Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников


Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание — это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

¾ знание законов, по которым создаются произведения искусства;

¾ воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

¾ развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно — декоративного творчества). Формы организаций эстетической деятельности детей разнообразны. Это могут быть игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусства, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, под которым понимается длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами.

Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые определяются своеобразной целью эстетического воспитания. Цель эстетического воспитания применительно и к зрелой личности, заключается в формировании творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Методы эстетического воспитания зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам: социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения, поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепианной пьесы. Методы эстетического воспитания принято делить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния, В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.

Исследователи выделяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К ним она относит:

¾ метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

¾ метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды выработки навыков культуры поведения;

¾ метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

¾ метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Важным средством эстетического воспитания является творческая деятельность детей, в том: числе и игровая. Особое значение в решении задач эстетического воспитания имеют театрализованные игры, что более подробно будет рассмотрено в следующем параграфе.

Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Формирование эстетических чувств у дошкольников является актуальной проблемой. Ребенок, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение. Наиболее эффективно данную задачу можно решать в старшем дошкольном возрасте. В современных условиях содержание и методика развития эстетических чувств должна обновляться. Следует искать новые подходы, которые не только будут способствовать развитию чувства прекрасного в повседневной деятельности, но и сделают дошкольника в целом более чувствительным к красоте, готовым видеть, слышать и чувствовать красоту вокруг себя. Одним из действенных, но мало изученных средств являются произведения анималистического жанра.

Выдающиеся зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, Н.Б. Венгер считали, что формирование эстетических чувств составляет фундамент общего развития ребёнка-дошкольника. Формирование эстетических чувств у детей способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства.

По мнению Н.А. Ветлугиной, глубокие художественно-эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Она отмечает, что данный процесс должен носить целенаправленный, организованный и контролируемый характер.

Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, отражены в работах Ю.М. Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, А.Е.Терентьева, и других.

Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике дошкольных образовательных организаций. Воспитатели недооценивают возможности использования анималистического жанра в образовательной деятельности и редко используют при формировании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Тема исследования:«Анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования:выявить возможности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами анималистического жанра.

Объект исследования:формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание эстетических чувств у старших дошкольников будет проходить успешно, если

— выявить особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста;

— осуществить отбор произведений анималистического жанра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста;

— на занятиях систематически, целенаправленно использовать картины анималистического жанра и применять различные методы, и приёмы воспитания эстетических чувств.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить процесс воспитания эстетических чувств у старших дошкольников и выявить его особенности.

3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы воспитания эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

4. Апробировать серию занятий по формированию эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, систематизация информации, сравнение, обобщение);

— эмпирический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);

— статистический (обработка данных).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодыми воспитателями в профессиональной деятельности.

База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Глава I. Теоретические основы формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного средствами анималистического жанра

Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Эстетическое чувство – это непосредственное эмоциональное переживание человеком способности отношение к выразительным проявлениям действительности и закрепления этой способности в различных видах эстетической деятельности.

Представления о сущности эстетических чувств, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-иматериалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетических чувств.

Формирование эстетических чувств – это процесс целенаправленный, систематический влияния на личность ребенка для целенаправленного развития у него способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [3, с. 45].

Взрослые и дети ежедневно сталкиваются с художественными и эстетическими процессами. Существенную роль в повседневном труде, в быту, в межличностном общении оказывают во всем окружающем мире прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Красота приносит эстетическое удовольствие, развивает трудовую деятельность, делает приятными встречи с людьми, и напротив безобразное отторгает от себя, трагизм учит состраданию, комизм – помощь в борьбе недостатками.

Формирование эстетических чувств происходит у детей на всех «стадиях его природно-культурной деятельности и во всех видах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми» [25, с. 142].

В работах А.И. Бурова, В.Е. Дружинина, Б.Т. Лихачева, С.Н. Наумова, В.А. Сухомлинского, Г.Х. Шингарова к эстетическим чувствам были отнесены: удовлетворение, бескорыстное эстетическое наслаждение, эстетическая радость, чувства прекрасного, эстетическое восприятие, созерцание, переживание, фантазия. Они считали, что эстетические чувства служат стимулом для совершенствования положительных качеств личности, социальных черт, таких как сопереживание, сочувствие, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, порождают в человеке способность наслаждаться трудом, познанием, тонизируют психофизиологические функции, активизируют социально значимую деятельность, объединяют и обогащают человека.

Эстетические чувства у дошкольников включают: положительную эмоциональную отзывчивость, радость от своих достижений и по поводу успехов других детей, чувство прекрасного и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетические чувства параллельно вносят вклад и в их всестороннее развитие. Эстетические чувства способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе [5, с. 14].

