Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста через логопедические игры


Первый этап развития речи

Это самый важный и сложнейший период. Начинается он с плача и крика малыша.
Это первая рефлекторная реакция маленького человечка на окружающий мир.

Примерно к двум месяцам жизни малыш начинает «гугукать» и повизгивать. Это будет проявляется при попытке взаимодействия взрослого с малышом.

К трём месяцам своей жизни появляется «гуление». Проще говоря, это звуки: «а-а-а», «гу-гу», «а-гу» и т. п.

К восьмому месяцу малыш начинает лепетать. Он начинает соотносить слоги с предметами или действиями («ма» — мама, «ба-ба» — бабушка, «би-би»- машинка). С помощью лепета кроха начинает чувствовать ритм речи и выражать эмоции, в том числе и гнев.

Ближе к году ребенок начинает произносить первые слова, в среднем, их около 20, а понимает малыш максимум до 50 слов.

У некоторых детишек доречевой период затягивается до двух лет, они понимают просьбы взрослых, но общаются только лепетом и жестам. Это не повод бить тревогу и бежать к врачам, обычно малыши отмалчиваются, а после догоняют или перегоняют тех, кто заговорил в возрасте около года. Если ребенок не заговорил к двум годам и не понимает просьб родителей, следует сходить на консультацию к логопеду.

Преддошкольный период

От полутора до трех лет малыш осваивает интонации, лучше произносит слова, пробует составлять односложные предложения, имеет словарный запас до 1000 слов, старается подражать взрослым.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок начинает объединять слова в короткие предложения, пока без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии в этот период дети сами начинают правильно употреблять грамматические основы.

В преддошкольном периоде активно формируется произношение гласных и согласных звуков. К двум годам в лексиконе ребенка появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Если малыш в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепета и не объединяет слова в предложения, это должно стать настораживающим симптомом для родителей и поводом для обращения к логопеду.

Дошкольный период

В возрасте трех — четырёх лет ребёнок знает до 2000 слов, умеет складывать распространённые предложения, использует прилагательные. В тот период обычно возникают трудности с произношением букв «л» и «р».

От четырёх до пяти лет дети находятся на пике любознательности, они задают кучу вопросов, их словарный запас составляет до 3000 слов. Малыши называют предметы и характеризуют их, умело пользуются интонацией, хорошо читают стихи, их речь становится четкой, её скорость постепенно развивается.

В возрасте от пяти до шести лет ребенок уже уверенно произносит шипящие и свистящие звуки, использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, даёт определения словам, склоняет их по падежам.

В возрасте от шести до семи лет ребёнок использует все части речи, употребляет названия дней недели и месяцев, его речь связная и понятная. Т. Б. Филичева, доктор Педагогических наук и профессор кафедры Логопедии, отмечает, что если в этот период ребёнок не склоняет слова по падежам (к примеру, использует фразы, вроде «с мама ходили в магазин»), пропускает предлоги и союзы, то нужно отправить его к логопеду.

Школьный этап

В этот период жизни ребёнок совершенствует связную речь и формирует письменную. На данном этапе дети без особых усилий осваивают язык. В период до двенадцати лет ребёнок активно формирует речь и знакомится с письменной речью. В этот момент родители способны влиять на развитие речи ребенка. После 12 лет, а порой и раньше, подросток знакомится с ненормативной лексикой, обогащает речь словами-паразитами, пользуется сленгом и т. д.

Возраст до 1 года

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» — начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни — гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

9-10 месяцев — очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».

11-12 — время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Развиваем речь дошкольника: как помочь ребёнку сказать обо всём на свете

Составитель:

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени,

Аннотация: Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

Ключевые слова: речь, развитие, словарный запас, словесно-логическое мышление, развёрнутый рассказ.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Когда методика развития речи только создавалась в России, в ней ставилась еще более интересная и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль.

Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!

Как развивать речь ребёнка?

Детям нужно научиться произносить правильно и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у малыша не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Кстати, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, поэтому советуем широко применять игры на развитие мелкой моторики.

