом ящике предметы, которые животное дарит людям. Дети по очереди вынимают из ящика предмет и отгадывают, кто из домашних животных мог его подарить людям.
Артикуляционные упражнения: «Телёнок»-жевательные движения, рот при этом закрыт.
«Сердитый Пушок»-рот приоткрыт,
язык в виде «мостика».
«Копытца»-
поцокать язычком, при этом рот открыт.
Язычок ведь, как копытца, …… Может звонко потрудиться. Цок, цок, цок, — и не устанет, …… Лишь усердней цокать станет.
«Пушок лакает молоко»-лакательные движения языком.
Любит котик молочко, Пьёт его из блюдечка. Как? Охотно и легко. Не устав нисколечко! «Лошадка улыбается»-губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны. «Собачке жарко!» Жарко нашему Дружку: (Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.) Он побегал по лужку! Язык в сторону свалился, (соответственно) Дружок устал, — воды напился. (Лакательные движения языком.)
Воспитатель
: Сейчас каждый из вас нарисует свое «Несуществующее животное». Например, голову от собаки, туловище то лошади, ноги от гуся и т. д. Расскажите о своем животном: чем питается, где живет, чем занимается.
Воспитатель
: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? О чем и о ком мы с вами разговаривали? Что нового и интересного вы запомнили и узнали.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются» Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Цель: Уточнить и систематизировать знания воспитанников по лексической теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи
Образовательные:
- активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
- упражнять в образовании сложных прилагательных
- научить называть слова-признаки
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников
- воспитывать бережное отношение к природе
- воспитывать интерес к содержанию занятия
- воспитание трудолюбия
Коррекционные:
- коррекция аграмматичного построения фразы
- преодоление речевого негативизма
- развитие артикуляции (совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата)
- развитие речевого дыхания
- развитие мелкой моторики
- развитие пространственных представлений
- развитие навыка связной речи
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
Ход занятия:
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
Поэтому слушаем меня внимательно и работаем старательно.
— Давайте с вами повторим правила, которыми мы пользуемся на занятии по развитию речи.
— Говорить медленно, не торопясь. Четко произносить все звуки.
Дыхательная гимнастика
— Ребята, сейчас мы с вами пропоем гласные звуки: А, О, У, И
Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот
Речевая гимнастика
Чистоговорки
Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла-ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-ся – в чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
Сообщение темы занятия
— Ребята, а теперь посмотрите на доску и скажите какое животное здесь лишнее? (Корова лишняя.)
— Почему? (Потому что все животные дикие, а корова домашнее животное.)
— Молодцы.
— Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня с вами поговорим на занятии? (Да. О диких животных.)
— Правильно, о диких животных.
— Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
— Как по другому можно назвать животных? (Звери)
Работа по лексической теме
— Ребята, давайте назовем детенышей этих животных. Я бросаю мяч и называю животного. Вы называете детеныша этого животного и бросаете мне мяч обратно. У белки кто детеныш? У зайца? У лисы? У волка? У медведя? У лося? У ежа? Открываю картинки на доске и проверяем с ответами детей — Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их. Какие они? — Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный. — Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый. — Лиса (какая?) Хитрая,рыжая, — Еж (какой?) Колючий, маленький — Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая
В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением.
Лось большой, а заяц… (какой?) маленький Белка слабая, а волк… (какой?) сильный У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное
Теперь ребята посмотрите на картинку и назовите, где чей хвост. — У зайца чей хвост? (заячий) — У лисы чей хвост? (лисий) — У волка чей хвост? (волчий)
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук) Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами) Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение «Заяц») Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу) Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение «Волк») Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение «Ёж»)
Работа над сложными словами
— А теперь давайте с вами назовем сложные слова. У зайца уши длинные – длинноухий У ежа острый нос – остроносый, У зайца косые глаза – косоглазый, У медведя короткий хвост- короткохвостый.
Ориентировка в пространстве
— Ребята, повторяйте за мной. Левая и и правая строят города, Левая и правая водят поезда, Левая и правая умеют шить и штопать, Левая и правая умеют громко хлопать.
Подняли левую руку, подняли правую руку. Глазки подняли вверх, опустили вниз. Дотронулись правой рукой до левого уха, закрыли левой рукой правый глаз. Дотронулись левой рукой правого уха, закрыли правой рукой левый глаз.
Расположите животных по отношению к елке : белка справа, заяц слева, медведь вверху, волк внизу.
Составление рассказа- описания
— Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные? Белка где живет? (Белка живет в дупле) Лиса где живет? (Лиса живет в норе) Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом) Волк где живет? (Волк живет в логове) Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге) Еж где живет? ( Еж живет под листьями) Лось где живет? (Лось живет в лесу)
— Ребята, сейчас мы попробуем с вами составить краткий рассказ-описание о животных. Например составим рассказ о белке. Белка где живет? Белка живет в дупле. Чем питается белка? Белка питается орехами и грибами. Значит белка хищное или травоядное животное? Травоядное Назовите детенышей белки? Детеныши белки-бельчата. Как выглядит белка? У белки рыжий мех, маленькие лапки, длинный пушистый хвост, на ушках кисточки.
— Сейчас я раздам вам карточки с животными, а вы составите свой рассказ-описание. Логопед раздает карточки с животными (медведь, лиса, заяц,волк, еж) А теперь по очереди каждый описывает своего животного. -Хорошо, молодцы.
-Ребята, теперь отгадайте загадки о диких животных
Загадки
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Ну, конечно, это…(Белка).
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Итог занятия (рефлексия)
Ребята, скажите каких животных мы сегодня изучали с вами на занятии? Правильно, диких животных. Почему их называют дикими? Хорошо, молодцы. Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Ребята, вам понравилось?
Горевая Ольга Андреевна учитель-логопед, МКДОУ №335 комбинированного вида г. Новосибирск