Дошкольные образовательные организации решают конкретные задачи, направленные на формирование эстетических чувств детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира. Все эти задачи могут успешно решаться лишь при условии формирования у детей эстетических чувств к окружающей действительности. Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства [13, с.12].

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе формирования эстетических чувств происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетических чувств, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве [36, с. 135].

В современной эстетико-педагогической литературе определены способности, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание. Выявлены условия формирования данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи формирования эстетических чувств:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Формировать художественно-творческие способности детей [30, c. 54].

Основная задача формирования эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте состоит в формировании творческого отношения к действительности. Формирование эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Решение задач по формированию эстетических чувств тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Встреча с прекрасным в искусстве при грамотно организованной работе вызывает у детей эстетическое чувство. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе формирования эстетических чувств, ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим.

Изучением проблем формирования эстетических чувств детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Так, эстетические чувства как психологическая категория были рассмотрены такими психологами, как Г.С. Абрамов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн. А.М. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова рассматривали вопросы формирования эстетических чувств через художественную деятельность детей.

Так, в процессе формирования и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Формируя художественные способности детей, их эстетические чувства, эстетическое отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Б.Т. Лихачев отмечает, что формирование «эстетических чувств – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности». В.И. Логинова отмечала, что эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию – к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека [41, с. 26].

Эстетическое чувство характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. А. С. Макаренко превосходно показал, как он формировал у детей желание «видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте». Дошкольник увлеченно отдается этим переживаниям, стремится действовать, если вызвать у него эту «музыкально настроенную энергию».

Процесс формирования эстетических чувств играет большую роль в развитии личности ребенка. Главными помощниками в этом трудоемком процессе выступают взрослые – педагоги, родители. От них зависит, сформируются ли у детей основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.

В работе с детьми, по формированию эстетических чувств необходимы следующие задачи: формировать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности [19, с. 56].

Категория прекрасного – это основная эстетическая категория. Она отражает не только эстетическую оценку, но и нравственную. Формирование знаний, о красивом происходит через предметы быта, которые отражают детей, например, игрушки или произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту приходит изучение прекрасного в явлениях природы, жизни, оценивание деятельности людей и поступков.

В данном возрасте дошкольники дают оценку поступкам, какие из них прекрасные, а какие безобразные. В них воспитывают то, что человек, который трудится это прекрасно, а лениться – это безобразно. У детей формируют красоту условий труда, и учат их к бережному отношению результату данных трудов через разные виды искусств: стихотворная деятельность, песенное творчество, музыкальная деятельность, изобразительное искусство. «Дошкольникам дают знания о прекрасном, и они могут давать эстетическую оценку: красивое или некрасивое, уродливое или безобразное.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. Формирование эстетической потребности, которая определяется как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Педагогам особое внимание следует обратить, первое, на широту эстетических потребностей, т.е. «эстетические способности личности относиться к возможно большему кругу явлений действительности; второе, на качество эстетической потребности, выявляющая в уровне художественного вкуса и идеала; третье, на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, которая касается не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Данные признаки можно считать критерием эстетических чувств личности» [36].

В детском саду занятия по формированию эстетических чувств связаны со всеми сторонами воспитательного процесса, так как разнообразие форм этому благоприятно влияют, и результаты видны в самых разных видах деятельности [38, с. 123].

Занятия предусматривают:

— формирование эстетических чувств по средствам искусства;

— формирование и развитие эстетического отношения к окружающему миру через знакомство с социальными и природными явлениями в бытовой деятельности, в трудовой деятельности, игровой деятельности.

Следующее важно условие – присутствие в быту произведений искусства, таких как художественная литература, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура, картины, эстампы, музыкальные произведения и т.д. С самого раннего детства ребенка нужно окружать подлинными произведениями искусства.

Третьим условием является деятельность самих детей, в связи с тем, что создание эстетической среды еще не определяет успех сформированности эстетических чувств у ребенка. Совместная работа педагога и ребенка по формированию у дошкольника творческих способностей к принятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности лежит в основе методики эстетического воспитания [15].

Разнообразие методов формирования эстетических чувств зависят много условий, таких как объем и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, который направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, которые устремлены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, которые побуждают к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.

Дошкольник, который наблюдает за эстетическими явлениями в жизни, не только развивается эстетически, но и духовно. Но при этом ребенок не «осознает эстетическую сущность предметов, для него это является развлечением и без вмешательства взрослого у ребенка могут сложиться неправильные представления о ценностях и идеалах» [21].