Если правильная речь дошкольникане сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

Правильное произношение только часть дела. Если дети лишены дошкольного обучения в специальных учреждениях, необходимы домашние упражнения. Необходимо достигнуть осознанного понимания слов детским восприятием, акцентируя внимание на утонченное понимание всех нюансов их значения.

В развитии речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например по комиксам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1.Упражнение «Беседа по картинке».

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду…», «А как бы ты поступил…»). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение Беседа по картинке направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т. п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький».

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

— Смотри, кто это на картинке?

— Девочка и мальчик.

— Какая девочка?

— Маленькая.

— Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.

— Какая коса у девочки?

— Большая.

— Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

И так далее.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. Интервью.

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

5. «Отгадай загадку».

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит «морковка», спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что «сидит в темнице» означает – «растет в земле», тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно «она», так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?»Упражнение для детей от 5 до 7 лет.

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т. д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку», «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки.

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Итак, обо всём вышесказанном мы можем сделать вывод, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи.

Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет — не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в ого отсутствие, использовать как знак предмета. Ов­ладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать. Слово — материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д. Эти задачи являются важнейшими и приоритетными в современном дошкольном образовании.

Интернет-ресурсы:

https://www.rebenok.com/info/library/childrengarden/

https://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rechi-detej/

https://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/files/9a4e4cde59bead50b2fe657cdd0d68cf.pdf

https://studopedia.ru/3_33601_vospitanie-lyuboznatelnosti-i-poznavatelnih-interesov.html

https://www.referatbank.ru/market/referat/rw/13630/kursovaya-gendernyie-osobennosti-rechi-doshkolnikov-.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/09/13/issledovatelskaya-rabota-razvitie-rechi-detey-srednego

https://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie10.htm

detsad83.ucoz.ru/razvitie_rechi_u_rebjonka.ppt

Поделиться

Статья:

В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь). Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. Предлагаемое в статье планирование работы по развитию общих речевых навыков маленьких детей рассчитано на 8-месячное обучение. Сентябрь 3-я неделя 1. Развитие плавного, длительного вдоха. Упражнение «Осенние цветочки» Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3-5 раз). 2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой. 3. Развитие мелкой моторики: гладить животных (мягкие игрушки). 4. Развитие чувства ритма: слушать и повторять звуки бубна, ксилофона, металлофона, барабана (Х – хлопок: Х – Х, ХХ – Х и т.д. с постепенным усложнением элементов). 5. Развитие понимания речи: запомнить название игрушки, части тела. 6. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи. На большом диване в ряд Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками. Куклы Танины сидят: Два Медведя, Буратино Поочередно сгибать пальчики. И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. 1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Тане Поочередно разгибать пальчики. Мы игрушки сосчитать. 4-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «Узнай овощ» На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают овощи на вкус, лизнув кончиком языка. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза, дети должны узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч. 2. Развитие артикуляционной моторики: «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик». 3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони: «Ладушки, ладушки, Где были?» – «У бабушки». Ладушки, ладушки, Звонкие хлопушечки. Хлоп-хлоп-хлоп! 4. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка); узнать звучание барабана среди других инструментов. 5. Развитие понимания речи: назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них. 6. Координация слова с движениями, активизация в речи глаголов соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем. В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Урожай соберем. Мы моркови натаскаем Тащат. И картошки накопаем. Копают. Срежем мы кочан капусты, Срезают. Щавеля нарвем немножко Рвут. И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки. 7. Развитие чувства ритма. Октябрь 1-я неделя 1. Развитие плавного, длительного вдоха. Упражнение «Узнай фрукт» Логопед приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус. 2. Артикуляционная гимнастика: «Надуть щечки» (щечки толстые – худые). 3. Массаж рук. 4. Понимание речи. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей (сухие, мокрые), используются миски с теплой и холодной водой. 5. Имитация движений. Упражнение «Умывание» Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки блестели, Чтобы глазки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

  1. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «Ветерок» Подуть на веточку с листочками:

Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, мой ветерочек. Ветерочек-ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок.

