Откуда хлеб на стол пришёл. НОД по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Откуда хлеб на стол пришёл?»Автор:
Мельникова Валентина Сергеевна, воспитатель, 1 квалификационная категория
Цель:
познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время.
Задачи:
- Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- Воспитывать у детей уважение к труду взрослых (хлеборобам, хлебопекам),
бережное отношение к хлебу.
- Развивать логическое мышление, внимание.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает: «Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?»
(Молочная каша, булка, чай)
А вчера?
(Омлет, булка с маслом, кофе)
А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Дети: «хлеб»
Слайд №1
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)Слайд №2
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Ответы детей (Мама купила в магазине)
А, как он в магазин попал, хотите расскажу? Ну, тогда слушайте. Сначала я вас познакомлю, как раньше на Руси выращивали хлеб?
Слайд№З
Сначала землю нужно было вспахать. Вот запряжёт крестьянин в плуг соху или лошадь и вспашет полоску земли. После этого нужно было посеять зерно.
Слайд№4
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели.
(Дети показывают, как разбрасывать зерно.)А
как вы думаете, какая должна быть погода в этот день?
(Безветренная.)
Почему? Дети, а что необходимо для жизни и роста растений?
(Солнце, дождей в меру.)
Вот и кликали люди дождик. «Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки». Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей.)Слайд №5
Воспитатель. Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь» и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки
слайд №6
косы, а женщины серпы и шли в поле. Ребята, обратите внимание как выглядит коса, а как
слайд№7
серп, вот посмотрите на эти орудия труда и запомните, что им на Руси убирали хлеб.
Слайд №8
Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали
слайд №9
цеп — ручное орудие для молотьбы — и били им по колоскам
слайд №10.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу
слайд №11,
там мололи, и получалась мука
слайд №12.
Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь?
(мягкая, рассыпчатая).
А из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное — хлеб.
Слайд №13
Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех за широкими в доме столами. Крошку бросить считали за грех. И хлеб — соль — это русский обычай, словно символ людской доброты.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево — вправо. Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте
(прыжка)
Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг
(ходьба на месте)
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. Вот мы с вами познакомились, как раньше на Руси выращивали хлеб. А хотите, я вам расскажу, как хлеб выращивают сейчас в наше время? Дети: да. Слушайте внимательно! Сначала люди выращивают пшеницу и рожь. Теперь же, выращивать хлеб людям помогают десятки умных и сильных машин
слайд №14.
Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором
слайд №15
. Зимой при помощи снегопаха
слайд №16
в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Не забывают колхозники и о пище для будущих посевов
слайд №17
— разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения. Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают железные бороны
слайд №18,
после чего поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага. Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки
слайд №19,
и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. После этого они ждут, когда вырастет урожай. Наконец пшеница созрела
слайд №20,
и колхозники начинают жатву. Комбайны с жатками
слайд №21
срезают густую пшеницу и укладывают её в валки. Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают
слайд №22.
Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину.
Слайд №23
А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы
Слайд №24.
С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод
Слайд №25
Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб)
слайд №26
пекут хлеб, булки, батоны, сайки,
слайд №27
баранки — всё то, что мы так любим. Готовый хлеб, булки, батоны машины развозят по магазинам.
Слайд №28
Так хлеб попадает в магазин.
Слайд №29Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю: — Назови хлеб ласково
(Хлебушек.)
Крошки хлеба какие?
(Хлебные )
Квас из хлеба как называется?
(Хлебный.)
Прибор для резки хлеба.
(Хлеборезка.)
Посуда для хлеба.
(Хлебница.)
Кто выращивает хлеб?
(Хлебороб.)
Кто печет хлеб?
(Хлебопек.)
Назови завод, где выпекают хлеб.
(Хлебозавод.)
Как называются изделия из теста?
(Хлебобулочные изделия.)
Молодцы! Вы хорошо играли. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (Мука, вода) Посмотрите, какие нужны компоненты
Слайд №30
Давайте их назовём. (Ответы детей).
Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные). Дидактическая игра «Что пекут из муки?»
На столе лежат картинки с изображением разных продуктов: хлебобулочных изделий, молочных, мясных и др. Детям дается задание выбрать только те картинки, на которых изображены продукты, сделанные из муки. Дети объясняют свой выбор. Молодцы! Ну вот ребята, сегодня мы с вами познакомились с тем, как хлеб выращивали на Руси и как это делают сейчас. Вам понравилось? А что вам особенно запомнилось? Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб, так ведь ребята? Поэтому как мы все должны относиться к хлебу?
(Ответыдетей).
Воспитатель уточняет: Что значит бережно? Куда деть крошки? Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
Слайд №31
Конспект занятия в детском саду «Откуда хлеб пришел». Подготовительная группа
Конспек НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел» (Подготовительная группа)
Воспитатель: Федорова Е.Л.