«В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Ребенок не может творить, если не научится воспроизводить, репродуцировать, тот и другой фактор необходимы и взаимосвязаны». Первое и главное условие для формирования эстетических чувств – это воспитание способности воспринимать, правильно понимать, давать оценку и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Процесс формирования эстетических представлений у детей охватывает две важные группы задач. Первая группа задача, которая направлена на формирование эстетических представлений об окружающем мире. Это умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа связана с «представлениями об образности художественного языка разных искусств: обучение детей лепке, рисованию, движениям под музыку, конструированию; пению; формирование словесного творчества» [18].

Исходя из этого, общее понятие эстетические чувства связано со способностью к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В данную способность входят следующие элементы: художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению, элементы эстетической воспитанности – эстетический идеал, эстетическая развитость и эстетическая образованность [18].

В дошкольном возрасте мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Воспитателю необходимо знать особенности формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста [19, c. 54]

Рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании. Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей. Ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

Таким образом, старший дошкольный возраст – это особенный возраст для формирования эстетических чувств, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетических чувств заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема (раскрыты определения понятий «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», представлены основные направления, а также наиболее эффективные формы и методы эстетического развития детей старшего дошкольного возраста)

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, старший дошкольный возраст.

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике, что отражено в современных нормативно-правовых документах. В частности, одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств.

Системе эстетического воспитания в образовательном процессе дошкольной образовательной организации принадлежит такая важная роль, как научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности. Период старшего дошкольного возраста является наиболее важным для эстетического развития, поскольку дети этой возрастной группы отличаются эмоциональностью, раскрепощенностью, потребностью в ярких впечатлениях, активностью познавательных процессов.

В дошкольной педагогике термины «эстетическое воспитание» и эстетическое развитие» являются тесно взаимосвязанными.

Эстетическое воспитание в трактовке А.Г. Гогоберидзе – это «целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты» [с. 326].

Эстетическое воспитание, по мнению Г.М. Коджаспировой, – это «выработка и совершенствование способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты» [с. 43].

Эстетическое воспитание рассматривается Н.А. Ветлугиной как «развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [с. 5].

Таким образом, в дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие дошкольников. Составляющей этого процесса становится художественное образование процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Мацкевич И.В. в своем диссертационном исследовании под эстетическим развитием дошкольника понимает формирование следующих качеств, присутствующих в ребенке потенциально:

— способность к эстетическому восприятию на основе синкретизма и образности мышления, сенсорной и эмоциональной отзывчивости на арт-объекты;

— эмпатия на основе эмоционально-нравственного отношения к образцам искусства;

— способность к продуктивному творческому воображению [с. 27].

Эстетическое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [с. 12].

Эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, воспитанию эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и является одной из актуальных задач сегодняшнего дня, приобщения детей к прекрасному [с. 115].

А.А. Мелик-Пашаев выделяет в качестве компонента эстетического развития личности эстетическое отношение к действительности Показателем наличия у ребёнка эстетического отношения к действительности у старшего дошкольника является эмоционально-оценочная характеристика предмета или какого-либо явления, ещё не помещённого в контекст художественной задачи [ с. 6].

О.Л. Иванова предлагает следующие критерии оценки уровня развития эстетического отношения к действительности:

  1. интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычленение их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства;
  2. проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности;
  3. понимание и оценивание действительности с позиций «хорошо – плохо», «добро – зло»;
  4. ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников;
  5. уровень развития цветовосприятия;
  6. способ построения образов восприятия [с. 57].

Дисциплины эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация) являются средством эстетического развития дошкольников, в процессе которого интуитивное чувствование и понимание прекрасного ребенком переходит со временем в его осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.

Период старшего дошкольного возраст является сензитивным для эстетического развития, что объясняется следующими факторами:

— развивается апперцепция — свойство восприятия, зависящее от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека, вырабатывается собственное эстетическое восприятие объекта или явления;

— совершенствуется характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

— продолжает развиваться эстетическое восприятие окружающей действительности через умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, замечать сходство и различие, обобщать;

— формируются эстетические суждения, дошкольники учатся аргументировано и развернуто оценивать изображение созданное как самим ребенком, так и его сверстником;

— формируется самостоятельность эстетической оценки произведений изобразительного искусства;

— обращается внимание на художественно-эстетические средства передачи образа: цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композицию;

— учатся воспринимать и оценивать эстетические качества картины, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства через анализ художественно-выразительных средств в передаче образа [с. 120].

Обобщенные содержательно-целевые направления эстетического развития старших дошкольников А.Г. Гогоберидзе определяет как:

  1. активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия;
  2. создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;
  3. развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
  4. стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
  5. развитие изобразительной деятельности;
  6. формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности [с. 327].

Комплексная образовательная работа по эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации должна строиться на следующих принципах:

— взаимосвязи со всей образовательной работой в дошкольной образовательной организации. Деятельность педагогов по развитию художественного, музыкального творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

— взаимосвязи обучения и развития. Весь образовательной процесс строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;

— связанности детского творчества с жизнью. Отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельность;

— интеграции разных видов искусства и художественной деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой);

— художественно-эстетического отбора материала. Определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного, изобразительного или музыкального искусства, раскрывающие богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни;

— народности и культуросообразности. Соответствие моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время данный принцип позволяет познакомить детей с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;

— индивидуального подхода в художественно-эстетическом воспитании и развитии. Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка;

— преемственности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания и развития дошкольников [с. 57].

Главной формой работы по эстетическому развитию является специально организованная образовательная деятельность, которая осуществляется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа по художественно-эстетическому развитию реализуется в процессе ознакомления старших дошкольников с окружающим миром, с природой, с разными видами искусства (литературное, музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство и другое). В тоже время дошкольники всегда имеют возможность отразить свои впечатления от полученных знаний как в совместной, так и в самостоятельной творческой деятельности (в рисование, лепке, драматизациях, создание рукотворных книг, в сочинение, в играх и т.д.

В качестве основы в системе эстетического развития дошкольников чаще всего используется изобразительное искусство, приобщение к которому позволяет заложить прочную основу для развития эстетических чувств и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. В искусстве заложен значительный потенциал для развития личности. Общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, способствует активному росту эстетического сознания и развитию эстетических чувств личности ребенка дошкольного возраста.

Искусство является наивысшей формой проявления духовно-практической ценности эстетического воспитания и развития, потому что оно может действительно оказывать значительное влияние на эмоциональную сторону личности ребенка. Результаты творческой деятельности художника вызывают сложные, возвышенные эстетические чувства, расширяют индивидуальный опыт дошкольника, оказывают положительное влияние на эстетические представления, взгляды, вкусы.

Таким образом, под эстетическим развитием понимается процесс становления, совершенствования эстетического отношения и эстетической деятельности личности.

Эстетическое развитие старших дошкольников является сложным многоаспектным процессом, в ходе реализации которого следует учитывать возрастные и психологические особенности детей. Старший дошкольный возраст является сензитивным для эстетического развития, поскольку дети данного возраста способны наиболее чутко воспринимать красоту.

В настоящее время цель эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.

Оптимальными возможностями для эстетического развития старших дошкольников обладает изобразительное искусство, так как оно способствует развитию эстетического восприятия, эстетических оценок и суждений. Так как искусство является отображением окружающего мира, его посредством у дошкольников закладываются основы эстетического отношения к окружающей действительности.

Вместе с тем, в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возникают методические сложности при определении критериев качественного уровня эстетического развития старших дошкольников, а также в недостаточной мере используется дидактический потенциал книжной иллюстрации как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2013. – 464 с.
  3. Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка. – СПб, Речь, 2009 – 96 с.
  4. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
  5. Лихошерстова, Н. А. Этапы развития эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 27. – С. 117 – 122.
  6. Мацкевич И.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей-детский сад»: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 02 / И.В. Мацкевич. – М., 2006. – 204 с.
  7. Мелик-Пашаев А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости // Искусство в школе. – 2003. – № 3. – С. 7 – 12.
  8. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
  9. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под. ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
  10. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. – 66 с.
Следующая >

Введение

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно — эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

Объектом исследования является процесс художественно — эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предметом реализация процесса художественно – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели курсовой работы, определяем следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  1. Обосновать значение живописных произведений в качестве средства художественно – эстетического воспитания.

3. Экспериментально проверить серию занятий и дидактических игр по

формированию основ художественно — эстетического вкуса у детей старшего

дошкольного возраста посредством живописи.

В ходе работы применялись следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Диагностические задания.

5. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ художественно — эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным если проводятся занятия, дидактические игры, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

Методологическую основу исследования составили:

— концептуальные идеи, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина);

— положения педагогики и психологии о значении, взаимосвязи и взаимозависимости восприятия и творчества в детской изобразительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.);

— концепция понимания детского искусства как части мировой художественной культуры (Б.П. Юсов, Н.Н. Фомина).

В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБУ лицея № 67 с/п детский сад № 172 « Русалочка», в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]