  1. Артикуляционная гимнастика: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [а]. Упражнение «Птенчики» (сюжетная картинка «Гнездо с птенцами») Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот!

Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию. Логопед кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: «Ам». 3. Развитие слуха на неречевом материале. В трех одинаковых бутылочках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой бутылочке. 4. Понимание речи. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Затем дети показывают эти действия на картинках, называют и выполняют их по просьбе логопеда; определяют по имитации, кто что делает (символический праксис). 5. Развитие моторики Прилетели гули-голубочки, Дети машут руками. На головку сели гули моей дочке. Кладут руки на голову. Ой! Шу! Улетели! Разводят руками. 6. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Игра на дудочке. 2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение «Язычок гуляет» Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами). 3. Развитие мелкой моторики (дифференциация кинетических ощущений) с использованием различных поверхностей. На столе миска с теплой водой, вата (губка), жесткая щетка. Логопед действует рукой ребенка, хлопает поочередно по воде, вате (губке), жесткой щетке, сопровождая словами: «Хлоп! Хлоп, моя рученька». 1. Понимание речи. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки. 2. Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу, кто говорит. 3. Развитие мелкой моторики. Будем мы варить компот. Дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат». Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.

  1. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой; сдувать с ладони перышко, ватку и т.д. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Лакание молочка» Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовет. 3. Понимание речи. Понятия «громко – тихо». Игра со звучащими игрушками. 4. Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки». 5. Обучение пространственному расположению предметов, которые должны быть в привычных для детей местах: на столе, под столом, за шкафом и т.д. 6. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Капля раз, Дети прыгают на носочках. Капля два. Очень медленно сперва, Темп убыстряют. А потом, потом, потом. Все бегом, бегом, бегом. Ноябрь 1-я неделя 1. Развитие глубокого вдоха, выдоха. Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны» С листа бумаги сдувать голубые бумажные снежинки. 2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Рыбак» Ловить намагниченных рыбок. 3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [и].

Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись.

Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы. 4. Развитие понимания речи (совершенствование словарного запаса). На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый). 5. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: узнать бубен из ряда звучащих игрушек. 6. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше. 2. Развитие мелкой моторики с использованием «пальчикового бассейна». Упражнение «Пальчики побежали» Опереть руки на дно бассейна; передвигаться по дну всеми пальчиками. 3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [о]. Упражнение «Шарик» Используются теннисные шарики разного размера, что помогает округлению и вы-движению губ вперед, активизации губной артикуляции.

Шарик губками возьми, «О» тихонько протяни.

  1. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Действия с бумагой: встать спиной к логопеду, рассказывать, что он делает (мнет, рвет бумагу, листает книгу). 5. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? куда? откуда? на чем?), помогающие определить местонахождение предметов. (Покажи и скажи, где лежат книги.) 6. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие плавной, длительной воздушной струи. Упражнение «Чей паровоз громче и дольше гудит?» Используются стеклянные пузырьки из-под лекарства или духов. Логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать детям по очереди, не надувая щек. 2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [э]. Упражнение «Мишка» Логопед вносит игрушку. Дети занимают положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка.

«Э-э», как Мишка, вы пропойте, Ротик широко откройте. Ваня с Мишенькой играет И по комнате гуляет, Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э».

  1. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Пальчиковый бассейн» Достать со дна бассейна геометрические фигуры, захватив щепоткой, двумя пальчиками. 4. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами. 5. Развитие понимания речи: различать форму единственного и множественного числа. (Покажи, где нарисованы дом – дома, окно – окна, кукла – куклы и т.д.) 6. Обучение различать основные цвета (красный, желтый, зеленый), действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. (Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место.) 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие плавного носового вдоха. Упражнение «Ароматные коробочки» Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах. 2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [у]. Упражнение «Слоник» На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу.

Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука [у], выполняя упражнение «Дудочка». 3. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Солим воду, еду, салат и т.д.» Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис). 4. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами. 5. Развитие понимания речи. Учить детей быстрому ориентированию в названии действий без обозначений их объектов или субъектов. Сначала спросить: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где девочка поливает цветы? Где кошка спит?» Затем из вопросов исключить названия субъектов: «Покажи, кто катается? Кто сидит? Кто стоит?» 6. Обучение различать основные цвета (красный, зеленый, желтый), используя набор варежек, носков названных цветов. 7. Развитие чувства ритма. Декабрь 1-я неделя 1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох, ротовой выдох. Упражнение «Пузырьки» Используется стакан, наполовину наполненный водой, и соломинки для коктейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки). 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [ф]. Упражнение «Зайка» Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята.

Ушки – на макушке, А зубки – на губке. Упражнение «Ветерок» Между губами и зубами имеется узкая щель, через которую проходит воздушная струя; используется тактильный контроль ладонями логопеда и ребенка. 3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: определить звучание дудочки среди звучащих игрушек. 4. Развитие мелкой моторики с использованием пальчикового бассейна и стихотворного текста «Повар». Варим, варим щи Дети выполняют круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против нее. Щи у Вовы хороши. 5. Развитие понимания речи. Научить понимать вопрос «Чем?». Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытер лицо? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? 6. Обучение различать основные цвета (красный, синий, желтый) предметов: действовать по инструкции, выделять и называть заданный цвет. Упражнение «Строим башню» 7. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Игра «Мотыльки» На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажкой, мотыльками разного цвета или величины. Логопед читает стихотворный текст и предлагает ребенку подуть на мотылек определенного цвета или величины: На весеннем на лугу Мотыльки летают. Красный мотылек взлетел… и т.д. 2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [в]. Упражнение «Ветер» Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай!

  1. Развитие фонематического слуха: определять на слух знакомые звучащие игрушки. 4. Развитие мелкой моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста. Пили, пила, Пили живей. Дети выполняют скользящие движения ребром ладони по поверх-ности стола. Мы домик строим Для друзей.
  2. Развитие понимания речи: понимать вопросы, поставленные к сюжетным картинкам (ситуации, знакомые детям): — кто совершает действие; — место действия; — объект действия. (Например, «Зимние забавы». Кто лепит снежную бабу? Скажи, что надето у девочки на голове, а что на ручках? Из чего лепят снежную бабу?) 6. Закрепление знаний основных цветов. Подбери пару: к красной шапочке красный шарфик и т.д. 7. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Упражнение «Воздушные шары» Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке. 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [п]. Упражнение «Рыбка» Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поет. Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения смыкают губы. Упражнение «Звук [п]» Воздух в носик надувайся, [П] сквозь губы прорывайся! 3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают. 4. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Пальчиковый бассейн» Опустить руку в «бассейн», прижимать ладонь ко дну, попеременно сгибать и разгибать пальцы (ладонь находится на дне «бассейна»). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, логопед помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка. 5. Развитие понимания речи. Разложить картинки в нужной последовательности, поставить друг за другом игрушки так, как назовет логопед: корова, машина, кубик и т.д. 6. Обучение видению закономерности. Вставить недостающие звенья нужного цвета в гусеницу из 12 звеньев, чередующихся по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый; .., ..; красный, зеленый; .., ..; красный, зеленый. 7. Развитие чувства ритма. Январь 2-я неделя 1. Развитие речевого дыхания: дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащие на столе. 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [б]. Упражнение «Голосок» [Б] легко произнеси, Голосочек подключи.

Если озвончение звука идет трудно, логопед подключает тактильный контроль, приложив руку ребенка к своей гортани, чтобы он ощутил, как дрожит «домик» голоска – горло. Упражнение «Колыбельная Любе» Баю-баюшки-баю, Баю Любоньку мою!