Задачи: • обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными • развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение • воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду. Предварительная работа: Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя Материал: Телевизор, презентация о хлебе, ящик с землёй, лейка с водой, кофемолка электрическая и ручная, все ингредиенты для теста, «чудесный мешочек», колоски пшеницы и ячменя
Ход занятия:
1. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте им подарим свои улыбки, поприветствуем их. «Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Ты мой друг и я твой друг Дружат все друзья вокруг» Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Екатерина Львовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково. 2. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, вы попробуете себя в нескольких профессиях, но чтоб узнать, о чём идёт речь, предлагаю отгадать загадку «Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый » (хлеб) Сегодня мы предлагаем вам узнать, откуда берётся хлеб? Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А самое главное – попробуете и вы себя в некоторых профессиях. 3. У меня есть «Чудесный мешочек», что находиться в нём, вы узнаете, отгадав загадку: «Золотист он и усат, В ста карманах, сто ребят» (колос) ( Воспитатель достаёт из мешочка колоски ячменя и пшеницы) Ребята, вы правильно отгадали загадку, это колоски различных зерновых культур. ( Посмотрите, потрогайте их) Скажите, как называется колос ячменя (ячменный) А колос пшеницы? (пшеничный) А теперь, посмотрите на эти колоски и скажите, что у них общее, из чего они состоят? Что означает пословица «Зёрнышко к зёрнышку будет мешочек»? Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей – ХЛЕБ. Ребята, а какой бывает хлеб? Как вы думаете, легко вырастить такие колоски? 4. Релаксация: «Колоски» (под спокойную музыку) Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу. 5. А сейчас, посмотрите на экран, и вы узнаете, как сажают зерно и что из этого получается.
Беседа: Что должен знать агроном? (какие зерновые, когда нужно сеять, когда убирать урожай) Что делает тракторист? (пашет, боронит, сеет зерно) Опыт №1: давайте попробуем взрыхлить землю и посадить зерна. В чем заключается работа хлебороба? (выращивает зерно, ухаживает за ним) Человек, какой профессии убирает с поля зерно? (Комбайнёр) При помощи какой машины, он это делает? (комбайна) Эта важнейшая сельскохозяйственная машина не только срезает колоски, она еще выбивает зерно из них и очищает зёрна струёй воздуха. Едет комбайн по полю и три дела сразу делает: жнёт, молотит и веет. Опыт №2: давайте попробуем отделить зерно от колоска. Кто отвозит зерно в зернохранилище? (шофёр) Как по другому можно назвать, место где храниться зерно? (элеватор) Куда попадает зерно из элеватора? (на мельницу или на мукомольный завод) Там зерно превращается в муку. Для чего нужно перемалывать зерно? Опыт №3: хотите сами попробовать перемолоть зерна в муку? Опыт №4: я в один мешочек насыплю муки, в другой – зерно. Перемешаю. Пощупайте, где мука? Где зерно? Как вы догадались? Для чего нужна мука? (из муки делают тесто) Кто готовит тесто и выпекает хлеб? Опыт №5: мы тоже предлагаем вам побыть пекарями, хотите? Давайте сначала сделаем тесто. Для этого нам нужны мерные стаканчики, мука, яйца, молоко, дрожжи, соль, сахар. Моем руки и надеваем фартуки. Ну, что же приступаем. Посмотрите, какая у нас есть помощница. Она поможет нам месить тесто. Это хлебопечь. Знаете, что это такое? 6. А из теста мы с вами приготовим каравай. Основа для нашего каравая готова. Давайте его украсим? Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но так точно говориться в пословице о важности хлеба. А какие пословицы и поговорки о хлебе знаете вы? Пока дети работают, вспоминаем пословицы и поговорки о хлебе: • Без хлеба – нет обеда • Хлеб батюшка – вода матушка • Хлеб сердце человеку укрепит • Будет хлеб – будет и песня • Хлеб, соль кушай, а добрых людей слушай • Хлеб – хлебу брат • Хлеба – ни куска, в горле тоска • Хлебу мера – деньгам счет • Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, его береги 7. Ну вот мы и сделали наш каравай красивым, давайте отнесём его на кухню и попросим его испечь, сами чай попьём и наших гостей угостим. 8. Итог занятия: вопросы по занятию. Теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы НОД в подготовительной группе. Компьютер и его основные устройства Конспект НОД по информатике в подготовительной группе ДОУ. Множество Занятие для подготовительной группы. Мой организм
Похожие статьи:
Познавательное занятие в детском саду, посвященное Дню космонавтики
День космонавтики в детском саду. Сценарий
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел