Статья:
Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.
В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:
- Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
- Настольные игры с использованием печатных материалов;
- Словесные игры.
Развитие речи посредством дидактических игр
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.
За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
- Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Из опыта работы воспитателя
первой квалификационной категории
Цыганцовой Елены Викторовны,
МБДОУ «Детский сад №16»
«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Своевременное овладение ребенком речью — одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации, Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков, выражения своих мыслей. Развитие связной речи включает: освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи. Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого. Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.
Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающего общение и взаимопонимание».
Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе, Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь — связное, логически последовательное
высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами (содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий),а диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи у дошкольников. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Следует отметить, что развитие связной речи дошкольников
происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром. Так, например: для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи:
— активно вступают в разговор, могут участков коллективной беседе;
— характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности;
— пересказывают сказки и короткие рассказы. — не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей;
— их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;
— предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (например:
словами еще, потом).
Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре- ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира. В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для
речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами самоутверждение, соревновательности, удовлетворения потребности самореализации». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям. значению в воспитании и обучении, Рассмотрим подробнее игры, направленные на
развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:
Сюжетно-ролевая игра.
Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в ко в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых.
Игры на развитие мелкой моторики. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказывают, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:
Пальчиковый театр — увлекательная дидактическая игра, которая:
-стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;
-развивает воображение, память, мышление, внимание;
— помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции.
Игры — шнуровки, содействуют развитию:
-сенсомоторной координации;
— пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»
-творческих способностей.
Игры с крупой и семенами.
Крупа универсальный материал. Берем поднос и рассылаем по нему мелкую крупу (например, манку). Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.
Мешочки с крупой упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябина и др. Величина бусин зависит от возраста ребенка.
Дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия. Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:
— игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);
-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото),
-словесные игры. Например, игра «Отвечай быстро» (цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными).
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте
считается главным компонентом в развитии и в будущем успешном обучения школе.
Список литературы и источников
1. Баранова Г. А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета, Педагогика 2021. № 1
2. Минесва Ю.В., Салихова 3., Левшина Н. И. формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.
3. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию святой речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. СанктПетербург: Детство-пресс, 2002.
4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.
Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.
Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:
- Части предметов, части тела животных и человека;
- Разные размерные величины;
- Основные цвета;
- Главные вкусовые качества;
- Некоторые физические качества и свойства.
Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.
Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.
Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.
Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.
Развитие речи через дидактические игры в четыре года
В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.
Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.
Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет
Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.
В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.
В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).
Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры
Рожкова А.В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры // Совушка. 2021. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 21.11.2021).
Заказ № 176690
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования в Российского Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленными на модернизацию дошкольного образования, обновления содержания, совершенствования форм, методов и технологии обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения.
Самым важным на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, которая играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в дошкольном учреждении. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и лингводидактов, а именно: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинскийи др.
Важное место в системе средств развития речи дошкольников занимает дидактическая игра. Она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Влияние дидактической игры на воспитательный процесс детей было раскрыто в работах: педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Д. Узнадзе, Г. Жуковской, Т. Марковой, К. Щербаковой и др. Исследователи рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств и способов развития речи дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения
Цель статьи — теоретически обосновать работу по развитию речи у старших дошкольников средствами дидактической игры.
Теоретический анализ литературы позволил нам сделать выводы, что с помощью дидактической игры дети знакомятся с окружающим миром, усваивают связи между взрослыми, вещами, начинают понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества. Именно игры готовят детей к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь[7].
Ценность словесных дидактических игр заключается в том , что они стимулируют развитие эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и воображения детей. Такие игры воспитывают умение слушать и слышать вопрос воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Одним из условий проведения дидактической игры являются живость, определенный ритм, активное участие всех детей. В дидактических играх на описание можно закреплять умения детей описывать предметы или картинку достаточно полно, последовательно, по существенным признакам. Это такие игры: «Волшебный мешочек», «Отгадай кто это?», «Магазин игрушек», «Путешествие по комнате» и др.
Дидактические игры имеют четкие правила, которые педагог в начале занятия сообщает детям и которых дети придерживаются в ходе игры. Например, в играх типа загадки правило заключается в том, чтобы описать предмет, его характерные признаки и свойства, не называя его [12].
Наиболее полезными являются игры с раздаточным материалом, потому что в них каждый ребенок заинтересована игрушкой или картинкой, активно думает, пытается поинтересней и правильно описать свой предмет.
Исследование развития связной речи дошкольников, проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ «Северяночка». В исследовании принимали участие старшая дошкольная группа 20 детей, а именно 10 дошкольников (экспериментальная группа) и 10 дошкольников (контрольная группа). Мы предположили, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий, наблюдений, игровой деятельности.
