Лэпбук «Моя малая Родина, мой Боровский родной»
Автор:
Домнина Алина Михайловна
воспитатель
МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка»
Использование лэпбука в работе с дошкольниками по формированию первичных представлений детей о малой Родине
Цель:Формирование первичных представлений о малой родине посредством использования лэпбука у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
-расширить знания детей о родном посёлке Боровский: о достопримечательностях, памятниках, объектах, расположенных на улицах посёлка; о наиболее значимых предприятиях посёлка; национальностях, проживающих на территории поселка;
— воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой Родине;
-развивать познавательный интерес детей, связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений дошкольников о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Любовь к малой Родине начинается с отношения к близким людям, к дому, улице, где живёт ребёнок, к детскому саду, к родному посёлку; с усвоения норм поведения, приобщения к культурным ценностям. Ведь впечатления о месте, где вырос человек, об истории родного края, полученные в детстве, остаются на всю жизнь.
Таким образом, формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине является актуальной проблемой в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
3 — 4 слайд Каждый педагог ДОУ всегда находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности. В нашей работе с детьми по формированию первичных представлений о малой Родине результатом такого поиска стал лэпбук.
Лэпбук «Моя малая Родина, мой Боровский родной» представляет собой куб, на каждой грани которогорасполагаются информативные кармашки. Внутри карманов имеются дидактические игры и ознакомительный материал о родном посёлке.Карманы крепятся на ленту велькро («липучку»), что позволяет детям использовать карман отдельно от лэпбука, менять карманы местами.
Хочется отметить, такой вид лэпбука был выбран не случайно. Он изготовлен из материала, который легко обрабатывается, что не маловажно в настоящее время.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:
- информативен
- функционален
- обладает дидактическими свойствами
- обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части)
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме
- Дети учатся самостоятельно собирать информацию и пользоваться ею.
- Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами. Подходит для многократного применения.
5- 6слайдКармашек «Национальности проживающие на территории посёлка». Цель: Формирование, закрепление знаний о многонациональности нашего поселка. Знакомить с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре. Развитие цветового восприятия через национальные костюмы народов. Воспитание уважения к другим нациям.
В кармашке представлены карточки с изображением костюмов разных национальностей: татары, башкиры, казахи, русские и украинцы. Для того чтобы вызвать интерес у детей для изучения народов, живущих в нашем посёлке, было изготовлено два вида картинок: исходный вариант и для игры «Найди пару». По образцу, а в дальнейшем и без подсказок, нужно научиться подбирать пару национальных костюмов.
7 слайд Кармашек «Достопримечательности, памятники родного поселка».Цель: Расширение знаний детей о достопримечательностях, памятниках, архитектурных зданиях родного поселка.
В этом кармане собраны фотографии значимых объектов посёлка Боровский.
Воспитанники самостоятельно могут рассматривать фотографии достопримечательностей, памятников посёлка прошлых лет и увидеть, как они изменились и выглядят в настоящее время.
При работе с данным материалом дошкольники имеют возможность сравнивать, анализировать, рассказывать о своих любимых местах. Нужно отметить, что этот карман постоянно пополняется фотографиями из семейных альбомов, альбомов бабушек и дедушек, а также фотографиями любимых семейных мест отдыха. Таким образом, дети начинают знакомиться с историей посёлка.
8слайдДля мотивации дошкольников в этом кармане имеется игра «Собери картинку». Дети с удовольствием собирают картинку, одновременно запоминают и рассказывают о выбранном объекте.
9-10 слайд Кармашек «Блюда разных национальностей». Цель: Формирование представление детей о блюдах разных видов национальной кухни.
При изучении представленного материала воспитанники знакомятся с любимыми блюдами разных национальностей. Дети рассматривают картинки с изображениями тех или иных блюд, узнают названия блюд, а также имеют возможность рассказать о любимом блюде своей семьи. В данном кармане имеется игра «Состав блюда»: выбирается картинка с изображением определенного блюда (для начала всем известное), детям необходимо подобрать карточки с изображением тех ингредиентов, которые входят в составе выбранного блюда. Игра способствует развитию памяти, внимания, мышления, развивает кругозор, связную речь детей.
11 – 12слайдКармашек «Профессии наших родителей, предприятия посёлка».Цель: Расширение и систематизация знаний детей о мире профессий на примере профессий родителей, а также предприятиях, расположенных на территории посёлка.
13 -14 слайдКармашек «Народный фольклор и традиции». Цель: Развитие интереса детей к народному творчеству, фольклору, традициям.
На данный момент в этом кармане имеются карточки-раскраски с изображением тех потешек, считалок и песенок, которые мы изучили. На обороте каждой карточки — текст-подсказка для воспитателя. Дети могут выбрать карточку, вспомнив знакомую потешку, раскрасить её по своему желанию. Карточки заламинированы, что позволяет их использовать многоразово. Этот карман нередко пополняется родителями, которые охотно делятся знанием тех потешек и песенок, которые используют дома с детьми. Таким образом, родители делятся своим опытом с педагогом, что способствует установлению доверительных отношений.
15 слайдКармашек «Знак вопроса» предназначен для дополнения лэпбука информацией о родном посёлке по мере взросления детей. Совсем скоро дошкольники познакомятся с символикой посёлка, узнают о гербе и флаге, истории возникновения посёлка, выдающихся людях.