Используется кукла, которую дети укачивают и напевают колыбельную. 3. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Звучащий предмет» На столе две коробочки, в одной колокольчик. Логопед достает его и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробочку. 4. Картинки «Украсим елку»: расширение и активизирование словарного запаса по теме. Рассмотреть елку без игрушек, рассказать о ней; рассмотреть игрушки, уточнить их цвет, материал, из которого они сделаны (бумага, стекло, пластмасса); украсить елку, повесив игрушки на нижние, верхние, короткие, длинные ветки. 5. Развитие конструктивного праксиса: выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения). 6. Закрепление знаний цветов: составить гирлянды из флажков красного, синего, желтого цвета. 7. Развитие пространственного праксиса: выделить голосом предлоги на и под. (Что под елкой, что на елке?) 8. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Компьютерная логопеди ческая игра «Игры для Тигры» (блок «Дыхание», модуль «Одуванчики»). Использование компьютерной технологии осуществляется в соответствии требованиям СанПиНа. Игра «Кто больше сдует одуванчиков?» 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [т]. Упражнение «Игра с язычком» Кто же так стучит — тук-тук? Язычок, наш верный друг. Мы тихонько приседаем, Язычками поиграем. Нужно домик прибирать. Ну-ка, язычок-дружок, Побели-ка потолок. Упражнение «Маляр» В дверку постучим с тобой: «Той, той, той!» Дети стучат кончиком языка за верхними зубами. 3. Развитие фонематического слуха: узнать бубен среди звучащих игрушек. 4. Развитие мелкой моторики с использованием прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла»,«Гребешок», «Шаль с кистями» и др.: нанизывать прищепки на шаблоны; снять прищепки по инструкции: сначала красные «лучики», затем зеленые, потом желтые. 5. Расширение словарного запаса по теме «Зима». «Что бывает зимой?» (Идет снег, на деревьях нет листьев, люди надевают теплую одежду, дети катаются на санках и лыжах.) 6. Развитие конструктивного праксиса: из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно. 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Компьютерная игра «Игры для Тигры», блок «Дыхание», модуль «Кораблики». Игра «Чей кораблик уплывет дальше?» 2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: используя одинаковые коробочки, наполненные витаминами, солью, бобами, определить, в какой коробочке бобы, соль, витамины. 3. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [д]. Упражнение «Строим дом» Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем, [Д] легко произнесем. [Д] легко произнеси, Голосок свой подключи! Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам. Установка: для ощущения работы голоса нужно подключить тактильный контроль – тыльная сторона ладони логопеда и ребенка. 4. Расширение словарного запаса по теме «Зима» с использованием настоящего снега, сосулек. Ответь на вопросы: Какого цвета снег, сосулька? (Снег белый, а сосулька прозрачная.) Какие они на ощупь? (Холодные; снег мягкий, а сосулька твердая.) Наблюдать из окна, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. (Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?) 5. Развитие моторики: рисовать сосульки пальцем на запотевшем стекле. 6. Тренировка конструктивных умений: из треугольников составить сосульку разных размеров. 7. Развитие чувства ритма. Февраль 1-я неделя 1. Развитие речевого дыхания: надувать резиновые игрушки. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Произносить звук [м], используя тактильный контроль тыльной стороной руки логопеда и ребенка. 3. Развитие фонематического слуха. Тема «Домашние птицы». «Кто как кричит?» (Курица и цыпленок и т.д.) 4. Развитие словарного запаса. Упражнение «Птичий двор» Строить забор из кирпичиков. (На забор взлетел петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку!») Рассказать, что есть у петуха (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как он кричит? Что умеет делать? (Ходить, клевать, кукарекать, звать, пить.) При появлении курицы и цыпленка описать их внешний вид, повадки, части тела; тренироваться в звукоподражаниях: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку». 5. Развитие пространственного праксиса: используется разрезная картинка (два горизонтальных разреза яйца). Игра проводится после чтения сказки «Курочка Ряба». Вопросы: Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилось целое яйцо. 6. Развитие мелкой моторики: обвести форму яйца, наложив на рисунок пластинку из прозрачного оргстекла, раскрасить яйцо, используя основные цвета: красный, желтый, зеленый. 7. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Развитие речевого дыхания плавной, сильной выдыхаемой струей (используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания»). Упражнения «Сдуть Колобка с пенька», «Помоги убежать от Лисы» 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [н]. Упражнение «Закроем ворота» Тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос, контроль за работой голоса. 3. Развитие фонематического слуха. Игра «Игрушка улыбается» Плюшевый мишка услышал, что малыш знает много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим: «кубик» – «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные» (кошка). Игра «Давай познакомимся» Назвать части тела животного, уточнить, чем питается, как подает голос, где живет. 5. Закрепление знания цветов: «Какой бантик завяжем кошке?» (Красный, желтый, зеленый.) 6. Определение величины предмета: учим складывать пирамидку из трех-пяти колец с учетом их величины. 7. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие воздушной струи. Игра «Сдуй бабочку с цветка» (используется пособие С.А. Васильевой) 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [н]. Используется прием «Подражание» и тактильный контроль тыльной стороной рук взрослого и ребенка. 3. Развитие слухового внимания. Игра «Подскажи словечко» Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик). 4. Заучивание стихотворения про кошку. 5. Развитие конструктивного праксиса: строить забор, ворота из брусков (машина должна свободно проехать в построенные ворота). 6. Развитие мелкой моторики: сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять 3-5 раз). 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие воздушной струи. Игра «Сдуй зайку и его друзей с одного облачка на другое» (используется пособие С.А. Васильевой) 2. Развитие артикуляционного аппарата: учить переключению с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по артикуляции; [а] – губы кружочком, [у] – губы трубочкой, форма маленького кружочка, [и] – губы растянуты в узенькую полоску. 3. Развитие фонематического слуха: узнавать звук [а] среди гласных [о], [у], [и]. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные» (свинья). Изучение животного с его детенышами в течение недели. 5. Закрепление знаний основных цветов: выстроить лодочки в ряд – красная, желтая, зеленая. 6. Развитие мелкой моторики. Игра «Пальчики здороваются» Пальчики правой руки здороваются с одноименными пальчиками левой. 7. Развитие чувства ритма. Март 1-я неделя 1. Развитие речевого дыхания выдыхаемой воздушной струей. Игра «Помоги слоненку загнать мяч в ворота» (используется пособие С.А. Васильевой) 2. Развитие артикуляционного аппарата (см. предыдущую неделю). 3. Развитие фонематического слуха: узнавание звука [у] среди гласных. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные» (корова). Уточнение и расширение словарного запаса: назвать части тела животного, чем питается, где живет, назвать детенышей. 5. Развитие зрительного восприятия: узнавать домашних животных по контурам. 6. Развитие мелкой моторики: пальчики одной руки здороваются с большим пальцем. 7. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Развитие речевого дыхания плавной воздушной струей. Игра «У кого пузырей больше?» Пускаем мыльные пузыри. 2. Развитие артикуляционого аппарата: закрепление гласных, умение различать по форме губ. 3. Развитие слухового внимания. Игра «Солнце или дождик» Условия игры: погода хорошая – бубен звенит, идет дождь – логопед стучит в бубен, надо прятаться. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные» (собака). Игра «Давай познакомимся» Ответы на вопросы: Кто это? Какие части тела у нее есть? (Хвост, уши, спинка, лапы, хвост.) Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как она лает? Что умеет делать? Где живет? Логопед объясняет, что собака – домашнее животное, живет рядом с человеком, он заботится о ней. 5. Разрезные картинки: составление целого из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). 6. Развитие моторики: обводить контуры домашних животных через прозрачную пластиковую пластинку. 7. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Используется имитация свечи – деревянная палочка с перышком. Упражнение «Кто задует свечи одним выдохом?» 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [c]. Упражнение «Язычок отдыхает» Язычок наш загорает. Легко, спокойно отдыхает И тихонько напевает: «И-и-и-и». Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются… Воздух ротиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем… Мы в насос сейчас играем!

Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук [c]. Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки. 3. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто внимательный?» Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей, рядом с которыми разложены игрушки, и дает инструкции очень тихо, шепотом: «Возьми мишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу». Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. 4. Развитие речи. Игра «Помоги маме найти детенышей» На столе картинки с изображением детенышей, изображения взрослых животных у логопеда, который показывает картинку собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Дети ищут подходящую картинку и называют детеныша собаки. При необходимости логопед помогает. Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих детенышей. 5. Развитие мелкой моторики: обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить. 6. Развитие пространственного праксиса: составить картинку собаки из трех частей, имея перед собой образец. 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Используются султанчики. 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [х]. Упражнение «Теплый ветерок» Теплый воздух выдыхай, Свои ручки согревай! Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю. 3. Развитие фонематического слуха. Игра «Угадай, кто кричит?» Логопед подражает крику домашних животных и просит угадать, кто придет к ним в гости. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные». Задание: «Назови ласково: собака – собачка, хвост – хвостик и т.д.» 5. Развитие мелкой моторики. Задание такое же, как и на 3-й неделе. Используется маркер. При затруднении логопед помогает. 6. Развитие пространственного праксиса: составить целую картинку с изображением домашнего животного из трех частей. 7. Развитие чувства ритма. Апрель 1-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», блок «Дыхание», модуль «Мельница», «Чья мельница вертится быстрей?». 2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [к]. Упражнение «Потеряли мы кота» Язык книзу – та-та-та. Потеряли мы кота. Язык книзу – та-та-та. Где же нам найти кота? Ребенок многократно повторяет слог «та», а логопед прижимает кончик его языка книзу (шпателем или зондом), постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «тя», затем «кя» и, наконец, «ка». 3. Развитие фонематического слуха. Дети закрывают глаза, логопед тихо встает в стороне от них и звенит в колокольчик. Дети должны повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. 4. Развитие речи. Тема «Домашние животные». Уточнить понятие «один – много». «Кто где спрятался?» (предлоги под, за, в, на). По разрезным картинкам учить составлять целое из трех-четырех частей, используя вертикальные и горизонтальные разрезы. 5. Развитие мелкой моторики: обводить контуры домашних животных по шаблонам, раскрасить их. 6. Развитие чувства ритма. 2-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Используется набор игр из сборника С.А. Василевой «Загони мяч в ворота». 2. Развитие фонематического слуха. Игра «Угадай, кто идет?» Дети рассматривают картинки с изображением цапли и воробья. Логопед объясняет (показывает), как цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Если логопед медленно стучит в бубен, дети должны ходить, как цапля, если быстро – дети скачут, как воробьи. 3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [г]. Игра «Молоточки стучат» Молоточки стучат — да-да-да-да, Строят дом для ребят — да-да-да-да. Ребенок многократно повторяет слог «да», а логопед прижимает ему кончик языка книзу шпателем или зондом, постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «дя», затем «гя» и, наконец, «га». 4. Развитие речи. Игры «Дикие животные», «Давай познакомимся» проводятся аналогично игре из темы «Домашние животные» («Помоги маме найти детеныша», «Угадай, кто это?»). 5. Развитие мелкой моторики: разобрать и собрать матрешку из четырех предметов. 6. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Игра «Сдуй шмеля с цветка» (из методического пособия С.А. Васильевой). 2. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Так ли это звучит?» Используются две большие карточки с изображением мишки и лягушки; набор картинок, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Задание: подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляются, логопед помогает им. 3. Развитие артикуляционного аппарата. Чтение сказки про маленького котенка, который хотел научиться говорить. Упражнение «Качели» Напряженным языком тянуться к носу, подбородку; прямые руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз. 4. Развитие фонематического слуха: отобрать картинки, в названии которых есть звук [а] (мак, сук, рак, стол и др.); гласные звуки проговаривать утрированно: мааак, сууук. 5. Развитие речи. Тема «Весна»: признаки весны, наблюдения за снегом; одежда людей. Игра «Оденем куклу Лялю на прогулку». 6. Развитие реакции, мелкой моторики. Используется пособие по методике Е.А. Стребеловой «Желобок». Дети ловят катящиеся с желобка шарики разных размеров и цветов. 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие речевого дыхания. Игра «Сдуй стрекозу» (из методического пособия С.