Для повышения эффективности влияния дидактической игры на развитие связной речи, нами были определены задачи: создание педагогических условий (обеспечение взаимосвязи речевой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; демократический стиль воспитания ребенка, который является общим условием развития связной речи ребенка) по развитию связной речи у старших дошкольников; применение методических приемов: словесные игры, вопросы детям, игровые ситуации; побуждение старших дошкольников составлению описательных, сюжетных рассказов по схеме; развитие желания рассказывать по собственной инициативе; запоминания и пересказывания сказок;
В процессе формирующего эксперимента пространственная среда в группе была насыщена дидактическим материалом и современным игровым дидактическим оборудованием, направленным на развитие у детей связной речи. Была пополнена методическая копилка тематическими альбомами, схемами, картотеками, сюжетными картинками и т.д.; создана игротека для самостоятельных игр детей, способствующая их речевому и познавательному развитию.
В процессе работы мы использовали следующие дидактические игры для развития связной речи: «Путешествие по комнате», «Знаешь ли ты», «Самолет», «Экскурсия в музей изобразительного искусства», «Где и когда это было?», «Кто как работает». Благодаря дидактической игре дети знакомятся с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин»), с птицами, животными («Кто летает?»), с фруктами, овощами («Вкус и запах»), с природой («Кто как разговаривает», «Угадай дерево по листу», «Кто где живет?», «Кто кем был?», «Подскажи словечко» и др.).
Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учили детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. С радостью отгадывают загадки на любую тему, ведь в загадках дети формируют быструю реакцию на слово.
Во время дидактической игры «Магазин» у детей происходила взаимосвязь речевой и игровой деятельности, воспитатель обеспечивал дружеское взаимопонимание между воспитанниками, вызвал у детей положительные эмоции, уверенность в себе, давал понять ценности сотрудничества в совместной деятельности. После прогулки, во время которой дети наблюдали за погодой, за небом, за изменениями в природе, за поведением птиц, дошкольникам было предложено составить картину окружающей природы, используя информацию об увиденном. После их рассказа воспитатель задавал вопросы. На занятии по развитию речи детям предлагалось составить описательные рассказы о животных по схеме (цвет, величина, особенности строения тела, где живет, чем питается).
Еще одним условием работы позволяющим повысить эффективность развития речи детей дошкольного возраста стало привлечение к активному участию в дидактических играх родителей.
В исследовании мы использовали следующие методики по развитию связной речи: методика «Развитие разговорной речи» (по Л. Михайловой), методика «Сформированность диалогических умений» (по В. Любашиной), методика «Сформированность монологических умений».
В исследовании нами были разработаны критерии, уровни и показатели развития связной речи. Показателями диалогической компетенции в нашем исследовании являются: умение вступать в общение, поддерживать и завершать его; умение придерживаться темы диалога и содержательность диалогического общения; умение формировать и отвечать на вопросы собеседника; умение выполнять словесные поручения и отчитываться об их выполнении. Показателями монологической компетенции: умение самостоятельно рассказывать о событиях из собственной жизни; умение составлять рассказы, сообщения, рассказа — объяснения, рассказы-инструкции; умение составлять описательные рассказы разного типа; умение пересказывать знакомые рассказы и сказки. С учетом соответствующих критериев и показателей охарактеризован три уровня развития связной речи: высокий, средний, низкий.
Итак, на основе полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Так, по результатам методики «Развитие разговорной речи» показатели дошкольников экспериментальной группы выше на 10%, чем результаты контрольной группы, что составляет 60%. Относительно среднего уровня, то в контрольной группе его получили на 10% больше детей, чем в экспериментальной, что составляет 30% человек. Сравнивая результаты методики «Сформированность диалогических умений», то высокий уровень в экспериментальной группе выше контрольной на 10%, что составляет 70% лиц, а результаты среднего уровня в контрольной группе выше на 10%, чем в экспериментальной, что составляет 20% человек. Сравнивая результаты высокого уровня по методике «Сформированность монологических умений», то у детей экспериментальной группы они выше на 20%, чем у детей контрольной группы, что составляет 60%; средний уровень у детей контрольной группы на 20% выше в сравнении с результатами экспериментальной группы — 20%. Следовательно, это свидетельствует о том, что дети в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития связной речи.
Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий по речевому развитию, изобразительной деятельности и ознакомления с окружающим миром, наблюдений в природе, игровой деятельности. В ходе исследования мы выявили особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, использовании педагогом в работе по развитию связной речи.
Перспективы дальнейшего исследования является исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста путем внедрения инновационных технологий.
Литературы:
- Винникова Г.И. Занятия с детьми: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. М.: ТЦ Сфера, 2021. 28 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021. 40 с.
- Галушко И.Г., Ермолаева Ю.Г., Устимова В.В. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников // Современные наукоёмкие инновационные технологии. 2021. С. 81-83.
- Гребцова О.В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. 2021. С. 79-80.
- Зорина Л.Г., Андреева И.Н. Современные дидактические игры — средство развития связной речи старших дошкольников // Социально-экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. 2021. С. 144-149.
- Казаченко В.Н., Откидач Н.А. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. С. 234-236.
- Колесниченко И.В. Игра как средство развития речи у дошкольников // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования. 2021. С. 222-227.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красанд, 2016. 216 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. СПб.: Питер, 2021.410 с.
- Патрушева З.В., Морозова Т.Н. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей пятого года жизни // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации.2018. С. 223-225.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021. 720 с.
- Смирнова О.Ю. Роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. 2021. С. 70-74.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2008. 159 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2021. 226 с.