Таким образом, использование лэпбука ««Моя малая Родина, мой Боровский родной» способствует формированию у детей первичных представлений о малой родине. Дети в игровой деятельности, незаметно для себя, приобретают и закрепляют знания о родном посёлке.
Знакомство детей с «Лэпбуком «Моя малая родина»»
Знакомство детей с «Лэпбуком «Моя малая родина»»
Дмитрий Лихачев говорил:
«Мы не должны забывать о своем
Культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи.
Национальные отличия сохраняются и
в
XXIвеке, если будем озабочены воспитание
душ , а не только передачей знаний….»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работу по духовно-нравственному воспитанию я осуществляю комплексно, как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Это позволяет дать более, расширенные понятия.
Проанализировав знания о родном селе, а так же пронаблюдав за детьми, я увидела важность нравственно – патриотического воспитания с одной стороны и недостаточный уровень знаний детей о родном крае с другой стороны.
Актуальность
: Важным направлением в работе с детьми является воспитание патриотизма, формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников начинается с любви к своей семье, родному краю, природе.
Цель пособия
: Все материал данного пособия направлен на закрепление знаний детей о родном крае, истории семейского народа, о родном селе, культуре, обычаях и традициях. Также познакомить детей с его достопримечательностями, с памятниками, природой и животными нашего края.
Решение данной проблемы и стала реализация долгосрочного проекта: «Лэпбук «Моя малая родина»»,
в него входят следующие разделы:
Головоломки, пазлы, раскраски
Птицы и животные нашего края
Достопримечательности села Большой Куналей и Тарбагатай
В раздел «История села»
:
входят фотографии из прошлого села, такие как: —
- История села.
- Большекуналейский семейский хор – один из самых известных
коллективов, представляющий фольклор забайкальских семейских. Образован в 1927 году.
А также фото и истории современного семейского хора.
- Так же на длинных, прямых, ухоженных улицах села отстроены добротные, красиво расписные дома. Каждый дом обязательно украшен резными наличниками, элементами декора оформлен сам дом и ворота;
В 2021 году «Большекуналейское» сельское поселение внесено в путеводитель самых красивых деревень России.
Следующие раздел посвящен «героям Великой Отечественной Войны»
:
данный раздел раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах Участников ВОВ, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма;
Следующий
Раздел посвящен «знаменитым людям» нашего села:
Это — люди которыми мы вправе гордится!
Это — люди которые внесли свой вклад в историю села.
Следующие три раздела посвящены «природе родного края»:
Сюда входят разделы: о домашних и диких животных, о птицах
и растениях.
Разделы включают в себя развивающий материал. Важно знать не только какие деревья и виды птиц и животных у нас обитают, а также наглядно видеть, выбирать и составлять ребусы, пазлы, различные головоломки:
Следующие три раздела посвящены «Народным праздникам и играм с участием Нашей группы а так же наше творчество»:
Сюда входят не только фотографии различных мероприятий, праздников, игр с участием Нашей группы, а также стихи, песни, частушки раскраски и много другое:
Играя и рисуя, дети лучше запоминают особенности национальных костюмов, традиции, культуру и историю семейского народа.
Один и более важных разделов посвящен
МБОУ Большекуналейской СОШ им. Гуслякова Г.И
- История:
Все эти годы в школе очень большое внимание уделяется качеству знаний, воспитанию учащихся на традициях семейского народа.
В следующий раздел входят фото зданий немало значимых для села:
Все эти здания имеют историческую ценность.
На обороте нашего Лэпбука есть еще разделы и посвящены они Достопримечательностям и истории села Тарбагатай
.
Одним из важных достопримечательностей Тарбагатайского района является Большой Куналей.
Я уверена, что проводимая мною работа поможет привить детям любовь и привязанность к родному дому, семье, селу.
Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от нас с вами.
Лэпбук «Моя Малая Родина»
Старовая Ольга Викторовна
Лэпбук «Моя Малая Родина»
Лэпбук » Моя Малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.
Старовая Ольга Викторовна — руководитель кружка » Дошколёнок — краевед».
Лэпбук — отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания.
Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Результаты использования лэпбукав совместной деятельности:
-быстрое запоминание материала по теме;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
ЛЭПБУК – «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Краткое описание: лэпбук «Моя малая Родина»
представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладку из 6 дидактических игр по теме
лэпбука.
Цель: расширение представлений детей о малой Родине – Амурская область, закрепление знаний по определённой теме в игровой форме, развитие речи детей старшего дошкольного возраста и самостоятельности в выполнении заданий.
Фотоотчёт.
Символика Амурской области.
Цель: закрепить знания детей о флаге и гербе Амурской области.
Карман — дидактическая игра «Что даёт нам Амурская область».
Цель: расширение представлений детей о промышленности и сельском хозяйстве нашей области.
Карман — игра «Пазлы».
Цель: учить детей собирать карту Амурской области.
Дидакактическая игра «Полезные ископаемые».
Цель: закрепление знаний детей о полезных ископаемых нашего края и их условном обозначении.
Дидактическая игра «Деревья нашего края».
Цель: учить детей находить и называть деревья нашей области.
Дидактическая игра » Узнай обитателей наших водоёмов».
Цель: закрепить знания об обитателях рек, озёр.
Дидактическая игра «Явления природы и труд людей».
Цель: формирование представления об явлениях природы, труде людей в разное сезонное время.
Задание: кто больше назовёт городов Амурской области.
Итог: работа с лэпбуком повысила познавательный интерес детей и помогла закрепить пройденный материал в игровой форме.