А. Васильевой) 2. Развитие артикуляционнго аппарата. Упражнение «Футбол» Напряженным языком упереться попеременно в одну и другую щеку. 3. Развитие фонематического слуха: отобрать картинки, в названии которых есть звук (мак, суп, рак, сок, лук и др.); гласные в этих словах произносить утрированно: мааак, суууп. 4. Развитие речи. Тема «Игры детей весной». Беседы по сюжетным картинкам, наблюдение за жизнью растений. 5. Развитие моторики. Игра в мяч «Попади в цель» 6. Закрепление знаний основных цветов: составить веночек, используя основные цвета. 7. Развитие чувства ритма. Май 2-я неделя 1. Развитие речевого дыхания, длительного плавного вдоха. Используется цветок сирени (Ах, какой аромат!). 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнения «Лопаточка», «Иголочка» 3. Развитие фонематического слуха: узнать звук [у] среди гласных. 4. Развитие речи. Тема «Дикие животные» (заяц). Назвать части тела животного, чем оно покрыто? Где живет? Что любит? Используются сюжетные картинки. Разъяснить понятия: заяц – зайцы, заяц – зайчик. 5. Развитие моторики. Игра «Ушки» Указательный и средний пальцы вытянуть (повторить 3-5 раз). 6. Закрепление знаний основных цветов. Тема «Клумба». Цветы красные, желтые; листочки зеленые. 7. Развитие чувства ритма. 3-я неделя 1. Развитие плавного, длительного вдоха. Используются цветы яблони (Ах, какой аромат!). 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Громкий барабан» Широкий язык поднять вверх, произносить громко, отрывисто, не опуская кончика языка: «Д-д-д-д-д». 3. Развитие фонематического слуха. Звук [о] среди гласных. 4. Развитие речи. Тема «Дикие животные» (лиса) (см. занятие на предыдущей неделе). 5. Развитие моторики. Упражнение «Солнечные лучики» Пальцы вытянуть, затем сжать в кулак (повторить 3-5 раз). 6. Закрепление знаний основных цветов. Картинка «Цветные коврики» составлять из четырех частей. 7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя 1. Развитие плавного, длительного вдоха. Используется одуванчик (Ах, какой аромат!). 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка» Используется прием подражания. 3. Развитие фонематического слуха. Звук [и] среди гласных. 4. Развитие речи. Тема «Дикие животные» (белка) (см. занятие 2-й недели). 5. Развитие мелкой моторики: лепить из пластилина «орешки» для белочки. 6. Закрепление знаний основных цветов. Игра «Конфетные обертки». 7. Развитие чувства ритма. Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996. 2. Гришина А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста. М., 1988. 3. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005. 4. Жукова О.С. Серия «Обучение с пеленок». СПб., 2001. 5. Жукова Н.С. Учимся, играя. М., 1998. 6. Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985. 7. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие дет-ские забавы. СПб., 1995. 8. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006. 9. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. Екатеринбург, 2004. 10. Стребелова Е.А. Наглядный материал для обследования детей. М., 2005. 11. Стребелова Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет. М., 1994. 12. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. Речевое и слуховое внимание, фонетическая память, активизация словаря, тренировка дикции и артикуляции, познавательная активность, развитие речи. М., 2006. 13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1955.

Возраст от 3 до 4 лет

Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

Методика формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста

Рассмотрим основные методики формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание

– способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух

– способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)

Задачи воспитателя:

¾ Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.

¾ Различать звуки речи в словах.

¾ Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

¾ Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.

¾ Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

¾ Сравнивать свою речь с речью окружающих.

¾ Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

¾ «Слуховые игры».

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание

– способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.

Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием.

Развитие голоса.

Голос

– совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата.

Задачи воспитателя:

¾ развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;

¾ приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп

– скорость речевого высказывания.
Ритм
– равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонация

– сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и
эмоциональные оттенки речи.
Упражнения:

¾ Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.

¾ Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

¾ Проведение конкурса чтецов.

¾ Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Дикция

– четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Пути работы над дикцией:

¾ Игры на звукоподражание.

¾ Проговаривание чистоговорок.

¾ Проговаривание скороговорок.

Возраст от 2 до 3 лет

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]